Мастер – класс «Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста» (РМО 2019г.)
материал
Конспект мастер-класса "Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста", рекомендации педагогам, презентация для детей на тему "Задания лисы "Алисы" (по теме "Часы")
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
Конспект
Мастер – класс
«Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Колесник Е.В.
октябрь 2019 г.
Цель: Создание условий для плодотворного общения воспитателей по организации дидактических игр и упражнений на тему «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста».
Задачи:
- Вызвать интерес к использованию разных игр по формированию временных представлений в работе с дошкольниками.
- Познакомить с дидактическими играми и упражнениями по теме «Часы», «Части суток», «Месяцы».
- Распространить опыт работы по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста.
Материал:
Раздаточный:
- карточки с цифрами (1 – 12) и модели часов (по количеству участников);
- парные картинки часов;
- карточки с часами, которые показывают разное время;
- картинки с изображением деятельности в разные части суток
Демонстрационный:
- 4 модели-карточки «Части суток»
- картинки с изображением природы и людей в разное время года.
- модели-символы «Времена года»
- мультимедийная презентация «Задания лисы Алисы»
Место проведения: групповая комната
Описание обстановки: в группе расставлены 5 столов, на которых
расположен материал для проведения игр, расставлены стулья.
Участники: воспитатели детских садов района
Тема «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста» является актуальной, так как с проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков, развития мышления. Поэтому детям уже в дошкольном возрасте необходимо самим научиться ориентироваться во времени. Но проблема в том, что специфические особенности времени как объективной реальности, как неосязаемого явления затрудняют его восприятие детьми. Поэтому очень важно сделать время, чередование его определенных отрезков - предметом специального внимания детей.
Над данной темой работала на протяжении нескольких лет. Разработала методическое пособие «Формирование временных представлений у детей 4 – 7 лет», где выстроила систему работы с использованием разных методов и приемов.
Сегодня предлагаю вам окунуться в мир математики и проиграть дидактические игры и упражнения на формирование некоторых временных представлений у детей дошкольного возраста, которые вы можете использовать (а может быть, используете) в своей работе.
Сейчас мы с вами проиграем игры по теме «Часы», цель которых упражнять в умении определять время по часам с точностью до часа и до получаса. До проведения данных игр дети должны познакомиться со строением часов (циферблатом и стрелками), уметь различать минутную и часовую стрелки, иметь представление о том, как определять время с точностью до часа и до получаса.
В: Пройдите и встаньте вокруг стола.
(на столе расположены карточки с цифрами (1 – 12) и модели часов (по количеству участников)
В: Назовите, что лежит на столе.
П: Модели часов и карточки с цифрами.
В: Возьмите модель часов и любую карточку с цифрой.
В: Назови, какая у вас цифра
П: У меня на карточке цифра 5, …
В: Установите стрелки на циферблате своих часов так, чтобы они показывали время, которое у вас на карточке.
(выполняют задание)
В: Покажите свою карточку с цифрой и модель часов
(показывают)
В: Назовите время, которое вы установили.
П: У меня на часах 3 часа…
Это игра называется «Устанавливаем время».
В: Пройдите ко второму столу
(на столе расположены парные картинки с изображением часов
по количеству участников)
В: Разделитесь, пожалуйста, на 2 команды
В: Назовите, что лежит на столе.
П: Карточки с часами
В: Ваша команда будет первая, возьмите по одной карточке с изображением часов.
В: А ваша команда будет вторая, возьмите по одной карточке с изображением часов.
В: Каждый участник первой команды, не показывая свою карточку второй команде, должен по очереди назвать время на своей карточке с часами: «Мои часы показывают …». А потом должен спросить «Кто моя пара?».
В: Участники второй команды внимательно слушают. Тот, кто услышал время, которое изображено на его часах, должен сказать: «Я твоя пара», и показать свою карточку. Если изображения стрелок на картинках совпали, то игроки вдвоем садятся на стулья.
П: Мои часы показывают ровно 3 часа. Кто моя пара?...
Это игра называется «Парные картинки».
В: Пройдите к третьему столу.
(на столе расположены карточки с часами, которые показывают разное время
по количеству участников)
В: Встаньте вокруг стола. Назовите, что лежит на столе.
П: Карточки с часами
В: Возьмите по одной карточке с часами.
В: Я буду называть определенное время. Тот, у кого на карточке часы показывают это время, переворачивает карточку и говорит: «Это мое время»
В: 8 часов, половина десятого, 6 часов, половина двенадцатого, 5 часов, половина первого, 10 часов, половина третьего, половина шестого, 3 часа, половина девятого, один час.
(показывают)
В: Это игра называется «Не ошибись».
В: Подойдите к первому столу, возьмите модели часов и подойдите к экрану.
В: Перед вами (на слайде) представлены варианты логических задач
Попробуем их решить с помощью модели часов
В: «Девочки гуляли на улице с 5 до 7 часов вечера. Сколько времени они гуляли?»
П: 2 часа
В: «На часах 2 часа. Мама разрешила Васе пойти погулять в 6 часов. Сколько времени осталось Васе до прогулки?».
П: 4 часа
В: «Юля вышла гулять на улицу в 10 часов. Она обещала бабушке вернуться домой через 3 часа. Во сколько часов Юля должна прийти домой?».
П: В 1 час
В: Пройдите и встаньте вокруг четвертого стола.
(на столе расположены картинки с изображением деятельности в разные части суток и 4 модели-карточки «Части суток»)
В: Сейчас мы с вами проиграем игры по теме «Части суток».
В: Назовите, какие бывают части суток
П: Утро, день, вечер, ночь.
В: На столе лежат картинки. Возьмите по 2 картинки.
В: Я буду показывать вам карточку-модель, а вы должны назвать какая это часть суток.
Показываю карточку-модель «Утро»: Назовите, какая это часть суток.
П: Утро
В: Покажите картинки, на которых изображено утро.
(показывают)
Показываю остальные три модели-карточки, воспитатели показывают соответствующие картинки
В: Эта игра позволяет упражнять детей в умении определять части суток по объективным показателям, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба) и по характерной деятельности. Эту игру можно проводить с детьми, начиная со средней группы.
В: А теперь, 4 желающих участника возьмите по 1 карточке-модели. А остальные, пожалуйста, присядьте на стулья.
В: Вы превратились в части суток. Постройтесь по порядку, начиная с вечера.
(выполняют)
В: Назовите себя, какая вы часть суток.
(называют)
В: А теперь мы будем вам задавать вопросы или давать команды.
- Утро, расскажи, что делают люди в твое время суток?
- Ночь, назови своих соседей
- Вечер, в твое время суток люди обедают или ужинают?
- День хлопни в ладоши 5 раз.
В: Эта игра называется «Живые части суток». Она позволяет упражнять детей в умении определять части суток по объективным показателям, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба), закреплять представления о последовательности частей суток.
В: Присядьте, пожалуйста, на стулья. Сейчас мы с вами проиграем игру по теме «Месяцы», которая называется «Бывает так или нет?»
(на столе расположены картинки с изображением природы и людей
в разное время года)
В: Я вам буду показывать картинки с изображением природы, людей в разное время года и спрашивать: «Бывает так, например, в декабре?». А вы должны отвечать: «бывает» или «не бывает». И объяснить почему.
Показываю картинки, педагоги отвечают.
В: Эта игра позволяет уточнять и закреплять представления о месяцах (название, характерные сезонные изменения в природе, в жизни людей, праздники в течение месяца).
В: Я хочу вам показать модели-символы «Времена года», которые помогают усвоению названий месяцев, их классификации по временам года и их последовательности.
Каждое время года изображено в виде символа: елочка – это «зима», оранжевый лист – это «осень», сосулька – это «весна», клубника – это «лето». На каждом «времени года» изображены три буквы с порядковым номером, которые соответствуют названию месяцев.
С использованием этих моделей можно проводить упражнения.
- «Назовите второй месяц осени (лета и т.д.)»
- «Назовите весенние месяцы»
- «Каких месяцев не стало?»
- «Назовите месяц, который находится между сентябрем и ноябрем»
- «Какое слово подходит?» (Месяц зимы – это … (октябрь, июнь, май февраль); Месяц лета – это (сентябрь, июнь или декабрь)
А сейчас я хочу вам показать мультимедийную презентацию для детей «Задания лисы «Алисы» на тему «Часы», которую можно использовать в работе с детьми.
Я приготовила для вас рекомендации на тему «Дидактические игры и упражнения по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста», которые вы можете использовать в своей работе с детьми.
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определи время по часам.
Определи время по часам.
Молодцы!!!
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения по теме «Неделя. Дни недели»
Цель - усвоение представлений о днях недели, их последовательности, о временном промежутке «неделя».
- «Назови день недели»
Воспитатель показывает на модели «Неделя» стрелкой день недели. Дети по количеству кружков определяют соответствующий день недели.
- «Лови, бросай, дни недели называй!»
Дети встают в круг. Ведущий бросает мяч и называет любой день недели: «Я начну, ты продолжай, следующий (предыдущий) день называй – вторник». Ребенок ловит мяч и называет следующий (предыдущий) день: «Среда». После этого бросает мяч другому, который называет следующий (предыдущий) день.
(Усложнение: ведущий, бросая мяч и называя любой день недели, просит назвать подряд 3 следующих дня недели)
- «Назови скорей»
Игра проводится в кругу. Ведущий бросает мяч кому-либо из детей и спрашивает: «Какой день недели перед четвергом?». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». И бросает мяч ведущему. Ведущий бросает мяч другому ребенку и задает вопрос: Какой день недели был вчера?» и т. д.
- «Неделька, стройся!» («Живая неделя»)
На столе в беспорядке лежат 7 перевернутых карточек с цифрами (с кружками). 7 детей берут карточки со стола и по сигналу выстраиваются по порядку, и называют, какие они дни недели. Затем воспитатель и дети дают задание «дням недели», задают вопросы:
- Вторник, хлопни в ладоши.
- Четверг, подпрыгни 3 раза.
- Пятница, назови своих соседей
- Какой день наступит послезавтра;
- Назови выходные дни,
- Назови рабочие дни недели и т.д.
- Логические задачи
(для детей 6 – 7 лет)
- Сегодня вторник. В субботу Витя
пойдет на спектакль. Сколько дней Вите осталось ждать этого события?
- Сегодня воскресенье. Через 5 дней у
Светы день рождения. Саша считает, что день рождения у нее будет в воскресенье, а Лена считает, что – в субботу. Кто из детей прав? (Лена)
- «Золушка шила платье с
понедельника по среду. Сколько дней она работала?» (3)
- «Незнайка пошел в поход и шел 4
дня. Вышел он во вторник. В какой день он закончил свой поход?» (В пятницу).
- Чиполлино копал грядку три дня.
Начал он работу в среду, а закончил ее в… (в пятницу)
Игры и упражнения по теме «Месяцы. Год»
Цель - усвоение представлений о названиях месяцев, их последовательности, и их классификации по временам года.
- «Назови месяц»
В игре используется модель «Год»: круг в виде циферблата со стрелкой, разделенный на двенадцать секторов, 3 сектора – светло-голубого цвета (зимние месяцы), 3 сектора – светло-зеленого цвета (весенние месяцы), 3 сектора - ярко-зеленого цвета (летние месяцы), 3 сектора – оранжевого цвета (осенние месяцы). Каждый сектор обозначен цифрой (1-12), в соответствии с порядковым номером месяца в году.
Воспитатель на модели «Год» показывает стрелкой месяц. Дети по цифре и цвету определяют соответствующий месяц)
- «Двенадцать месяцев»
Воспитатель раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 (изображением вниз) и перемешивает их. 12 детей берут карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились в 12 месяцев» Воспитатель и дети задают вопросы:
- первый месяц, как тебя зовут?
- десятый месяц, кто твои соседи?
- пятый месяц, в какое время года ты приходишь? И т.д.
- «Круглый год»
Дети встают в круг. Выбирается ведущий. Он бросает кому-нибудь из играющих мяч и спрашивает: «Январь – какой это месяц по счету в году?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Ответив верно, он становится ведущим и задает свой вопрос играющим. Педагог помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов.
- Каким месяцем заканчивается год?
- Назови осенние месяцы?
- Назови зимние месяцы?
- Какой месяц идет после октября?
-В каком месяце твой день рождения?
- Логические задачи
(для детей 6 – 7 лет)
- София родилась в августе. А Лера
на два месяца позже. В каком месяце родилась Лера и в какое время года она празднует свое день рождения? (В октябре, осенью)
- Саше 7 лет исполнится в феврале, а
Вадиму – в апреле. Кто старше из детей? (Саша)
- У Вики день рождения в декабре, а
у Светы – в июне. Кто из них родился весной? (Никто)
- Логические задачи
(для детей 6 – 7 лет)
Цель: усвоение представлений о временном промежутке «Год».
- У Нади день рождения весной. Надя
справляла свое день рождения 7 раз. Сколько Наде лет? (7 лет)
- Маша прожила уже 4 весны, 4 лета,
4 осени и 4 зимы. А Гриша прожил 4 года. Кто из детей старше? (Маша и Гриша одного возраста)
- Таня ходила в детский сад всю
зиму, весну, и лето. А Сережа ходил в детский сад целый год. Кто из них меньше ходил в детский сад? (Таня)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский
«Дидактические игры и упражнения
по формированию временных представлений
у детей 5 – 7 лет»
Е.В. Колесник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста»
Сообщение для воспитателей из опыта работы....
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.
В современном мире человеку любой профессии, любого возраста необходимо уметь чувствовать время и правильно его распределять. Для ребенка дошкольного возраста умение ориентироваться во времени благотв...
Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"
В статье представлен коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...
Сценарий мастер – класса «Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов...
Консультация для воспитателей «Игры для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста».
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность, менять темп и рит...
Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста
Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год...
методическая разработка "Игры для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста"
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и...