Мастер-класс для педагогов дошкольного образования "Использование головоломки "Судоку" в работе с дошкольниками
учебно-методический материал по математике
Одним из способов развития интеллектуальных способностей — является головоломка. Не случайно этот вид развлечения называют «зарядкой для ума»! При решении головоломки происходит развитие логического и стратегического мышления, пространственного восприятия, памяти, способности к нестандартному взгляду на ситуацию. Головоломки для детей — это не только прекрасный развивающий инструмент, но и — увлекательный способ досуга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_syrovatskaya.doc | 10.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование головоломки «Судоку»
в работе с дошкольниками»
Автор: Сыроватская Наталия Владимировна, воспитатель МБДОУ детский сад №11 г. Ростов-на-Дону
„Вечная загадка мира — это его познаваемость. …Сам факт этой познаваемости представляется чудом.“ — Альберт Эйнштейн физик-теоретик
Задача дошкольного периода — развитие познавательной активности, которая проявляется в способности ребенка логически мыслить, выделять задачу и находить способы ее решения в самостоятельном активном поиске.
Одним из способов развития интеллектуальных способностей — является головоломка. Не случайно этот вид развлечения называют «зарядкой для ума»! При решении головоломки происходит развитие логического и стратегического мышления, пространственного восприятия, памяти, способности к нестандартному взгляду на ситуацию. Головоломки для детей — это не только прекрасный развивающий инструмент, но и — увлекательный способ досуга, благодаря которому ребенок сможет получить настоящее удовольствие от процесса поиска ответа на сложные вопросы.
«Для меня самая приятная часть - это головоломка, процесс решения, а не само решение». - Эрно Рубик.
Решение головоломки не приносит, как правило, конкретных знаний, однако дает и малышам, и взрослым гораздо более широкие возможности по восприятию самых разных наук, в частности, математики, геометрии, логики.
В своей практике работы с детьми я использую головоломку «Судоку». Данную головоломку придумал еще в 18 веке Леонард Эйлер и называлась она «Латинский квадрат». Особую популярность приобрела в Японии 1980-1990-х годах. В переводе с японского «су» - цифра, «доку» - стоящая отдельно.
Классический «Судоку» это числовой квадрат 9на 9. Цель Судоку — заполнить квадрат 9 на 9 так, чтобы в каждой строке, столбце и сетке 3 на 3 были все цифры от 1 до 9.
В дошкольной практике используются квадраты меньших размеров, они могут быть заполнены не только цифрами, но цветом, геометрическими фигурами, различными предметами
В чем же именно заключается польза этой головоломки?
– улучшает память, внимание, мышление ребенка. Дошкольник использует свою память, чтобы запоминать числа или рисунки, определить, чего не хватает, а проанализировав сделать следующий шаг.
– учит ориентироваться в пространстве
- учить планировать свои действия (находить самую заполненную линию и двигаться дальше)
- улучшает силу концентрации, как только он перестает играть в середине игры, ему приходится снова начинать весь мыслительный процесс заново
- помогает развить чувство времени, дети учатся принимать решения и предпринимать какие-то определенные действия гораздо быстрее и с меньшими колебаниями.
Немаловажный факт, что данная головоломка заставляет детей чувствовать «маленькую победу».
Начинаю знакомить детей с головоломкой в старшем возрасте, с соблюдением основных принципов дошкольной педагогики. Проводила работу индивидуально и небольшими подгруппами. Всю деятельность по работе над головоломкой разделила на этапы:
- Работа с закономерностями. Начинаем выстраивать закономерность по образцу с двух элементов, постепенно доводя до 4 . Затем идут задание на придумывание своих комбинаций.
- Решение квадратов 2 на 2. Суть данного периода заключается в том, чтобы ребенок заполнил недостающий квадрат. На этом периоде можно использовать конструкторы, в которых присутствуют 4 основных цвета. Ребенок получает карточку, моделирует её из конструктора и добавляет «пропавшую» деталь.
- Решение квадратов 3 на 3. Здесь главная задача – научить ребенка видеть, какие элементы в квадрате чередуются и обратить внимание на то, что предметы по вертикали и горизонтали не повторяются
- Решение квадратов 4 на 4. На этом периоде обращаем внимание на то, что элементы в строчках и рядах, а так же в малых квадратах не должны повторятся.
Задание для фокус группы.
- Раздаю квадраты «2 на 2» прошу их заполнить. (С этим заданием дети справляются быстро, так, как оно знакомо.) Затем прошу объединить все квадраты так, чтобы объекты в строчках и рядах не повторялись. Чтоб проверить раздаю «Лупу помощницу».
- Раздаю квадраты «4 на 4» и конструктор «Цветные кубики». Рассмотрите, сколько клеточек? Какие цвета повторяются?
Выложи цвета, которые повторяются перед собой из конструктора.
Найдите строчку или столбец, в котором уже 3 клеточки заполнены.
Подумайте, какой цвет забыли нарисовать? Наложите на клеточки детали конструктора, так чтобы цвета совпадали.
Теперь опять найдите ряд, в котором есть 3 цвета, добавьте не достающий.
Если ряды с большим числом подсказок заканчиваются, проверьте квадраты.
- Когда дети будут уверенно играть, можно предложить следующие варианты игры.
Например: Кто быстрее соберет карточку.
У кого больше законченных головоломок.
У кого больше законченных ходов? (Играют 2 человека. За каждый законченный ряд, участник получает жетон.)
- Решение квадратов с цифрами (для детей подготовительного к школе возраста). Цифрами начинаем заполнять квадраты «3 на 3». Можно использовать карточки с цифрами и заполнять из фломастером, а можно игральными кубиками. Используем задание на сложение чисел в ряду, что закрепляет состав числа 6.
Затем переходим к квадратам большого размера. Принцип остается прежним – заполнить все пробелы.
Игра «Сочини свой СУДОКУ» (элемент комбинаторных задач)
Каждому участники раздаются пустые квадраты.
Вариант 1: Подготовьте 4 цвета или кубики с гранями от 1 до 4 – это ваш образец-подсказка. Положите в каждый мини-блок «2 на 2» по одному кубику.
Возьмите еще один набор кубиков. Распределите их в мини – блоки так, чтобы они не совпадали с уже имеющими цветами или числами кубиков.
Вариант 2: Карточки после очередной раскладки, меняются между участниками игры.
Вариант3: Готовые карточки зарисовываются.
Игра «Какой цвет я загадала» (ориентировка в пространстве)
Вариант 1: Для игры потребуется решённый вариант карточки.
Ведущий загадывает цвет, и говорит координаты загаданной ячейки. Например: Верхний левый мини-блок, под желтым цветом. Нижний правый мини-блок над зеленым кубиком. Снизу второй ряд, третий столбик.
Главная особенность игр на логику, которые необходимо проводить с детьми дошкольного возраста — это их регулярность. Только систематические занятия будут способствовать развитию мыслительных операций, которые являются составной частью развития логического мышления: сравнения, классификации, синтеза и анализа.
Для того, чтобы решить головоломку необходимы нестандартный подход, ловкость, сообразительность, логика и интуиция. Именно поэтому со многими головоломками дети справляются гораздо лучше взрослых, ведь их мышление еще не засорено штампами и стереотипами — оно более непосредственно и открыто для поиска нового.
Гибкость мышления, умение рассматривать проблему под разными углами, развитое воображение — это те качества, которые пригодятся как в обучении, так и в повседневной жизни. Вот почему решение головоломок является одним из самых полезных развлечений для всей семьи.
Использованные источники:
Польза головоломок (school-science.ru)
Головоломка "Судоку" для дошкольников. (infourok.ru)
Судоку для детей. Распечатать задания - Аналогий нет (analogi.net)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Использование инновационных форм здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Коммуникативные игры и танцы. Игры со звуками»
Предлагаю вашему вниманию занимательный материал по использованию игровых форм работы здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников...
Оргпроект мастер-класса "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"
Актуализация требований ФГОС ДО о создании условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственно...
Мастер-класс: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"
Презентация на тему: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"...
Мастер класс для родителей: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"
Мастер класс для родителей:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...
Мастер класс для родителей:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками".
Мастер класс для родителей:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...
Конспект мастер класса «Использование легоконструирование и робототехники в образовательной работе с дошкольниками».
Цель: познакомить участников с внедрением Lego–конструирование и робототехники в образовательный процесс ДОО.Вводная часть: Рассказ воспитателя о кружке.Воспитатель: Здравствуйте у...
МАСТЕР КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками»
Цель мастер – класса:Распространение имеющегося опыта использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:- конкретизировать представления педагогов о п...