Мастер-класс для педагогов дошкольного образования
консультация (средняя группа) на тему

Подвижные народные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Подвижные народные игры»


Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Подвижные народные игры»

Мастер-класс  для  педагогов- дошкольников

«Подвижные народные игры»

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности молодых педагогов путем ознакомления с народными играми.

Оборудование: Обручи, канат, мел, платочки.

На свой мастер – класс я пригласила молодых педагогов нашего сада. Рассказала о значении народных игр в воспитании старших дошкольников. Познакомила с картотекой игр в подготовительной группе. Педагоги не только получили информацию, но и приняли активное участие в нескольких играх.

Русская народная игра «Капуста»

Цель: развивать двигательную активность детей.

Ход игры. Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится рядом с «капустой» и говорит:

Я на камешке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волки и синицы, бобры и куницы,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин поймает – из игры выбывает. Участник, который больше всего унес «капусты» - выиграл.

Русская народная игра «Ключи»

Цель: развивать внимание, быстроту движения.

Ход игры.

Играющие дети встают в кружки, начерченные на земле или в обручи. Водящий подходит к игроку и спрашивает: «Где ключи?», тот отвечает: «Пойди к Саше (Маше, постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять пустой кружок. Если он долго не сможет его занять, то может крикнуть: «Нашел ключи!». Все играющие должны при этом поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.

Башкирская народная игра «Липкие пеньки».

Цель: развивать ловкость, и быстроту движения.

Ход игры. Три- четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные дети бегают по площадке, стараясь не подходить к ним близко. Пеньки должны коснуться пробегающих мимо детей. Те, до кого дотронулись, становятся «пеньками». «Пеньки» не должны вставать с места.

Народные игры - это игры, которые служили для развлечения детей того или иного народа в старину. Русский народ создал множество интересных и развивающих забав. Их правила передавались с поколения в поколение. Однако со временем эти игры забываются. Важно сохранять традиции и национальную культуру. Именно поэтому необходимо приучать современных дошкольников к народным играм.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики и снятия психоэмоционального напряжения. Мастер-класс для воспитателей

 
Игры и упражнения для развития мелкой моторики и снятия психоэмоционального напряжения. Мастер-класс для воспитателей

Мастер –класс для воспитателей

Игры для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и на обуви - липучки вместо пуговиц и шнурков.

Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось много работать руками: перебирать крупу, вышивать, вязать, стирать бельё. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики рук, которые ранее развивались в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами.

Следствием слабого развития общей моторики, в частности руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. То есть, можно заключать, что если с речью не всё в порядке, то это наверняка из-за проблем с моторикой.

Однако, даже если речь ребёнка в норме – это вовсе не значит, что ребёнок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет ребёнку затруднительно завязывать шнурки, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и ваш ребёнок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах ручку или карандаш.

Консультация для родителей

Русские народные подвижные игры

  Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

         Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. 

         Веселые подвижные игры - это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто их придумал? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как и сказки, и песни. 

         Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

   Особенно популярны были такие игры, как Горелки, Русская лапта, Жмурки, Городки, игры с мячом. 

Лапта — это одна из первых командных игр древнерусской культуры. Первые упоминания об этой игре относятся к XIV веку. Много принадлежностей для лапты было обнаружено при раскопках Новгорода.

Игра «Горелки» очень древняя. Своим происхождением обязана славянским народам.Много веков эта игра была одной из самых любимых, причем нашла свое отражение даже в русской литературе в произведениях таких писателей как Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина и др.

Игра «Городки» очень старая и известна еще со времен Петра  I. Серьезных изменений за несколько столетий эта игра не претерпела, только лишь получила фиксированные правила

Для игры требуется довольно большая открытая площадка, в центре которой делают разметку — очерчивают большой круг

Баба-Яга самая распространенная и известная сказочная героиня, которая должна не только быть вредной и злой, но и уметь поддерживать себя в хорошей форме.

         Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.

В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр.

         Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

 

         Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.).

    

         Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры ( в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.).

 

        В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

         Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием

 

    В работе с детьми желательно использовать:

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

 

 

Считалки

 

Раз малинка, два малинка,
Ела ягоды Маринка,
И в корзинке у Маринки.
Не осталось ничего.
Кто по ягоды пойдет,
Тот корзиночку найдет.



Шел, прошел,
Не нашел,
Шишел.
Вышел,
Вон пошел!


Стакан, лимон, выйди вон.
Из окошка кувырком!
Лимон покатился,
Стакан разбился!

 


Бомба взрывается,
Игра начинается.
В начале игры:
Раз, два, три,
Огонь, пали!

Жили-были три селёдки:
Куля, Муля и Балда.
Куля, Муля спали вместе,
А Балда спала одна.

 

Катится яблочко.
С крутой горы.
Кто поднимет. 
Тот уйди!


Первишки, другишки,
Шалуны мальчишки
Стали играть,
Воду выбирать.
Ну-ка ты, Додон,
Убирайся вон!


Гномик золото искал!
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал, - как же быть?!
Выходи! Тебе водить!



Шла машина темным лесом.
За каким-то инте-ресом.
Инте-инте-инте-рес,
Вы-ходи на букву эс.
А на буковке звезда,
Там не ходят поезда.
Если поезд там пойдет,
Машинист с ума сойдет!
Вот и поезд не пошел,
Машинист с ума сошел.

 

Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.



Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет
Пиф-паф ой-ой-ой.
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу,
Отказался он лечиться,
Привезли его домой,
Оказался он живой.



В гараже стоят машины -
Волга, Чайка, Жигули,
От какой берешь ключи?



На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич
Сапожник, портной
Кто ты будешь такой

Познакомьтесь с народными подвижными играми

«Горелки»

 

 

Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал.

Другой из этой пары становится   водящим

 

Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай,
Если будешь ты обут, 
Волки зайца не найдут,
Не найдёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!

 

«Веселые ребята»

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:

 

Мы, весёлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас поймать!

Раз,   два, три – лови!

 

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

«Карусель»

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону. Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

 

 

Хороводная игра «Зайка»

 

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

 

 

 

 

 

 

 

«Бабка Ёжка»

В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:


Бабка Ежка Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит: 
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.

 

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования "Удивительное рядом" для педагогов дошкольного образования

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования, подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования. Предсавлены разные техники: монотипия, кляксография, набрызг, пластилинография, рисо...

Мастер- класс для педагогов дошкольного образования тема "Кораблик"

Нетрадиционная техника рисования "Кораблик"....

Мастер – класс педагога дошкольного образования «Рисование мыльными пузырями»

Данный мастер класс рассчитан для воспитателей.Назначение мастер-класса:Обучение изготовлению растворов для детского экспериментирования, технике рисования мыльными пузырямиЦель:Обучение педагогов изг...

Мастер-класс на международном семинаре «Дошкольное образовании: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество» "Изготовление открытки в технике Айрис-фолдинг"

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс по изготовлению открыток в технике Айрис-Фолдинг.Название этой техники — айрис - фолдинг — можно перевести как «радужное складывание...

"Дружные пингвины". Мастер-класс для родителей и педагогов дошкольного образования.

План-конспект игрового тренинга с использованием стандартного и дополнительного физкультурного оборудования с педагогами дошкольного образования в рамках дня открытых дверей: «Эффективные п...

Мастер-класс для педагогов в рамках районного конкурса «Лучший педагог дошкольного образования - 2018» Тема: «Рисование в технике монотипия, с использованием пены для бритья»

Мастер-класс для педагогов в рамках районного конкурса«Лучший педагог дошкольного образования - 2018»Тема: «Рисование в технике монотипия, с использованием пены для бритья»...

Мастер - класс "Компьютерные технологии в дошкольном образовании".

Мастер - класс для  педагогов" Компьютерные технологии в дошкольном образовании"....