Проект по экологии в средней группе «Секреты воды»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает детям стать более самостоятельными. У детей развиваются познавательные способности, творческое воображение, мышление. Дети становятся более коммуникабельными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_sredney_gruppe.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экологии в средней группе «Сказка»
«Секреты воды»
Разработчик проекта:
Рябчук О.Е.
Нижний Новгород 2018год
Содержание.
-Пояснительная записка
-Паспорт проекта
-План реализации проекта в средней группе
-Анализ результатов диагностики дошкольников
Методы реализации.
1. Конспекты ООД по экологии
2. Непродолжительный коллективный труд
3. Эксперименты.
4. Наблюдения
5. Игры
6. Сценарий развлечения «Секреты воды»
7. Художественное творчество.
8. Творческие работы детей и их родителей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
« В детстве человек должен пройти эмоциональную
школу - школу воспитания добрых чувств. Истоки
способностей и дарований детей на кончиках их
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают источники
творческой мысли. Чем больше уверенности и
изобретательности в движениях детской руки, тем
тоньше взаимодействие руки с орудием труда».
В. А. Сухомлинский.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.
Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: средней длительности (февраль 2018– апрель 2018)
Участники проекта: дети средней группы «Сказка» (4-5 лет), педагоги группы, родители.
Предмет исследования: свойства воды.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах;
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
-расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);
- формировать представления о значении воды в жизни человека.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
- воспитать бережное отношение к воде.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕТА:
Создание альбома «Секреты воды»: экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки), стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде. Просмотр презентации проекта: «Секреты воды».
План реализации проекта в средней группе ДОУ
Подготовительный этап проекта:
-Разработка плана реализации проекта;
-Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой:
-Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок:
-Подбор подвижных и речевых игр;
-Составление и создание опытов, экспериментов с водой;
Исследовательский этап проекта:
-Тематическое планирование занятий и опытов к проекту;
Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Что мы знаем о воде?»
Цели: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; воспитывать бережное отношение к воде.
Тема: «Освобождение бусинок из ледяного плена». Цели: Создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле; развивать образное мышление при выборе способа действия; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
Художественная литература.
Чтение рассказа «Как люди речку обидели».
Цель: Учить детей внимательно слушать литературное произведение.
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и аппликации.
Тема: «Что за чудесница - водица-волшебница».
Цели: Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом; упражнять в образовании однокоренных слов; развивать творческое воображение; закрепить навыки работы с бросовым материалом; воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.
Изобразительная деятельность.
Аппликация с элементами рисования. Тема: «Сосульки на крыше».
Цели: Вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками; показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошку.
Аппликация. Тема: «Тучи по небу бежали».
Цели: Познакомить с техникой аппликативной мозаики; учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях.
Беседа.
Тема: «Чистота та же красота»
Цель: Прививать детям правила личной гигиены.
Работа с родителями.
Родительское собрание. Тема: «Развитие исследовательских навыков дошкольника»;
Консультация.
Тема: «Экологическое воспитание – важное значение для развития детей».
Заключительный этап проекта.
Итоговое занятие. Тема: «Что за чудесница – водица – волшебница».
Игры к проекту.
Виды игр:
- Речевая «Подскажи словечко». Цель: Развивать речь детей, моторику речевого аппарата.
-Игра малой подвижности «Ручеёк». Цель: Развитие ловкости, гибкости, подвижности, коммуникативных способностей, образного мышления, фантазии.
-Подвижные игры: «На болоте». Цель: Учить детей копировать движения, живущих на болоте обитателей.
«Караси и щука». Цель: Учить выполнять правила в подвижных играх ; развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.
«Море волнуется…»Цель: Расширять содержание игры; развивать воображение, творчество, пластичность движений.
«Мы – капельки» Цель: Развивать воображение детей, активность в игре.
Опыты к проекту.
«Вода не имеет формы».
- Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной). Давайте опустим его в стакан, в миску, положим на стол. Что произошло со льдом? Вывод: лед не изменил формы, пока не растаял. Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.) Вывод: лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
«Лёд легче воды».
- Предложить детям опустить лёд в стакан, до краев наполненный водой. Лёд растает, но вода не прольётся. Вывод: Вода, в которую превратился лёд, занимает меньше места, чем лёд, т.е. она тяжелее.
«Превращение в воду».
-Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Вывод: снег, лёд, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.
«Вода нужна всем».
-Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет). Вывод: вода необходима растению для роста, без воды оно не растёт.
«Растения пьют воду».
-Поставить с детьми цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду. Вывод: растения пьют воду.
«Животворное свойство воды».
-Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки. Вывод: вода даёт жизнь всему живому.
Опыты с водой.
Цель: научить детей очищать воду.
Задачи: Закрепить знания, что вода – жидкость, некоторые свойства воды. Познакомить со способами очищения воды. Воспитывать аккуратность в работе с водой.
Оборудование: Мерные стаканчики по количеству детей, ситечки, воронки, фильтры, салфетки, бинт, вата, ватные диски, картины лаборатории, сосуды разной формы с водой.
Ход: Воспитатель: Ребята, а вы хотите поработать в нашей мини-лаборатории? Давайте оденем фартуки. Посмотрите на мой стол. Что вы видите на нём? Что в этих сосудах? Какая вода? (прозрачная). А какая еще вода бывает? Вода, это что? (жидкость) (Воспитатель переливает воду из одной емкости в другую, трясёт бутылочку с водой, выливает воду на стол). Назовите мне свойства воды. (Вода льётся, булькает, растекается) . Почему вода разной формы? От чего это зависит? - Чем ещё может быть вода? (лёд, снег, пар) Ребята, а вода это хорошо? (да). Ребята, сегодня я набрала утром снег, он растаял. Но посмотрите, какая вода? (грязная). Можно такую воду пить, готовить пищу, умываться? Что можно сделать? Дети процеживают воду через ситечко, от мусора очищают. Далее предлагаю профильтровать воду. Что может быть фильтром? (салфетка, ватный диск, уголь, песок) . Показываю модель «Как очистить воду». Предлагаю детям выбрать фильтр, вложить его в воронку. (Дети работают) Обратите внимание на аккуратность. Воду лить тонкой струйкой. Что получилось? Сравните воду в своем стаканчике с большей емкостью. Можно такой водой пользоваться, пить, готовить пищу (Нет). Анализ: Что мы делали? Из чего были фильтры? Кому мы помогли?
Анализ результатов диагностики дошкольников
Эколого-педагогическая работа с детьми в течение определённого периода даёт отчетливые результаты. Проведённая диагностика позволяет нам более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать уровень знаний как в начале проекта, так и при его завершении. Если на начало проекта дети имеют низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта, проведённая диагностика показывает высокие результаты. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды и об охране водоёмов. Мы считаем, что проект удался, т.к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках и аппликациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологии в средней группе «Волшебница вода»
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.»Антуан де Сент-Экзюпери...
Экологический проект для детей средней группы "Секреты воды"
Экологический проект для детей средней группы "Секреты воды"...
Экологический проект в средней группе "Секреты воды"
Проект направлен на расширение знаний у детей о свойсвах воды....
Проект по экологии в средней группе "Вода, вода, кругом вода"
Проект по экологии в средней группе "Вода, вода, кругом вода".Тип проекта: познавательно-исследовательский, познавательно-творческий.Продолжительность проекта: долгосрочный.Участники п...
проект по экологии в средней группе " Секреты воды"
проектная деятельность...
Технология проектной деятельности: паспорт проекта по экологии в средней группе "Капелька воды"
Паспорт проекта: «Капелька воды» в средней группе.Актуальность темы: Гуляя на улице с детьми, самые любазнательные дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вод...