Логопедическое занятие со старшими дошкольниками ДОУ на тему «Что такое предложение?»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
План-конспект занятия по логопедии для подготовительной группы детского сада, целью которого является познакомить детей с понятием "Предложение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_chto_takoe_predlozhenie.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:
Логопедическое занятие со старшими дошкольниками ДОУ на тему «Что такое предложение?»
В лесу, саду и огороде.
Материал. Предметные картинки (сад, огород, лес, растения леса, сада, огорода, звери), полоски – символы предложения (демонстрационные и индивидуальные), мнемотаблицы.
Ход занятия.
- Оргмомент.
Пантомима «В лесу, саду и огороде».
Дети, представьте, что мы находимся в лесу. По вашим движениям и выражению лица я должна догадаться, кого или что вы изображаете.
Дети имитируют пребывание в огороде, саду, в лесу.
- Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с вами побываем в лесу, саду и огороде и узнаем, что такое предложение.
- Закрепление понятия «слово». Подбор слов по ситуативным цепочкам.
Перед детьми выставляются картинки «Сад», «Лес», «Огород».
Что это? (Сад, лес, огород). Будьте внимательны: если я скажу слово сад, вы назовете фрукты, к слову огород подберите овощи. (Подбор слов по смысловому значению). Что вы увидели в лесу? Скажите по одному слову. Почему вы не называли животных? (Потому что вы задали вопрос «что?») Кого вы увидели в лесу?
Дети называют животных.
Словесная игра «Подскажите слово». Сейчас я буду произносить чистоговорки, в которых нет последнего слова. Подскажите это слово.
Ор-ор-ор, сорвали красный ….(помидор).
Ец-ец-ец, съели вкусный …. (огурец).
Жан-жан-жан, лежит на грядке ….. (баклажан).
Бус-бус-бус, мы разрезали ….(арбуз).
- Ознакомление с понятием «предложение».
Показать последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово. Логопед заранее договаривается с двумя-тремя детьми о том, какие действия они будут выполнять.
Угадайте, что делает Оля? (Оля собирает грибы.) Что делает Ваня? (Ваня собирает ягоды). Сейчас все мы изобразим белочек. Что делает белка? (Белка грызет орешки.) Повторите хором. Оля, Таня и Маша, подойдите ко мне. Вы будите «живыми словами». Оля станет словом белка, Таня – словом грызет, а Маша – словом орешки. Оля скажет свое слово и даст руку Тане. Таня даст руку Маше и произнесет слово грызет. Какое слово должна сказать Маша? (Орешки.) Что мы узнали о белке? (Белка грызет орешки). Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: грызть, орехи, белка. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из ни предложение. (Белка грызет орешки.)
- Физминутка.
Подвижная игра «Зайцы в огороде». Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а логопед – сердитую хозяйку.
- Зайки, где вы пропадали?
- Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха)
- А капусту вы не ели?
- Только носиком задели.
- Вас бы надо наказать.
- Так попробуй нас догнать.
- Обозначение предложения символами-полосками.
На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком.
Длинной полоской мы будем обозначать предложение, а уголок обозначает начало предложения (заглавную букву).
Далее слова предложения обозначаются символами слов – короткими полосками. И снова обращается внимание детей на то, что уголок в полоске обозначает заглавную букву.
Придумайте предложение со словом малина.
Дети повторяют одно из придуманных предложений, логопед выкладывает полоски, количество которых соответствует количеству слов в данном предложении. Логопед указывает на первую полоску.
Какое это слово?
Указывает на вторую полоску.
Назовите второе слово. Назовите третье слово. Откройте свои пеналы. Найдите длинную полоску. Что мы будем изображать самой длинной полоской? (Предложение.) Покажите полоски, которые короче. Эти полоски обозначают слова. Что обозначает уголок? (Заглавную букву.)
- Дифференциация понятий «слово», «предложение».
Логопед называет вразбивку слова и предложения, дети поднимают соответствующие полоски.
Наша речь состоит из предложений.
- Коллективный рассказ «Как медведь сам себя напугал».
А сейчас мы с вами сочиним коллективный рассказ, что может произойти в лесу и назовем его « Как медведь сам себя напугал».
Однажды гулял медведь по лесу. На дереве сидела белка. Белка испугалась и выронила из лапок шишку. Шишка упала прямо зайцу в лоб. Заяц испугался, помчался и наскочил на сову. Сова испугалась, полетела и разбудила лося. Лось побежал и испугал медведя. Так медведь испугал сам себя.
- Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на логопедических занятиях со старшими дошкольниками
Материал готовился к семинару ....
Открытое логопедическое занятие со старшими дошкольниками в ДОУ на тему "Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах"
Открытое логопедическое занятие для старших дошкольников с использованием ИКТ....
Индивидуальное логопедическое занятие со старшими дошкольниками. Постановка звука [Л]
Коррекционно – обучающие, коррекционно – развивающие, воспитательные задачи решаются на занятии на основе наглядности....
Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?»
Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?»...
Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Кто такие рыбы?»
Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Кто такие рыбы?»...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ"
Цель: закрепление правильных речевых навыков в процессе разных видов деятельности.Задачи:1. Коррекционные:• развитие мышечной релаксации по контрасту напряжения с расслаблением;• развитие те...
Конкурс Педагог дошкольной образовательной организации - 2019. Конспект ОД Интегрированное логопедическое занятие для старших дошкольников «Волшебница-зима».
Цели: - обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить подбирать ассоциацию к слову, учить подбирать родственные слова, совершенствовать умение образовывать существительные родит...