Проект по экологии в средней группе "Природа вокруг нас"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №93»
ПРОЕКТ
по экологическому воспитанию
для средней группы
«Природа вокруг нас»
Разработали:
воспитатели гр.№9
2020 – 2021 уч.г.
Пояснительная записка
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой»
В. А. Сухомлинский
В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия ребёнка с природой, при помощи взрослых он начинает осознавать её, как общую ценность для всех людей. Ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, начальные элементы экологической культуры.
Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманном, ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам ,эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам; стремление осуществлять позитивное взаимодействие, учитывая их особенности, как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Актуальность темы
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы
Цель проекта
Расширять представления детей о природе, учить детей замечать и называть изменения в природе. Помочь детям замечать красоту природы в различное время года. учить основам взаимодействия с природой.
Задачи
- формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;
- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение; систематизировать и углублять знания детей о растениях, насекомых и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
- рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой; воспитывать бережное отношение к природе.
Тип проекта: познавательный
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, муз. руководитель, инструктор по физ. воспитанию.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь-май)
Особенности организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию
Решая задачи экологического воспитания, каждый педагог строит свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:
- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Данный подход способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о природе. Тематика занятий сохраняется, при этом объем и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей.
Содержание конспектов предусматривает их интегрирование в систему воспитательно-образовательной работы по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к определенной теме.
Планирование мероприятий в режиме дня включает в себя:
- проведение бесед, игр-бесед, которые планируются воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы;
- дидактические игры проводятся в индивидуальной форме, в удобное для воспитателя и ребенка время, кроме того, дидактические игры рекомендуются для занятий с детьми дома;
- игры-путешествия, экскурсии проводятся во время занятий соответствующей тематики и за счет времени отведенной на прогулку;
- досуговые мероприятия (интеллектуальные, спортивные, сюжетно-ролевые и творческие игры, раз влечения) организуются в тесном взаимодействии со специалистами детского сада (музыкального руководителя, руководителя по физической культуре)
Этапы проекта:
1.Организационный этап:
Составление перспективного плана мероприятий проекта; подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, презентаций, дидактических игр; разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей; пополнение предметно - развивающей среды групп раннего возраста; разработка информационного материала для родительского уголка разработка анкет, памяток, буклетов для родителей.
2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап: анализ проведенной работы.
Прогнозируемый результат
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
-Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
-Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | Форма проведения | Работа с родителями | Ответственные |
Сентябрь | 3 | «Матушка природа. Планета Земля" | Познакомить детей с историей появления и использования глобуса, Формировать основы экологической культуры дошкольников, бережное отношение к природе. • Уточнять и обобщать знания детей о живой и неживой природе, взаимосвязях в природе, жизни животных, птиц, растений. | Беседа; подвижная игра | Консультация для родителей. «Экологическое воспитание детей в семье» | |
4 | «Времена года" | Закрепить представления детей об основных признаках всех времен года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к природе. | Отгадывание загадок | |||
Октябрь | 1 | Прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе» | Формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе | Беседа | Картотека бесед о природе с детьми | |
2 | "Краски осени» | Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности; совершенствовать умение в рисовании; развивать воображение, эстетический вкус. | Рисование | |||
3 | "Куда улетают птицы" | Умение поддерживать беседу о птицах, высказывать свою точку зрения, выражать положительные эмоции при прослушивании рассказа, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками во время игры, знать перелётных и осёдлых птиц нашего края. | Чтение рассказа В. Бианки «Сова | |||
4 | "Прощание с птицами. Полеты в сказку и наяву." | Закрепление знаний детей о периодах осени (ранняя, золотая, поздняя). Уточнить знания детей о характеристиках погоды, формировать умение описывать ее состояние. Продолжить знакомить детей с перелётными и зимующими птицами | Игровая ситуация | |||
Ноябрь | 1 | ."Птицы, которые всегда с нами". | Проявлять интерес к птицам, особенностям их жизни, различать птиц по внешнему виду, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь пережить холодную и голодную зиму. | Конструирование | Папка-передвижка «Природа и мы». | |
2 | "Птичка" | Научить детей составлять аппликацию в виде птички (целое из частей); закрепление представления детей о птицах, особенностях их строения, отличительных чертах; умения аккуратно пользоваться клеем, кисточкой. | Беседа Аппликация | |||
3 | «Осень» | Развитие интереса к художественной литературе, приобщение детей к восприятию поэтической речи; расширять представления детей о многообразии природных явлений; совершенствовать монологическую и диалогическую речь, учить активно участвовать в беседе. | Чтение стихотворений | |||
4 | «Как готовятся звери к зиме» | закреплять знания детей о диких животных; расширять представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме; развивать внимание, память, речь детей, эстетические чувства; воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботиться о ней и ее обитателях; | Сюжетно - ролевая игра | |||
Декабрь | 1 | "Волшебница зима" | провести наблюдение за красотой зимней природы; развивать познавательные интересы, речь, мышление, творческую фантазию и воображение; обогащать словарный запас, активизировать внимание, память; воспитывать наблюдательность, интерес к природе, стремление беречь и охранять её. | Экскурсия, беседа, подвижная игра | Подготовка к новогоднему утреннику. Изготовление атрибутов, костюмов к празднику. Привлечение родителей к праздничному украшению. | |
2 | «Зимняя столовая для птиц» | Развивать внимание, речь, память; Создать условия для экологического мышления; Расширять знания детей об условиях жизни, питании птиц зимой; Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; Учить детей различать птиц по двум-трем характерным признакам; Воспитывать желание заботиться о птицах. | Чтение произведений: «Воробьишко» Горький; «Где обедал воробей»; подвижная игра «Воробышки и кот». | |||
3 | «Кошка с котятами» | Развитие у детей способности принять на себя роль животного; вызвать положительные эмоции от игры. | Сюжетно-ролевая игра | |||
4 | «Дерево». | Передать впечатления, полученные из наблюдений; Уточнять возможности использования природного материала для создания разных работ. | лепка | |||
Январь | 1 | Рассматривание картины "Зимующие птицы". | Формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни, повадках; уточнение и расширение словаря по теме (птица, синица, снегирь, воробей, сорока, летать, клевать, прыгать); совершенствование грамматического строя речи и слоговой структуры слова, совершенствование элементарных математических представлений | Беседа, дидактическая игра | Памятка для родителей «Прогулка в природу» | |
2 | «Деревья на нашем участке » | Формировать умение передавать в рисунке строение дерева: ствол, ветви разной длинны; Закреплять умение располагать изображение по всему листу бумаги, рисовать крупно, во весь лист; Совершенствовать умение рисовать гуашью; Активизировать словарный запас: ствол, ветви; Развивать наблюдательность, память, мелкую моторику рук. | Рисование | |||
3 | «Воздух и его свойства» | Знакомить с качественными характеристиками воздуха (невидимый, прозрачный, движется); расширить представление о значимости воздуха в жизни людей, животных, растений; развивать умение детей решать проблемные задачи; воспитывать интерес к экспериментированию; знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха | Беседа, эксперементирование | |||
4 | «Как зимуют дикие звери» | Закрепить знания детей о жизни лесных жителей зимой; формировать представления детей об образе жизни диких животных в условиях трудной зимовки; Развивать связную речь, любознательность, интерес, внимание, память, общую и мелкую моторику; Совершенствовать отчетливое произношение слов и звуков; Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать своих товарищей. | Расматривание иллюстраций, пальчиковая гимнастика | |||
Февраль | 1 | «Угадай животное» | Закрепить знания детей о диких животных; учить детей соотносить описание внешности животного в загадке с определенных диким животным; развивать двигательную и речевую активность детей; воспитывать любовь, доброе отношение к животным. | Подвижно-дидактическая игра | Картотека игр по экологии | |
2 | «Что за зверь?» | Развитие речевого творчества, умений правильно использовать в речи названия животных; познакомить детей с рассказом Е. И. Чарушина «Что за зверь?», учить понимать тему и содержание рассказа; развивать речь, интерес к информации, которую несет текст. | Чтение художественной литературы | |||
3 | «Лиса и заяц» | Прививать интерес к театрально – игровой деятельности; учить перевоплощаться в предложенные образы и разыгрывать спектакль по знакомой сказке. Учить изображать характерные особенности поведения персонажей | Театрализованная деятельность | |||
4 | Путешествие капельки | Уточнить представление детей, о важности воды для всех живых существ; сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения в жизни человека; прививать бережное отношения к воде | Аппликация | |||
Март | 1 | «Доктор леса» | Продолжать знакомить детей с птицами. Уточнить знание о дятле. Рассказать о том, как дятел добывает себе пищу, о пользе которую он приносит лесу. Формировать умение рассуждать, мыслить. Развивать фантазию. | Беседа, раскрашивание шаблонов | Картотека загадок по экологии | |
2 | «Жаворонки – вестники весны!» | Учить лепить птиц из двух частей: туловище, голова. Придавать форму, сходную с оригиналом, выделять глаза, клюв, крылья, хвост, используя дополнительные материалы; Продолжать формировать познавательный интерес, развивать навыки построения высказываний - суждений | Лепка | |||
3 | «На лесной полянке», | Закреплять представления о числах в пределах пяти, их отношениях, упражнять в использовании терминов, обозначающих величину, уточнить и закрепить представления о птицах животных и их жизнедеятельности; Развивать у детей логическое мышление, внимание, зрительную память, мелкую моторику, речь, умение давать развёрнутые ответы., умение выполнять движения в соответствии с текстом. | Сюжетно-ролевая игра, беседа | |||
4 | «Путешествие в весенний лес». | Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе; Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы весной; Формировать на основе опытов, представления о свойствах снега; учить детей анализировать; развивать мышление, интерес к явлениям неживой природы; | Беседа, эксперимент | |||
Апрель | 1 | "Грачи прилетели" | Учить рассматривать картину; Понимать её содержание; Учить устанавливать взаимосвязь между героями картины; Продолжать совершенствовать связную диалогическую речь детей; Развивать умение внимательно слушать вопросы и точно отвечать на них. | Рассматривание картины, отгадывание загадок чтение стихотворения | Организация работы по благоустройству территории детского сада. | |
2 | «Отгадай что за растение» | Описать предмет и узнать его по описанию; Расширить представление детей о видах растений; закрепить знания детей о растениях | Дидактическая игра | |||
3 | «Цветы» | Упражнять в ходьбе по кругу, «змейкой», сохраняя правильную осанку. Закреплять умение быстро передвигаться по площадке в разном направлении. | Подвижная игра | |||
4 | «Маленькие жители Земли». | Расширить представления детей о насекомых; закрепить знания детей о внешнем виде насекомых, их повадках; дать представления о взаимосвязи насекомых и среды обитания; | игра | |||
Май | 1 | «Мы защитники природы | Воспитывать желание охранять природу, заботиться о ней; Приобщать детей к основам экологического воспитания; Познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе; Формировать представление о том, какое негативное воздействие оказывают загрязнения на окружающую среду. | Эксперимент, беседа | Памятка «Природа в жизни вашей семьи» | |
2 | «Викторина «Что, мы знаем о природе?» | Развитие у детей интереса к природе и бережного отношения к ней; Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля; Закрепить навыки экологического поведения в природе. | Развлечение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологии в средней группе «Здравствуйте, деревья!»
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологическ...
Проект по экологии в средней группе
Проект "Здравствуй дерево"...
Проект по экологии в средней группе "Вода повсюду"
Экологический проект для дошкольников...
Проект по экологии в средней группе «Волшебница вода»
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.»Антуан де Сент-Экзюпери...
Проект по экологии в средней группе " Что за чудесница, водица - волшебница "
Вид проекта: средней длительности (февраль – апрель).Участники проекта: средняя группа детского сада «Огонёк», , воспитатели, родители.Актуальность темы: Когда мы с детьми гуляли осе...
Проект по экологии в средней группе «Секреты воды»
Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает...
Проект по экологии для средней группы.
Познавательно-исследовательский проект по экологии для детей среднего возраста "Кто из нас, из овощей, и полезней, и нужней?"...