Фольклор как средство воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников.
консультация

Адаменко Анна Владимировна

Консультация для педагогов и родителей "Фольклор как средство воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников" об использовании песенок-потешек в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_v_rezhimnyh_momentah.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор как средство воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников.

Формирование культурно-гигиенических навыков – важная составная  часть культуры поведения, которая в свою очередь является составной частью нравственного воспитания, без которого невозможна полноценная жизнь в современном обществе.  Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы ребенок осваивает серию культурно – гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, одеваться и раздеваться и прочее. Эти навыки - одна из составляющих культуры поведения человека в быту.

Из каких действий состоят культурно – гигиенические навыки? Чтобы умыться, нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть - ложкой, тарелкой, ножом и вилкой, чтобы пить - чашкой, чтобы чистить зубы – зубной щеткой. А это или орудийные или соотносящие действия. То есть формирование культурно – гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития детей – становлением предметной деятельности. Ребенок интересуется, как обращаться с тем или иным предметом, что с ним можно делать, для чего он предназначен. Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков.

Такие процессы как умывание, одевание, прием пищи и другие требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. Малый фольклорный жанр (миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность) окрашивают речь педагога, делая её образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки–потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнить задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.

Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. Потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия.

При умывании:

Водичка, водичка, 
Умой мое личико, 
Чтобы глазоньки блестели, 
Чтобы щечки алели, 
Чтоб смеялся роток, 
Чтоб кусался зубок.

 Теплою водою 
Руки чисто мою. 
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Будет мыло пениться ,
Грязь куда-то денется.

Зайка начал умываться:
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо.

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

При причесывании:

Расти коса до пояса, 
Не вырони ни волоса. 
Расти, коса, не путайся, 
Маму, дочка, слушайся.

При приеме пищи:

Глубоко и мелко, 
Корабли в тарелке, 
Вот кораблик плывет, 
Заплывает прямо в рот.

Посадим на ложку
Капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй найди! 
Не видно на ложке 
Капустки, картошки. 
И нет на тарелке — гляди!

Птичка зернышки клюет,
Колет белочка орешки,
Травку козочка жует,
Ест улитка сыроежки,
Молоко котенок пьет,
У мышат - головка сыра,
Косточку щенок грызет,
У пчелы – кусок зефира.
Сено ест смешной теленок,
Кролик скушал лист капустный,
Что же любит наш ребенок?
Кашку? Ах, как это вкусно!

Сначала он в поле большом 
колосится, 
Потом в амбаре крестьянском 
хранится. 
Затем он в пекарне печется 
И мягким, душистым на стол 
подается.

Спасибо солнышку за свет,
Спасибо няне за обед,
Спасибо всем моим друзьям,
Спасибо вам и вам и вам!
Спасибо тетям поварам!
Спасибо тем, кто варит нам 
Ну давай, Алешка!
Поработай ложкой!
Скушай все до крошки
И еще немножко. 

Перед сном:

Баю-баю ,баиньки
В огороде заиньки,
Зайки травушку едят
Детке спать велят.

Люли- люли, люленьки
Прилетели гуленьки .
Сели гули на кровать ,
Стали гули ворковать ,
Стали гули ворковать .
Детку тихо усыплять
Спи малютка почивай ,
Спи тихонько отдыхай .

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь дошкольника становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, координация и ловкость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они п...

"Малые формы фольклора, как средство развития культурно - гигиенических навыков у детей в первой младшей группе".

«Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей в первой  младшей группе».   Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культу...

Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно- гигиенических навыков".

Предназначен для родителей, воспитателей групп раннего возраста. Материал  содержит  иллюстрированную консультацию об использовании фольклорного материала в  воспитании ребенка ран...

«Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»

Использование фольклора как средства успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста - попытка формирования важнейших навыков на данном жизненном этапе....

«Малые формы фольклора ,как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»

Создание социальной ситуации развития в процессе организации условий для привития культурно-гигиенических навыков младших дошкольников через ознакомление с фольклором, развитие и совершенствование их ...