Проектная деятельность в детском саду»
консультация
Предварительный просмотр:
Составила педагог-организатор
Орлова М. П.
ГБДОУ детский сад № 31 общеразвивающего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Проектная деятельность в детском саду»
«Проект — есть всякое действие,
совершаемое от всего сердца
и с определенной целью».
Притча «Страшный сон» (3 минуты)
П-о: Я предлагаю послушать притчу.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.
Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких".
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.
Придворные очень удивились.
- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они.
На что последовал ответ:
- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать".
В словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».
По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)
В соответствии с требованиями современного образования образовательные учреждения должно:
1. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
2. обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;
3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;
4. помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;
5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;
6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и педагогами.
Сегодня одним из наиболее ярких и значимых методов является проектная деятельность.
В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых.
- опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах,
- снижает тревожность при столкновении с проблемами,
- создает привычку самостоятельно искать пути решения.
Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, способствует улучшению микроклимата в группе.
Проектная деятельность - это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей.
Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:
• они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.
Целью проектного метода в детском саду является:
развитие свободной творческой личности.
Задачи проектной деятельности:
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательных способностей детей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени.
Работу над проектами надо строить в тесном взаимодействии с родителями.
- Совместно обсудив план — проект и нацелившись на дальнейшую работу, привлекать родителей в реализацию поставленных задач.
- Вместе с детьми они могут принимать участие в изготовлении плакатов, поделок, кормушек для птиц, коллажей, выпуске газет, которые использовались для оформления различных тематических выставок в дошкольном учреждении.
- С их помощью приобрести познавательную литературу для детей.
- В процессе проектов были проведены тематические развлечения, творческие гостиные, мастер-класс, которые подводили итог нашей совместной деятельности.
Главное достоинство проекта заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Основные этапы работы над проектами:
1. Целеполагание: помогаю ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени;
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели;
3. Выполнение проекта – практическая часть;
4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
Последовательность работы над проектами:
1. Ставит перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;
2. Вовлекает в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
3. Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
4. Обсуждает план с родителями;
5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);
6. Вместе с детьми и родителями рисуют план – схему проведения проекта и вывешивают на видное место;
7. Собирает информацию, материал (изучает с детьми план-схему);
8. Проводит занятия, игры, наблюдения, опыты (мероприятия основной части проекта) и т.д.;
9. Дает домашнее задание детям и родителям;
10. Переходит к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы, акции, КВН и т.д.);
11. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие…);
12. Подводит итоги, выступает на педсовете, «круглом столе», проводит обобщение опыта.
— Что мы знаем по данной теме?
— Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?
— Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
Необходимо подвести дошкольников к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол ставится карточка с символом «подумать».
Следующий вопрос:
— Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?
1. «подумать»,
2. «спросить у другого человека»,
3. «получить информацию из книг»,
4. «понаблюдать»,
5. «посмотреть по телевизору»,
6. «провести эксперимент»,
7. «обсудить в группе»,
8. «подведение итогов»,
9. «оформление результатов»,
10. «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта
11. «презентация проекта».
Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю:
• высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;
• повышение готовности детей к восприятию нового материала;
• активное участие родителей в жизни ДОУ.
Роль родителей
Посодействовать ребенку в сборе материала;
Контролировать сроки выполнения;
Подсказать правила оформления проекта;
Участвовать в подготовке презентации.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Проект – это «Модель трёх вопросов З»
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Что сделать, чтобы узнать?
Очень легко запомнить и уяснить,
что проект – это 5 «П»:
• Проблема;
• Проектирование или планирование;
• Поиск информации;
• Продукт;
• Презентация.
АЛГОРИТМ, КАК ПРОСТО ОРГАНИЗОВАТЬ
ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ
1 этап: НАЧАЛЬНЫЙ (ПОИСКОВЫЙ)
1. Тема проекта
КАК? (выбрать тему)
(интерес детей, интерес родителей, Вы преследуете свои интересы – привлечение родителей, …..)
2. Актуальность
ПОЧЕМУ?
В программе тема не раскрыта, расширяем знания…
3. Цель проекта (цель всегда одна!!!)
ЗАЧЕМ?
Проектная деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
4. Задачи проекта
Расширить, привить, создать, научить, подготовить, развить, сформировать, самостоятельно приобрести….
Задач не должно быть много. (3-5)
5. Участники проекта
КТО?
Дети, родители, воспитатели, специалисты, представители других профессий….
6. Сроки работы
По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)
Когда? Сколько?
2 этап: ОСНОВНОЙ (СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ)
РЕБЕНОК
ПЕДАГОГ + РЕБЕНОК
ПЕДАГОГ + РЕБЕНОК + СПЕЦИАЛИСТЫ
ПЕДАГОГ + РЕБЕНОК
ПЕДАГОГ + РЕБЕНОК + РОДИТЕЛИ
РЕБЕНОК + РЕБЕНОК
3 этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Итоги проекта:
Что мы достигли? Что нового узнали?
Мы подвели итоги и пришли к выводу, что проектная деятельность очень эффективна в нашей работе. Здесь участвуют не только воспитанники, но и родители, что способствует их сближению.
- Повысилась доля детей с развитой речью….
- У детей повысился интерес к …..
- Дети стали более эмоциональными…..
- Дети познакомились с …
- Дети научились распознавать …..
- Дети были участниками ….
- Дети стали чаще применять…..
- Родители принимали активное участие в……
- Родителей заинтересовало….
- Родители хотят…..
ВАРИАНТЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Справочник, газета, журнал
- Альбом
- Гербарий, карта
- Экскурсия
- Игра, сценарий праздника
- Костюм, макет, модель, сувенир
- Мультимедийный продукт
- Учебное пособие
- Спектакль, театрализованное представление
- Выставка
- Диафильм
- Набор открыток
- Дидактические игры
- Сборник кроссвордов
- Мини-музей в группе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"
В этом документе вы можете найти интересную информацию по взаимодействию с родителями в ДОУ....
Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"
Работа по взаимодействию с родителями согласно с ФГОС...
Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"
В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...