Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в процессе игры
статья (старшая группа)
Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков, это:
- совмещение элементов игры и учения;
-переход от игр - забав через игры - задачи к учебно–познавательной деятельности;
-постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;
-повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности;
-единство обучающих и воспитательных воздействий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativ_navyki_u_detey_s_ovz_1.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в процессе игры
Актуальность
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, в частности дети с ЗПР испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение. В ней ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.
Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие и познавательной сферы ребенка.
Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых для успешного перехода к учебной деятельности.
«Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - сказал академик А. Асмолов. Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».
Отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие ребёнка и реализацию его в учебном процессе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению ребёнка и появлению отклонений в его социализации. Но существует возможность коррекции уже выработанных коммуникативных умений, поэтому актуальной становится социально-педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков у воспитанников, так как особенности дошкольного возраста позволяют рассчитывать на высокую эффективность деятельности .
В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные умения и навыки и учатся жить в обществе.
Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в процессе игры
Одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ является игра.
В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.
Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.
Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры),умение сопереживать. В игре они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков, это:
- совмещение элементов игры и учения;
-переход от игр - забав через игры - задачи к учебно–познавательной деятельности;
-постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;
-повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности;
-единство обучающих и воспитательных воздействий.
При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы следует учитывать особенности разноуровнего развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
Для этого необходимо помнить несколько простых правил:
1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.
2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за ним.
3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.
5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей, умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
6. Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.
Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы:
- игры-инсценировки,
- игры-забавы,
- игры - соревнования,
- дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры,
- подвижные игры,
- игры-драматизации,
- игры-имитации,
- игры-хороводы,
- беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.
Игры на развитие коммуникативных навыков
Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.
Хороводная игра «Ау!»
Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.
Подвижная игра «Возьми игрушку»
Цель. Развивать навыки общения, умения просить.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель. Воспитывать уверенности в себе, в своих силах.
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра-имитация «Обезьянка»
Цель. Развить способность подражать мимике и жестам.
.Творческая игра «Рукавички»
Цель. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Игра-драматизация «Подарок на всех»
Цель. Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель. Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других.
Подвижная игра «Не намочи ног»
Цель. Учить проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.
Игра-упражнение «Пожалуйста»
Цель. Вырабатывать навык употребления «Волшебных слов».
Дидактическая игра « Не поделили игрушку»
Цель. Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.
Подвижная игра «Танцоры и музыканты»
Цель. Учить детей пользоваться общими вещами, уступать друг другу, выражать симпатию другому ребенку.
Творческая игра «Страна вежливости»
Цель. Учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия. Учить общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.
Игры - ситуации
Цель. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Игра - инсценировка «Мой день»
Цель. Развивать умение видеть и понимать себя и окружающих, внешний и внутренний мир.
Сюжетно-ролевая игра «Буратино и дети»
Цель. Учить детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.
Эти игры может использовать как учитель-логопед на логопедических занятиях, так и воспитатель.
Игры помогают преодолеть закомплексованность, развить коммуникативные навыки, помогают участвовать в художественной самодеятельности: занятия концертной деятельностью, участие в утренниках, родительских собраниях и пр. мероприятиях. В нашем детском саду большое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм.
Сюжетно-ролевая игра – идеальна для приобретения социальных навыков. Через игру дети учатся общаться с окружающими, понятно излагать желания, просьбы, договариваться у них формируются навыки культурного поведения.
Поэтому для решения задачи развития у детей социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, коллективных взаимоотношений мы используем сюжетно-ролевую игру.
«В процессе таких игр, ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, во многом зависят возможности будущей социализации» [4, С. 49].
К концу дошкольного возраста дети в норме должны овладеть самостоятельной сюжетно-ролевой игрой. Они должны объединяться между собой по собственной инициативе, сами определять и разворачивать игровой сюжет, брать на себя соответствующие роли, выполняя те или иные игровые действия.
Для того что бы дети на должном уровне овладели игровыми навыками требуется систематическое и умелое руководство ею со стороны воспитателя даже у нормально развивающихся дошкольников. А у большинства детей с ОВЗ сюжетно-ролевая игра без направляющей роли взрослого и вовсе не формируется.
Сюжетно-ролевая игра воспитанников с ОВЗ имеет свои особенности, связанные с теми или иными ограничениями в здоровье, индивидуальным психо - физическим уровнем развития.
Так игра ребенка с интеллектуальными проблемами в развитии непродолжительна, поверхностна, эмоционально бедна, а высшая форма игры сюжетно-ролевая самостоятельно у детей с интеллектуальными нарушениями не формируется.
Перед воспитателем стоит задача постепенного введения такого ребенка в мир игры, обучение его различным игровым приемам, использованию вариативных средств общения со сверстниками.
При этом важно соблюдать поэтапность в формировании сложного механизма сюжетно - ролевой игры.
Для начала используем несложные, короткие игровые моменты предметами обихода и игрушками (покормить куклу, помыть посуду, проехать на машине под мостом или заехать в гараж и т. д.). Педагог должен постоянно комментировать все действия, показывать их наглядно, не сильно загружая их разнообразием.
Переходя у детей с ОВЗ от предметной к сюжетно-ролевой игре необходимо применять личностный, дифференцированный подход к каждому ребенку.
Для детей с интеллектуальным недоразвитием целесообразно начинать игру на близком и понятном им материале, максимально охватывая тот круг знаний, который им знаком из повседневной жизни. Поэтому знакомство с сюжетно-ролевыми играми мы начинаем с игры «Семья». Они ежедневно видят, что делает мама (готовит еду, наводит порядок, укладывает спать малыша) и играть мы начинаем именно с этого, затем постепенно добавляем игру в «Магазин» (нам необходимо сделать покупки, чтобы приготовить обед), «Автобус» (знакомим с правилами пользования общественным транспортом и правилами безопасности на дороге), «Больница» и т.п. Так постепенно игра «Семья» дополняется новыми сюжетами. На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство.
Дети с ОВЗ, так же, как и дети с нормой, могут оказаться в различной ситуации, опасной для здоровья, жизни, поэтому мы через игру обучаем правилам поведения, связанным с жизнью человека в обществе, мы обыгрываем несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формируя умение ориентироваться на самостоятельное принятие решений.
В процессе обучения детей той или иной игре необходимо помогать им вести диалоги, приходя на помощь всякий раз, когда дети затрудняются сами выразить свою просьбу, желание, мысль в словесной форме.
Чтобы научить общаться во время игры, строить диалоги мы вовлекаем детей с ОВЗ в игры с детьми с нормой развития.
Заключение
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: что включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений посредством игры, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей приносят, и будут приносить результаты.
Сюжетно–ролевая игра под продуманным руководством воспитателя – способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка с ОВЗ в реальной жизни.
Список литературы
- Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – « Книголюб» М., 2006
- Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004.
- Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. - “Детство-Пресс” Спб, 2004
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ%20№%201155%20от17.10.2013%20г..pdf
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.
Приложение
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья»
Тема игры: «Семья»
Возрастная группа: смешаная группа
Форма организации (подгрупповая)
Подготовка к игре: Воспитатель проводит беседу с детьми, определяет названия членов семьи. Помогает определиться с выбором роли и действиями, которые должен выполнять тот или иной член семьи. Чтение произведения «Маша обедает» С. Капустин и др.
Роли: папа, мама, дети, бабушки, дедушки, гости и т.д.
Атрибуты: куклы, расставленная мебель в комнате: диван, телевизор, стол, стулья и т.п.
Цель игры: научить детей играть в игру «Семья» .
ЗАДАЧИ | ||||||
-воспитывать бережное отношение к игрушкам, -воспитывать желание играть вместе, -корректировать неправильные действия. -воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; -учить распределять роли, -учить координировать свои действия с другими детьми, | ||||||
Этапы | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат | ||
Вводный | Воспитатель обращает внимание, что за столом сидят гости (куклы): Кто у нас сегодня в гостях? Кто будет мамой, папой и т.д.? Кто пойдет в магазин? Кто будет убирать дом, и готовить ужин к приходу гостей? Помогает распределить роли воспитатель. | Помогает распределить роли | Дети распределяются по ролям | Самостоятельно и с помощью педагога распределиться по ролям | ||
Этап игры | Мама Таня, говорит воспитатель, «Твои куклы сели за стол. Что же ты им приготовила? Что они любят есть? Где его взять?». | Воспитатель задает наводящие вопросы | Таня отвечает что она приготовила -Таня: купить в магазине. | Любознательный, активный, эмоционально отзывчивый | ||
- А кто пойдет в магазин, ведь ты должна приглядывать за ними. | -Таня: пойдет папа | |||||
-А если он на работе? | -Пойдет брат, сын и т.д. | |||||
Воспитатель. Что будут делать куклы-дочки? Воспитатель. Что у тебя в чайнике? | -Они будут спать. | |||||
Воспитатель. Давай покормим их сначала. | показывает пустое место на ладони. | (Ребенок сажает куклу за стол, приносит чашку, наливает в нее воображаемый чай.) - Таня: чай (Несколько раз подносит чашку ко рту куклы) | ||||
Воспитатель. А другие куклы что будут делать? | -Таня. Они тоже будут есть. (Берет куклу, которую называет дочкой, и кормит ее ложкой из тарелки.) | |||||
Воспитатель. Чем ты ее кормишь? | -Аня. Супом. | |||||
Воспитатель. Вот котлеты, но их надо еще поджарить. Дает мелкие бумажки. | -Девочка берет «котлеты», кладет на сковородку, накрывает тарелкой.) | |||||
Воспитатель. Где у тебя плита? | -(Девочка переворачивает большую кастрюлю, ставит на нее сковородку, внимательно наблюдает за ней.) | |||||
Воспитатель. Поджарились котлеты? | - Таня (приподняв тарелку и заглянув в сковородку). оджарились. Хочу еще котлетку. (Берет у взрослого еще бумажки, кладет их в сковородку.) | |||||
Воспитатель. Заждались твои куклы котлеток, дай им горяченьких. | -Таня. Нет, не надо, горячо. (Дует на ложку. Дает «котлеты» куклам, быстрым движением подносит ложку, едва касаясь рта кукол.) Вот и съели вкусные котлетки. | |||||
Воспитатель. Дай им конфету и яблоко. | Девочка берет воображаемое яблоко, отходит и кладет его в карман. | |||||
-Что ты взяла? | Воспитатель помогает детям развить сюжет игры и действовать в соответствии с выбранной ролью. | - Таня. Яблоко. (Вынимает из кармана и показывает воспитателю кулачок с воображаемым яблоком.) | ||||
Воспитатель показывает на угол стола «Там находится кран с водой». | -Таня кукле-сыну: «Что же ты оставил грязную посуду?»— мальчик посмотрел, где ее можно помыть | |||||
Осознание детьми своей деятельности | Воспитатель поддерживает сюжет и помогает действовать в соответствие с ролью | - Сережа отнес тарелки к столу и «помыл» их. Воспитатель предложил ему воображаемое полотенце, мальчик взял его и протер каждую тарелку. Таня (обращается к кукле). Пойдем в кроватку! Сережа (переставляет посуду, обращается к Оксане). Тихо! Дочкам спать надо, а ты громко разговариваешь! Таня(громко, командным тоном). Женя, я тебе сказала: «Все принести!» А ты меня совсем не слушаешь. Ты готовь там, а я пойду белье стирать. Света Я приготовила. Таня. Теперь гладь! Женя, гладь! Женя (гладит). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры» Выполнила: Балахонкина Наталья Илларионовна, воспитатель СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №13»
Введение.Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых краскахи трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творч...
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через разв...
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, спосо...
Проект "Социально - коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры"
У большинства детей старшего дошкольного возраста наблюдаются проблемы в общении со сверстниками.В детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким ...
"Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в процессе игры"
Дошкольники с ОВЗ испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, направленное на усвоение норм и ценностей, п...
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характе...
«Социально-коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры»
Проект создан по формированию предпосылок социально-коммуникативной грамотности детей. Цель развивать социально-коммуникативною грамотность воспитанников через игровую деятельность....