Мастер - класс для педагогов дошкольного образования по созданию мультимедийной интерактивной игры для дошкольников в программе PowerPiont
методическая разработка

Антонова Светлана Геннадьевна

Аннотация: В мастер –классе  раскрыт опыт использования программы PowerPointдля создания мультимедийной интерактивной игры для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonova_s_g_master_-_klass.docx771.49 КБ
PDF icon master_klass_compressed-szhatyy.pdf2.87 МБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

ПО СОЗДАНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВВ ПРОГРАММЕ POWERPOINT

Аннотация: В мастер –классе  раскрыт опыт использования программы PowerPointдля создания мультимедийной интерактивной игры для дошкольников.

Система дошкольного образования, как первоначальная ступень развития потенциальных способностей ребёнка, подвержена сегодня серьезным переменам. Предъявляя высокие требования к содержанию дошкольного образования, стимулируя поиск новых, более эффективных подходов к построению модели взаимодействия педагога с детьми, образовательный процесс ориентируется на применение таких средств и технологий, которые, с одной стороны, соответствовали бы возрастным и индивидуальным особенностям детей, уровню их интеллекта, здоровья, а с другой, способствовали бы развитию потенциальных возможностей воспитанников [6].Без применения инновационных технологий невозможно дальнейшее перспективное развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень.

На сегодняшний деньиспользования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.Современный ребенок дошкольного возраста входит в компьютерный мир так же естественно, как учится ходить, говорить, играть, общаться с окружающими людьми.На современном этапе развития образования применение ИКТ становится все более актуальной темой и неотъемлемой частью дошкольного образования. [4].

Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество[5],позволяя не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально – умение самостоятельно приобретать новые знания.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования,утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 155одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно – коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно – образовательном процессе[2].

Согласно Закону об образовании в Российской Федерации, владение ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста, является одним из условий профессиональной деятельности педагога [1].

На сегодняшний день, в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения в образовательный процесс интерактивного оборудования (планшет, интерактивные доски, столы и др.),технических средств (проекторы, ноутбуки). Это позволяет вывести обучение на новый уровень и получать положительные результаты.

Тем самым информатизация образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

С целью повышения ИКТ – компетенций педагогов мною разработан мастер – класс по созданию интерактивной игры в программе PowerPoint, с подробным описанием алгоритма создания игры.

Цель–способствовать овладению педагогами навыком создания интерактивной игры в программе PowerPоint.

Пошаговое описание создания интерактивной игры в PowerPoint:

Интерактивная игра «Сказочное лото», направлена на знакомство детей с правами ребенка. Перед созданием игры были продуманны и разработаны карточки для каждого из прав ребенка: «рюкзак» - право на образование; «кирпичи» - право на защиту от эксплуатации физической работой; «чайник с чашкой» - право  на полезное и качественное питание; «магнитофон» - право высказывать свое мнение; «сердце в руках» - право детей-инвалидов на особенную заботу; «остров с пальмой» - право на отдых;«младенец» - право на жизнь,  имя, отчество, фамилию; «семья» - право иметь семью и заботу со стороны взрослых; «дом» - право иметь свое жилье; «градусник» - право на медицинскую помощь; «лейка, поливающая землю» - право на труд; «дети, держащиеся за руки» - все дети имеют равные права; «кот держащий мышь в зубах» - право на защиту от психического и физического насилия.

Перед тем как начать создавать игру, в интернете была подобрана серия картинок, звуки и музыка, необходимые для создания игры, подобран шаблон для презентации. Для этого на рабочем столе была создана папка, в которой хранилось всенеобходимое для создания игры. (Слайд 3, Слайд 4)

После того как все графическое и музыкальное сопровождение подобрано открываем программу MicrosoftOfficePowerPointна компьютере -«Меню/все программы/MicrosoftOffice/PowerPoint». (Слайд 5)

В программе  выбираем шаблон для презентации: если среди стандартных шаблонов то команда – «Вкладка Дизайн»; если шаблон скачан из интернета, то задаем путь к папке, где он сохранен - «Вкладка Дизайн/ Поиск тем». (Слайд 6)

Создаем титульный лист игры: пишем название - «вкладка Вставка/ Надпись»». Нажимаем на текст ЛКМ с помощью вкладки Формат задаем цвет и стиль текста. (Слайд 7, Слайд 8)

Добавляем эффекты анимации к тексту - «Вкладка Анимация/ Настройки анимации/ Добавить эффект». (Слайд 9)

Вставляем картинку Буратино («вкладка Вставка/Рисунок») и добавляем к картинке Буратино анимацию аналогичным способом. (Слайд 10)

Прикрепляем к титульной страницеигры музыку - «Вставка/Звук/Звук из…».  (Слайд 11)

Страница правила игры, создавалась по аналогии. Вставлялся текст, задавался ему цвет, эффекты и анимация. (Слайд 12)

Все права были представлены в виде картинки и название права, чтобы было понятно для нового пользователя. Текст прав был помещен в рамку – нажимаем на текст ЛКМ, вкладка Формат/ Стили фигур и задаем рамку для текста необходимого цвета и заливки. Анимация для текста и картинки создается, способом описанным ранее.И создаём остальные слайды с обозначением прав по аналогии. (Слайд 13)

На каждом слайде для удобства создаем «стрелочки» для перехода на предыдущие и следующие страницы: вставляем скаченные картинки стрелочек, располагаем их в нижних правом и левом углах слайда. И задаем действие: выделяем картинку стрелочки – «ЛКМ/Вставка /Действие/ перейти  по гиперссылке, и выбираем необходимое действие – предыдущий слайд или следующий слайд». (4 слайда) (Слайд 14)

Теперь приступаем к созданию непосредственно игры: для этого были подобраны картинки сказок с главными героями, в которых были нарушены их права. (Золушка, Морозко, Гадкий утенок, Буратино, Красная шапочка, Три поросенка, Айболит, Чиполлино, Дюймовочка,  Крошечка Хаврошечка). (Слайд 15)

На примере одного из слайдов игры покажем, как создавалась игра. Остальные слайды созданы по аналогии. Размещаем на слайде необходимые нам картинки: героя сказки,символыправ. (Слайд 16)

Привязываем к картинке с героем анимацию: нажимаем на картинку ЛКМ один раз, выбираем в меню вкладку «Анимация/Настройка анимации». Появляется окно для настройки анимации. Выбираем «Добавить эффект», задаем необходимую анимацию и порядок ее появления: по щелчку ЛКМ или после предыдущего действия, или данная анимация будет выполняться с каким- то другим действием одновременно. (Слайд 17)

Чтобы наша картинка появлялась, как только происходит переход на слайд, задаем – условие «после предыдущего». Аналогично задаем анимацию для значков прав. (Слайд 18)

Так как в игре используется большое количество картинок, то лучше каждой задать имя, чтобы удобнее прикреплять триггеры.Выделяем на слайде любой объект ЛКМ, выбираем вкладку «Работа с рисунками/ Формат/ область выделения», появляется диалоговое окно – в котором для каждого объекта задается уникальное имя. (Слайд 19)

При создании мультимедийной игры использовались Триггеры. Которые позволяют «запрограммировать» реакцию презентации на конкретные действия: щелчки по определенным кнопкам, месту на экране и др. С помощью них презентация становится более интерактивной.

Триггер – пусковая схема. В презентации это объекты на слайде, при нажатии на которые запускается анимация одного или нескольких объектов. В нашем случае:необходимо, чтобы правильный ответ появлялся по центру слайда. Чтобы ребенок знал, сколько должно быть правильных ответов по центру слайда создали 4 «окошка» (количество правильных ответов). А все неправильные ответы оставались на месте и мигали.

Так как же создаются триггеры?Выделяем картинку «Право на образование» (Рюкзак – левый верхний угол) – щелчком ЛКМ, и задаем анимацию – «Эффект Мигания» (неправильный ответ). (Слайд 20)

Далее создаем триггер, в окне настройки анимации щелкаем 2 раза ЛКМ по добавленному эффекту «Мигания», появляется диалоговое окно, выбираем вкладку «Время/ Переключатели /Начать выполнение эффекта» при щелчке, из выплывающего списка выбираем нужный нам значок с названием (в нашем случае –рюкзак).Для всех других значков,обозначающих неправильные ответы, данный триггер задается по аналогии (значки с изображениями прав: «чайник с чашкой», «магнитофон», «сердце в руках», «младенец», «дом», «градусник», «лейка, поливающая землю», «кот держащий мышь в зубах»). (Слайд 21)

Создадим 4 рамки для правильных ответов: вкладка «Вставка/ Фигуры/ Прямоугольник», удерживаем Shift и растягиваем прямоугольник до нужной величины. (Слайд 22)

Прозрачный фон фигуры задается – при двойном нажатии на ЛКВ, появляется вкладка «Формат», где задается заливка фигуры (в нашем случае – выбираем «Нет заливки»). (Слайд 23)

Здесь же задаем цвет линий рамки и их толщину. Задаем анимацию, и рамки появляются при переходе на этот слайд. (Слайд 24)

Теперь зададим триггер для правильного ответа –«Право на семью» (картинка «семья»). ЛКМ нажимаем на значок и задаем анимацию «Выцветания». (Слайд 25)

Прикрепляем триггер для данного значка. В окне настройки анимации двойным щелчком ЛКМ по добавленному эффекту «Выцветания» появляется диалоговое окно, выбираем вкладку «Время/ Переключатели/Начать выполнение эффекта» при щелчке, и из выплывающего списка выбираем нужный нам значок с названием – «семья». (Слайд 26)

Нам необходимо, чтобы с Выцветанием данного значка «семья» пропадала рамка, где появится эта картинка. Выбираем рамку и щелкаем по ней ЛКМ, задаем ей анимацию «Выцветания», и выбираем условие с «Предыдущим», удерживая ЛКМ, спускаем вниз до нужного триггера. (Слайд 27)

При нажатии на значок «Право на семью»(картинка семья) рамка тоже пропадет. Добавляем на слайд еще одну картинку «семья» в меню - «Вставка/Рисунок/задаем путь к файлу», делаем ее более крупного размера (двойной щелчок ЛКМ по картинке, появится вкладка «Формат» – задаем нужный размер). 

Рис.24. – Добавление картинки на слайд

(скриншот автора)

Чтобы наша картинка (правильный ответ) появлялась при нажатии на маленький значок «семья», задаем анимацию – «Увеличение с поворотом» и условие «появление с предыдущим».В окне «настройка анимации», появившийся эффект спускаем вниз до нужного нам триггера. (Слайд 28)

Таким образом, получаем: при нажатии на значок «Право на семью» (картинка – семья) – он пропадает, одновременно с ним пропадает рамка и появляется картинка «Право на семью» на месте рамки. Аналогично поступаем с остальными правильными ответами (значки изображением с прав: «кирпичи», «остров с пальмой»,«дети, держащиеся за руки»). (Слайд 29, Слайд 30, Слайд 31)

Остальные слайды игры, с героями и их правами, были оформлены по тому же принципу. (Слайд 32)

Интерактивная игра готова.

Сохраним презентацию, чтобы игра автоматически запускалась при открытии – «Меню/Сохранить как /Демонстрация PowerPoint».

Рис.27. – Сохранение игры

(скриншот автора)

Создание интерактивных игр – это кропотливый труд, требующий от педагога усилий и времени, но их использование способствует вовлечению детей в образовательный процесс, повышению качества и обогащения образовательной деятельности.

Библиографический список

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 26 декабря 2012 г.// URL: http://zakonobobrazovanii.ru/;
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 155/ Министерство образования и науки РФ. – М.: 2013;
  3. Комарова,  Т.С. ИКТ в дошкольном образовании/  Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов – М. Мозаика – синтез, 2015;
  4. Новоселова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника/ С.Л. Новоселова, Г.П. Петку - http://igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/olderfiles/1/1-1/Part1_c.0-43.pdf;
  5. Прокди Р.Г. Создание эффектных презентаций/ Р.Г. Прокди, М.юВ. Финков, В.П. Шульгин – М. Наука и Техника, 2015;
  6. Ханова, Т. Г. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования / Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова//Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 5. – С. 84-86.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов дошкольного образования тема "Кораблик"

Нетрадиционная техника рисования "Кораблик"....

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Театрализованная деятельность, как педагогическое средство развития связной речи дошкольников»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по теме «Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность» Дизайн-премьера. «Шедевры руками малышей»

Дошкольникам можно предложить вариант украшения столовых тарелок (одноразовые тарелочки). Которые послужат отличным подарком. Использовать такие тарелочки для приёма пищи нельзя....

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов дошкольного образования НА ТЕМУ: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Цель: Обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дош...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов дошкольного образования НА ТЕМУ: «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице»

Целевые ориентиры: - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание; - сохранение и воспроизведение информации; - развитие речи. Задачи: - развитие памяти; - логического...

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования "Использование головоломки "Судоку" в работе с дошкольниками

Одним из способов развития интеллектуальных способностей — является головоломка. Не случайно этот вид развлечения называют «зарядкой для ума»! При решении головоломки происходит разв...