Авторская статья в сборник статей «Актуальные проблемы дошкольного образования» (Выпуск 12) ФГОУ ВО «Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева», Институт педагогики и психологии, кафедра теории и технологий дошкольного образования.
статья
Предварительный просмотр:
Статья в сборник статей «Актуальные проблемы дошкольного образования» (Выпуск 12) ФГОУ ВО «Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева», Институт педагогики и психологии, кафедра теории и технологий дошкольного образования.
«Скоро в школу».
А.Г. Мацилецкая , М.Н Гвоздева. , воспитатели
МДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида»
г.Железногорск
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное.
Задача воспитателя- формировать «внутреннюю позицию школьника» у детей подготовительной к школе группы. Для этого в детском саду мы реализуем проектную деятельность по предшкольной подготовке, к которой привлекаются как узкие специалисты, так и родители. На проект «Скоро в школу» включает в себя три этапа: подготовительный, основной и итоговый.
На подготовительном этапе проводится мониторинг общего развития детей, мотивации к школьному обучению, анкетирование родителей по волнующим их вопросам подготовки детей к школе, составляется перспективный план взаимодействия с детьми и родителями, оформляется совместная документации педагога – психолога, учителя-логопеда и воспитателей, подбирается методический материал, справочная литература по подготовке детей к школе.
Самым важным является основной этап реализации проекта. Этот этап длится с октября по апрель. Составляется план ежемесячной работы в рамках проекта.
Особое внимание в нашей работе делаем на школьную мотивацию, т.е. осознание ребёнком важности обучения в школе, заинтересованность в школьных занятиях, понимание того, зачем ему нужны те или иные знания. Проводятся беседы о школе, в процессе которых дети высказывают свои мысли о том, что их ждет в школе, что их волнует, возможно пугает. В этом случае очень важно воспитателю понять волнения детей и объяснить детям положительные стороны школьной жизни, поддержать детей морально, привести простые примеры. В этом поможет и чтение стихотворений и произведений художественной литературы о школе, прослушивание детских песен, просмотр тематических мультипликационных фильмов, презентаций и развивающих фильмов.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Процесс письма является чрезвычайно сложным, он требует развития определенных навыков, необходимых для овладения письмом, создания условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Развиваем ручную умелость следующими методами: оригами, конструирование из гороха, палочек и кубиков; выкладывание фигурок из счетных палочек, раздаточного материала (геометрических фигур); нанизывание, плетение узоров из полосок бумаги, лент, слоеного теста, соломки; изготовление фигурок из фольги, тряпичных кукол, пальчиковые игры. Также выполняем с детьми графические диктанты, штриховку, соблюдая правила, задания с трафаретами. (используем только простой карандаш, т.к. необходимы мышечные усилия для проведения линии). Дети очень любят массаж рук с различными предметами и с удовольствием обучаются самомассажу рук.
Одной из задач проекта является развитие уверенности в своих силах, открытость внешнему миру. В группе мы проводим различные игры направленные на социально – личностное развитие и коммуникацию детей, в этом нам помогает соответствующая картотека игр.
В течение года пополняется и расширяется предметно-пространственная среда в группе на школьную тематику: изготавливаются и приобретаются дидактические и настольно-печатные игры, изготавливаются атрибуты для театрализованных и сюжетно-ролевых игр. Последние хорошо помогают детям расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе, воспитывают у детей желание учиться, прививают уважение к труду учителя, т.е сформировать доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.
На школьную тему проводятся выставки детских работ, совместных работ детей с родителями, интеллектуальные игры, подвижные игры, физкультминутки.
Так же актуально развитие инициативности и самостоятельности у дошкольников в разных видах деятельности. Нами проводятся дидактические игры («Запоминалки», «Придумай свой вопрос» и т.д.); подвижные игры («Человек к человеку», «Зеркала» и т.д.); сюжетно-ролевые игры («Семья», «Нам весело») и т.д.
В группе создан центр художественно-творческой деятельности, в котором дети самостоятельно занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, это позволяет формировать такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициативность, творческое воображение.
Немаловажно сотрудничать с родителями, чтобы заинтересовать их актуальностью данной темы, сделать единомышленниками в осуществлении проекта, повысить родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки. Нами используются такие формы работы как: наглядно-агитационная (консультации), индивидуальная (беседы), коллективная (родительские собрания, дискуссии, круглые столы, мастер-классы, тренинги), информационно –аналитическая (анкеты, опросники), досуговая (праздники, развлечения).
Интересно организованные экскурсии в школу, знакомство со школьной жизнью, с учителями, посещение уроков в первом классе, библиотеки, спортзала познавательны и необходимы для формирования у детей представления о школьной жизни.
Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что реализация проекта « Скоро в школу» позволяет качественно, всесторонне подготовить наших воспитанников и их родителей к новой школьной жизни, дает им уверенность в своих силах, формирует у детей предпосылки к учебной деятельности.
Список литературы:
- Воспитание и обучение в подготовительной группе детского сада : программа и метод. рекомендации / сост. Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/ под ред.М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
- . Томашпольская, И. Э. Развивающие игры для детей 2–8 лет : систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. – СПб. : Смарт, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда с детьми с ТНР. Сборник «Актуальные проблемы дошкольного образования». ОГУ, 2019
В данной статье представлен опыт использования компьютерных технологий учителем - логопедом в индивидуальных занятиях по формированию и совершенствованию всех компонентов речи детей ...
Актуальные проблемы дошкольного образования. Сборник статей. Выпуск 14. В 2 томах. Т. 2 Фролова Л.В., воспитатель МДОУ №30, г. Железногорск, Курская обл.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ...
СТАТЬЯ "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
В данной статье рассматриваются актуальные принципы образования ребёнка на всех стадиях обучения от дошкольного образования, до достижения им зрелости для вступления в полноценную взрослую жизнь и нюа...
Статья "Игра как средство эмоционального развития детей с отклонениями в развитии..." в сборнике статей "Актуальные проблемы дошкольного образования" выпуск №17
Игра как средство эмоционального развития детей с отклонениями в развитии......
Статья "Формирование ранней профориентации дошкольников с ОВЗ посредством модульной ширмы-трансформер" в сборнике статей "Актуальные проблемы дошкольного образования" выпуск №21
quot;Формирование ранней профориентации дошкольников с ОВЗ посредством модульной ширмы-трансформер"...
Статья "Проект по тестопластике" в сборнике "Актуальные проблемы дошкольного образования" выпуск №10
Сборник "Актуальные проблемы дошкольного образования" Проект по тестопластике:"ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО"...