Использование элементов ИКТ в образовательной деятельности, как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса.
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Использование элементов ИКТ в образовательной деятельности, как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса.
Цель:
Повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Задачи самообразования по теме:
- изучение учебно-методической литературы, передового опыта по теме самообразования;
- овладение новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
- изучать существующие методические приемы по использованию ИКТ на логопедических занятиях;
- разрабатывать и приобретать методические и дидактические материалы по выбранной теме;
- разрабатывать календарно-тематическое планирование и коррекционные логопедические программы для различных групп речевых нарушений;
- внедрять современные образовательные технологии в коррекционный процесс с целью более эффективного преодоления нарушений устной и письменной речи, повышения мотивации и оптимизации коррекционно-педагогического процесса.
- Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно- развивающего логопедического процесса.
Источники самообразования: интернет, методическая литература, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер – классы, обмен опытом с коллегами.
Представление материала: выступления из опыта работы на ГМО учителей-логопедов, в областном семинаре для методистов ММС, во Всероссийской научно – практической конференции.
Результат работы: разработка методических рекомендаций, публикации в Интернете, создание персонального сайта и размещение методических разработок. Итог- обобщение опыта работы по данной теме.
Срок работы над темой: 2017-2020 учебные годы.
Актуальность выбранной темы.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей.
Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Оптимальному решению данной задачи способствуют специализированные компьютерные технологии.
Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению.
Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации делают необходимыми проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств.
В этом случае применение компьютерных технологий становиться особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форма, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таки образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества. Как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми с нарушениями речи. Формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов является важным моментом подготовки детей к овладению письмом. Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, оптимизируя коррекционный процесс.
Этапы изучения темы:
- Информационный блок. Переработка и анализ теоретических материалов.
- Технологический блок. Проведение консультаций для педагогов по теме: «Использования инновационных технологий в образовательном процессе»; «Использование инновационных технологий в работе с родителями, воспитанниками ДОУ».
- Организационный блок. Создание картотеки применения информационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников; помощь в организации и пополнении речевых центров с учетом применения инноваций.
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
содержание | планируемые сроки выполнения | результат |
1-й этап Анализ ситуации по выбранной теме. Овладение основами компьютерной грамотности. Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применение новых информационных технологий в дошкольных учреждениях. Переработка и анализ теоретических материалов. Создание презентаций по лексическим темам. | В течении2017-2018 уч.год | Прохождение курсов по программе «Теория и практика организации коррекционной, психолого – логопедической работы по предупреждению и устранению нарушений речи у детей и подростков» Приобретение и знакомство с методической литературой по данной теме. Посещение семинаров, заседаний ГМО – семинар-практикум «Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе». Выступление на ГМО семинаре – практикуме по теме: «Использование элементов ИКТ в образовательной деятельности, как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса». |
2- этап Проведение консультаций по теме для воспитателей и родителей. Создание интерактивных игр. Разработка календарно тематического планирования, коррекционных программ обучения для детей с применением ИКТ. | В течении 2018 -2019 уч.год | Участие в областном семинаре для методистов ММС «Современные подходы к реализации ООП ДО в условиях введения в ФГОС» Созданы и систематизированы интерактивные игры. Разработана и введена в работу программа «Мы друзья Комп и Я» Участие во II Всероссийской научно – практической конференции «Модернизация дошкольного образования ФГОС: проблемы и перспективы» |
3 – этап Приобретение логопедических компьютерных программ и игр. Использование в работе интерактивного педагогического портала. Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе. Диагностика результатов работы, самоанализ деятельности. Организация практической деятельности по проекту | В течении2019 -2020 уч.год | Активный пользователь ИПП «Мерсибо» использующий в своей работе инновационные педагогические технологии и интерактивные методы обучения. Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ Подготовка сообщений для родителей и педагогов по данной проблеме: «Выполнение домашних заданий логопеда при помощи ИКТ», «Компьютерные игры как помощь в коррекции речевых нарушений. Систематизация практического материала по данной проблеме, создание электронного каталога материалов, используемого в коррекционной работе. Прохождение курсов по программе: «Теория и практика организации коррекционной, психолого-логопедической работы по предупреждению и устранению нарушений речи у детей и подростков» Участие в семинаре. |
Информационные ресурсы:
1. Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир».
2. Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. «Новые информационные технологии в логопедической работе». Журнал «Логопед» №2 2004г.
3. Томилина С. М «Логопедия и интернет». Журнал «Логопед» №3 2006г.
4. Кузьмина Е. В. «Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы». Журнал «Логопед» №5 2008г.
5. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада. www. iteach. ru
6. Интернет-ресурсы:
http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm
http:// festival .1 september. ru / articles /520782
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно - педагогического процесса.
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучен...
Использование ИКТ на коррекционных занятиях как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса
Анализируя ситуацию, которая сложилась сегодня в системе воспитания и обучения детей, стал заметным рост количества детей, имеющих задержку психического развития. Это обусловлено тем, что увеличиваетс...
«Использование ИКТ на логопедических занятиях, как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса»
Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению э...
Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса.
Я стараюсь идти в ногу со временем. Меня заинтересовала проблема использования компьютера на логопедических занятиях. Поэтому я к ней и обратилась. Одним из занятий в ДОУ, требующих дополн...
Мастер класс «Использование элементов нейрофитнеса в образовательной деятельности с дошкольниками»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.Задачи:1) Ознакомление участников мастер-класса с приёмами и упражнениями данного вида гимнастики.2) Формирование понятия актуальности данны...
«Использование элементов нейрофитнеса в образовательной деятельности с дошкольниками»
В последнее время отмечается увеличение количества дошкольников с нарушениями в физическом и психическом развитии. В связи, с этим перед педагогами ДОУ всё более во...