«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РЕГУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РЕГУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Учитель-логопед Синявская В.А.
В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. В ряду УУД (универсальных учебных действий) важное место занимают регулятивные, так как именно они обеспечивают дошкольникам организацию своей учебной деятельности. Для дальнейшего обучения в школе ребенок должен обладать предпосылками регулятивных действий. В детском саду дошкольников учат многому, в том числе уделяется внимание развитию умения строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий.
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью формирования у старших дошкольников с нарушением речи предпосылок регулятивных УУД в условиях обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, с одной стороны, и недостаточным использованием потенциала непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в данном процессе в практике дошкольного образования, с другой.
Понятие и виды универсальных учебных действий.
Исходя из положений новых стандартов в дошкольном и начальном образовании, для нас, педагогов, приобретает особое значение формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться». В более узком значении термин «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса .
В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Регулятивные универсальные учебные действия, их предпосылки.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают воспитанникам организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка - выделение и осознание детьми того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы;
- саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Регуляция субъектом своей деятельности предполагает произвольность и волю.
Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий.
Предпосылки регулятивных универсальных учебных действий.
В дошкольном детстве мы говорим лишь о предпосылках УУД. Мы выделили следующие предпосылки регулятивных УУД:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- умение оценивать свою деятельность;
- умение работать по инструкции взрослого;
- готовность выбирать для себя задания, предложенные на выбор по уровню сложности;
- умение фиксировать затруднение.
Формирование предпосылок регулятивных УУД как педагогическая технология.
Многим детям с нарушением речи свойственна пассивность, низкая работоспособность. Им трудно сохранять заданную цель при выполнении задания, они не замечают ошибок в выполненной работе. Некоторые дети при встречающихся затруднениях, предпочитают выбирать более легкие задания или вообще могут отказаться от дальнейшей работы.
Для организации коррекционно-образовательного процесса и достижения хороших результатов по формированию данных умений дошкольников всеми педагогами была разработана педагогическая технология, в которую входят следующие компоненты: формы, методы, приемы, условия эффективности, этапы коррекционно-образовательной деятельности.
Методы формирования регулятивных УУД.
Для формирования предпосылок регулятивных УУД были подобраны методы и приемы, которые ежедневно включаются в непосредственную коррекционно-образовательную деятельность (индивидуальную, подгрупповую).
Основные методы, которые использовались в работе по данному направлению:
- игровые - помогают организовать деятельность ребёнка, обогащают его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание;
- наглядные методы помогают ребенку планировать и организовать свою деятельность в виде создания различных схем, фиксировать затруднения;
- частично-поисковый метод предполагает самостоятельную деятельность ребенка в поиске решения поставленной педагогом проблемы.
Приемы формирования регулятивных УУД.
Приемы, направленные на формирование умения контролировать свою деятельность по результату:
- проверка по инструкции педагога;
- взаимопроверка (работа в парах);
- проверка с помощью сигналов .
Приемы, направленные на формирование умения сохранять заданную цель:
- задания – «ловушки» (например, детям предлагается разложить картинки по корзинкам в зависимости от местоположения звука П в слове, при этом детям предлагаются и такие картинки, в названии которых нет данного звука);
- преднамеренные ошибки (например, детям предлагается выполнить звуковой анализ слова самостоятельно, затем педагог выкладывает схему слова на доске и допускает ошибку. На начальных этапах дети сразу же начинают исправлять схемы и у себя, т.к. ориентируются не на цель, а на авторитет педагога).
Приемы, направленные на формирование умения планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей:
- выполнение задания по алгоритму (например, предлагается рассказать о звуке по схеме, при этом алгоритм на первых этапах составляется совместно педагога с детьми и фиксируется схематично);
- самостоятельное составление алгоритма или плана.
Приемы, направленные на формирование умения фиксировать затруднение:
- карточка «вопрос» (например, ребенку предлагается определить первый звук в названии картинок и поставить их к соответствующим звукам-символам, при затруднении он может поставить картинку рядом с карточкой «вопрос»);
- итоговый опрос «Что было трудно? Почему?»
Приемы, направленные на формирование умения оценивать свою деятельность:
- «страничка успеха» (в конце выполнения задания или по окончании занятия, ребенку предлагается оценить свою работу ,при старании в период выполнении задания , ребенок получает наклейку).
Основные этапы технологии формирования предпосылок регулятивных УУД .
Формирование предпосылок регулятивных УУД включает следующие этапы:
1. Диагностический этап. Выявление уровня сформированности предпосылок регулятивных УУД, что позволяет наиболее эффективно спланировать работу в данном направлении.
2. Организационно – аналитический. На данном этапе осуществляется анализ результатов диагностики, определение стратегии коррекционно-педагогического процесса, выбор способов организации, методов и приемов коррекционно-образовательной деятельности.
3. Деятельностный этап. Данный этап предполагает непосредственное осуществление коррекционно-образовательной деятельности, включая внесение необходимых корректировок в образовательный процесс.
4. Рефлексивный этап. На данном этапе происходит анализ и оценка результатов работы, выявление причин возможных неудач, определение дальнейших перспектив использования данной технологии.
ВЫВОД: Использование потенциала непосредственной коррекционно-образовательной деятельности позволяет развивать у дошкольников предпосылки УУД, в том числе, регулятивных, что способствует формированию у детей способностей, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности.
В результате использования данной технологии, дети:
- способны самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться за помощью к взрослым или сверстникам,
- могут планировать свои действия, направленные на достижение конкретных целей,
- способны к элементарному контролю, коррекции и самооценке в рамках возрастных норм,
- умеют подчинять свои действия правилу, способу выполнения поставленной как взрослым, так и им самим задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на логопедических занятиях со старшими дошкольниками
Материал готовился к семинару ....
Открытое логопедическое занятие со старшими дошкольниками в ДОУ на тему "Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах"
Открытое логопедическое занятие для старших дошкольников с использованием ИКТ....
Индивидуальное логопедическое занятие со старшими дошкольниками. Постановка звука [Л]
Коррекционно – обучающие, коррекционно – развивающие, воспитательные задачи решаются на занятии на основе наглядности....
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ"
Цель: закрепление правильных речевых навыков в процессе разных видов деятельности.Задачи:1. Коррекционные:• развитие мышечной релаксации по контрасту напряжения с расслаблением;• развитие те...
Логопедическое занятие со старшими дошкольниками ДОУ на тему «Что такое предложение?»
План-конспект занятия по логопедии для подготовительной группы детского сада, целью которого является познакомить детей с понятием "Предложение"....
Конкурс Педагог дошкольной образовательной организации - 2019. Конспект ОД Интегрированное логопедическое занятие для старших дошкольников «Волшебница-зима».
Цели: - обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить подбирать ассоциацию к слову, учить подбирать родственные слова, совершенствовать умение образовывать существительные родит...
Повышение мотивации к логопедическим занятиям у старших дошкольников с использованием ИКТ.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.На сегодняшний день не все логопеды знают о возможностях ИКТ и применении их в логопедической работе. Наша ...