Конкурс Педагог дошкольной образовательной организации - 2019. Конспект ОД Интегрированное логопедическое занятие для старших дошкольников «Волшебница-зима».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Цели: - обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить подбирать ассоциацию к слову, учить подбирать родственные слова, совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа множественного числа;
- пополнять активный словарь эпитетами, сравнениями;
- формировать умение по порядку выделять звуки в словах;
- совершенствовать оптико-пространственные представления, умения соединять отдельные элементы в единое целое (букву), узнавать букву с помощью тактильных ощущений, учить детей исследовательской деятельности, умению сравнивать предметы, побуждать размышлять, выражать свои мысли развёрнутой фразой, совершенствовать умение детей отгадывать загадки;
- вызывать радость от выполнения заданий;
- развивать мелкую моторику, совершенствовать разные виды внимания, память, логическое мышление.
Оборудование: демонстрационный материал по теме, раздаточный материал по теме, игра «Необычный конструктор» (элементы букв), буквы разрезной азбуки, игрушки: снеговик, корова; загадки о зиме, вырезанные из бумаги снежинки разнообразной формы, мяч «снежок», ведро для сугроба, цветной картон, клей, соль, запись музыки для психогимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_logopedicheskoe_zanyatie_dlya_starshih_doshkolnikov.odt | 233.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное логопедическое занятие для старших дошкольников «Волшебница-зима».
Цели: - обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить подбирать ассоциацию к слову, учить подбирать родственные слова, совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа множественного числа;
- пополнять активный словарь эпитетами, сравнениями;
- формировать умение по порядку выделять звуки в словах;
- совершенствовать оптико-пространственные представления, умения соединять отдельные элементы в единое целое (букву), узнавать букву с помощью тактильных ощущений, учить детей исследовательской деятельности, умению сравнивать предметы, побуждать размышлять, выражать свои мысли развёрнутой фразой, совершенствовать умение детей отгадывать загадки;
- вызывать радость от выполнения заданий;
- развивать мелкую моторику, совершенствовать разные виды внимания, память, логическое мышление.
Оборудование: демонстрационный материал по теме, раздаточный материал по теме, игра «Необычный конструктор» (элементы букв), буквы разрезной азбуки, игрушки: снеговик, корова; загадки о зиме, вырезанные из бумаги снежинки разнообразной формы, мяч «снежок», ведро для сугроба, цветной картон, клей, соль, запись музыки для психогимнастики.
Ход ОД:
Организационный момент: логопед читает четверостишие, дети стоят в кругу:
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Дидактическая игра. Детям предлагается закончить предложение и назвать слова:
«Каждый знает, что белым бывает...» (варианты ответов детей).
Детям предлагается отгадать загадки.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)
Дом её на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная...(снежинка)
Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим...(лёд)
Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз.
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец-... (сосулька)
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (зима)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом-
Всё покрыла серебром. (зимние месяцы)
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка...(мороз)
Уточнение времени года, зимних месяцев, признаков зимы.
Беседа с детьми о зиме. Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? (О зиме.) Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Назовите их. ( Это зимние месяцы- декабрь, январь, февраль.) Скажите, какие дни зимой? (зимой дни короткие.) Что происходит с лужами, реками? (лужи и реки зимой замерзают, покрываются льдом.) Чем покрыта земля зимой? Какие деревья?
Зима приносит с собой много интересных и необычных природных явлений: снег со своими красивыми снежинками, мороз, рисующий забавные рисунки на окнах, лёд, позволяющий нам кататься на коньках и многое другое. А Новый год и Рождество- разве было бы так весело встречать их без снега и мороза?
Дидактическая игра «Гирлянда ассоциаций» Ребята, я буду бросать вам снежок и скажу слово, а вы назовите то, что первое пришло в голову, что вы представили, назовите свою ассоциацию, связанную с этим словом. Зима, ёлка, снег, Новый год, метель, солнце, гирлянда, Дед Мороз, снеговик, лёд, санки, сугроб.
Ребята, по дороге в садик я встретила Снеговичка. Он просит нас выполнить задания. А представляете, на чём он прилетел? На корове! Он сказал, что его послал Дед Мороз. Но по дороге к нам он упал и потерял самое любимое слово. Давайте поможем ему разобраться и выберем из множества слов то, которое нужно Снеговичку.
Задание 1. игра «Летела корова».
Игроки сидят в кругу и развернув правую руку ладонью вниз, а левую- ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа.
Летела корова, сказала слово,
Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, говорит любое слово, например «вода». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова, следующий- вторую и так до конца слова. - Молодцы ребята! А теперь я предлагаю вам поискать нужное слово среди букв, давайте соберём его из букв.
Задание 2. Дидактическая игра «Собери словечко»
С,У,П; П,У,Х; С,О,Н; К,О,М; К,О,Т; Д,Ы,М; Л,Е,С; З,И,М,А.
Ну, наконец-то мы нашли. Конечно, это слово ЗИМА.
- Вот к нам пришла зима
На деревьях бахрома.
Из окна не виден двор.
Всё стекло закрыл узор.
Задание 3. Дидактическая игра «Один-много»
Ребята, давайте покажем Снеговичку, что мы очень много знаем о зиме.
Скажите, чего много зимой?
Лёд - много льда, снег - много снега, снежинка - много снежинок, санки - много санок, вьюга - много вьюг, снежок - много снежков, гирлянда - много гирлянд, звезда - много звёзд, снеговик - много снеговиков, снегирь - много снегирей, день - много дней, ночь - много ночей.
Задание 4. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
А теперь скажите, чего зимой не бывает и почему.
Логопед называет цепочку слов, дети выделяют лишнее слово, объясняют, почему.
Почки, метель, снег, мороз.
Снежинка, цветы, снеговик, вьюга.
Мороз, лёд, листопад, холод.
Снегурочка, метель, жара, сосулька.
Задание 5.
На столе разложены картинки с изображением зимы и других времён года.
Детям предлагается выбрать картинки «ЗИМА - не ЗИМА» и составить по ним предложения.
Задание 6. Дидактическое упражнение «Как сказать одним словом?»
А теперь мы с вами хорошенько подумаем и назовём одним словом:
- замёрзшая вода (лёд);
-падает снег (снегопад);
- сильная метель (вьюга);
- снег прилип к деревьям (иней).
Дидактическая игра «Чем похожи и не похожи?»
Лёд и снег. Лёд и стекло. Снег и вата.
Задание 7. «Подбери признаки».
Ребята, скажите, какая зима, мороз, снег, снежинка?
Зима- холодная, морозная, снежная, весёлая....
Мороз- сильный, злой, крепкий, слабый...
Снежинка- красивая, ажурная, белая, лёгкая, маленькая, волшебная...
Психогимнастика «Снежинки».
- Давайте представим себе, что мы маленькие снежинки, которые падают из тучки. Их ровные, белые ручки- лучики помогают опускаться на землю. Снежинки кружатся, играют друг с другом и укрывают всё вокруг пушистым ковром.
Выполняется под музыку.
Кружатся снежинки в воздухе морозном,
(дети медленно кружатся имитируя полёт снежинок)
Падают на землю кружевные звёзды. ( приседают ).
Вот одна упала прямо на ладошку.
( сдувают с ладони невидимую снежинку ).
Ой, не тай снежинка, подожди немножко!
На столе «сугроб» на нём лежат снежинки с заданиями.
Задание 8.
- Ребята, посмотрите, записочка.
Логопед читает: - Ты в ведёрко не смотри,
Чудо- буковку возьми
Ты узнай её, не глядя,
А потом её сложи.
Игра «Волшебный мешочек».
Дети достают букву, на ощупь узнают её.
Игра «Необычный конструктор».
Затем придумывают на неё слово. Логопед просит детей назвать в слове первый и последний звуки, найти позицию одного из звуков в слове.
Задание 9. Игра «Буквы рассыпались».
Снеговик предлагает нам сесть за столики. Детям предлагается из рассыпанных букв собрать понятное слово.
Задание 10. Игра «Солёные буквы».
- Снеговичку понравилось как мы справляемся с заданиями. И он решил сделать нам подарок. Это мешочек снега. Но этот снег волшебный, он не тает. ( Логопед достаёт мешочек с солью ). И мы сейчас тоже на память Снеговичку сделаем подарок.
На листе картона клеем пишутся буквы. Дети засыпают листы солью, затем стряхивают, на листе остаётся только изображение букв.
Задание 11. «Назови родственные слова».
- А теперь послушайте стихотворение и найдите родственные слова. Мы помним, что это те слова, которые звучат похоже и связаны друг с другом по смыслу. Давайте поищем, в каких словах спряталось слово «СНЕГ».
Тихо- тихо, как во сне,
Падает на землю снег.
С неба всё скользят пушинки-
Серебристые снежинки.
На посёлки, на лужок
Всё снижается снежок.
Вот веселье для ребят-
Всё сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в снежки,
Словно в белый пуховик
Нарядился снеговик.
Рядом снежная фигурка-
Это девочка- снегурка.
На снегу- то, посмотри-
С красной грудкой снегири.
Словно в сказк, как во сне,
Землю всю украсил снег.
В конце занятия детей хвалят за работу. Каждый ребёнок получает приз: раскраску и конфеты- льдинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация». Конспект коррекционного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
Цель: развитие коммуникативных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием приемов макетирования (на основе универсального макета «Город»).Задачи:а). Коррекционно...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Волшебница-зима»
Научить детей отражать в рисунке признаки зимы, соответствующие поэтическим строкам. Продолжать знакомить детей с зимнем пейзажем, подвести к пониманию того, что природа прекрасна в любое время года. ...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ"
Цель: закрепление правильных речевых навыков в процессе разных видов деятельности.Задачи:1. Коррекционные:• развитие мышечной релаксации по контрасту напряжения с расслаблением;• развитие те...
конспект интегрированного музыкального занятия в старшей группе "волшебница зима".
цель:воспитание в детях чувство красоты природы по средствам восприятия музыки....
Открытие городского профессионального конкурса "Педагог года дошкольной образовательной организации - 2019" г.Салават
Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Волшебница – Зима» (технология мнемотехники и ИКТ)
Цель:Внедрение системно-деятельностного подхода в процессе совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях введения ФГОС ДО....
Конспект занятия в старшей группе "Волшебница зима"
Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе. Цель: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физ...