Мастер-класс для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через героев сказки.
методическая разработка

 

 

 

МКДОУ детский сад  «Баир»

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через героев сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Джумаева Цаган Мергеновна

 

 

 

 

 

 

 

 

   Цель:

   - Обновление педагогического процесса с использованием разнообразных приемов и средств, в процессе ознакомления детей со сказками.

   Задачи:

  • Расширить знания педагогов о сказке, как средство воспитания дошкольников

   • Обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми

 

   •  Познакомить с формой и методами знакомства детей со сказкой.

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).

Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача воспитания в подрастающем поколении нравственных качеств, которые в будущем могли бы обеспечить ему комфортные условия жизни в обществе, осуществляются с момента поступления в ДОУ.

Для полноценного нравственного воспитания детей воспитателям следует с раннего дошкольного возраста, ребёнка знакомить с общекультурными, моральными, духовными и эстетическими ценностями. Такими, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, прививать любовь к красоте и добру, правде, достоинству, долгу, чести, совести,  трудолюбию, любви к земле, дому, Родине.

Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы: словесный, наглядный, практический.

Словесный метод наиболее эффективный в процессе:
- рассказа или беседы;
- чтения произведений;
- заучивания потешек,  песенок,  пословиц, поговорок, считалок;
- рассказывания произведений устного народного творчества детьми;
- бесед с элементами диалога;
- проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.

Наглядный метод:

-чтение произведений устного народного творчества;
-наблюдения;
-показа сказок и других произведений вместе с детьми;
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
-проведение дидактических игр;

- целевых прогулок, экскурсий;
- моделирование сказок.
Практический метод:
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация вечера с родителями;
- проведение игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
- приготовление с детьми различных блюд народной кухни;
- изготовление поделок  на выставки;
- организация  постановки  сказок;
- проведение экскурсии различной направленности;
- нарисовать, слепить иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги и родители. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1.     В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2.     Посредством сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, веры в себя.

Например, в сказке «Зимовье» дружба помогает победить зло, «Репка» учит ценности совместного дела, трудолюбию, «Три медведя» — важности семьи, «Теремок» выход из ситуаций, «Гуси-лебеди» слушать наказ родителей, «У страха глаза велики» высмеиваются страх и трусость, «Лиса и журавль» хитрость, «Цветик-семицветик» — милосердию, «Чук и Гек» — любви к труду и Родине.

Также нравственность воспитывается в приобщении к труду: дети оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ. Развитие уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки на день матери, для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и т.д.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками, такими как: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица  необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности.

 Игра-викторина для воспитателей по сказке К. Чуковского «Федорино горе»

1.     Отгадайте, о каком герое сказки я сейчас вам буду говорить

У меня сейчас для вас,
Приготовлена загадка.
«Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!
Здесь такой переполох!

Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: — Куда? Куда?
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда.

Все виновную прощают –
Без хозяйки плохо быть!
А она им обещает
Их не пачкать и не бить». (Федора «Федорино горе»)

2.     Словесная игра «Доскажи словечко» отрывки из сказки Федорино горе»

«Скачет сито по полям,

 А корыто по лугам…»

«За лопатою метла

Вдоль по улице пошла…»

«Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы»

Но, как черная железная нога,

Побежала, поскакала кочерга.

«И помчалися по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи, держи!»

«Из окошка вывалился стол

И пошел, пошел, пошел, пошел, пошел…»

«А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются…»

«Загляни-ка ты в кадушку –

Там увидишь ты лягушку…»

«Загляни-ка ты в ушат 

Тараканы там кишат…»

«И чашки ушли и стаканы,

Остались одни тараканы…

«И сказала чашка:

«Ах, она бедняжка!»

«И сказала скалка:

«Мне Федору жалко!»

3.     Физминутка  «Посуда»

Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись
Вот большой стеклянный чайник        (одна рука согнута и поднята вверх, вторая согнута на талии), 
Очень важный он начальник. 
Вот фарфоровые чашки  
 (приседают, руки перед собой сомкнуты в круг), 
Очень хрупкие бедняжки
Вот серебряные ложки     (встают руки над головой сомкнуты в круг, ноги вместе), 
Голова на тонкой ножке. 
Вот пластмассовый поднос
    (руки перед собой, изображают поднос), 
Он посуду нам принес
Хлопни, топни, повернись, в педагога  превратись.

4.     Изготовление подарков для Федоры (раскрась посуду)

5.     Инсценировка сказки «Федорино горе» (отрывок)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Баир»

Мастер-класс для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через героев сказки.

Воспитатель: Джумаева Цаган Мергеновна

Цель:

- Обновление педагогического процесса с использованием разнообразных приемов и средств, в процессе ознакомления детей со сказками.

Задачи:

• Расширить знания педагогов о сказке, как средство воспитания дошкольников

• Обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми

• Познакомить с формой и методами знакомства детей со сказкой.

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).

Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача воспитания в подрастающем поколении нравственных качеств, которые в будущем могли бы обеспечить ему комфортные условия жизни в обществе, осуществляются с момента поступления в ДОУ.

Для полноценного нравственного воспитания детей воспитателям следует с раннего дошкольного возраста, ребёнка знакомить с общекультурными, моральными, духовными и эстетическими ценностями. Такими, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, прививать любовь к красоте и добру, правде, достоинству, долгу, чести, совести, трудолюбию, любви к земле, дому, Родине.

Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы: словесный, наглядный, практический.

Словесный метод наиболее эффективный в процессе:
- рассказа или беседы;
- чтения произведений;
- заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
- рассказывания произведений устного народного творчества детьми;
- бесед с элементами диалога;
- проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.

Наглядный метод:

-чтение произведений устного народного творчества;
-наблюдения;
-показа сказок и других произведений вместе с детьми;
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
-проведение дидактических игр;

- целевых прогулок, экскурсий;
- моделирование сказок.
Практический метод:
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация вечера с родителями;
- проведение игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
- приготовление с детьми различных блюд народной кухни;
- изготовление поделок на выставки;
- организация постановки сказок;
- проведение экскурсии различной направленности;
- нарисовать, слепить иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги и родители. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Посредством сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, веры в себя.

Например, в сказке «Зимовье» дружба помогает победить зло, «Репка» учит ценности совместного дела, трудолюбию, «Три медведя» — важности семьи, «Теремок» выход из ситуаций, «Гуси-лебеди» слушать наказ родителей, «У страха глаза велики» высмеиваются страх и трусость, «Лиса и журавль» хитрость, «Цветик-семицветик» — милосердию, «Чук и Гек» — любви к труду и Родине.

Также нравственность воспитывается в приобщении к труду: дети оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ. Развитие уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки на день матери, для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и т.д.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками, такими как: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности.

Игра-викторина для воспитателей по сказке К. Чуковского «Федорино горе»

1. Отгадайте, о каком герое сказки я сейчас вам буду говорить

У меня сейчас для вас,
Приготовлена загадка.
«Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!
Здесь такой переполох!

Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: — Куда? Куда?
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда.

Все виновную прощают –
Без хозяйки плохо быть!
А она им обещает
Их не пачкать и не бить». (Федора
, «Федорино горе»)

2. Словесная игра «Доскажи словечко» отрывки из сказки Федорино горе»

«Скачет сито по полям,

А корыто по лугам…»

«За лопатою метла

Вдоль по улице пошла…»

«Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы»

Но, как черная железная нога,

Побежала, поскакала кочерга.

«И помчалися по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи, держи!»

«Из окошка вывалился стол

И пошел, пошел, пошел, пошел, пошел…»

«А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются…»

«Загляни-ка ты в кадушку

Там увидишь ты лягушку…»

«Загляни-ка ты в ушат

Тараканы там кишат…»

«И чашки ушли и стаканы,

Остались одни тараканы…

«И сказала чашка:

«Ах, она бедняжка!»

«И сказала скалка:

«Мне Федору жалко!»

3. Физминутка «Посуда»

Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.
Вот большой стеклянный чайник (одна рука согнута и поднята вверх, вторая согнута на талии),
Очень важный он начальник.
Вот фарфоровые чашки
(приседают, руки перед собой сомкнуты в круг),
Очень хрупкие бедняжки.
Вот серебряные ложки (встают руки над головой сомкнуты в круг, ноги вместе),
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос
(руки перед собой, изображают поднос),
Он посуду нам принес.
Хлопни, топни, повернись, в педагога превратись.

4. Изготовление подарков для Федоры (раскрась посуду)

5. Инсценировка сказки «Федорино горе» (отрывок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического  музея  «Русская горница». Муз...

Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

Цель:- совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.Задачи:-Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осу...

Мастер-класс " Использования художественной литературы в духовно- нравственном воспитании".

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через использование сказки в развивающих играх В.В. Воскобовича

Одной из важнейших ступеней развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родины.Традици...

Мастер-класс с родителями на тему: "Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности"

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание успешных, социально ориентированных граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из актуальных проблем воспитания дошкол...

Родительское собрание. Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

Мастер класс для родителей на тему:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»...