Оптимизация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, посредством использования ИКТ
статья

Апарина Ольга Владимировна

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования КРИПК и ПРО

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи,

 посредством использования  ИКТ

Итоговая работа

Исполнители:

Апарина Ольга Владимировна,

 учитель-логопед МБОУ №47,

Короткова Лариса Викторовна,

учитель-логопед МБОУ №67,  

Киселевский ГО,

(aparina-2014@mail.ru,

larisa-kor1975@mail.ru)

Кемерово 2020

Содержание

                                                                                                           стр.

Введение        .…………………….3

1.  Понятие информационно-коммуникационных технологий………... 4

2. Особенности использования ИКТ в работе с дошкольниками…….…8

3. Вариативность применения  ИКТ в коррекционно-развивающем  

     процессе…………………………………………………………………..11

4. Использование ИКТ в установлении социального партнерства с

    родителями……………………………………………………………...15

   Заключение……………………………………………………………...18

   Литература……………………………………………………………...21

   Приложения………………………………………………………….....23

Введение  

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Ведутся дискуссии о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина).

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятия грамотности, грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.

Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования  ИКТ  в своей практике.

 Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных,  подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаем, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.  

 Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Однако, дошкольные учреждения далеко не всегда  располагают возможностью установить качественные специализированные программы, направленные на коррекцию речевых нарушений. Поэтому есть два пути решения этого вопроса.

 Первый – попытаться найти что-либо подходящее из так называемых «массовых» обучающих программ, для детей дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим, математике, грамоте, развитию мышления, памяти, внимания и т. д. Но такие игры не всегда соответствуют задачам коррекционной педагогики, а иногда содержат ошибки. Альтернативой может стать создание своих слайд - фильмов и компьютерных презентаций, разработанных с учётом особенностей развития детей. Их применение интересно большинству детей и самому педагогу.

        Среди педагогов, родителей существуют опасения по поводу введения компьютеров в учебный процесс. С  одной стороны существует мнение, что компьютер предоставляет:

- новые возможности для творческого развития детей;

- повышает привлекательность содержания материала;

- позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения;

- повышает навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

С другой стороны:

- компьютер может стать средством отвлечения внимания детей;

- использование компьютеров приведет к тому, что «целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если рядом не будет компьютера»;

- «дети будут гораздо меньше общаться друг с другом», т.к. будут большую часть времени сидеть за компьютером;

Но жизнь не стоит на месте. Ю.Горвиц (1998г.) «Обучать надо не тому, что есть, а тому, что будет». И учитель-логопед вынужден идти в ногу со временем, а значит использовать все средства на благо своих детей.  Работая  с детьми 20-й год, стараясь идти в ногу со временем, нас заинтересовала проблема использования компьютера в логопедической работе. Поэтому мы решили выяснить,  действительно ли использование информационно-коммуникационных технологий  будет способствовать положительной динамике в коррекции речевого развития дошкольников.

Цель нашей работы: создание  условий  по оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, посредством использования  ИКТ.

Для решения поставленной цели нами определены следующие задачи:

  • сформировать у детей умение пользоваться компьютером;
  • применять компьютерные технологии для развития познавательных способностей  детей и коррекции речевых нарушений;
  • использовать ИКТ со всеми участниками коррекционного процесса;
  • определить эффективность использования компьютерных технологий.

Этапы организации работы:

  • исследование  рынка компьютерных обучающих и коррекционных программ и технологий;
  • разработка демонстрационных материалов;
  • использование компьютерных презентаций и развивающих игр непосредственно в коррекционно-развивающей деятельности.

 

Понятие информационно-коммуникационных технологий

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по картинам, из беседы или рассказа. Но, сегодня,  учитывая современные реалии, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно.  Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ, мультфильмов по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную информацию с помощью медиа средств.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео- ).

Что же такое ИКТ? ИКТ – это информационные и коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создать, сохранить, распространить, передать определенную информацию или оказать услуги.

К ИКТ относятся: интернет, компьютерное оборудование, сотовая связь, спутниковые технологии, электронная почта, мультимедийные средства, программное обеспечение и пр.

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» или «компьютерная технология». Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для педагогов: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование  информации.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс  подготовки  и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.   При этом компьютер не заменяет педагога, а только дополняет его.

Особенности использования ИКТ в работе с дошкольниками

Сложная структура нарушений у дошкольников с проблемами в речевом развитии, особенно  при общем недоразвитии речи, определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всею, с целью коррекции нарушений и общего развития  детей с ОВЗ (О.И. Кукушкина, 1994 и др.), особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется его, у него появляется страх, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в диалоге, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь, имеет неблагоприятное влияние па эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику.

Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера;
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
  • в течение  дня  допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера;
  • рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:

первая половина дня – оптимальна,
вторая половина дня – допустима;

  • рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером: вторник, среда, четверг – оптимальные; понедельник – допустимый; 
  • в целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить гимнастику для глаз для снятия статистического и нервно – эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения;
  • во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Образовательную деятельность с детьми с использованием  компьютеров проводят в присутствии педагога.


Вариативность применения  ИКТ в коррекционно-развивающем процессе

Нами изучена разнообразная литература по вопросу использования ИКТ в ДОУ. Опираясь на опыт многих авторов, мы стали применять  в своей работе с детьми такие компьютерные программы как «Игры для Тигры», «Логоша», «Баба Яга учится читать»,  «Лесная азбука», «Дракончик Гоша ищет друзей» и другие. Также мы использовали флэш-игры для развития психических процессов.  Однако,  не всегда можно подобрать игру  в соответствии с изучаемой  темой, со спецификой календарно-тематического планирования и индивидуальными особенностями того или иного ребенка. 

Это нас привело к идее создания демонстрационных и обучающих мультимедийных презентаций. Для этого используется программа создания презентаций MS PowerPoint. На слайдах размещается необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. Для последовательного восприятия детьми программного материала небольшими “порциями” существует настройка анимации. 
        Цели использования таких презентаций различны и направлены на: 

* развитие у детей наглядно-образного мышления. Например, возможность демонстрации наглядного материала с увеличением фрагментов картин. 
* развитие внимания, наблюдательности. Например, составление картины из фрагментов.
* развитие словесно-логического мышления. Например, узнавание и подбор схем.

* формирование навыков анализа и синтеза. Например, восстановление порядка последовательности.

* формирование навыков самоконтроля. Например, разгадывание кроссвордов, ребусов с моментальным выведением ответа.

* формирование познавательной мотивации. Например, включение в презентацию анимированного персонажа, который ведет занятие.

В ходе использования ИКТ в совместной  деятельности с дошкольниками мы основываемся на  реализации следующих принципов:

  • принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений;
  • принцип развивающего и дифференцированного обучения;
  • принцип систематичности и последовательности обучения;
  • принцип доступности обучения;
  • принцип индивидуализации обучения;
  • принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации;
  • принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. 

Применение информационно – коммуникационных технологий в работе с детьми с ОВЗ позволяет решить задачи коррекционно-развивающего и воспитательного цикла:

  • формирование и развитие речевых и языковых средств: звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического восприятия, лексико-грамматических компонентов языка;
  • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, оценка результатов деятельности;
  • развитие психических процессов (знаковой функции сознания, словесно–логического мышления, зрительного и слухового восприятия, вербальной и зрительной памяти; внимания, мотивационной сферы, эмоционально–волевой сферы детей).

Задачи творческого цикла:

  • развитие воображения;
  • развитие познавательной активности.

На занятиях с использованием компьютерных презентаций дошкольникам предъявляется речевой материал, адаптированный к целям и задачам конкретного занятия. Презентации позволяют предложить разнообразные наглядные упражнения, способствующие осуществлению индивидуального  подхода к решению конкретной проблемы ребёнка, строить совместную деятельность, ориентируясь на темп работы каждого.

Содержание презентации  мы выстраиваем в зависимости от целей и вида занятий, на которых они используются: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. По нормам СанПиН, недопустимо,  чтобы за компьютером занималось больше одного ребёнка, следовательно,  во время проведения фронтальной и подгрупповой  коррекционно-развивающей деятельности -  используем  мультимедийный проектор, а на индивидуальных  занятиях непосредственно -  компьютер.

Учитывая основной вид деятельности дошкольников,  презентации включают в себя несколько коротких игр  и упражнений. Каждая презентация посвящается одной теме.

Презентация может содержать следующие слайды:

  • название презентации;
  • меню, предусматривающее переход к нужному разделу;
  • упражнения и игры на автоматизацию звуков в словах, предложениях
  •  упражнения и игры на развитие лексико-грамматических категорий, связной речи;
  •  игры на развитие неречевых процессов.
  • заключительный слайд, содержащий сюрприз или поощрение.

Нами были созданы авторские мультимедийные презентации по основным темам познавательного цикла, таким как: «Овощи и фрукты», «Транспорт нашего города», «Этот удивительный космос», «Животный мир наших лесов», «Откуда хлеб пришел» и мн. др. Также, были придуманы и апробированы в работе с детьми мультимедийные игры для развития:

  • артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”;
  • мелкой моторики “Пальчиковая гимнастика”;
  • автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;
  • дифференциации звуков слогах, словах, предложениях и связной речи;
  • развития связной речи и познавательных способностей.

В последнее время в нашей практике появились авторские интерактивные игры, созданные  с использованием продуктов детского творчества, а также совместного творчества родителей и детей: рисунков, поделок из бросового материала, фигурок из пластилина. Мы задумываем какую-то игру, предлагаем детям, например, вылепить  необходимые нам предметы, при этом мотивируем ребят на конечный результат, а затем – создаем игру, вставляя в нее результаты детского труда.

Использование ИКТ в установлении социального

 партнерства с родителями

Модернизация российского образования побуждает учителя-логопеда к поиску новых, нетрадиционных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, к созданию условий для повышения педагогической компетентности родителей.

Одним из таких условий является использование информационных компьютерных технологий в работе с семьями воспитанников, обеспечивающих с ними продуктивное общение, предоставляющее возможность родителям стать непосредственными участниками жизни ДОУ и, тем самым, помочь собственному ребёнку преодолеть преграды на пути успешной подготовки детей к школе.

Хочется рассказать о некоторых формах работы с родителями с использованием информационных технологий.

1. Каждое ДОУ и учитель — логопед может иметь свой личный сайт, где родители могут:

— Ознакомиться с электронным портфолио учителя-логопеда.

Это позволяет родителю получить информацию о педагоге, что способствует выстраиванию доверительных отношений с родителями;

— Ознакомиться с документацией учителя-логопеда.

Этим вызывается родительский интерес к определению состояния речевого развития ребёнка и содержанию коррекционной работы при условии возможности вносить свои коррективы и влиять на её качество;

— Прочитать различные статьи-консультации, советы, рекомендации.

Это реализует родительскую потребность в педагогических знаниях. Например, рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации как позаниматься дома по лексической теме и знакомит их с простыми, но очень интересными играми для детей, способствующих развитию речи, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку».

2.  Создание видеотеки.

В коротких 2-3 минутных видео файлах представлены фрагменты занятий по дыхательной и артикуляционной гимнастике, постановке и автоматизации звуков, по формированию лексико-грамматических категорий, навыков чтения и фонематического восприятия. Родителям не всегда понятны термины, употребляемые логопедом, например, «слоговая структура», принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно.

И здесь у родителей возникает возможность взять диск с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома или получить данное видео по электронной почте (по предварительной договорённости). Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников.

Данные видеоматериалы мы создаем сами, производя съёмку детей, с которыми он работаем или используем материалы логопедической группы «Болтушка — логопед» в социальной сети «В контакте».

Видеотеку также можно выложить на сайт ДОУ или личный сайт учителя-логопеда, предварительно взяв согласие у законных представителей на использование видео материалов с изображением их детей другими родителями.

3. Лекотека. Компьютерные игры.

Это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Игра – основной метод лекотеки. Индивидуальная, подгрупповая работа специалиста с детьми проводится в присутствии родителей с непосредственным их участием. Используются ресурсы развивающих компьютерных игр таких как: «Игры для Тигры», «Учусь говорить правильно», «Домашний логопед», игры из серии «Занимательный Дракоша», «Игры с озорной Бабой-Ягой» и др., в основе которых лежит методика опережающего обучения, а также интерактивный комплекс «SmartBoard» в широком его применении.

4. Использование ИКТ при подготовке презентаций для проведения:

- родительских собраний;

- семинаров-практикумов;

- консультаций.

В использовании мультимедийных презентаций можно выделить такие преимущества, как информационная ёмкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

5.  Интерактивная форма работы в перспективе. Проведение коррекционных занятий в домашних условиях в режиме – онлайн по скайпу.

Цель: Обеспечение инклюзивного образования и одинаковой доступности его для всех детей. При интеграционном подходе ребенок с ОВЗ адаптируется к системе образования, которая сама при этом остается неизменной. Под понятие «ребёнок с ОВЗ» в данном случае подходят часто болеющие дети и дети-инвалиды, имеющие выраженную патологию развития.

Интересные формы взаимодействия с семьями воспитанников, соответствующие принципам и подходам ФГОС позволят вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, сделать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей.

В работе с разными семьями мы не пользуемся  одними и теми же методами, а варьируем их в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка. Данный подход помогает обеспечивать индивидуализацию образовательного процесса и высокие результаты в развития каждого ребёнка.

Заключение

Опыт работы по применению ИКТ в коррекционно-развивающем процессе позволяет сделать вывод о положительных результатах использования на логопедических занятиях компьютерных презентаций. Они позволяют воплощать важный принцип коррекционной работы – индивидуальный подход, и способствуют динамике устранения речевых нарушений.

 На период 2015 года практическая работа уже даёт положительные результаты. По данным диагностики дети свободно оперируют детскими игровыми программами, принимают и выполняют поставленные цели; у детей повысился  уровень сформированности основных психических процессов,   звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико – грамматического строя речи, связной речи, улучшилась моторная реакция, повысился  уровень учебной мотивации, дети овладели основами обучения грамоте.

Таким образом, анализируя свой опыт практической работы по использованию компьютерных программ, игр и презентаций на индивидуальных логопедических занятий в течение нескольких лет, можно сделать следующие выводы:

  •  использование компьютерных программ и игр является одним из эффективных способов формирования речи дошкольников и коррекции её недостатков;
  •  последовательное включение компьютерных технологий в коррекционно-образовательный процесс позволяет максимально индивидуализировать и дифференцировать специальное воздействие на преодоление недостатков речи и добиться эффективных результатов;
  •  компьютерные программы, игры и презентации, наряду с традиционными методами обучения помогают лучше усваивать программный материал, стимулируют приобретение новых знаний; являются хорошим материалом для проведения диагностики, позволяют выявить проблемы в коррекционной работе; обеспечивают достижение детьми определённого уровня интеллектуального и речевого развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности;
  •  правильное использование компьютера позволяет осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие, приводит к повышению мотивации детей на занятиях, к адекватной оценке ребёнком своих действий, к формированию сотрудничества между ребёнком и мной, ребёнок начинает воспринимать меня как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться. Все это необходимо дошкольнику для его обучения в школе;
  •  компьютерные игры удовлетворяют главную потребность дошкольника, играя обучаться и развиваться в игре;
  •  занятия с применением компьютерных заданий вызывают у детей интерес и стремление достичь поставленной цели;
  •  благодаря компьютерным игровым упражнениям и заданиям дети усваивают программный материал лучше и качественнее;
  •  целенаправленное использование компьютерных технологий в процессе логопедического обследования детей позволяет более объективно оценить возможности их интеллектуального и речевого развития;
  •  в процессе компьютерной «деятельности» у ребёнка постоянно присутствуют положительные эмоциональные реакции, что благоприятно влияет на развитие и коррекцию психических процессов;
  •  с использованием ИКТ наблюдается оптимизация коррекционно-развивающей работы.

Использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе, в коррекции и развитии речевых,  психических процессов  не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.

Таким образом, внедрение инновационных технологий в образование, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, оптимизировать  

процесс коррекционно-развивающей работы, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.

Литература

1. Антошин, М. К. Учимся работать на компьютере [Текст]: учебное пособие / М. К. Антошин . -  Москва : АйрисПресс, 2008. -  118 c.

 2. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр [Текст]: дис.  канд. пед. наук /О. А. Бизикова. - Уральский. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. –200с.

3. Булгакова,  Н. Н. Знакомство с компьютером в детском саду [Текст] / Н. Н. Булгакова // Информатика. – 2001.- №18. – С. 16-17.

4. Вренёва,  Е. П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога ДОУ [Текст] / Е. П. Вренева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2008. - № 4 (28). – С. 50-53.

5. Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: метод. пособие / Ю. М. Горвиц и др..  - Москва: ЛИНКА-пресс, 1998. – 328 с.

6. Лизунова, Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. Р. Лизунова. – Пермь, 2004. – 210 с.

7. Гурьев,  С. В. Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников: методология, теория, практика [Текст]: монография /С. В. Гурьев. - Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-та. - 2008. – 144с.

8. Лынская,  М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ [Текст] / М. И. Лынская //Логопед в детском саду. – 2006. -  №6 (15). – С. 54-56.

9. Моторин, В. Воспитательные возможности компьютерных игр [Текст] / В. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2000. - №11. – С. 53-55.

10. Попова, Е. Ф. Влияние компьютерных технологий на коррекционно-развивающее обучение детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. Ф. Попова // Логопедия сегодня. – 2008. - № 2 (20). – С. 20-25.

11. Розенберг, Н.М.  Информационная   культура   в   содержании   общего образования [Текст] /  Н.М. Розенберг // Сов. Педагогика. – 1991. - №3 – С. 33-38.

12. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: учебник для вузов / А. В. Хуторской. – СПб: Питер. - 2001. – 544с. 

13. Репина, З.А. Новые информационные технологии:
специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»
[Текст] / З. А. Репина, Л. Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. – 2004. - № 5 (14).  –  С. 285-287.

14. Роботландия [Электронный ресурс].  Роботландия+Университет www.botik.ru/~robot;kurs@robotland.botik.ru

15. Тимофеева, Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы [Текст] / Ж. А. Тимофеева  //Дефектология. - 2007. - № 2 – С. 41-49.

Приложение 1.    Используемые презентации в соответствие с тематическим планом

Форма работы: подгрупповая, индивидуальная

Тема раздела, презентации

Презентация направлена

Содержание презентации

"Компьютер и животный мир".

«Зимующие  птицы»

«Перелётные птицы»

- на расширение, уточнение, активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний детей об окружающем в раках изучаемых лексических тем.

- на совершенствование грамматического строя речи: овладение приставочными глаголами,  практическое овладение простыми предлогами и сложными предлогами, умение согласовывать прилагательные и числительные  с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным, умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах и т.д.

- на совершенствование  мелкой моторики

- на развитие экологического сознания и воспитание экологического поведения.

В презентации «Зимующие птицы» дети отгадывают загадки, играют в игры «Угадай, кто прилетел к кормушке», «Угадай, кто улетел?»  на расширение словаря по теме и развитие зрительного внимания, «Кто, как подает голос?»  

 дети имеют возможность послушать голоса птиц и определить  название птицы.  Игра «Какой характер у этих птиц» дети по признакам  определяют птицу. «Сосчитай до пяти»  согласование существительных с числительными, «Четвертый лишний», «Объясни словечко»

В презентации «Перелётные птицы» используется игры на закрепления названия птиц  «Запомни, повтори», дети имеют возможность отгадать загадки и объяснить по каким признакам они были отгаданы  «Отгадай и объясни», «Узнай по силуэту» В презентацию включены игры  « Кто улетел?», «Сосчитай»,  «Четвертый лишний»,

 «Подбери слова признаки» (словообразование)

«Дикие животные»

«Домашние животные»

«Дикие и домашние животные»

- на расширение, уточнение, активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний детей об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

- на совершенствование грамматического строя речи: употребление простых и сложных предлогов, употребление качественных прилагательных, притяжательных прилагательных и прилагательных с ласкательными суффиксами, использование имён существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами, образование названий детёнышей животных и т.д.

- совершенствовать доказательную речь на основе сравнительных оборотов, загадок.  

- на совершенствование мелкой и общей моторики.

- на развитие экологического сознания и воспитание экологического поведения.                  

В презентацию «Дикие животные» включены дидактические игры  «Кто появился на полянке?» на активизацию словаря, «Отгадай, объясни»

 «Кто где живёт?», «Покормим животных», «У кого - кто» (образование  названий детёнышей животных), «Проверь себя » ребенок закрепляет знания о питании животных, «Чьи это следы?»

«4- лишний»,  «Про кого можно сказать» » дети по признакам  отгадывают животного

«Помоги Лесовичку, добраться до домика» дети подбирают слова  признаки к животным.

 «Найди белку»(употребление предлогов), «Чьи части тела?»(притяжательные прилагательные).

 В презентацию « Домашние  животные»  включены игры «Узнай животное», «Про кого так говорят?», «Что делает лошадка?»  ( активизация словаря) «Кто лишний?»   - дети должны убрать диких животных, «Сосчитай», «Чья мама, чьи детки?, «Проведи Машеньку к Мише»- дети подбирают слова признаки к животным, «Фантастическое животное» (притяжательные прилагательные).

Вся презентация «Дикие и домашние животные»

направлена на дифференциацию  животных. Представлены загадки, игры «Четвертый лишний», «Чем питаются?», «Проверь себя»

«Насекомые»

- на  расширение, уточнение, активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемой лексической темы.

- на  совершенствование грамматического строя речи: умение образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных  конструкциях, так и в конструкциях с предлогами, дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных  и числительных с существительными,   обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами.

совершенствовать доказательную речь на основе сравнительных оборотов, загадок.  

- на развитие связной речи

- на  развитие экологического сознания и воспитание экологического поведения.

В презентацию включены дидактические игры «Узнай  насекомое», «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Один – много», «Узнай чьё крылышко?», «Куда спрятались насекомые?»,

«Составь предложение», «Подбери слова – признаки»

«Животные жарких стран»

- расширение,  уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемой лексической темы. Обогащение экспрессивной речи сложными словами ( носорог).

- на совершенствование  грамматического строя речи: образование притяжательных прилагательных (львиный, обезьяний), качественных прилагательных (умный, злой, ленивый), закрепление умения согласовывать числительные с существительными.

- на совершенствование связной речи: закрепление навыков составления сложноподчиненного   предложения, договаривание и пересказ текста. Развитие индивидуальных способностей детей в творческой деятельности.

- на формирование навыков сотрудничества, воспитание экологического сознания.

В презентацию включены дидактические игры: «Кто лишний?»,  «Сосчитай до пяти»,

«Какие звери спрятались на картинке?».

«Сравни», «У кого, чей хвост?», «Назови семью»

«Чей, Чья, Чьё, Чьи?», «Кто хищник, а кто травоядный?» ,«Подбери слова -признаки», «Кто живет в Африке?»

"Компьютер  и  растительный мир". 

 «Овощи»

«Фрукты»

 

- на расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемой лексической темы ( овощи, фрукты).

- на совершенствование грамматического строя речи: закрепление умения образования и употребления имён существительных единственного числа и множественного числа в косвенных падежах, образование и использование в речи имён существительных и имён прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: огурчик, морковочка, кругленький; формирование умения образовывать относительные прилагательные: сок из яблока – яблочный.

- на формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, воспитание доброжелательности, инициативности.

В презентацию «Овощи »  включены дидактические  игры  «Найди одинаковые овощи»:

 «Сколько овощей у Хомячка?», «Помоги суслику сосчитать запасы овощей», «Что пропало?», «Что появилось?» - на развитие внимания и памяти, «Назови ласково», «Подбери пару», «Четвертый лишний» «Где растут овощи» , «Помоги зайке собирать овощи»- активизация прилагательных по теме, «Что делают из овощей?», «Какой сок?», «Какой суп?»

 В презентации « Фрукты»  интерес вызывает дидактические игры «Найди пару», «Угадай фрукт»- на развитие целостности восприятия, «Что пропало?», «Что появилось?», «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Помоги обезьянке собрать фрукты», «Что надо купить в магазине?», «Какие фрукты ты узнал на картинке?», «Вкусное варенье», «Вкусный сок», «Что делают из фруктов?».

«Деревья»

- на расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемой лексической темы. Обогащение экспрессивной речи  антонимами: высокий-низкий, толстый – тонкий и т.д., синонимами: красный, алый, багряный.

- на совершенствование грамматического строя речи: образование существительных суффиксальным способом.

- совершенствовать доказательную речь на основе сравнительных оборотов, загадок.  

- на формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, воспитание экологического сознания.

В презентацию включены фрагменты: « С какой детки ветка?», «Какой листочек появился?», «Найди такой же листочек» - развитие внимания и памяти. «Скажи наоборот»

«Грибы»  

- на расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках  изучаемой лексической темы

. Обогащение экспрессивной речи словами – омонимами, прилагательными с противоположным значением: съедобный – ядовитый;

простыми и сложными  предлогами.

 - на совершенствование грамматического строя речи: образование слов с уменьшительно – ласкательным значением

- совершенствовать доказательную речь на основе сравнительных оборотов, загадок.  

- на формирование взаимопонимания, ответственности, воспитание экологического сознания, формирование экологического мышления.

В презентации  включены загадки, игры «Сосчитай», «Съедобные, ядовитые», «Проверь себя», «Где появился?» - на употребление  в речи предлогов.

«Хлеб»

- на расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках  изучаемой лексической темы

- на совершенствование грамматического строя речи: образование слов с уменьшительно – ласкательным значением .

- развитие связной речи

на формирование взаимопонимания, ответственности, воспитание экологического сознания, формирование экологического мышления.

 В презентации  «Как растет вермишелька?» включены файлы рассказывающие   о сложном пути появления хлеба, в презентацию также включены упражнения «Назови ласково», «Составь предложение»

"Компьютер  и времена года". 

«Зима»

 «Зимние  забавы. Новый год»

 «Весна- красна»

- на расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемой лексической темы ( зима, весна, осень, деревья, грибы).. Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы, о зимних месяцах. Обогащение экспрессивной  речи существительными: снегопад, пурга, метель, вьюга, мороз, оттепель.

Обобщить представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе, о весенних месяцах. Обогащение экспрессивной  речи существительными: оттепель, проталина.

 - совершенствовать доказательную речь на основе сравнительных оборотов, загадок.  

- на совершенствование грамматического строя речи:, путём слияния основ: снегопад, листопад;

- на совершенствование связной речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок  «Весенние превращения», придумывание  окончания рассказа.

- на формирование взаимопонимания, доброжелательности, воспитание экологического сознания.

В презентацию включены дидактические игры:

« Убери лишние », «Что было до зимы, что после?», «О чем можно сказать» - дети подбирают к глаголам существительные, "Скажи ласково" «Что я одену зимой?» - зима,  

В презентации  «Зимние забавы. Новый год» представлены дидактические упражнения и игры - "Закончи предложения", "Что делают...", "Составь предложение», «Украсим елку»

«Убери лишнее» - дети называют весенние признаки, «Что было до, что будет после?», «Какие весной ручьи» - обогащение словаря словами-признаками, «Раскрась весенними словами».

"Компьютер и мир вокруг". 

«Транспорт»

«Профессии»

-на уточнение, расширение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем, представление о профессиях, о транспорте, классификации транспортных средств, использование слов в переносном значении, многозначных слов.

- на совершенствование грамматического строя речи: образование и употребление в речи глаголов с разными приставками, глаголов обозначающих трудовые действия, согласование притяжательных местоимений с существительными, умение образовывать сравнительные прилагательные, образование  сложных существительных путём слияния основ и т.д.

- на  совершенствование доказательной речи на основе загадок.

- развитие связной речи: придумывание предложений с парами слов;

- на закрепление знаний основ безопасности жизнедеятельности, правил дорожного движения, навыка соблюдения правил техники безопасности в быту.

В презентации  включены упражнения, дидактические  игры «Какая профессия?, «Что пропало?», «Узнай мою профессию», «Что кому нужно?», «Какой транспорт» на классификацию транспортных средств, «Что лишнее и почему?», «Назови ласково», «Назови одним словом»,

«Закончи предложение». «Составь предложение» - на употребление предлогов.

«Космические дали»

-на формирование представлений о Земле – планете, нашем общем доме.

- на совершенствование лексико – грамматического строя речи: обогащение экспрессивной речи словами – антонимами, словами – синонимами, многозначными словами, родственными словами.

- на совершенствование связной речи: составление творческих рассказов, совершенствование доказательной речи на основе загадок.

Включены слайды, которые раскрывают секреты Луны . Упражнения «Сосчитай до пяти», «Что лишнее?», «Скажи наоборот», «Где какой?»

«Посуда»

- на расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемой лексической темы, использование в речи многозначных слов.

- на совершенствование грамматического строя речи: умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами, подбирать однородные определения к существительным,  образование  притяжательных и относительных прилагательных, образование существительных суффиксальным способом и т.д.

- на совершенствование навыков самообслуживания, аккуратности, опрятности, этикета.

В презентации  дети знакомятся с классификацией посуды, включены такие  дидактические игры,  как «Что лишнее? », «Один – пять», «Куда наливают» - дети тренируются в образовании существительных, «Из чего, сделан предмет?»- относительные прилагательные, «Где ложка?»  - употребление предлогов, «Что забыл нарисовать художник?» - восприятия целостности предмета.

«Одежда»

- на расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках лексической темы.. Обогащение экспрессивной речи словами – антонимами и синонимами.  

- на совершенствование грамматического строя речи: образование относительных, притяжательных, качественных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, подбор однородных определений к существительным, согласование притяжательных местоимений с существительными.

- на углубление представлений о сезонной одежде

( мужской, женской).

- на формирование навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности.

В презентации  включены дидактические игры

«Жадина», «Один – много», «Что у кого?», «Что забыл нарисовать художник?», «Что оденем летом?», «Что оденем зимой?» - дифференциация одежды по сезонам.

«Мебель»

- на  расширение, уточнение, активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемой лексической темы.

Обогащение экспрессивной речи словами – антонимами (высокий – низкий, широкий – узкий и т.д.), всеми простыми и некоторыми сложными предлогами ( из –за, из – под, между, через, около, возле).

- на совершенствование грамматического строя речи: образование родительного, творительного  падежа имени существительного, развитие словообразования с помощью суффиксов. образование существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

- на формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самообслуживания, аккуратности.

В презентацию включены дидактические игры

 « Что пропало?», «Назови ласково» , «Убери лишнее», «Из чего сделана мебель?», «Счет», «Найди котенка», «Что забыл нарисовать художник?»

«Страна, город»

- на  расширение, уточнение, активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемой лексической темы.

Обогащение экспрессивной речи словами – антонимами

- на совершенствование грамматического строя речи: образование притяжательных, относительных прилагательных, образование существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

на формирование патриотичности, любви к родному краю.

В презентацию включены дидактические игры

 « В нашей стране много….», «Полюбуйся», «Назови ласково» , «Вспомни и назови», « Сколько их? «Скажи наоборот», «О чем так говорят?»

"Компьютер и связная речь".

 «Добрые сказки»

«Славная осень»

«Зимняя сказка»

«Сочини сказку, выбери героя»

«Что сначала»

«Что перепутал художник?».

- на  расширение,  уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем: «Зима», «Осень», «Лето»,

- на совершенствование умения  составлять рассказы по картинке и серии картин или графических схем по данному плану.

- на формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным.

- на дальнейшее совершенствование навыка пересказа рассказов. Совершенствование навыка пересказа с изменением лица рассказчика.

- развивать образную речь, сюжетную линию, сообразительность, творческое воображение, внимание.

на формирование умения составлять рассказы по серии сюжетных картин.

- на воспитание интереса, желания реализовывать свои творческие возможности.

В презентации  «Добрые сказки» - дети знакомятся с сюжетом сказок, совершенствуют навык пересказа.

В презентации «Славная осень» - дети учатся составлять рассказ по графическим схемам.

В презентациях  «Зимняя сказка», «Сочини сказку, выбери героя»- дети самостоятельно составляют свою сказку по предложенным иллюстрациям.

В презентации «Что сначала?»- дети составляют рассказы по серии сюжетных картин, расставляя их по порядку.

В презентации «Что перепутал художник- развивается наблюдательность, внимательность, умение обосновывать свой ответ.

"Компьютер и звуки".

«Звуковой анализ слов»

Цикл игр «Капитошка»

Игра «Вовка в тридесятом царстве»

Развивать умения вычленять отдельные звуки в словах;

Способствовать формированию самостоятельности, настойчивости, выдержки.

Развивать устойчивости внимания, приемов анализа, самоконтроля, мелкой моторики и позитивного отношения к учебной деятельности.

На  формирование, закрепление понятия « слог» - как части  слова, умения оперировать им и выполнение слогового анализа односложного, двусложного и трёхсложного слов.

- на  формирование представления о слогообразующей роли гласных звуков.

- на  формирование навыков фонематического анализа и синтеза слов.

Игра направлена на  развитие фонематического слуха, дифференциацию свистящих и шипящих звуков.

В презентации используются игровые упражнения

 « Нарисовать столько кружков, сколько звуков в слове», «Выбрать картинку, в названии которой 5 звуков», «Найти картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии картинки, изображённой на карточке», «Найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько в названии картинки, изображённой на карточке», «Определить количество звуков в названии каждой картинки и обозначить соответствующей цифрой», «Разложить картинки в соответствии с данными графическими схемами», «Вписать в кружки третью букву в названии каждой картинки»

В презентацию на закрепление материала включены  игровых упражнения: «Капитошка собирает друзей»- деление слов на слоги», « Капитошка составляет слово»  - синтез слов , Приключение Капитошки и его друга волчонка»- развитие фонематического анализа и синтеза, автоматизация звука Л, «Прятки»- развитие фонематического восприятия.

В презентацию включены  игровое упражнение -  «Помоги Вовке определить, какой звук «спрятался» в слове»

"Компьютер и грамматический строй речи".

Цикл игр «Маша и медведь»

Игра «Кто за кем»

Игры направлены на совершенствование грамматического строя речи: согласование существительных  в роде, числе, падеже, согласование притяжательных местоимений с существительными,

Игра направлена на закрепление умения употреблять  простые и некоторые сложные предлоги ( из –за, из – под, между, через, около, возле).

Игры: «Уборка», «На рынке»

 

В презентацию на закрепление материала включены  игровое упражнение -  «Бременские музыканты», «В комнате», «На неведомых дорожках

"Компьютер и буквы".

«Алфавит»

«В гостях у Дракоши»

Игра «Три богатыря»

 - на закрепление представления о гласных  и согласных  звуках, их отличительных признаках.

- закрепить понятие «буква» и представление о том, чем звук отличается от буквы.

-  на развитие  навыка выкладывания букв из палочек, закрепление  умения различать правильно и неправильно напечатанные буквы.

- на совершенствование навыка анализа и синтеза звукосочетаний, слов

- на совершенствование навыка составления и чтения слияний гласных, открытых и закрытых слогов, слов.

на  совершенствование фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза;

- на закрепление навыков осознанного чтения;

Презентация  «Алфавит» (закрепление символа буквы, соотнесение звука и буквы)

В презентацию «В гостях у Дракоши» включены дидактические игры «Цепочка слов», «Составь слово по первым звукам»

В презентацию на закрепление материала включены  игровые упражнения:  «Найди слова рифмы», «Найди схему слова», «Составь слово»

Приложение 2.   Методы и приёмы, применяемые в логопедической работе

                            с  детьми дошкольного возраста с использованием

  компьютерных технологий (А.В. Хуторской)

Приёмы:

- Образец логопеда

- Проговаривание                                                          

- Подсказывание                                                          

- Объяснения                                                                  

- Многократное повторение                                        

- Напоминание                                                                          

                                                                                                         

                                                                                       

Приёмы:

                  - Личный показ логопеда

- Пояснение

- Многократное повторение

- Задание

- Вопросы

- Выполнение игровых задач

Приёмы:

- Компьютерные игры

-  Подвижные игры, направленные на расслабление

-  Упражнения и задания

-  Совместные действия логопеда и ребёнка  

- Активное действие детей при работе на компьютере        

-  Выполнение поручений            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с клейстером: методика работы с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и (или) отклонения в поведении.

Методика «Игры с клейстером» адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (т...

Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики

Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...

Полисенсорный способ обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

Первостепенное значение в компенсации недостатков и развитии способностей детей имеет формирование согласованной работы всех уровней сенсорно-познавательной системы (речь и движение, слух, осязание, э...

Использование элементов образовательной кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Польза, которую приносят эти упражнения колоссальная. Ребёнок становится не только сообразительным, активным и контролирующим себя, но у него улучшается речь, координация пальцев, память, внимание, пр...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему: «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнений на занятиях по обучению грамоте»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей   на тему:«Профилактика дисграфии у детей  старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнени...

Нравственное воспитание в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками с нарушением речи посредством пословиц и поговорок

Современный уровень развития общества требует воспитания человека с высоким чувством ответственности, с возрастающим чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания....

Логопедическая работа по формированию навыков связной речи у дошкольников общим нарушением речи посредством рассказов цепной структуры.

     Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно выс...