Консультации, рекомендации, семинар-практикум на тему "Формирование пространственных представлений у детей 3 - 4 лет"
материал (младшая группа)

Колесник Евгения Валентиновна

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Эффективные методы и приемы обучения

умению различать правые и левые части тела»

Уважаемы родители!

Скажите, пожалуйста, в каких видах деятельности человеку необходима ориентировка в пространстве?

Ответы родителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что нет ни одного вида деятельности, в котором бы человек не ориентировался в пространстве.

Успешное овладение детьми многими видами деятельности тесно связано с развитием у них ориентировки в пространстве. Несформированность к концу дошкольного возраста пространственных представлений и ориентировки в пространстве является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Ребёнок, у которого к 6-7 годам умение находить «лево–право» не доведено до автоматизма, будет уставать, тревожиться и тратить больше времени на выполнение даже простых задач. Ему сложнее будет даваться письмо (слева направо), грамота, счёт, конструирование, танцы. Не говоря уж про полный опасностей путь до школы, где кроме запоминания маршрута придётся переходить дорогу.

Поэтому развитие у детей адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Хочу отметить, что основой различения пространственных направлений служит умение определять направление на себе.

Освоение ориентировки на собственном теле является первоначальной задачей.

Дети овладевают ею в младшем дошкольном возрасте. Младший дошкольник ориентируется на основе так называемой чувственной системы отсчета, т. е. по сторонам собственного тела.  Собственное тело является для ребенка центром, точкой отсчета, по отношению к которой ребенок только и может определять направление.

Задача «различать правую и левую части тела» особенно затрудняет детей.  

И сегодня я вас познакомлю с методами и приемами, которые помогут вам научить ваших детей это делать. Очень важно, что при проведении упражнений взрослый и ребенок должны сидеть или стоять лицом в одну сторону (показ)

Сначала надо научить детей различать правую и левую руки.

1.Детей надо знакомить с названиями обеих рук одновременно и постоянно связывать называние руки с выполняемыми ею действиями,

-  и прежде всего характерными для каждой руки.  

- Например, во время приема пищи, ребенка нужно учить правой рукой держать ложку, а левой держать хлеб.

- Например, на занятиях рисованием ребенка нужно учить левой рукой придерживать лист бумаги, чтобы он не скользил по столу, а правой держать карандаш. При этом

- На занятиях аппликацией нужно учить правой рукой держать кисточку, намазывать то, что наклеивает, а левой придерживать, промокать тряпочкой.

То есть нужно упоминать две руки. При этом нужно акцентировать внимание ребенка, спрашивая его, что он делает и какой рукой. «В какой руке у тебя ложка? В какой руке у тебя хлеб?» и т. д.

- упражнение в различении и назывании рук нужно связывать с выполнением и других действий. Например, можно закреплять понятия «левая» и «правая»  в процессе надевания рукавичек, приучая последовательно их надевать:  сначала просить ребенка надевать рукавичку на правую  руку, потом на левую.

Также за опору в обучении, можно повязать ребенку браслет или веревочку, которые ребенок носил бы постоянно на правой руке.

2. С целью усвоения данной задачи можно использовать «Игры с показом».

Это короткие стихи, которые ребенок сопровождает соответствующими движениями.

Давайте с вами поиграем:

Правая и левая – строят города.
(показывают, вытягивая поочередно вперед руки, а затем «строят» – ставят одну руку над другой, как будто кладка кирпичей)
Правая и левая – водят поезда.
(показываю руки, а затем «крутят руль» перед собой)
Правая и левая – могут шить и штопать.
(показывают руки, а затем правой рукой имитируют работу иголкой – шьют, левой рукой держат воображаемую ткань)
Правая и левая – любят громко хлопать.
(показывают руки, а затем хлопают).

У меня есть две руки – и правая, и левая!
Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!
Они мне могут нос зажать - и  правая, и левая!
За ухо могут потрепать - и правая, и левая!
Увидев маму, помахать - и правая, и левая!
Воздушный поцелуй послать - и правая, и левая!
И могут так меня обнять - и правая, и левая!

     

Нашей правою ладошкой

Мы пошлепаем немножко.
А теперь ладошкой левой

Ты шлепки погромче делай.

3. Дидактическое упражнение «Команды» тоже очень эффективный прием. Суть его в том, что вы даете команды ребенку:

- Покажи правую руку, покажи левую.

- Подними правую руку, подними левую руку.

- Возьми предмет то правой, то левой рукой.
- Возьми в правую руку флажок, а в левую руку – цветы.

После того, как ребенок научился различать левую и правую руки. Можно приступать к  обучению умению различать правую и левую часть тела.

Начинать нужно с того, что предложить ребенку опустить правую руку и потрогать правую ногу. Так ребенок понимает, что левая нога с той стороны, где левая рука, а правая там, где правая рука.  Аналогичным образом дети угадывают, какая щека правая, какая левая и т. д. Они в состоянии понять, что все, что удобнее достать правой рукой находится справа, и наоборот.

Но нужно помнить, что определить положение других частей тела в качестве правых или левых ребенку удается только по отношению к положению правой руки. Например, на предложение показать правый глаз младший дошкольник вначале отыскивает правую руку (сжимает ее, отводит в сторону и т.п.) и только после этого указывает на глаз.

На усвоение данной задачи нужно использовать игровые упражнения «Команды»:

  • Покажи правый глаз (левое ухо, правую ногу, левую щечку и т.д.)
  • Закрой левый глаз
  • Подними правую ногу, подними левую ногу
  • - Угадай какая щека (ухо и пр.) у тебя правая, а какая левая?»
  • и т. д.

Затем можно предложить ребенку и более сложные задания:

  • покажи левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

Обязательно нужно закреплять умение различать расположение левых – правых частей тела в процессе режимных моментов:

- в процессе одевания: «Давай оденем носочек на правую ножку», «Давай оденем носочек на левую ножку», «Давай оденем варежку на правую ручку» и т. д.

- в процессе умывания: «Давай помоем правый глазик», «Давай помоем левый глазик», «Давай помоем левую щечку» и т. д.

С целью усвоения данной задачи можно использовать «Игры с показом».

Давайте с вами поиграем:

Правой ручкой хлоп-хлоп,

Левой ручкой хлоп-хлоп,

Правой ножкой топ-топ,

Левой ножкой топ-топ,

Голова направо, голова налево,

Голова вперед - назад,

Повторяем все подряд.

А сейчас, я хочу раздать вам памятки с подборкой игр с показом по обучению детей умению различать правую и левую руки.

Итог: Вот и подошла к концу наша встреча. Если она была для вас полезной, поднимите, пожалуйста, красный кружок, а если нет, то поднимите белый кружок.



Предварительный просмотр:

«Игры и упражнения на формирование умения  различать

пространственные направления «от себя»: вверху — внизу, впереди — сзади (позади)»

Дидактические игры и упражнения на усвоение понятий вверху и внизу:

  • «Команды»

- «Посмотри вверх, посмотри вниз, посмотри вверх»

- «Покажи (флажком, палочкой) вверх, вниз»

- «Подними игрушку вверх, опусти игрушку вниз»

- «Подними руки вверх, опусти руки вниз и т. п.

  •  «Назови, кто находится внизу, а кто - вверху?»

На двери (стене) прикрепите картинки. Например: вверху – птичка (бабочка), внизу – мишка (зайка). Спросите у ребенка: «Кто находится внизу? Кто находится вверху? Где сидит мишка? Где летает бабочка?».

  • «Где звенит колокольчик?» 

Ребенок закрывает глаза. Вы звените колокольчиком около ребенка: то вверху, то внизу. Ребенок определяет направление, где раздается звук, при этом глаза не открывает. Назвав направление, ребенок открывает глаза и сравнивает свой ответ с правильным.

Дидактические игры и упражнения на усвоение понятий впереди — сзади (позади)

  • «Команды»:

- «Посмотри назад, посмотри вперед»

- «Покажи (флажком, палочкой) вперед, покажи назад»

- «Подними игрушку вперед, подними игрушку назад»

- «Поставь машинку впереди, а кубик – сзади»

- «Прокати шарик назад, прокати шарик вперед»

  • «Угадай, кто где стоит (сидит)!»

Члены семьи (или друзья ребенка) встают друг за другом или садятся на стульчики, стоящие друг за другом. Взрослый спрашивает ребенка: «Кто стоит (сидит) впереди тебя? А кто – сзади?». Отвечая ребенок обязательно должен назвать направление («Впереди меня …, а сзади …)

  • «Угадай, что где находится!»

1) Разместите 2 – 4 игрушки на 2 стульях, стоящих впереди и сзади от предполагаемого местонахождения ребенка. Ребенок становится между стульями и называет, где что находится («Впереди меня кукла, а сзади мишка»). Далее  предложите ребенку повернуться назад и назвать, что и где теперь находится.

2) Обстановку для игры можно и не готовить специально. Тогда по вашему указанию ребенок становится в определенном месте комнаты и перечисляет предметы, находящиеся перед ним впереди, сзади.

  • «Что изменилось?»

Разместите 2 – 4 игрушки на 2 стульях, стоящих впереди и сзади от предполагаемого местонахождения ребенка. Ребенок становится между стульями и называет, где что находится («Впереди меня кукла, а сзади мишка»). После этого вы предлагаете ребенку закрыть глаза. После того, как ребенок закрыл глаза, вы меняете местами игрушки или заменяет одну из них. Открыв глаза, ребенок угадывает, что изменилось. Он называет, где какие игрушки расположены.

Подготовила Колесник Е.В., воспитатель



Предварительный просмотр:

Памятка

«Игры с показом на  

формирование умения различать правую и левую руки»

Уважаемые родители!

Эти веселые стишки вы можете выучить с ребенком. При их рассказывании нужно обязательно просить ребенка показывать соответствующие части тела.

Здравствуй, правая рука!
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй, правый мой носочек!
Здравствуй, левый мой носочек!
Здравствуй, моя спинка,
Здравствуй, поясок!
Здравствуй, здравствуй, мой дружок!

Правая и левая – строят города.
(показывают, вытягивая поочередно вперед руки, а затем «строят» – ставят одну руку над другой, как будто кладка кирпичей)
Правая и левая – водят поезда.
(показываю руки, а затем «крутят руль» перед собой)
Правая и левая – могут шить и штопать.
(показывают руки, а затем правой рукой имитируют работу иголкой – шьют, левой рукой держат воображаемую ткань)
Правая и левая – любят громко хлопать.
(показывают руки, а затем хлопают).

У меня есть две руки – и правая, и левая!
Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!
Они мне могут нос зажать-и правая, и левая!
За ухо могут потрепать - и правая, и левая!
Увидев маму, помахать - и правая, и левая!
Воздушный поцелуй послать - и правая, и левая!
И могут так меня обнять - и правая, и левая!

Нашей правою ладошкой

мы пошлепаем немножко.
А теперь ладошкой левой

ты шлепки погромче делай.
Хлопаем мы по ногам,
И конечно, по рукам,
Хлопаем перед собой
И конечно за спиной.
Над головой – хлоп, хлоп!
По коленям – шлёп-шлёп!
И погладить себя можем -
Мы здоровью так поможем!

Ручку правую вперед,

А потом ее назад,

И опять ее вперед,

И немножко потрясем.

Мы танцуем «буги – вуги»

Поворачиваем круги

И в ладоши хлопаем вот так!

Где правый, где левый –

Где лево, где право?

Легко вам отвечу,

Подумавши здраво.

Это правая рука.

Она послушна и крепка.

ПРАВОЙ – я ложку держу,

Пса на поводке вожу,

Правая – мячик кидает,

А левая ей помогает.

Консультацию подготовила: Колесник Е.В., воспитатель

Источник: интернет-сайты



Предварительный просмотр:

«Значение формирования пространственных представлений

у детей дошкольного возраста»

Успешное овладение многими видами деятельности тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве:

- умением определять и обозначать, каково положение тех или иных объектов по отношению к себе,

- умением определять и обозначать свое положение по отношению к объектам, в том числе в процессе передвижения,

- ориентироваться в пространственных отношениях между предметами.

По мнению ученых, несформированность пространственных представлений и ориентировки в пространстве к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Ребёнок, у которого к 6-7 годам умение находить «лево–право» не доведено до автоматизма, будет уставать, тревожиться и тратить больше времени на выполнение даже простых задач. Ему сложнее будет даваться письмо (слева направо), грамота (где «С» смотрит направо, а «Э» – налево), счёт, конструирование, танцы. Не говоря уж про полный опасностей путь до школы, где кроме запоминания маршрута придётся переходить дорогу.

А кроме того, как подмечают детские врачи и психологи, умение ориентироваться в пространстве напрямую связанно с развитием речи, мышления и интеллекта ребёнка.

Поэтому развитие у детей адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

То, что мы каждую секунду своей жизни находимся в пространстве, да еще и совершаем постоянные действия, ориентируясь в нем, представляется нам, взрослым, таким естественным, что мы порой просто не задумываемся, какого же маленькому ребенку в этой абстрактной системе координат.

А маленькому человеку приходится очень несладко. Потому что даже среди чистого поля, пустого до горизонта, есть виртуальное «лево» и какое-то невидимое «право». Потому что эти «право» и «лево» уползают в разные стороны и меняются местами, стоит повернуть голову или посмотреть в зеркало. И потому что для того, чтобы выучить, где же лево, а где же право, нужно время и постоянные тренировки.

Даже взрослые люди в большинстве своем на долю секунды задумываются при просьбе поднять, например, правую руку. Кто-то вспомнит, какой рукой он держит ручку, а кто-то свой первый письменный стол, слева от которого стояло бабушкино трюмо, и которое на всю жизнь стало точкой отсчета лева и права.

Думать, что мир сам расставит всё в голове ребёнка по местам, не стоит. Вероятно, когда–то это и случится, но к тому моменту, малышу предстоит долго жить между «право» и «лево» и в наших интересах помочь ему как можно раньше и лучше ориентироваться в этих понятиях. Хотя бы для того, чтобы к школьной скамье ребёнка не вводила в ступор просьба учителя «отступить две клеточки слева» или команда тренера «направо равняйсь!»

Путь развития у детей представлений о пространстве – путь долгий и сложный. Дошкольнику доступна лишь часть его; при условии работы взрослых, эта часть может оказаться значительной.

К моменту поступления в школу, дети должны свободно:

  • ориентироваться:
  • в направлении движения,
  • в пространственных отношениях между ними и предметами,
  • в пространственных отношениях  между предметами,
  • уметь ориентироваться на плоскости,
  • уметь отражать в своей речи пространственные отношения с помощью пространственных предлогов и наречий. 

Консультацию подготовила: Колесник Е.В., воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям».

Семинар-практикум«Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»Разработали: воспитатель общеразвивающей группы...

Семинар-практикум - "Дидактические игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста".

Пространственные представления - это деятельность включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещене предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружаю...

Методические рекомендации «Методы и приёмы формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста»

Ребёнок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве, при помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу и др. Все эти п...

Консультации, рекомендации, семинар-практикум на тему "Формирование пространственных представлений у детей 4 - 5 лет"

Консультации, рекомендации и семинар-практикум для родителей по формированию пространственных представлений у детей 4 - 5 лет....

Консультации, семинар-практикум на тему "Формирование пространственных представлений у детей 5 - 6 лет"

Консультации, семинар-практикум для родителей по формированию пространственных представлений у детей 5 - 6 лет...

Выступление на семинар практикуме по формированию элементарных математических представлений у детей. Тема: «Величина»

Перечень задач по ФЭМП в подготовительной группе и практическое применение одной из них....

Семинар-практикум "Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста"

Семинар-практикум "Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста"...