Нравственное воспитание в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками с нарушением речи посредством пословиц и поговорок
статья по развитию речи
Современный уровень развития общества требует воспитания человека с высоким чувством ответственности, с возрастающим чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_po_nravstvennomu_vospitaniyu.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Акифьева Татьяна Викторовна
БДОУ «Детский сад компенсирующего вида №400», г. Омск
Нравственное воспитание в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками с нарушением речи посредством пословиц и поговорок
Современный уровень развития общества требует воспитания человека с высоким чувством ответственности, с возрастающим чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания.
В последнее время развернулись широкие исследования, посвященные нравственному воспитанию ребенка, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания (А.М. Архангельский, Н.М. Болдырев, Н.К., Харламов и др.).
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих педагогов к нравственному воспитанию дошкольников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.)
Однако решение задач нравственного воспитания детей с нарушениями речи на основе фольклора недостаточно исследовано.
К. Изард отмечает, что для воспитания действенно то, что вызывает определенные эмоции, воздействует на чувства, «западает в душу». В старшем дошкольном возрасте самые яркие эмоции вызываются произведениями устного народного творчества. В данной связи мы и говорим о необходимости воспитания детей на материале народного фольклора, поскольку он вобрал в себя лучшее, что накоплено народом за все время его существования.
Нравственная проповедь, созданная предками, дошла до настоящего времени не как голая мораль, а в виде краткой, ёмкой, рифмованной строчки. А ритм и рифм дети воспринимают особо: искренне и с большой верой. В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю развития, отражают характер народа, его симпатии и антипатии.
Возможность использования пословиц в коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушениями речи обусловлена несколькими причинами. Во-первых, пословицы легко и прочно запоминаются в связи с их краткостью, разными созвучиями, рифмами, ритмикой. Во-вторых, эмоционально окрашенные, они, как и люди, «переживают» весь спектр эмоций: смеются, печалятся, плачут, пугают, предостерегают. В-третьих, их неоспоримое достоинство- наглядность, очевидность: что есть в пословице, то есть и в жизни. В-четвертых, они близки жизненному опыту, так как отражают бесценное наследие народа. В-пятых, учат детей житейской мудрости, регулируют поведение людей в обществе. В-шестых, оказывают значительное влияние на речевое развитие дошкольников.
У детей с нарушением речи изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества, познакомить с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом. Многие пословицы и поговорки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство поговорок – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
В результате коррекционной работы с использованием пословиц и поговорок развивается эмоциональная сфера детей. Чтение пословиц и поговорок приносит дошкольникам радость и эстетическое наслаждение. Используя их в своей речи, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь; развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, давать ему яркую характеристику [1, с. 84].
Таким образом, пословицы и поговорки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в образовательной деятельности. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка и его лаконичность, приобщение именно к такой форме изложения собственных мыслей способствует формированию образности речи, словесному творчеству.
Отметим примерные этапы коррекционно-воспитательной работы с пословицами:
- Познакомить детей с пословицей;
- Выяснить лексическое значение непонятных и устаревших слов, подобрать слово, используемое в настоящее время;
- Выяснить смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит;
- Предложить детям подумать, в какой житейской ситуации можно ее употребить.
Выбор и содержание пословиц и поговорок должен соответствовать календарно-тематическому планированию коррекционной работы.
Так, по темам: «Профессии», «Откуда хлеб пришел?» можно использовать пословицы, связанные с понятием «работа». Они говорят о значимости работы для жизни каждого человека: «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи»; «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки», определяют работу как жизненно важную потребность человека, говорят о том, что всякое дело требует усилий, и без усилий, старания никакого дела не сделаешь. Прочитав пословицу «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть», предлагаем осмыслить её содержание, вспомнить случай, когда можно было бы ее употребить. Очень важно, чтобы дети не просто находили необычные слова, но и умели их объяснить.
При беседе по темам: «Родина», «Наш край» важно использовать пословицы, характеризующие значимость Родины для человека: «Всякому мила своя сторона»; «На чужбине и собака горюет». К пословицам с прямым значением относятся: «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»; «На чужбине жить - слезы лить»; «Рыбам - море птицам - воздух, а человеку – Родина». Пословицы призывают человека жить в том месте, где родился, любить и защищать это место: «Хвали заморье (чужую сторону), а сиди дома»; «Где сосна взросла, там она и красна».
Слово «Родина» и его синоним «Отечество» активно употребляется в детской речи.
Объясняя детям смысл пословиц и поговорок, мы не можем обойтись без комментария, путем сравнения сопоставляем предмет или явление с другими. Таким образом, начинаем работу над отдельными словами и их значениями, только потом переходим к объяснению прямого либо переносного значения пословицы в целом.
При изучении темы «Семья и я», можно использовать такие пословицы:
- «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»;
- «Хороший сын отцу радость, а плохой – печаль»;
- «В родной семье и каша слаще»;
- «Материнская ласка конца не знает» [3, с. 38].
Чтобы заучивание и осмысление пословиц шло интересно, можно давать после сказанного такие задания:
1. Соедини начало и окончание (дети подбирают вторую часть пословицы и раскрашивают оставшуюся половину сюжетной картинки);
2. Какая пословица лишняя (дети по опорным картинкам делают выбор и исключают лишнюю пословицу);
3. Какая пословица подходит к картинкам (к двум предложенным пословицам дети подбирают картинки и раскрашивают только те, которые понравились);
4. Составь продолжения к пословицам. Например:
«Человек без друзей, как дерево без корней»:
-одинокий муравей;
-бабочка без цветка;
-одна звездочка на небе и т.д.
«Без друга на душе вьюга»:
-на душе грустно;
-не интересно.
5. Изобрази, как ты понимаешь пословицы:
-У страха глаза велики.
-У нашего Трошки задрожали ножки.
-Прячется, как лягушка в камышах и т.д.
6. Составь правило к пословице «В правде - сила»:
-говорить всегда правду;
-не разглашать тайны своего друга без его согласия;
-не перекладывать свою вину на других;
-помогать говорить правду своим близким;
-учить говорить правду младших по возрасту.
7.Какая пословица лучше:
«Если себя не похвалишь - никто не похвалит» или «Не хвали себя сам- пусть люди похвалят» (если дети затрудняются раскрыть суть этой пословицы, то находят ответ в сказке «Заяц -Хваста»).
8. Нарисуй картину по пословице: «Как вся семья вместе, так и душа на месте» (старшая группа); «В семье лад, так и не нужен клад» (подготовительная группа) [4, с. 49].
Безусловно, не стоит каждый раз объяснять детям значение каждой пословицы. Следует преподносить их в конкретном тексте, игре, ситуации. Можно также организовать беседу.
Таким образом, использование такого вида устного народного творчества как пословицы и поговорки в работе с детьми, имеющими нарушение речи, значительно обогащает их, делает более внимательными к слову, к языку, развивает познавательную деятельность. Систематическая работа с пословицами способствует воспитанию у дошкольников эстетического вкуса и нравственных качеств личности, развивает их эмоциональную сферу и обогащает жизненный опыт.
Список литературы
- Баландина Л.А. Риторика для малышей. - Ростов н/Д: Феникс. 2003. (Серия «От детского сада к школе»).
- Глухое В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.
- Розе ТВ. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. - "М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ACT, 2000.
- Фопель К. С головы до пят / Пер. с нем. М.: Генезис, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с нарушениями речи.
Из опыта работы....
Здоровьесберегающие приемы в работе с дошкольниками с нарушением речи: из опыта работы
Современных специалистов, работающих в дошкольных учреждениях компенсирующей направленности, волнует проблема создания условий для обеспечения равных стартовых возможностей дошкольников, которые далее...
«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»
Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...
Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации
Для повышения мотивации ребенка в логопедии необходимы различные логокоррекционные игры. Повышение активности посредством включения ребенка в игровую ситуацию, формирование игров...
Оптимизация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, посредством использования ИКТ
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...
Опыт работы по теме: "Коррекция нарушений речи посредством изобразительной деятельности"
Основная идея: использование изобразительной деятельности в коррекции нарушений речи позволит более эффективно и продуктивно влиять на развитие речи дошкольников и формирование мелко...
Логопедическая работа по формированию навыков связной речи у дошкольников общим нарушением речи посредством рассказов цепной структуры.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно выс...