«Эффективные направления сотрудничества педагогов и родителей»
материал
Предварительный просмотр:
Эссе на тему:
«Эффективные направления сотрудничества педагогов и родителей»
От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
На мой взгляд, основной целью взаимодействия педагогов с семьёй является установление доверительных отношений с детьми и их родителями, как бы объединение их в одну команду. Воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей. С родителями взаимодействие необходимо начинать со знакомства. Воспитатель постоянно поддерживает личный контакт с родителями, обмениваются информацией. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка, тогда работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей.
Я считаю, что без хорошего контакта с родителями, невозможно получать от своей работы удовлетворение. Мысли о том, что люди, которые каждое утро отдают тебе ребенка, но не доверяют тебе, не понимают роли воспитателя в жизни ребенка, будут мешать качественно работать. Хотя я не исключаю того, что до некоторых родителей достучаться не возможно.
Хорошие отношения воспитателя и родителей просто необходимы для ребенка. Ребенок должен видеть, что родители передают его в руки людей, которых уважают, которым доверяют. Это залог его комфортного пребывания в детском саду.
Ребенок будет лучше развиваться, получать необходимые знания, если у родителей и воспитателей общие цели и задачи.
Я работаю в детском саду всего лишь четыре года и в своей работе пробовала использовать разные формы взаимодействия с родителями. И сделала вывод, что родителей интересуют активные формы взаимодействия, где в непринужденной обстановке можно обсудить свои проблемы в воспитании ребенка, поделиться опытом с другими. Одной из самых эффективных и традиционных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Найти выход из этого положения можно, если проводить собрания в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, родительские клубы, групповые (взаимодействие с родительским комитетом, творческими группами, групповые консультации, мастер-классы), индивидуальные (беседы, задушевный разговор, посещение на дому, индивидуальные поручения).
В каждом реальном случае я выбираю разные формы взаимодействия с родителями, учитывая их потребности и предложения. Главное – сделать родителей своими союзниками.
В начале моей работы мне было трудно сообщать родителям о какой-либо негативной информации. А как решать проблемы, если о них не говорить? Я стала советоваться с коллегами, у которых большой опыт работы и, конечно, я стала читать много литературы на эту тему. Очень мне понравились советы С.А. Тюляковой, которые я успешно теперь использую в своей работе. Так, например, С.А. Тюлякова советует при сообщении негативной информации о ребенке в разговоре с родителями делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка.
Сотрудничество с родителями позволяет мне лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Опыт показывает, в процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе. Поэтому каждый учебный год я начинаю со встречи, на которой освещаю закономерности развития ребенка, учу родителей рационально организовывать деятельность детей, а также видеть и оценивать себя как педагога.
Я стараюсь создавать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрирую свою заинтересованность и искреннее желание помочь.
С целью овладения родителями практических навыков в воспитании детей, я приглашаю родителей на консультации, на которых рассказываю о способах и приемах обучения. Показываю, как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как заучивать стихотворение и т.д.
Часто провожу беседы, как индивидуальные, так и групповые. Общаясь с родителями, стараюсь не только говорить, но и слушать, выражая свою заинтересованность и доброжелательность.
У нас в группе есть «Почтовый ящик». Каждый родитель имеет возможность высказать пожелания или сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью. Это помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Периодически в группе проходят выставки работ, которые помогают выявить мастериц и пополнить предметно-развивающую среду. Я часто организовываю субботники, что позволяет родителям убедиться, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.
Очень часто провожу Дни открытых дверей. Это дает возможность познакомить родителей с ДОУ, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию родителей. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.
Планируя ту или иную форму работы, я как педагог всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.
Использование мной различных форм работы с родителями дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми моими помощниками. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу и воспитателей, и членов семей воспитанников.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, необходимо научиться взаимодействовать в интересах ребенка.
Хотелось бы отметить ещё один важный момент в работе с родителями, я думаю, многие согласятся со мной. Каждый человек, сделавший какую – либо работу, нуждается в положительной оценке своего труда. Это актуально всегда и везде, поэтому не следует забывать постоянно, хвалить родителей. Я делаю это при любом удобном случае, во время индивидуальных бесед, во время проведения родительских собраний, Доверительные отношения устанавливаются благодаря совместной деятельности воспитателей, родителей и детей. Во всех мероприятиях постепенно налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами, воспитанниками и их родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему"Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями".
Эффективное направление сотрудничества педагогов с родителями...
Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями
«Детство – это не «социальный питомник»,а социальное состояние, в которомвзаимодействуют дети и взрослые».Д. И. Фельдштейн...
Эффективные направления сотрудничества инструктора по физкультуре ДОУ с родителями воспитанников.
В статье обобщен опыт работы инструктора по физкультуре десткого сада с родителями воспитанников....
Эффективные формы сотрудничества воспитателя и родителей
Эффективные формы сотрудничества воспитателя и родителей.Проблема взаимодействия педагога детского дошкольного учреждения с семьей ребенка является важным аспектом в личностном развитии до...
Статья «Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями»
laquo;Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями» Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей.Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физ...
Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений (статья 18...
"Эффективные формы сотрудничества педагога с семьями воспитанников"
В помощь молодым специалистам...