Консультации, рекомендации, семинар-практикум на тему "Формирование пространственных представлений у детей 4 - 5 лет"
консультация (средняя группа)
Консультации, рекомендации и семинар-практикум для родителей по формированию пространственных представлений у детей 4 - 5 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Далеко ли, близко ли?»
(Игры и упражнения на формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко»)
Представления «ближе», «дальше», «близко», «далеко» дети получают, производя те или иные действия с игрушками и предметами.
С целью уточнения данных представлений можно использовать специальные игры и упражнения:
- Упражнение «Чей мяч покатился дальше?»
Возьмите 2 мяча и предложите ребенку посоревноваться с вами, кто из вас дальше бросит мяч. В конце упражнения обязательно уточните у ребенка: «Чей мяч покатился дальше?». Если ребенок затрудняется ответить или отвечает неправильно, то обязательно объясните ребенку правильный ответ.
- Упражнение «Кто дальше бросил снежок?»
Это упражнение проводится аналогично упражнению «Чей мяч покатился дальше?». Только вместо мячей вам понадобятся снежки.
- Игра «Что изменилось?»
Поставьте на стол слева домик, а справа 2 игрушки: зайчик и лисичка. При этом игрушки должны находится на разных расстояниях от домика. Выясните у ребенка, кто ближе, кто дальше от домика. Затем попросите ребенка закрыть глаза. В этот момент переставьте игрушки. Затем попросите ребенка открыть глаза и ответить, что изменилось. Ребенок должен ответить: кто теперь дальше, и кто ближе от домика.
- Игра «Дальше – ближе»
Поставьте перед ребенком 5 – 10 игрушек. А затем спрашивайте у него, какая из 2 игрушек находится от него дальше, а какая ближе. Например, «Какая игрушка к тебе ближе: мишка или зайка?», «Какая игрушка от тебя дальше находится: мишка или зайка?»
- Игра «Возьми игрушку»
1) Попросите ребенка закрыть глаза. И в этот момент поставьте на стол 2 игрушки – одну в пределах досягаемости руки ребенка, а другую – дальше. Затем предложите ребенку открыть глаза и взять 1 игрушку (при этом вы называете «какую он должен взять») не вставая со стульев. Если ребенок не может достать и взять игрушку, то вы должны спросить: «Почему ты не можешь взять эту игрушку?». Затем предлагаете ребенку взять вторую игрушку, которая стоит в пределах досягаемости руки ребенка. И спрашиваете у ребенка: «А почему ты смог достать эту игрушку?»
2) Затем попросите ребенка снова закрыть глаза и поменяйте игрушки местами (ту, которая стояла ближе ставьте дальше, а ту, которая стояла дальше, ставьте ближе).
3) В третий раз, обе игрушки ставьте далеко и спросите у ребенка, почему он не может их достать.
4) В четвертый раз, придвиньте игрушки к ребенку и спросите у ребенка, почему он их достал.
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами и освоение специальных слов и грамматических форм»
Цель: предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на формирование понимания пространственных отношений между предметами и освоение специальных слов и грамматических форм»
Ход:
Уважаемые родители!
Развивать у детей умение понимать и употреблять предлоги и наречия, обозначающие пространственные отношения между предметами – это одна из задач раздела «Речевое развитие» в средней группе.
- Назовите, пожалуйста, пространственные предлоги, которые определяют пространственные отношения между предметами? (в, на – под, за – перед)
- Назовите, пожалуйста, пространственные наречия, которые определяют пространственные отношения между предметами? (между, внизу – вверху, впереди – сзади, слева – справа, около, возле, рядом, внутри – снаружи)
Пополнение словарного запаса пространственными предлогами и наречиями положительно влияет на формирование грамматического строя устной речи ребенка, а в период школьного обучения помогает осваивать правила правописания предлогов и наречий.
Не все пространственные предлоги и наречия легко усваиваются детьми.
Для детей дошкольного возраста характерна замена точных пространственных обозначений другими формами речевых характеристик различных пространственных ситуаций.
Поэтому важно способствовать активному употреблению в речи детей пространственных терминов.
- Работа по формированию представлений о пространственных отношениях между предметами включает в себя проведение специальных дидактических игр, упражнений, чтобы привлечь внимание детей к пространственному расположению предметов, накопить элементарные, но систематизированные знания о пространственном расположении предметов в условиях специально организованной дидактической среды и в реальной обстановке.
- Правильный речевой образец взрослых. Т.е. очень важно при этом самим взрослым употреблять предлоги в правильной синтаксической форме.
Пожалуйста, запомните:
- Чтобы ускорить процесс различения детьми сходных пространственных ситуаций и их обозначений нужно учить детей сравнивать парнопротивоположные пространственные отношения и направления: «впереди – сзади», «над – под», «перед – за», «вверху – внизу». Прием сравнения помогает ускорить процесс различения детьми сходных пространственных ситуаций и их обозначений.
Занятия с ребенком нужно строить так:
- сначала взрослый показывает на игрушках или вещах определенные пространственные отношения и обозначает их точными словами;
- затем взрослый меняет местоположение предметов или заменяет тот или иной предмет, а ребенок каждый раз обозначают их положение по отношению друг к другу.
- затем ребенок, выполняя указания взрослого, сам создает соответствующие ситуации, а также ищет их в окружающей обстановке (рассказывает, например, какие предметы в комнате и где они расположены).
Развитию умения определять пространственные отношения между предметами способствуют:
- Дидактические игры:
Игра «Где что находится?» («Где что (кто) стоит?»)
1) Расставьте на столе предметы, сопровождая каждое действие словами: «Стоит посередине дом, внутри дома сидят дед с бабушкой, а рядом с ними сидит внучка, справа от дома растет елка, слева от дома растет береза, на березе сидит птичка. Перед домом сидят две собаки, между собаками стоит мальчик, за домом стоит машина, за елкой сидит кошка». Из-за дома выглядывает коза»
Затем спросите ребенка: «Где что (кто) находится?». Ребенок должен ответить, употребляя пространственные предлоги и наречия.
2) Затем продолжайте рассказывать и сопровождайте свои слова действиями: «Вышла кошка из-за елки, увидела ее собака, залаяла и погналась за кошкой. Кошка испугалась и полезла на березу. Птичка испугалась, улетела и села на крышу дома. Дедушка с бабушкой услышали шум и выбежали из дома и остановились перед елкой. А коза выскочила из-за дома и встала между бабушкой и дедушкой…»
Затем спросите ребенка: «Где что (кто) находится?». Ребенок должен ответить, употребляя пространственные предлоги и наречия.
Можно предложить ребенку повторить историю, сопровождая слова действием.
Игра «Прятки»
Вы предлагаете ребенку спрятаться в разных местах. Затем ищете его и, найдя ребенка, спрашиваете: «Где ты спрятался?». Этот вопрос ставит ребенка перед необходимостью ответить: «под столом», «за дверью», «за верандой» и т. д. Если ребенок ограничивается жестом или применяет неправильное слово, вы должны дать точное определение места, где он спрятался. Ребенок должен повторить.
Игра «Скажи, где сидит птичка» (показ)
Вы расставляете предметы, например, домик, березу, елку, птичку. И предлагаете ребенку закрыть глаза и помещаете воробья на елку. Открыв глаза, ребенок отмечает, где он сидит, употребляя пространственные предлоги и наречия.
Игра «Куда спряталась игрушка?»
Вы говорите ребенку: «Закрой глазки, а игрушка в это время от тебя спрячется». Вы ставите ее под стол, на шкаф…Ребенок, открыв глаза, ищет игрушку. Найдя ее, ребенок говорит, где она находится, используя слова: наверху, внизу, под столом, на кресле, около дивана, под машинкой, слева от телевизора и т. д.
Игра «Покажи, куда положили предмет»
Вы предлагаете ребенку выйти из комнаты. В это время вы раскладываете предметы. Затем зовете ребенка в комнату и даете ему указания-подсказки: Например: «Ищи мяч под…, ищи книгу за…, ищи карандаш между …» и т. д. Ребенок должен искать предметы в направлении, указанном вами. Затем нужно спросить ребенка, где он нашел тот или иной предмет. При этом, ребенок должен использовать в своих ответах пространственные предлоги и наречия.
Игра «Что изменилось?»
Вы ставите на стол несколько игрушек. И предлагаете ребенку внимательно посмотреть, что и как стоит на столе. Потом предлагаете ребенку закрыть глаза. В это время вы изменяете расположение игрушек. Ребенок, открыв глаза, должен определить и сказать, что изменилось, используя в речи пространственные предлоги и наречия.
Игра «Поручения»
Вы предлагаете ребенку располагать предметы или самому встать (сесть) так, как вы скажете. Например:
- Положи мячик в коробку, а карандаш перед коробкой.
- Положи куклу под стол, а книжку на стол.
- Сядь перед диваном
- Встань между стулом и окном и т. д.
- Дидактические игры с картинками:
- Развитию умения определять пространственные отношения между предметами способствует рассматривание с ребенком картинок, иллюстраций в книге.
При этом необходимо учить его осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой. Например, на картинках нарисованы дети, стоящие в кругу парами, напротив друг друга и т. п. Надо догадаться, что они собираются делать или что делают. «Кого рассматривает мальчик? Как ты догадался? Да, мальчик смотрит наверх».
Например, рассматривая иллюстрацию к сказке «Теремок»: домик – теремок, где из разных окошек выглядывают персонажи сказки, вы задаете вопросы:
- в каком окошке мышка? (верхнем или нижнем)
- где находится лягушка? (около зайчика и лисы, рядом с зайчиком и лисой, между зайцем и лисой)
- кто находится между мышкой и зайцем?
- где находится медведь? (справа от волка)
- кто находится под окошком лягушки?
- что находится над теремком?
- что находится около (рядом) с теремком?
- что находится слева (справа) от теремка?
Игра «Отгадай загадку» (показ)
Вы показываете ребенку картинку (иллюстрацию в книге) с изображением предметов. И говорите, что вы загадали предмет, нарисованный на этой картинке. И предлагаете ребенку его отгадать, называя особенности его расположения, используя пространственные предлоги или наречия.
Игра «Загадай загадку»
Вы показываете ребенку картинку (иллюстрацию в книге) с изображением предметов. И предлагаете ему загадать предмет, нарисованный на этой картинке, называя особенности его расположения, используя пространственные предлоги или наречия. Ребенок загадывает, а вы отгадываете.
По мере усвоения, задания в играх нужно усложнять:
- увеличивают количество предметов,
- изменяют расположение предметов
- расширяют площадь ориентировки
- повышают требования к скорости определения, вводят элементы соревнования.
- Словесные игры:
Игра «Скажи наоборот»
Вы произносите слово (пространственное наречие) и, бросаете ребенку мяч. Ребенок должен сказать противоположное по смыслу слово. (Вперед - назад, вверху - внизу, далеко - близко, над - под, справа - слева, внутри - снаружи и т. д.)
Игра «Дополни предложение»
Вы начинаете предложение, а ребенок его заканчивает. Например,
- Сережа подбросил мяч …(вверх),
- Наша группа находится …(наверху), а кухня …(внизу),
- Дима живет далеко от детского сада, а Максим…(близко).
- Девочка разделась, положила свою одежду на стульчик, а туфельки…(под стульчик)
Эти задачи развивают пространственное воображение детей. В случае, если они трудны детям, надо их наглядно представить, используя для этого детские игрушки.
Запомните, пожалуйста, важно постоянно побуждать ребенка употреблять слова, отражающие пространственные отношения - в процессе рисования, конструирования, при передвижении в помещении и на улице. В результате, представления детей о пространственных отношениях принимают обобщающий характер.
Для вас я приготовила памятки «Игры и упражнения на формирование умения понимать и употреблять предлоги и наречия, обозначающие пространственные отношения между предметами», которыми вы можете воспользоваться дома, занимаясь с ребенком.
Итог: Наша встреча подошла к концу. Если она была для вас полезной, поднимите, пожалуйста, красный кружок, а если нет, то поднимите белый кружок.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Рекомендации
«Методы и приемы обучения умению определять пространственные направления «от себя»: слева – справа»
Несформированность к концу дошкольного возраста пространственных представлений и ориентировки в пространстве является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Ребёнок, у которого к 6-7 годам умение находить «лево–право» не доведено до автоматизма, будет уставать, тревожиться и тратить больше времени на выполнение даже простых задач. Ему сложнее будет даваться письмо (слева направо), грамота, счёт, конструирование, танцы.
Помните, что при проведении данных игр и упражнений, вы и ребенок должны сидеть или стоять лицом в одну сторону!!!
С целью формирования умения различать пространственные направления «от себя»: слева – справа используют такие приемы как:
1. Дидактическое упражнение «Команды»
- «Повернись налево, повернись направо»
- «Покажи (флажком, палочкой) налево, направо»
- «Поставь машинку слева, а кубик – справа»
2. «Стихи» с показом:
Любопытная Варвара
смотрит - влево (ребенок смотрит влево)
смотрит вправо (ребенок смотрит вправо)
смотрит вверх (ребенок смотрит вверх)
смотрит вниз (ребенок смотрит вниз)
чуть присела на карниз
а потом свалилась вниз
3.Дидактические игры:
- Игра «Где звенит колокольчик?»
Вы звените колокольчиком то слева, то справа от ребенка. А он определяет, где раздается звук. Открыв глаза, он сначала может показать направление руками, а затем назвать его.
- Игра «Угадай, что где находится!»
1) Вы размещаете 2 – 4 игрушки на 2 стульях, стоящих слева и справа от ребенка. Он становится между стульями и называет, где что находится («Слева от меня кукла, а справа мишка»). Далее вы предлагаете ребенку повернуться назад и назвать, что и где теперь находится.
2) Обстановку для игры можно и не готовить специально. Тогда по вашему указанию ребенок становится в определенном месте комнаты и перечисляет предметы, находящиеся слева и справа.
- Игра «Что изменилось?»
Обстановка та же, что при проведении первого варианта игры «Угадай, что где находится!». После того как ребенок назовет местоположение игрушек, ему предлагают закрыть глаза. Вы меняете местами игрушки или заменяет одну из них. Открыв глаза, ребенок угадывает, что изменилось, называя, где какие игрушки расположены.
- Игра «Угадай, что загадали»
1)Игрушки необходимо расположить вокруг (впереди, слева, справа, сзади) ребенка.
Вы говорите ему, что загадали одну из них и надо отгадать – какую. Для этого вы предлагаете определение: «Она перед тобой (сзади от тебя, слева от тебя, справа)».
Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении. При повторном проведении игры надо поменять местами игрушки или заменить их другими.
2) Расположите игрушки вокруг себя. Загадывать игрушку предложите ребенку.
- Игра «Часы»
Тик - так, гик – так (на слова “тик - так” - наклоны в стороны)
Вправо шаг и влево шаг (ребенок выполняет)
И день и ночь вот так:
Вправо шаг и влево шаг.
- Игра «Найди дом по адресу»
На полу расположите игрушки в шахматном порядке. Ребенок подходит к игрушкам и встает так, чтобы игрушки были расположены впереди. Вы даете задание: «Найди такой домик, чтобы слева от тебя была кукла, а справа – машинка. Ребенок отыскивает место и садится в свой «домик». Вы задаете ребенку вопросы: «Какая игрушка справа от тебя? Какая слева? Какая впереди? Какая сзади».
4.Разнообразные жизненные ситуации:
Ориентироваться в данных направлениях ребенка можно учить и на прогулке, обращая его внимание: «Справа расцвели чудесные бархатцы», «Машина поехала налево». Особую роль играет бытовая ориентировка ребенка не только в своей комнате, но и в квартире и во дворе.
После того как ребенок приобретет умение различать и называть основные пространственные направления учите его передвигаться в указанном направлении.
С этой целью поиграйте с ним в игры, в которых ребенок передвигается с целью найти спрятанную игрушку, не изменяя направления:
Игра "Куда пойдешь и что найдешь?"
Вы в отсутствие ребенка прячете игрушки и объясняете задание: "Я спрятала игрушку, а тебе нужно ее отыскать. Если ты вперед пойдешь - мишку найдешь, назад пойдешь - матрешку найдешь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдешь?". Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашел. ("Я пошел назад и на полочке нашел матрешку).
Затем эту игру можно проводить в более сложном варианте. Ребенок делают выбор из 4 направлений (вперед, назад, влево, вправо).
Подготовила Колесник Е. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям».
Семинар-практикум«Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»Разработали: воспитатель общеразвивающей группы...
Семинар-практикум - "Дидактические игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста".
Пространственные представления - это деятельность включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещене предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружаю...
Методические рекомендации «Методы и приёмы формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Ребёнок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве, при помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу и др. Все эти п...
Консультации, рекомендации, семинар-практикум на тему "Формирование пространственных представлений у детей 3 - 4 лет"
Консультации, рекомендации, семинар-практикум по формированию пространственных представлений у детей 3 - 4 лет....
Консультации, семинар-практикум на тему "Формирование пространственных представлений у детей 5 - 6 лет"
Консультации, семинар-практикум для родителей по формированию пространственных представлений у детей 5 - 6 лет...
Выступление на семинар практикуме по формированию элементарных математических представлений у детей. Тема: «Величина»
Перечень задач по ФЭМП в подготовительной группе и практическое применение одной из них....
Семинар-практикум "Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста"
Семинар-практикум "Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста"...