Здоровьесберегающий потенциал технологий дошкольного образования
методическая разработка
Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть :
- соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям,
- использующего адекватные технологии развития и воспитания,
- способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyesberezhenie_v_dou.ppt | 468.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, так и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, Н.К. Смирновым: 1. Медико-гигиенические технологии. К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет -элементы этой технологии. 2.Физкультурно-оздоровительные технологии. Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. 4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на 3 подгруппы: - организационно-педагогические технологии (определяющие структуру учебного процесса, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и т.д.); - психолого-педагогические технологии (воздействие педагога на детей в ходе НОД); - учебно-воспитательные технологии (формирование представлений о грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников).
Физкультурно-оздоровительные технологии Здоровьесберегающее физическое воспитание предполагает интегрированный подход. Примером интегрированного подхода может быть включение в различные формы работы решения задач: речевого, математического, экологического, музыкального воспитания детей.
При организации предметно-развивающей среды соблюдаются следующие принципы: Принцип активности, самостоятельности, творчества, так как среда должна провоцировать возникновение и развитие интереса к занятиям спортом, формированию волевых качеств, эмоций и чувств детей; Принцип стабильности – динамичности; Принцип комплексирования и зонирования Принцип эмоциогенности, комфортности и целесообразности. Предметно-развивающая среда должна содержать стимулы, способствующие качеству выполнения заданий, упражнений, развитию двигательной активности каждого ребёнка.
Формы (методы и приёмы) способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников в ДОУ: Форма Результативность Стретчинг Общее физическое развитие и оздоровление детей, профилактика утомляемости, нарушений осанки и болезней позвоночника. Повышается эластичность мышц, снижается мышечное напряжение. Развитые, гибкие мышцы меньше подвержены травмам. Ритмопластика Способствует раскрепощению личности ребёнка и поведения. Ориентирует на позитивное восприятие окружающего мира. Обучение красивой походке, жесту, позе, поклону. Способствуют свободе самовыражения, пробуждению творческих сил, активизации понимания, работе на уровне интуиции, архетипов, первого впечатления.
Социальный компонент здоровьесберегающей среды К социальному компоненту здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении относятся: педагогический персонал, осуществляющий в практической деятельности здоровьесберегающие технологии, в том числе физкультурно-оздоровительную работу, медицинский персонал, призванный обеспечивать контроль в состоянии здоровья дошкольников; Семья. Сочетание всех подходов возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов, специалистов и семьи.
Работа с семьёй Планирование работы с семьей предусматривает: целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость режима, полноценного питания, закаливания и т. д.; формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы; знакомство с основными методами профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, фитотерапии и т. д.). Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают открытые показы занятий и праздников с использованием указанных техник, совместная двигательная деятельность детей и родителей типа «Папа, мама, я – спортивная семья», которые организуются в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные здоровьесберегающие технологии дошкольного образования
ФГОС: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ приобретение опыта в следующих видах поведения детей:‒ двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на разви...
Деловая игра «Современные технологии дошкольного образования» «Здоровьесберегающие технологии, в условиях реализации ФГОС ДО».
Сценарий деловой игры «Современные технологии дошкольного образования». «Здоровьесберегающие технологии, в условиях реализации ФГОС ДО». -методическое мероприятие, форма работы...
Речевой потенциал педагога дошкольного образования
Алёшина Н.М. Речевой потенциал педагога дошкольного образования.Ключевые слова: потенциал, речевой потенциал, речевой потенциал педагога, культура и компоненты речи педагога, речевая культура....
АКТУАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНого Потенциала В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Тема выступления: «Говорящая стена» как элемент визуализации знаний и погружение в образовательную среду детей дошкольного возраста...