«Взаимодействие с семьями воспитанников на основе социального партнерства»
статья

КОВАЛЕВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ « Калачеевский  детский сад общеразвивающего  вида №1»

Воронежская область, г. Калач ,  1sadkalach@mail.ru

 «Взаимодействие с семьями воспитанников на основе социального партнерства»

 

  1. Взаимодействие ДОУ и семьи как условие полноценной 

Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к.

  1. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу
  2. человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и
  3. максимально полное личностное развитие.  
  4. Социализация личности начинается с первых же лет жизни, т. е. именно в
  5. детском возрасте у каждого начинает закладываться своя собственная
  6. картина мира, в общих чертах начинает формироваться своё представление
  7. об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.
  8. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в
  9. результате воспитания происходит естественный процесс интеграции
  10. ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С.
  11. Выготский), т. е. его социализация

   Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к.общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.

     Социализация личности начинается с первых же лет жизни, т. е. именно в детском возрасте у каждого начинает закладываться своя собственная картина мира, начинает формироваться своё представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С. Выготский), т. е. его социализация.

     В качестве одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным образованием – как первым уровнем общего образования, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования рассматривается «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Семья, родственники играют особую роль в социализации ребенка. Именно родителям в первую очередь хочет подражать ребенок, он разделяет и сохраняет их взгляды, установки, интересы, образцы поведения, приобщается к семейным традициям. При полноценном общении с близкими в семье, у ребенка пробуждаются активность, инициативность, открытость по отношению к другим людям.

   Исходя из современной социальной ситуации, анализа собственных возможностей, накопленный ранее опыт взаимодействия с семьями воспитанников, педагоги нашего детского сада строят работу с родителями на основе сотрудничества, взаимодействия, устанавливая партнерские отношения в вопросах воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания совместных образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

  Одна из основных задач ДОО — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника для его успешной социализации .

Важным условием для полноценной социализации ребенка -дошкольника является вовлечение родителей в образовательный  процесс ДОО, совместное творчество, досуговые мероприятия, организационно-управленческую деятельность.

Таким образом, взаимодействие дошкольной образовательной организации  и семьи, создание единого образовательного пространства помогает ребенку войти в современный социальный мир.

В рамках реализации ФГОС ДО в нашем детском саду  создана модель взаимодействия с семьями воспитанников для успешной социализации дошкольников.

Рис. 1 Схема взаимодействия

ДОО и семей воспитанников.

В ДОО функционирует родительский клуб «Растим вместе», в состав которого входят активные мамы и папы наших воспитанников. Встречи клуба проходят ежемесячно. В рамках встреч клуба родители сами планируют, кто примет участие в мероприятии, выставке, конкурсном движении. Члены родительского клуба являются постоянными участниками субботников, социальных акций, работ по благоустройству территории и здания детского сада.

В детском саду реализуются детско-родительские проекты, продуктами которых являются результаты совместной деятельности детей с родителями. В рамках взаимодействия с родителями в детском саду реализованы следующие проекты «Пуговка», «Я и моя тень», «Фантик – это только красота?», «Как стать неболейкой», «Мой прадед тоже воевал», «Мое генеалогическое древо», «Герб моей семьи», «Увлечения моей семьи» и многие другие.

Большой популярностью среди родителей воспитанников всех возрастов пользуется газета для мам и пап «Кроха». В выпуске газеты принимают участие не только педагоги, но и сами дети. Постоянные рубрики газеты: «Мое мнение о…», «Встреча с интересным человеком», «События месяца», «Для мамочек и папочек», «Загляните в семейный альбом» вызывают неподдельный интерес у родителей, бабушек и дедушек, многие из которых становятся не только постоянными читателями, но и авторами и героями периодического издания.

Результаты практики.

В результате систематической планомерной работе по сотрудничеству  с семьями  

воспитанников  на 15 % увеличилась доля родителей, участвующих в мероприятиях, организованных  ДОО, родители и воспитанники стали более самостоятельны и  инициативны, у родителей повысилась педагогическая грамотность в вопросах воспитания и образования детей, укрепились доброжелательные, доверительные отношения между родителями, детьми и педагогами, повысилась доля родителей удовлетворенных деятельностью дошкольной образовательной организации.

            В течение трех лет реализации практики «Партнерство детского сада и семьи – залог успешной социализации ребенка» увеличилась доля детей с полностью сформированными показателями освоения образовательной области социально-коммуникативного развития направления социализация (Таблица 1).

                                                                                                                                          Таблица 1.

Сводная таблица освоения образовательной области социально-коммуникативное развитие направление социализация.

Показатель

2017-2018 уч.год

2018-2019 уч год

2019-2020 уч. год

Сформирован частично, %

Сформирован,

%

Сформирован частично,

%

Сформирован,%

Сформирован частично,

%

Сформирован,

%

Легко входят в коллектив

40%

60%

30%

70%

10%

90%

Легко устанавливают связи с другими детьми, взрослыми

35%

65%

20%

80%

5%

95%

Вовлечены во все виды деятельности

30%

70%

20%

80%

15%

85%

Знают социальные нормы и правила

40%

60%

30%

70%

15%

85%

Отличаются высокой степенью познания социальной действительности

60%

40%

45%

55%

30%

70%

Умеют действовать и играть коллективно

40%

60%

30%

70%

20%

80%

Легко выполняют бытовые правила и требования взрослых

50%

50%

35%

65%

20%

80%

Рис. 2

Диаграмма освоение освоения образовательной области социально-коммуникативное развитие в направлении социализация.

 

Список используемой литературы:

1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - С. 66-70
3. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М.: "Белгор. гос. ун-т", 2009. - 177 с.
4. Воспитатели и родители: Из опыта работы. - М.: "Просвещение", 2009. - 96 с.
5. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодeйствия. - М.: "Учитель", 2008. - 111 с.
6. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: "Сфера", 2010. - 144 с.
7. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
8. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие. - М.: "Учитель", 2010. - 111 с.
9. Детский сад и семья /под ред. Т.М.Марковой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 2010. - 207 с.
10. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
11. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей <Из детства - в отрочество> // Дошкольное воспитание. 2000. N 3. - С. 87-91.
12. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М..: "Просвещение", 2011. - 190 с.
13. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое. - М.: "ЛИНКА-ПРЕСС", 2011. - 100 с.
14. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. - С.74-83.
15. . Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: "Буки-Веди", 2013. - С. 41-42.
16. . Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8. - С. 57 - 59.
17. 2 Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: "Белый Ветер", 2011.
18. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В.Меренков. - М.: "Дома учителя", 2009. - 143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство и взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ.

В статье раскрыты формы и методы работы дошкольного учреждения с различными социальными институтами и семьями воспитанников, помогающими решать воспитательные и образовательные задачи....

«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, допо...

Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам социально-коммуникативного развития дошкольников

Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях эпидемиологической ситуации изменилось многое: жить и работать на данный момент приходится по-новому. Актуальность темы обусловлена тем, что в ус...

Название практики «Взаимодействие с семьями воспитанников на основе социального партнерства»

Направление практики «Партнерство детского сада и семьи – залог успешной социализации ребенка»...

Программа взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства «СОТРУДНИЧЕСТВО»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а...