Самообразование
материал (старшая группа)
Самообразование педагога
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Родничок» комбинированного вида
ПЛАН
по самообразованию педагога
Лобановой Анны Ванифатьевны
_______________________________________________________________________
(Ф.И.О. педагога)
Тема:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Семья и семейные ценности»
__________________________________________________________________________________________________________
(тема)
2017 – 2019
_____________________________________________
(учебный год)
Актуальность: Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, сменилось и отношение людей к Родине.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Встает вопрос – как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому, моя тема самообразования посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников, семейным ценностям.
Цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников, посещения открытых мероприятий педагогов ДОУ.
2. Провести анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка»
3. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
4. Подобрать материалы и применить на практике:
- диагностика детей на начало и конец учебного года;
- разработать методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка-передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»
- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников
- оформление уголка «Патриотического воспитания» в группе (картотека дидактических игр для детей, художественная литература, пособия);
- деловая игра для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на итоговом педсовете.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная.
План работы по самообразованию на 2017 – 2018 год
Месяц | Формы работы | |||
самообразование | с детьми | с педагогами | с родителями | |
В течение 2017 – 2018 года | 1. Изучение нормативно правовой документации: - Закон «Об образовании»; - «Патриотическое воспитание» сборник нормативно -правовые документов. ТЦ Сфера, 2005 г.; - СанПин 2.4.1.3049-13; - ФГОС 2. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Детский сад от А до Я». 3. Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. 4.Обучение на курсах повышения квалификации. 5.Обзор в Интернете информации по теме. 6.Участие в конкурсах профессионального мастерства, интернет – конкурсах. 7.Издательская деятельность (публикация в специализированных изданиях, статьи в методические журналы, буклеты, размещение материалов, своих разработок на образовательных сайтах в Интернете) | |||
Сентябрь | 1. Изучение методической литературы: Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека». 2. Организовать работу кружка, создать кружковую программу. | Диагностика детей | Анкетирование «Нравственно - патриотическое воспитание ребенка» | 1.Анкетирование «Нравственно -патриотическое воспитание ребенка в семье». 2.Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников |
Октябрь | 1. Изучение методической литературы: Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет. 2. Оформить в группе уголок «Патриотического воспитания». | Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка | Консультация для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ» | 1.Оформить родительский уголок по теме. 2.Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» |
Ноябрь | 1. Изучение методической литературы: - Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». 2. Пополнить детскую библиотеку художественной литературой. | Буклет «Советуем почитать» Художественная литература по нравственно – патриотическому воспитанию детей. | Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы» | |
Декабрь | 1. Изучение методической литературы: Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. 2. Изготовление картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников. | Консультация «Использование дидактических и народных игр в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников» | Оформление папки передвижки. Тема: «Рецепты воспитания нравственности дошкольника» | |
Январь | 1. Изучение методической литературы: - Писарева А.Е. Живем в «Ладу» патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие; - Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры; 2. Пополнение РППС. | Памятка «Предметно – развивающая среда в патриотическом воспитании дошкольников» | Папка – передвижка «Семейные традиции» | |
Февраль | 1. Изучение методической литературы: Маханева М.Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». | Подготовить (провести) деловую игру для педагогов по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» | Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества» | |
Март | 1. Изучение методической литературы: Зацепина М.Б «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание». | 1.Выставка детских работ «Моя мама» 2.Праздничный концерт ко Дню 8 марта | ||
Апрель | 1. Изучение методической литературы: Данилина Г.Н. Дошкольнику о культуре и истории России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». | Рекомендации для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание в семье» | ||
Май | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. | Диагностика ЗУН детей | Отчёт о проделанной работе за 2017– 2018 учебный год на педсовете. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за уч. год |
План работы по самообразованию на 2018 – 2019 год
Месяц | Формы работы | |||
самообразование | с детьми | с педагогами | с родителями | |
Сентябрь | 1. Изучение методической литературы: Комратова М.Г, Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей. Работа в ДОУ: воинская слава России; русская матрешка; городская и сельская природа и др. Методическое пособие. 2. Продолжить кружковую работу, составить перспективно – тематический план проектной деятельности по патриотическому воспитанию старших дошкольников. | 1. Диагностика ЗУН детей 2. Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка 3.Краткосрочный проект «Моя семья» | Консультация «Использование проектного метода в патриотическом воспитании» | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников |
Октябрь | 1. Изучение методической литературы: Богачева В.И. и др. «Мое Отечество – Россия». Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2.Пополнение РППС материалами по патриотическому воспитанию дошкольников. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка 2.Краткосрочные проекты «Мы имеем право – мы дети», «Моя малая Родина» | Консультация «Воспитание чувства любви к своей родине» | |
Ноябрь | 1. Изучение методической литературы: Сухомлинский, В.А. «Родина в сердце». 2. Пополнить детскую библиотеку художественной литературой. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. 2. Краткосрочный проект «Богатыри земли русской. Былины», | 1.Торжественное посвящение в кадеты. 2.Консультация «Былины» | |
Декабрь | 1. Изучение методической литературы: «С чего начинается Родина?» Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. 2. Пополнение картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. 2. Краткосрочный проект «Отчизны верные сыны» | Консультация «Ознакомление дошкольников с историей Российской армии» | Выставка работ родителей с детьми «Наша армия сильна». 2.Круглый стол «Нравственно-патриотическое воспитание в семье» |
Январь | 1. Изучение методической литературы: «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников». Под ред. Н.В. Микляевой. 2. Пополнение предметно-пространственной среды. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. 2. Краткосрочный проект «Армия вчера, сегодня, завтра» | Методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО» | Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с историей Российской армии» |
Февраль | 1. Изучение методической литературы: Лазарев, М.Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: учеб. – метод. Пособие для педагогов. 2.Подготовить мероприятие с родителями «Есть такая профессия – Родину защищать» | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. 2. Краткосрочный проект «Военные профессии» | 1.Консультация «Есть такая профессия – Родину защищать» 2.Спортивный досуг «Есть такая профессия – Родину защищать» | |
Март | 1. Изучение методической литературы: Киласьева, Е.А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников через взаимодействие трех поколений. Материалы III Международной конференции (29 мая 2013 г.). | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. | Подготовить (провести) круглый - стол для педагогов по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание в ДОУ» | 1.Консультация «Роль песни в жизни Армии» 2.Семейный досуг «Споемте друзья» |
Апрель | 1. Изучение методической литературы: Амбросимова Г.Н., Остапец А.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристической деятельности. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. 2. Краткосрочный проект «Города – герои» | 1.Папка – передвижка «Памятники России», «Города – герои» 2.Создание макета «Памятники России» | |
Май | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. 2. Краткосрочный проект «Награды России», 3.«Диагностика ЗУН детей | Отчёт о проделанной работе за учебный год на педсовете. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год |
Выход темы:
- Методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
- Сборник консультаций для родителей. Тема «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Предварительный просмотр:
ПЛАН
РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
"Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
на 2019 – 2022 гг
Воспитатель:
Лобанова Анна Ванифатьевна
2019 год
Дата начала работы над темой: 2019 год
Дата окончания работы: 2022 год
Цель: повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования.
Задачи:
- изучить методики, технологии по теме самообразования;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования, изучить опыт других педагогов-специалистов в данной области (посещение ГМО, открытых мероприятий, просмотры публикаций на образовательных сайтах);
- создать условия для восприятия целостной картины мира;
- сформировать первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;
- разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- создать копилку методических разработок (конспектов ООД, сценариев праздников, досугов) по теме самообразования;
- составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др.;
8.использовать в работе с детьми приемы, методы, формы и средства народной педагогики;
- подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования.
Реализация плана по самообразованию осуществляется по трем направлениям:
- Методическая работа педагога.
- Совместная деятельность с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
Этапы работы по теме:
- этап (2019 год) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, диагностические срезы;
- этап (2019/2021 год) – Создание информационной базы по данной теме; вовлечение в работу детей и родителей в данном направлении. Анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности.
- этап (2021-2022) – анализ результатов работы, формулирование выводов.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня педагогической компетенции по теме: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
- разработка цикла консультаций, памяток, буклетов и рекомендаций для родителей по данной теме;
- разработка картотек дидактических игр по познавательному развитию дошкольников;
- организация видеотеки для создания информационного фонда;
- разработка методических пособий по теме;
- разработка конспектов ООД с дошкольниками;
- публикации методических разработок через электронные СМИ;
- сайт ДОО);
- участие в конкурсах различного уровня, вебинарах, конференциях по теме;
- участие в работе методических объединений;
- создание единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей и социальных партнеров.
Литература: 1. Журналы "Дошкольное воспитание", "Дошкольная педагогика".
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.
- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М. Ф. - Москва: Просвещение, 2006.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. -: М.: ТЦ «Сфера», 2013.
- Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд. -во: Детство-Пресс, 2009. 8. Поляк Л. Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. «Детство-пресс», 2008.
- Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г.
Соколов, В. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2007.
- Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду: книга для воспитателей детских садов / Под ред. Усовой А. П. - Издание 3-е. - Москва:
Просвещение, 2012.
- Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд. -во: «Учитель», 2010.
- Энциклопедия детского фольклора: Серия: «Моя первая книга». - М.:
Белый город, 2008 г.
- Ресурсы интернета.
14.Истоковедение. Том 5 Издание 5-е, дополненное.- М.: Издательский дом
15. Истоковедение. Том 11 -М.: Издательский дом «Истоки», 2019.- 320 с.
16. Истоковедение. Том 15 -М.: Издательский дом «Истоки», 2018.- 160с.
17.Истоковедение. Том 3-4. Издание 3-е, дополненное.- М.: Издательский дом
18. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования.- М.: Издательский дом «Истоки», 2018.- 216 с.
Планирование работы по самообразованию
Содержание работы | Работа педагога | Сроки | |
Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. Определение цели и задач работы над темой. Прогнозирование результатов. | Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. | 2019 | |
Методическая работа педагога | Изучение методической литературы, статьи. Подготовить картотеку народных игр. Создание собственного сайта. Обновление предметно-развивающей среды, учитывая тему самообразования. Оформление папки-передвижки. «Зимние забавы». Подбор электронных презентаций по теме самообразования (картотека). Оформление папки-передвижки. (стенгазеты) «Папа, мама, я очень дружная семья». Картотека хороводных игр (дошкольный возраст 3-4 года) Оформление папки-передвижки «Русское народное творчество». Самоанализ (результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию). Изготовление лэпбука «Русская народная культура и быт». Мини-музей « Народная игрушка»
| В течение работы над темой | |
Разработка и проведение диагностики детей с целью выявления знаний и умений детей по познавательной деятельности. | Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики. Не могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель. | 2020 |
Основные формы работы. | ООД Самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником. | 2020-2022 |
Работа с детьми. |
Разучивание и повторение загадок, поговорок, пословиц, закличек.
- ООД по программе «Социокультурные истоки» во второй младшей на тему: «Образ света» «Позови Солнышко - Знакомство с народными праздниками.
Мастерская "Деда Мороза".
Цель: Знакомство с предметами русского обихода: прялка, веретено; развивать интерес к старине. - лэпбук «Народный быт» -клубный час «Путешествие по сказкам»
Цель: Познакомить с русским народным костюмом, формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; развивать творчество, интерес к прошлому. Беседа "Моя родословная». Заучивание стишков, песен о семье. Составление семейной родословной и герба семьи. Выставка рисунков "Мама, мамочка, мамуля" «Волшебная дудочка». Цель: Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, учить различать инструменты по типу и звучанию. «Весна красна цветами» Словесные народные игры. Пение частушек. - Знакомство с русскими народными играми. |
|
Работа с родителями. |
«Широкая Масленица».
- Викторина «Знатоки русской культуры» для средней группы совместно с родителями - Мастер-класс «Изготовление народных кукол и оберегов дома». -Семинар - практикум для родителей старшей группы по программе «Социокультурные истоки» «Послушание – это царица детских добродетелей. | 2020-2022 |
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. | Наличие результатов работы по теме самообразования. | 2022 |
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. | Программа « Истоки . Воспитание на социокультурном опыте.» консультация для педагогов. Распространение опыта среди педагогов. | 2022 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.
Задачи: Повысить собственный уровень знаний, путем изучения учебной, научно-методической и художественной литературы по теме самообразования. Изучить опыт других педагогов-специалистов в данной области (посещение открытых мероприятий, семинаров, просмотры публикаций на образовательных сайтах). Разработать перспективный план работы с детьми. Создать копилку методических разработок (конспектов НОД, сценариев праздников, досугов) по теме самообразования. Составить картотеку народных игр. Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования.
Актуальность Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня возникает необходимость возрождения в обществе духовности и культуры , что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре .
Прошла курсы Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках программы « Социокультурные истоки» (на договорной основе) в АУ «Институт развития образования» ХМАО-Югра в 2019г.
Для родителей был подготовлен стенд и также консультации « Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Для детей сделала лэпбук «Народный быт»
В группе была организован мини музей «Народная игрушка»
Прект "Русские народные сказки" продукт альбом "Мой любимый герой русской народной сказки" В рамках проекта прошло совместное мероприятие с родителями « Квест-игра «Путешествие по сказкам» (15 января) и провела клубный час для детей 3-4 лет «Путешествие по сказкам»
Показала ООД по программе « Социокультурные истоки» для детей 3-4 лет на тему: «Образ света» «Позови Солнышко»
Для воспитателей подготовила Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» Консультация Картотека хороводных игр (дошкольный возраст 3-4 года)
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме :"Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Цель : Воспитание гармонично развитой личности ребенка. Задачи : 1. Формировать у воспитанников первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве; 2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами; 3. Расширять знания детей о малых жанрах фольклора; 4. Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь; 5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества; 6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову; 7. Помочь родителям познать значимость народной культуры в воспитании детей и повысить их педагогическую компетентность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инженерное мышление – особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющих быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий.
Исследовательскую деятельность, по мнению Александра Ильича Савенкова (советский психолог, специалист в области психологии исследовательского обучения), следует рассматривать её как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ По характеру объектов, используемых в эксперименте: - опыты с растениями; - опыты с животными; - опыты с объектами неживой природы; - опыты с объектами живой природы. По месту проведения опытов: - в групповой комнате; - на участке; - в парке . По количеству детей: - индивидуальные (1-4 ребенка); - групповые (5-16 детей); - фронтальные или коллективные (вся группа). По причине их проведения: - случайные; - запланированные; - поставленные в ответ на вопрос ребенка.
Формы работы по экспериментальной деятельности - занятия; - беседы; - экспериментирование, исследовательская деятельность; - дидактические и развивающие игры, упражнения; -рассматривание ; - наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; - экскурсии и целевые прогулки; - работа в уголках природы; - создание коллекций; -проектная деятельность, -проблемные ситуации.
ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ УГОЛКА ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ В ДОУ безопасность для жизни и здоровья детей достаточность доступность расположения.
ОСНАЩЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ДОЛЖНО БЫТЬ РАЗНООБРАЗНЫМ
ГЛАВНОЕ ДОСТОИНСТВО ИГР - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТА: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. «Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму», - гласит китайская поговорка. «Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам» Ральф У. Эмерсон
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлински й
Экспериментальную деятельность можно разделить на две группы: н еживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет, магнит. ж ивая: функционирование живых организмов и их особенности . Ещё можно классифицировать эксперименты по следующему принципу: з апланированные и с лучайные. Решение задач можно осуществлять в двух вариантах: д ети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания; д ети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Центр науки и естествознания
«Свойства сухого и мокрого песка» Опыт №1 «Какой песок на ощупь» Опыт №2 « Сыпучий песок» Опыт №3 «Раздувание песка» Опыт№4 «Сухой и влажный песок»
Свойства воды Опыт №1 «Вода прозрачная» Опыт №2 « У воды нет вкуса» Опыт №3 «У воды нет запах» Опыт№4 «Лед-это твердая вода» Опыт№5 «Пар-это тоже вода» Опыт№6 «Вода-жидкая, может течь» Опыт№7«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
Опыт №10«Вода не имеет формы» Опыт №11 «Лед легче воды» Опыт №12«Вода бывает теплой, холодной, горячей»
«Вода-путешественница»
Опыт с окрашиванием цветка
Выращивание лука в разных условиях На подоконнике В шкафу
Огород на окне
Сталактиты и сталагмиты
Что таит в себе черный цвет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...