Становление гендерной идентичности ребёнка дошкольника в игре,и формирование у родителей гендерной компетенции
статья по теме
Статья дает обзор гендерной идентичности дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_gendernoy_identichnosti_rebyonka_doshkolnika_v_igre.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Становление гендерной идентичности ребёнка дошкольника в игре,
и формирование у родителей гендерной компетенции.
Методическая разработка консультация для родителей
Воспитатель ГБДОУ № 34
Тельпиз Мария Владимировна
Одной из основных задач дошкольного образования является социализация воспитанников, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности ребенка. Существенное влияние на будущее воспитанников оказывает гендерная (полоролевая) социализация, под которой понимается процесс создания у мальчиков и девочек представлений о мужественности и женственности, направленный на совершенствование их индивидуальности и ориентированный на становление и развитие полоролевого поведения.
К 6-7 годам ребенок признает окончательную необратимость своей половой принадлежности, у него складывается система половой идентичности, которая в дальнейшем будет развиваться и содержательно обогащаться за счет собственного опыта.
Формирование гендерной идентичности происходит благодаря особенностям социализации девочек и мальчиков с младенческого возраста, поскольку родители стараются создать гендерно нормированный образ ребенка. Девочке покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки. Родители также поощряют гендерно нормированное поведение детей: у девочек - нерешительность, аккуратность, эмоциональность; у мальчиков - активность, сдержанность, умение постоять за себя. В дальнейшем тендерная социализация происходит в различных социальных группах: в детском саду, в школе, компании сверстников. Воспитатели, другие дети, родители, книги, родственники, игрушки и телевидение - из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующе тому или другому полу.
Помимо этого на формирование гендерной идентичности ребенка оказывает влияние пол родителя, наличие старших братьев или сестер. Важно также, совпадает ли пол ребенка с родительскими ожиданиями. Если нет, то существует риск подавления присущих полу поведенческих проявлений. Сознательно или неосознанно поощряя одни формы поведения и порицая другие, можно регулировать процесс создания у ребенка той или иной тендерной идентичности. С. Бем предполагает, что на протяжении первых 6-7 лет жизни у детей на основании тех моделей поведения, которые предъявляются ребенку, формируется «гендерная схема». Ребенок усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем осознает себя в качестве мальчика или девочки и начинает регулировать свое поведение в зависимости
от доминирующих представлений женственности и мужественности.
Берн Ш. описывает четыре стадии становления тендерной идентичности ребенка:
«гендерная идентификация» - отнесение себя к тому или иному полу;
«гендерная константность» - понимание того, что тендер неизменен;дифференциальное подражание: мальчики - обычно поведению мужчин, девочки - поведению женщин;
«гендерная саморегуляция» - ребенок сам контролирует свое поведение, применяя санкции к самому себе»*
Таким образом, еще до того, как пойти в школу, дети проявляют достаточно серьезные знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, действиях и занятиях, присущих мужчинам и женщинам. Однако нельзя считать, что тендерная идентичность целиком формируется в детстве. В подростковом, юношеском, взрослом возрасте многие люди отходят от того понимания различий между полами, которые им внушали в детстве.
Принято выделять ряд основных механизмов социализации, способов усвоения и воспроизведения социального опыта. Прежде всего, это подражание родителю своего пола, имитация его поведения. Наверное, следует прислушаться к пословице, которая гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Действие этого механизма можно проследить в играх дошкольников. Часто ребенок строит отношения в игре, воспроизводя ситуации, которые он наблюдал в семье. Другим механизмом является механизм полоролевой идентификации, сущность которого заключается в отождествлении ребенком себя с представителем определенного пола, ориентация на идеал полоролевого поведения матери или отца. Нарушения данного механизма выражаются в отсутствии проявлений маскулинности или фемининности либо несоответствии их биологическому полу. Одной из причин возникновения нарушений может быть неправильное воспитание, когда, например, родители очень хотели мальчика, а родилась девочка, на которую они перенесли свои ожидания, приемы воспитания, или наоборот. Это может происходить и в том случае, если в воспитании ребенка принимает участие один родитель, представляющий эталон только женского или только мужского поведения. Третьим механизмом социализации является механизм социальной оценки желаемого поведения, проявляющийся в реакции окружающих на полоролевые проявления ребенка. Ребенка хвалят или порицают, если он поступает в соответствии или же против представлений окружающих.
Наиболее влиятельным институтом социализации в дошкольном возрасте является семья. Формирование тендерной идентичности ребенка определяет тип, состав, структура семьи, порядок рождения детей, профессиональные роли родителей, характер супружеских и детско-родительских взаимоотношений, тендерные характеристики родителей, включая их идентичность и тендерные стереотипы и установки.
« В процессе воспитания семья внедряет в сознание детей тендерные нормы и создает представление о том, каким должен быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», то есть стереотипизирует сознание ребенка. Гендерные стереотипы сильно различаются в разных культурах. В нашей культуре за мужчиной закреплены такие
качества, как активность, ориентация на достижения, доминантность, агрессивность, уравновешенность, сдержанность, стремление к успеху. Женщина же по распространенным представлениям должна быть мягкой, пассивной, ведомой, экспрессивной, эмоциональной»**.
*Берн Ш. Гендерная психология.-СПб.; ,2004. с.56-57
** Евтушенко И.Н. Методологические аспекты гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Учебное занятия ; поиск, инновации, переспективы; науч.-метод.сб.ст.-Челябинск,2008.-№3(11).cю112-117..
Эти родительские установки влияют на формирование гендерной идентичности ребенка. Об их действии красноречиво говорит следующий пример.
Двум группам родителей продемонстрировали одну и ту же видеозапись полуторагодовалого ребенка, но одной группе его называли мальчиком, а другой - девочкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»
Новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста....
Творческая работа "Становление гендерной идентичности через игровую деятельность старших дошкольников"
Аттестационная работа по теме "Становление гендерной идентичности через игровую деятельность старших дошкольников"...
Консультация для родителей "Семья - главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка".
Гендерное воспитание...
Консультация для родителей «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»
Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье....
Консультация для родителей «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»
Консультация для родителей«Семья-главный факторв становлении гендерной идентичности ребенка»Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование...
Родительское собрание "Семья - главный фактор в становлении гендерной идентичности ребёнка"
В современном обществе границы между мужскими и женскими социальными ролями размыты, поэтому ребенку сложно на них ориентироваться, а ведь половая принадлежность является одной из фундаментальных хара...
"Семья- главный фактор в становлении гендерной идентичности ребёнка."
quot;Семья - главный фактор в становлении гендерной идентичности."...