Сценарий мастер – класса «Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Конспект
Мастер – класс
«Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Яптик О.Д.
2020 г.
Цель: Создание условий для плодотворного общения воспитателей по организации дидактических игр и упражнений на тему «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста».
Задачи:
- Вызвать интерес к использованию разных игр по формированию временных представлений в работе с дошкольниками.
- Познакомить с дидактическими играми и упражнениями по теме «Часы», «Части суток», «Месяцы».
- Распространить опыт работы по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста.
Материал:
Раздаточный:
- карточки с цифрами (1 – 12) и модели часов (по количеству участников);
- парные картинки часов;
- карточки с часами, которые показывают разное время;
- картинки с изображением деятельности в разные части суток
Демонстрационный:
- 4 модели-карточки «Части суток»
- картинки с изображением природы и людей в разное время года.
- модели-символы «Времена года»
- мультимедийная презентация «Задания лисы Алисы»
Место проведения: музыкальный зал
Описание обстановки: в зале расставлены 5 столов, на которых
расположен материал для проведения игр, расставлены стулья.
Участники: воспитатели ДОУ
Тема «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста» является актуальной, так как с проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков, развития мышления. Поэтому детям уже в дошкольном возрасте необходимо самим научиться ориентироваться во времени. Но проблема в том, что специфические особенности времени как объективной реальности, как неосязаемого явления затрудняют его восприятие детьми. Поэтому очень важно сделать время, чередование его определенных отрезков - предметом специального внимания детей.
Сегодня предлагаю вам окунуться в мир математики и проиграть дидактические игры и упражнения на формирование некоторых временных представлений у детей дошкольного возраста, которые вы можете использовать (а может быть, используете) в своей работе.
Сейчас мы с вами проиграем игры по теме «Часы», цель которых упражнять в умении определять время по часам с точностью до часа и до получаса. До проведения данных игр дети должны познакомиться со строением часов (циферблатом и стрелками), уметь различать минутную и часовую стрелки, иметь представление о том, как определять время с точностью до часа и до получаса.
В: Пройдите и встаньте вокруг стола.
(на столе расположены карточки с цифрами (1 – 12) и модели часов (по количеству участников)
В: Назовите, что лежит на столе.
П: Модели часов и карточки с цифрами.
В: Возьмите модель часов и любую карточку с цифрой.
В: Назови, какая у вас цифра
П: У меня на карточке цифра 5, …
В: Установите стрелки на циферблате своих часов так, чтобы они показывали время, которое у вас на карточке.
(выполняют задание)
В: Покажите свою карточку с цифрой и модель часов
(показывают)
В: Назовите время, которое вы установили.
П: У меня на часах 3 часа…
Это игра называется «Устанавливаем время».
В: Пройдите ко второму столу
(на столе расположены парные картинки с изображением часов
по количеству участников)
В: Разделитесь, пожалуйста, на 2 команды
В: Назовите, что лежит на столе.
П: Карточки с часами
В: Ваша команда будет первая, возьмите по одной карточке с изображением часов.
В: А ваша команда будет вторая, возьмите по одной карточке с изображением часов.
В: Каждый участник первой команды, не показывая свою карточку второй команде, должен по очереди назвать время на своей карточке с часами: «Мои часы показывают …». А потом должен спросить «Кто моя пара?».
В: Участники второй команды внимательно слушают. Тот, кто услышал время, которое изображено на его часах, должен сказать: «Я твоя пара», и показать свою карточку. Если изображения стрелок на картинках совпали, то игроки вдвоем садятся на стулья.
П: Мои часы показывают ровно 3 часа. Кто моя пара?...
Это игра называется «Парные картинки».
В: Пройдите к третьему столу.
(на столе расположены карточки с часами, которые показывают разное время
по количеству участников)
В: Встаньте вокруг стола. Назовите, что лежит на столе.
П: Карточки с часами
В: Возьмите по одной карточке с часами.
В: Я буду называть определенное время. Тот, у кого на карточке часы показывают это время, переворачивает карточку и говорит: «Это мое время»
В: 8 часов, половина десятого, 6 часов, половина двенадцатого, 5 часов, половина первого, 10 часов, половина третьего, половина шестого, 3 часа, половина девятого, один час.
(показывают)
В: Это игра называется «Не ошибись».
В: Подойдите к первому столу, возьмите модели часов и подойдите к экрану.
В: Перед вами (на слайде) представлены варианты логических задач
Попробуем их решить с помощью модели часов
В: «Девочки гуляли на улице с 5 до 7 часов вечера. Сколько времени они гуляли?»
П: 2 часа
В: «На часах 2 часа. Мама разрешила Васе пойти погулять в 6 часов. Сколько времени осталось Васе до прогулки?».
П: 4 часа
В: «Юля вышла гулять на улицу в 10 часов. Она обещала бабушке вернуться домой через 3 часа. Во сколько часов Юля должна прийти домой?».
П: В 1 час
В: Пройдите и встаньте вокруг четвертого стола.
(на столе расположены картинки с изображением деятельности в разные части суток и 4 модели-карточки «Части суток»)
В: Сейчас мы с вами проиграем игры по теме «Части суток».
В: Назовите, какие бывают части суток
П: Утро, день, вечер, ночь.
В: На столе лежат картинки. Возьмите по 2 картинки.
В: Я буду показывать вам карточку-модель, а вы должны назвать какая это часть суток.
Показываю карточку-модель «Утро»: Назовите, какая это часть суток.
П: Утро
В: Покажите картинки, на которых изображено утро.
(показывают)
Показываю остальные три модели-карточки, воспитатели показывают соответствующие картинки
В: Эта игра позволяет упражнять детей в умении определять части суток по объективным показателям, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба) и по характерной деятельности. Эту игру можно проводить с детьми, начиная со средней группы.
В: А теперь, 4 желающих участника возьмите по 1 карточке-модели. А остальные, пожалуйста, присядьте на стулья.
В: Вы превратились в части суток. Постройтесь по порядку, начиная с вечера.
(выполняют)
В: Назовите себя, какая вы часть суток.
(называют)
В: А теперь мы будем вам задавать вопросы или давать команды.
- Утро, расскажи, что делают люди в твое время суток?
- Ночь, назови своих соседей
- Вечер, в твое время суток люди обедают или ужинают?
- День хлопни в ладоши 5 раз.
В: Эта игра называется «Живые части суток». Она позволяет упражнять детей в умении определять части суток по объективным показателям, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба), закреплять представления о последовательности частей суток.
В: Присядьте, пожалуйста, на стулья. Сейчас мы с вами проиграем игру по теме «Месяцы», которая называется «Бывает так или нет?»
(на столе расположены картинки с изображением природы и людей
в разное время года)
В: Я вам буду показывать картинки с изображением природы, людей в разное время года и спрашивать: «Бывает так, например, в декабре?». А вы должны отвечать: «бывает» или «не бывает». И объяснить почему.
Показываю картинки, педагоги отвечают.
В: Эта игра позволяет уточнять и закреплять представления о месяцах (название, характерные сезонные изменения в природе, в жизни людей, праздники в течение месяца).
В: Я хочу вам показать модели-символы «Времена года», которые помогают усвоению названий месяцев, их классификации по временам года и их последовательности.
Каждое время года изображено в виде символа: елочка – это «зима», оранжевый лист – это «осень», сосулька – это «весна», клубника – это «лето». На каждом «времени года» изображены три буквы с порядковым номером, которые соответствуют названию месяцев.
С использованием этих моделей можно проводить упражнения.
- «Назовите второй месяц осени (лета и т.д.)»
- «Назовите весенние месяцы»
- «Каких месяцев не стало?»
- «Назовите месяц, который находится между сентябрем и ноябрем»
- «Какое слово подходит?» (Месяц зимы – это … (октябрь, июнь, май февраль); Месяц лета – это (сентябрь, июнь или декабрь)
А сейчас я хочу вам показать мультимедийную презентацию для детей «Задания лисы «Алисы» на тему «Часы», которую можно использовать в работе с детьми.
Я приготовила для вас рекомендации на тему «Дидактические игры и упражнения по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста», которые вы можете использовать в своей работе с детьми.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста»
Сообщение для воспитателей из опыта работы....
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.
В современном мире человеку любой профессии, любого возраста необходимо уметь чувствовать время и правильно его распределять. Для ребенка дошкольного возраста умение ориентироваться во времени благотв...
Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"
В статье представлен коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...
Мастер – класс «Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста» (РМО 2019г.)
Конспект мастер-класса "Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста", рекомендации педагогам, презентация для детей на тему "Задания лисы "...
Консультация для воспитателей «Игры для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста».
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность, менять темп и рит...
Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста
Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год...
методическая разработка "Игры для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста"
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и...