Мастер-класс "Театрализованная игра в воспитании и развитии дошкольников"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им окружающего мира. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя и поведения. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Она пробуждает в нем творческие нотки, развивает способность к импровизации, сочинительству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_igra_v_vospitanii_i_razvitii_doshkolnikov.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная игра в воспитании и развитии дошкольников
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им окружающего мира.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя и поведения. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Она пробуждает в нем творческие нотки, развивает способность к импровизации, сочинительству. Готовность ребенка к творчеству — одно из важных достижений, которое формируется в процессе театральной игры. В параллель этому развиваются внимание и наблюдательность, воображение и фантазия, находчивость и умение ориентироваться в окружающей обстановке, активизируется мыслительный процесс. Театрализация, в том числе и театральные игры, готовит воспитанников не только к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации ребенка в детском коллективе.
Проанализировав современную литературу по театрализации для дошкольников, несложно заметить, что почти все авторы подразделяют театрализованные игры на две основные группы: игры-драматизации и режиссерские игры.
— В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
— В режиссерской игре артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами».
Эльвира Чурилова, автор программы «АРТ-фантазия», по которой я организовывала театрализованную деятельность в нашем МДОУ, видит понятие «театральная игра» немного шире. Автор считает, что прежде, чем перейти к играм-драматизациям по знакомым сказкам, ребенку необходимо накопить определенный опыт в работе над сюжетными и импровизационными играми. Этому и способствуют театральные игры.
В программе «АРТ-фантазия» раздел «Театральная игра» содержит два подраздела: общеразвивающие игры, направленные на развитие памяти, внимания, наблюдательности, согласованности и координации движений, ориентировку в пространстве. И специальные театрализованные игры, развивающие главным образом воображение, фантазию, творческое начало. Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действию в сценических условиях, то есть к самому спектаклю. Сюда относятся игры на превращение, игры на действие с воображаемыми предметами и др.
Хотелось бы подробнее остановиться на играх, предлагаемых программой «Арт-фантазия», так как я считаю их полезными, интересными, хорошей базой для того, чтобы двигаться дальше. Итак, поиграем…
Игра «Руки-ноги»
Развивает активное внимание и быстроту реакции.
По одному хлопку дети должны поднять руки (если руки уже подняты — опустить), по двум хлопкам — встать (если уже стоят — сесть).
Игра «Передай позу»
Развивает память, внимание, наблюдательность, выдержку, фантазию.
Дети сидят на полу друг за другом с закрытыми глазами. Ведущий ребенок придумывает позу и показывает ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего.
Запомни фотографию.
Развивает произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.
Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы.
Тень.
Развивает внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.
Группа детей (3-5) следует за водящим как тень, в точности повторяя все его движения. Усложняя игру, можно предложить детям объяснять свои действия: наклонился, чтобы сорвать цветок, перепрыгнул яму и т.д.
Внимательные звери (ухо нос, хвост).
Тренирует слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.
Сначала ведущий показывает на ухо, нос или хвост и называет то, на что он показывает. Потом называет одно, а показывает совсем другое. Дети должны верно сориентироваться и показать то, что назвал ведущий.
Игры-превращения
Развивают чувство веры и правды, сообразительность, воображение и фантазию.
Разновидностей этой игры несколько. Превращение детей (по сигналу педагога дети превращаются в деревья, зверей, игрушки, сказочных героев). Превращение комнаты (группа из 3-5 детей придумывает свой вариант превращения комнаты в магазин, берег моря, больницу, зоопарк и т.д. Остальные отгадывают). Превращение предмета (предмет кладется на стол. Каждый должен действовать с предметов по-своему, так, чтобы была понятна суть превращения. Карандаш — градусник, ложка, кисть, дудочка и т.д. Мячик — снежок, яблоко, камень, ежик и т.д.).
Игры на действие с воображаемыми предметами.
Развивают воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.
Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем
Выбирается Дедушка и 3-5 внучат. Договорившись, что будут показывать, дети идут к «дедушке».
Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?
Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем!
Дети выполняют заранее оговоренное действие, например, моют руки, собирают грибы, играют в мяч, подметают пол, и т.п. Дедушка должен отгадать.
Разновидность предыдущей игры «Король».
Дети загадывают профессию и идут к Королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников.
Игры–стихи.
Учат детей обыгрывать литературный текст, поддерживают стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа.
Ведущий читает стихотворение, дети придумывают и выполняют движения по тексту.
Дружный круг.
Если вместе соберемся,
Если за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
Хлоп-хлоп!
Топ-топ!
Прыг-прыг!
Шлеп-шлеп!
Прогуляемся, пройдемся,
Как лисички…(медведи, солдаты, старушки)
Мое настроение.
Настроение мое каждый день меняется,
Потому что каждый день что-нибудь случается!
То я злюсь, то улыбаюсь,
То грущу, то удивляюсь,
То, бывает, испугаюсь!
То, бывает, посижу,
помечтаю, помолчу!
Как живешь?
Развивает быстроту реакции, координацию движений, фантазию, умение владеть жестами.
Педагог Дети
— Как живешь? — Вот так! С настроением показать
большой палец.
— А плывешь? — Вот так! Любым стилем.
— Как бежишь? — Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.
— Вдаль глядишь? — Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.
— Ждешь обед? — Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой.
— Машешь вслед? — Вот так! Жест понятен.
— Утром спишь? — Вот так! Ручки под щечку.
— А шалишь? — Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.
(По Н.Пикулевой)
Одно и то же по-разному
Развивает умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, воображение, веру, фантазию.
Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на несколько групп, и каждая получает определенное задание.
I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.
II группа — задание «идти». Возможные варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т.д.
III группа — задание «бежать». Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т.д.
IV группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т.д.
г) болеем за спортивную команду
V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:
а) кошку;
б) попугайчика;
в) кузнечика и т.д.
Накопив определенный опыт можно переходить к играм-драматизациям. Это может быть разыгрывание небольших сюжетов на заданную тему, импровизация с конкретными героями, инсценирование хорошо знакомых сказок.
В заключение хочу сказать, что подобных игр очень много, их использование в работе по театрализации оправдано, а эффект заметен. Дети раскрепощаются, начинают фантазировать, творчески придумывать свои варианты. Театрализованные игры развивают многие качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе и умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагировать на поведение партнеров. Эти навыки пригодятся детям и в жизни. Ведь основной целью нашей работы является воспитание думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...
Мастер-класс "Музыкально-дидактическая игра - как важный фактор развития у дошкольников любознательности, инициативности, творчества"
На данном мастер-классе автор предлагает музыкально-дидактические игры, которые можно применять для творческого развития дошкольников, в том числе ограниченных возможностей....
Мастер-класс для педагогов: «Игра-эксперимент – как средство развития индивидуальных особенностей дошкольников».
Материал позволяет повысить педагогический уровень воспитателя....
Мастер – класс «Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»
Конспект мастер-класса "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи педагога"...
Мастер-класс для педагогов «Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие дошкольников»
Данные игры вы сможете использовать в работе со своими детьми. Благодаря игре процесс познания и развития становится ненавязчивым, интересным, а главное – более продуктивным....
Мастер класс для педагогов "Игра в воспитании нравственных качеств дошкольников"
МАСТЕР – КЛАСС «Игра в воспитании нравственных качеств дошкольников» 1 слайд представляю вашему вниманию мастер класс на тему «Игра в воспитании нравственных качеств дошко...
Мастер-класс «Использование театрализованной игры, как части занятия»
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение во всех видах деятельности, потому что...