Мастер-класс для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через героев сказки.
методическая разработка
МКДОУ детский сад «Баир»
Мастер-класс для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через героев сказки.
Воспитатель: Джумаева Цаган Мергеновна
Цель:
- Обновление педагогического процесса с использованием разнообразных приемов и средств, в процессе ознакомления детей со сказками.
Задачи:
• Расширить знания педагогов о сказке, как средство воспитания дошкольников
• Обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми
• Познакомить с формой и методами знакомства детей со сказкой.
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача воспитания в подрастающем поколении нравственных качеств, которые в будущем могли бы обеспечить ему комфортные условия жизни в обществе, осуществляются с момента поступления в ДОУ.
Для полноценного нравственного воспитания детей воспитателям следует с раннего дошкольного возраста, ребёнка знакомить с общекультурными, моральными, духовными и эстетическими ценностями. Такими, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, прививать любовь к красоте и добру, правде, достоинству, долгу, чести, совести, трудолюбию, любви к земле, дому, Родине.
Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы: словесный, наглядный, практический.
Словесный метод наиболее эффективный в процессе:
- рассказа или беседы;
- чтения произведений;
- заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
- рассказывания произведений устного народного творчества детьми;
- бесед с элементами диалога;
- проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.
Наглядный метод:
-чтение произведений устного народного творчества;
-наблюдения;
-показа сказок и других произведений вместе с детьми;
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
-проведение дидактических игр;
- целевых прогулок, экскурсий;
- моделирование сказок.
Практический метод:
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация вечера с родителями;
- проведение игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
- приготовление с детьми различных блюд народной кухни;
- изготовление поделок на выставки;
- организация постановки сказок;
- проведение экскурсии различной направленности;
- нарисовать, слепить иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги и родители. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Посредством сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, веры в себя.
Например, в сказке «Зимовье» дружба помогает победить зло, «Репка» учит ценности совместного дела, трудолюбию, «Три медведя» — важности семьи, «Теремок» выход из ситуаций, «Гуси-лебеди» слушать наказ родителей, «У страха глаза велики» высмеиваются страх и трусость, «Лиса и журавль» хитрость, «Цветик-семицветик» — милосердию, «Чук и Гек» — любви к труду и Родине.
Также нравственность воспитывается в приобщении к труду: дети оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ. Развитие уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки на день матери, для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и т.д.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками, такими как: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности.
Игра-викторина для воспитателей по сказке К. Чуковского «Федорино горе»
1. Отгадайте, о каком герое сказки я сейчас вам буду говорить
У меня сейчас для вас,
Приготовлена загадка.
«Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: — Куда? Куда?
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Все виновную прощают –
Без хозяйки плохо быть!
А она им обещает
Их не пачкать и не бить». (Федора , «Федорино горе»)
2. Словесная игра «Доскажи словечко» отрывки из сказки Федорино горе»
«Скачет сито по полям,
А корыто по лугам…»
«За лопатою метла
Вдоль по улице пошла…»
«Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы»
Но, как черная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
«И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи!»
«Из окошка вывалился стол
И пошел, пошел, пошел, пошел, пошел…»
«А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются…»
«Загляни-ка ты в кадушку –
Там увидишь ты лягушку…»
«Загляни-ка ты в ушат –
Тараканы там кишат…»
«И чашки ушли и стаканы,
Остались одни тараканы…
«И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»
«И сказала скалка:
«Мне Федору жалко!»
3. Физминутка «Посуда»
Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.
Вот большой стеклянный чайник (одна рука согнута и поднята вверх, вторая согнута на талии),
Очень важный он начальник.
Вот фарфоровые чашки (приседают, руки перед собой сомкнуты в круг),
Очень хрупкие бедняжки.
Вот серебряные ложки (встают руки над головой сомкнуты в круг, ноги вместе),
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос (руки перед собой, изображают поднос),
Он посуду нам принес.
Хлопни, топни, повернись, в педагога превратись.
4. Изготовление подарков для Федоры (раскрась посуду)
5. Инсценировка сказки «Федорино горе» (отрывок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад «Баир»
Мастер-класс для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через героев сказки.
Воспитатель: Джумаева Цаган Мергеновна
Цель:
- Обновление педагогического процесса с использованием разнообразных приемов и средств, в процессе ознакомления детей со сказками.
Задачи:
• Расширить знания педагогов о сказке, как средство воспитания дошкольников
• Обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми
• Познакомить с формой и методами знакомства детей со сказкой.
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача воспитания в подрастающем поколении нравственных качеств, которые в будущем могли бы обеспечить ему комфортные условия жизни в обществе, осуществляются с момента поступления в ДОУ.
Для полноценного нравственного воспитания детей воспитателям следует с раннего дошкольного возраста, ребёнка знакомить с общекультурными, моральными, духовными и эстетическими ценностями. Такими, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, прививать любовь к красоте и добру, правде, достоинству, долгу, чести, совести, трудолюбию, любви к земле, дому, Родине.
Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы: словесный, наглядный, практический.
Словесный метод наиболее эффективный в процессе:
- рассказа или беседы;
- чтения произведений;
- заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
- рассказывания произведений устного народного творчества детьми;
- бесед с элементами диалога;
- проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.
Наглядный метод:
-чтение произведений устного народного творчества;
-наблюдения;
-показа сказок и других произведений вместе с детьми;
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
-проведение дидактических игр;
- целевых прогулок, экскурсий;
- моделирование сказок.
Практический метод:
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация вечера с родителями;
- проведение игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
- приготовление с детьми различных блюд народной кухни;
- изготовление поделок на выставки;
- организация постановки сказок;
- проведение экскурсии различной направленности;
- нарисовать, слепить иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги и родители. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Посредством сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, веры в себя.
Например, в сказке «Зимовье» дружба помогает победить зло, «Репка» учит ценности совместного дела, трудолюбию, «Три медведя» — важности семьи, «Теремок» выход из ситуаций, «Гуси-лебеди» слушать наказ родителей, «У страха глаза велики» высмеиваются страх и трусость, «Лиса и журавль» хитрость, «Цветик-семицветик» — милосердию, «Чук и Гек» — любви к труду и Родине.
Также нравственность воспитывается в приобщении к труду: дети оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ. Развитие уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки на день матери, для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и т.д.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками, такими как: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности.
Игра-викторина для воспитателей по сказке К. Чуковского «Федорино горе»
1. Отгадайте, о каком герое сказки я сейчас вам буду говорить
У меня сейчас для вас,
Приготовлена загадка.
«Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: — Куда? Куда?
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Все виновную прощают –
Без хозяйки плохо быть!
А она им обещает
Их не пачкать и не бить». (Федора , «Федорино горе»)
2. Словесная игра «Доскажи словечко» отрывки из сказки Федорино горе»
«Скачет сито по полям,
А корыто по лугам…»
«За лопатою метла
Вдоль по улице пошла…»
«Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы»
Но, как черная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
«И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи!»
«Из окошка вывалился стол
И пошел, пошел, пошел, пошел, пошел…»
«А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются…»
«Загляни-ка ты в кадушку –
Там увидишь ты лягушку…»
«Загляни-ка ты в ушат –
Тараканы там кишат…»
«И чашки ушли и стаканы,
Остались одни тараканы…
«И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»
«И сказала скалка:
«Мне Федору жалко!»
3. Физминутка «Посуда»
Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.
Вот большой стеклянный чайник (одна рука согнута и поднята вверх, вторая согнута на талии),
Очень важный он начальник.
Вот фарфоровые чашки (приседают, руки перед собой сомкнуты в круг),
Очень хрупкие бедняжки.
Вот серебряные ложки (встают руки над головой сомкнуты в круг, ноги вместе),
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос (руки перед собой, изображают поднос),
Он посуду нам принес.
Хлопни, топни, повернись, в педагога превратись.
4. Изготовление подарков для Федоры (раскрась посуду)
5. Инсценировка сказки «Федорино горе» (отрывок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического музея «Русская горница». Муз...
Проект «Приобщение духовно – нравственным ценностям младших дошкольников через сказку»
Методический материал для детей младшего возраста...
Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»
Цель:- совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.Задачи:-Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осу...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/09/picture-868929-1644426189.jpg)
Мастер-класс " Использования художественной литературы в духовно- нравственном воспитании".
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/05/picture-1154830-1565015291.jpg)
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через использование сказки в развивающих играх В.В. Воскобовича
Одной из важнейших ступеней развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родины.Традици...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/04/picture-212492-1630766686.jpg)
Мастер-класс с родителями на тему: "Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности"
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание успешных, социально ориентированных граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из актуальных проблем воспитания дошкол...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/23/picture-1139756-1556041024.jpg)
Родительское собрание. Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»
Мастер класс для родителей на тему:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»...