Мастер-класс "Театрализованная игра в воспитании и развитии дошкольников"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им окружающего мира. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя и поведения. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития.  Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Она пробуждает в нем творческие нотки, развивает способность к импровизации, сочинительству.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная игра в воспитании и развитии дошкольников

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра,  как один из ее видов,  является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им окружающего мира.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя и поведения. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития.  Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Она пробуждает в нем творческие нотки, развивает способность к импровизации, сочинительству. Готовность ребенка к творчеству — одно из важных достижений, которое формируется в процессе театральной игры. В параллель этому развиваются внимание и наблюдательность, воображение и фантазия, находчивость и умение ориентироваться в окружающей обстановке, активизируется мыслительный процесс. Театрализация, в том числе и театральные игры, готовит воспитанников не только к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации ребенка в детском коллективе.

Проанализировав современную литературу по театрализации для дошкольников, несложно заметить, что почти все авторы подразделяют театрализованные игры на две основные группы: игры-драматизации и режиссерские игры.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств  выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

— В режиссерской игре артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами».  

Эльвира Чурилова, автор программы «АРТ-фантазия», по которой я организовывала театрализованную деятельность в нашем МДОУ, видит понятие «театральная игра»  немного  шире. Автор считает, что прежде, чем перейти к играм-драматизациям по знакомым сказкам, ребенку необходимо накопить определенный опыт в работе над сюжетными и импровизационными играми. Этому и способствуют театральные игры.

 В программе «АРТ-фантазия» раздел «Театральная игра»  содержит  два подраздела:  общеразвивающие игры, направленные на развитие памяти, внимания, наблюдательности,  согласованности и координации движений, ориентировку в пространстве. И специальные театрализованные игры, развивающие главным образом воображение, фантазию, творческое начало. Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действию в сценических условиях, то есть к самому спектаклю. Сюда относятся игры на превращение, игры на действие с воображаемыми предметами и др.

Хотелось бы подробнее остановиться на играх, предлагаемых программой «Арт-фантазия», так как я считаю их полезными, интересными, хорошей базой для того, чтобы двигаться дальше. Итак, поиграем…

Игра «Руки-ноги»

Развивает активное внимание и быстроту реакции.

По одному хлопку дети должны поднять руки (если руки уже подняты — опустить), по двум хлопкам — встать (если уже стоят — сесть).

Игра «Передай позу»

Развивает память, внимание, наблюдательность, выдержку, фантазию.

Дети сидят на полу друг за другом с закрытыми глазами. Ведущий ребенок придумывает позу и показывает ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего.

Запомни фотографию.

Развивает произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы.

Тень.

Развивает внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Группа детей (3-5) следует за водящим как тень, в точности повторяя все его движения. Усложняя игру, можно предложить детям объяснять свои действия: наклонился, чтобы сорвать цветок, перепрыгнул яму и т.д.

Внимательные звери  (ухо нос, хвост).

Тренирует слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Сначала ведущий показывает на ухо, нос или хвост и называет то, на что он показывает. Потом называет одно, а показывает совсем другое. Дети должны верно сориентироваться и показать то, что назвал ведущий.

Игры-превращения

Развивают чувство веры и правды, сообразительность, воображение и фантазию.

Разновидностей этой игры несколько. Превращение детей (по сигналу педагога дети превращаются в деревья, зверей, игрушки, сказочных героев). Превращение комнаты (группа из 3-5 детей придумывает свой вариант превращения комнаты в магазин, берег моря, больницу, зоопарк и т.д. Остальные отгадывают). Превращение предмета (предмет кладется на стол. Каждый должен действовать с предметов по-своему, так, чтобы была понятна суть превращения. Карандаш — градусник, ложка, кисть, дудочка и т.д. Мячик — снежок, яблоко, камень, ежик и т.д.).

Игры на действие с воображаемыми предметами.

Развивают воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем

 Выбирается Дедушка и 3-5 внучат. Договорившись, что будут показывать, дети идут к «дедушке».

Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем!

Дети выполняют заранее оговоренное действие, например, моют руки,  собирают грибы, играют в мяч, подметают пол, и т.п. Дедушка должен отгадать.

Разновидность предыдущей игры «Король».

Дети загадывают профессию и идут к Королю.

Работники.        Здравствуй, король!

Король.        Здравствуйте!

Работники.        Нужны вам работники?

Король.        А что вы умеете делать?

Работники.        А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников.

Игры–стихи.

Учат  детей обыгрывать литературный текст, поддерживают стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа.

Ведущий читает стихотворение, дети придумывают и выполняют движения по тексту.

            Дружный круг.

Если вместе соберемся,

Если за  руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

Хлоп-хлоп!

Топ-топ!

Прыг-прыг!

Шлеп-шлеп!

Прогуляемся, пройдемся,

Как лисички…(медведи, солдаты, старушки)

Мое настроение.

 Настроение мое каждый день меняется,

Потому что каждый день что-нибудь случается!

То я злюсь, то улыбаюсь,

То грущу, то удивляюсь,

То, бывает, испугаюсь!

То,  бывает, посижу,

помечтаю, помолчу!  

Как живешь?

Развивает быстроту реакции, координацию движений, фантазию, умение владеть жестами.

 Педагог                          Дети

— Как живешь?        — Вот так!                С настроением показать

большой палец.

— А плывешь?          — Вот так!                Любым стилем.

— Как бежишь?        — Вот так!                Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.

— Вдаль глядишь?    — Вот так!                Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.

— Ждешь обед?        — Вот так!                Поза ожидания, подпереть щеку рукой.

— Машешь вслед?     — Вот так!                Жест понятен.

— Утром спишь?        — Вот так!                Ручки под щечку.

— А шалишь?           — Вот так!                Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.

(По Н.Пикулевой)

Одно и то же по-разному

Развивает умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, воображение, веру, фантазию.

Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на несколько групп, и каждая получает определенное задание.

I   группа — задание «сидеть». Возможные варианты:

 а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II   группа — задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III   группа — задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV  группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

г) болеем за спортивную команду

V  группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:

а) кошку;

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.

Накопив определенный опыт можно переходить к играм-драматизациям. Это может быть разыгрывание небольших сюжетов на заданную тему, импровизация с конкретными героями, инсценирование хорошо знакомых сказок.  

В заключение хочу сказать, что подобных игр        очень много, их использование в работе по театрализации оправдано, а эффект заметен. Дети раскрепощаются, начинают фантазировать, творчески придумывать свои варианты. Театрализованные игры развивают многие качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе и умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагировать на поведение партнеров. Эти навыки пригодятся детям и в жизни. Ведь основной целью нашей работы является воспитание думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...

Мастер-класс "Музыкально-дидактическая игра - как важный фактор развития у дошкольников любознательности, инициативности, творчества"

На данном мастер-классе автор  предлагает  музыкально-дидактические игры, которые можно применять для творческого развития дошкольников, в том числе ограниченных возможностей....

Мастер – класс «Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»

Конспект мастер-класса "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи педагога"...

Мастер-класс для педагогов «Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие дошкольников»

Данные игры вы сможете использовать в работе со своими детьми. Благодаря игре процесс познания и развития становится ненавязчивым, интересным, а главное – более продуктивным....

Мастер класс для педагогов "Игра в воспитании нравственных качеств дошкольников"

МАСТЕР – КЛАСС «Игра в воспитании нравственных качеств дошкольников» 1 слайд представляю вашему вниманию мастер класс на тему «Игра в воспитании нравственных качеств дошко...

Мастер-класс «Использование театрализованной игры, как части занятия»

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение во всех видах деятельности, потому что...