Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно - педагогического процесса.
статья по логопедии по теме
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.
Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятия грамотности, грамотным считается тот человек, который не только пишет , читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» или «компьютерная технология». На помощь учителю - логопеду пришёл компьютер с его неограниченными возможностями.Как использовать в работе с детьми с речевыми нарушениями по коррекции звукопроизношения, лексико - грамматических средств языка, письменной речи можно увидеть в презентации . Смотри здесь http://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxwZXJzb25hbG55anNhanRnb2x1YmV2b2phbnxneDo2YTkyZjkzY2U5ZTU1NDE
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_rmo_itkdokument_microsoft_word.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на РМО
учителей – логопедов
Кулебакского района
Тема:
«Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса».
Подготовила:
Голубева А.Н.
Учитель - логопед
МБДОУ д/с № 14
«Колокольчик
комбинированного вида
г. Кулебаки
2011 г.
Использование ИКТ логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса
(слайд 1)
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
- использование новых моделей компьютера
- работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
- проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Цель исследования: (слайд 2)
выяснить, что такое ИКТ и как использовать ИКТ на логопедических занятиях.
- Задачи: (слайд 3) Изучить и проанализировать литературу по проблеме использования ИКТ на занятиях в детском саду.
- Изучить возможности применения ИКТ в образовательном процессе и их влияние на познавательную активность детей.
(слайд 4)
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.
Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятия грамотности, грамотным считается тот человек, который не только пишет , читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео- ).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» или «компьютерная технология».
Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции.
Среди педагогов, родителей существуют опасения по поводу введения компьютеров в учебный процесс. С одной стороны существует мнение, что компьютер предоставляет:
- Новые возможности для творческого развития детей
- Повышает привлекательность содержания материала
- Позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения
- Повышает навыки самостотельной работы и самоконтроля
С другой стороны:
- компьютер может стать средством отвлечения внимания детей;
- использование компьютеров приведет к тому, что «целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если рядом не будет компьютера»;
- «дети будут гораздо меньше общаться друг с другом», т.к. будут большую часть времени сидеть за компьютером (слайд 5)
Но жизнь не стоит на месте. Ю.Горвиц(1998г.) «Обучать надо не тому, что есть, а тому, что будет». И учитель- логопед вынужден идти в ногу со временем, а значит использовать все средства на благо своих детей.
Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия
Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всею, с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ (О.И. Кукушкина, 1994 и др.), особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется ею, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние па эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику.
Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
- Таким образом, цель использования ИТ(слайд 5) в учебном процессе. как инновационного подхода в образовании, Даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса,
- активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, развития способностей детей с ОВЗ: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.
Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет: (слайд 6)
- Активизировать познавательную деятельность детей
- Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания
- Повышать интерес к обучению (мотивация)
- Осуществлять дифференцированный подход
- Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей
- Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)
(слайд 7)
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе:
- При объяснении (введении) нового материала
- При закреплении
- При повторении
- При обобщении
- При обследовании
При подготовке и проведении уроков логопед использует электронные ресурсы учебного назначения: (слайд 8)
- Презентации
- Ребусы, изографы, анаграммы, кроссворды
- Тестовые оболочки
- Ресурсы Интернет
- Развивающие flash-игры
Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».
Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию слайд 9
Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
По данным Центра прикладных исследований Университета Штата Миннесота, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более50% того, что он видит и слышит одновременно.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.
Т. о. презентация:
- Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
- Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации
- Усиливает воздействие выступления
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, учащимся предлагаются творческие задания, которые выражаются:
Направления коррекционной работы с использованием ИКТ
слайд 9 «Артикуляционная гимнастика» При помощи пособия «Сказка о веселом язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений.
- слайд 10 Для работы над звукопроизносительным компонентом речи я приобрела программу «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007). Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки).
слайд 11 Слоговая структура Возможности использования ИКТ при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова на занятиях по формированию лексико - грамматических средств языка и связной речи.
Слайд 12 Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи», « Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008), созданном при участии опытных логопедов. Виды заданий разнообразны: «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги».
слайд 13 развитие лексико – грамматических навыков и связной речи
Слайд 14 Подготовка к обучению грамоте. Для подготовки к обучению грамоте эффективен «Букварик-Смешарик» («студия Петербург», 2006). Эта компьютерная игра позволяет соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.
Слайд 15 Буквенный гнозис и праксис. Как формировать образ буквы с помощью ИКТ и Интернет – технологий.
Слайд 16 Коррекция письменной речи. Основная часть работы учителя – логопеда на школьном логопункте – коррекция нарушений письменной речи (как чтения, так и письма). Но иформационно - коммуникативные технологии пока ещё слабо используются в этом направлении. А ведь компьютер даёт возможность доставлять учащимся необходимый практический материал в доли секунды, активизирует познавательный и коррекционный процессы не только во временном, но и в качественном плане.
Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «портал «Солнышко».
Интернет – новое информационное явление. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться в предметы образовательных областей.
Интернет:
- Предоставление возможности для творческого общения и обмена информацией
- Позволяет использовать на занятии современные технические средства, увлекательные для ученика: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету
Использование электронных ресурсов слайд 19 Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста. Разработанные с учетом
электронные учебные пособия положительно воспринимаются детьми и успешно используются в образовательном процессе.
«Игры для тигры», «Букварик – Смешарик», «Баба Яга учится читать», «Почитай – ка», Гарфилд малышам «Учим буквы и слова», Большой плюс ИКТ: система сам обеспечивает контроль, даёт возможности самопроверки. Значительное повышение качества демонстрационных материалов – иллюстраций, возможность показа видеофрагментов, оперативность управления и возможность компактного хранения больших объёмов информации. Экономия времени педагогов при составлении планов, отчётов.
Использование электронных ресурсов на разных этапах занятия слайд 20, 21, 22 в оргмоменте, основной части, заключительной.
Выводы: слайд 23
- ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды. улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения;
- использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.
Я работаю с детьми 21 год. Стараюсь идти в ногу со временем. Меня заинтересовала проблема использования компьютера на логопедических занятиях. Поэтому я к ней и обратилась. Одним из занятий в ДОУ, требующих дополнительные средства обучения, являются логопедические занятия. Не секрет, что именно логопедические занятия требуют большей наглядности для усвоения материла, чем какие-либо другие. Здесь на помощь приходит компьютер, с его неограниченными возможностями. Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать мне следующие выводы:
– компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
– способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);
Мною изучена разнообразная литература по вопросу использования ИКТ в ДОУ и начальной школе. Авторы широко рекламируют свой опыт по внедрению ИКТ в учебный процесс. Но не все педагоги, тем более в ДОУ имеют такую возможность. Так в настоящее время кабинеты логопедов ДОУ нашего района не оснащены компьютерами, что является очень серьезной проблемой для нас на периферии.
Список литературы.
- М.И.Лынская «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3;
2. Новикова О.В. Использование ИКТ на логопедических занятиях для развития операциональных и потребностно-мотивационных компонентов интеллекта учащихся
3. Лизунова Л.Р.Использование информационно-коммуникационных технологий
в логопедической работе
4. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:
специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.
5. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
6. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
7. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации
обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.
8. Варченко В. И. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
9. Варченко В.И. «Радуга в компьютере. Компьютерные игры в начальной школе». //«Начальная школа», №10. М.:, 1997
10. Игры для тигры info@logopunkt.ru
11. Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии как средство обеспечения доступности образования ребенка с ОВЗ и повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса
12. Е.Соловьёва»Обучать тому, что будет», ж. «обруч», 2009- № 6.
13. Л.А.Коч, Ю.А.Бревнова «Дошколёнок + компьютер», изд –во «Учитель», Волгоград, 175 стр.
14. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании2 / под ред. Ю.М.Горвица, М., 1988
15. Е.Я.Кривич «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2006
16. М.К.Антошин Учимся работать на компьютере» М., Айрис – пресс, 2007
17. Н.Королёва, С.Петрова «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 6
18. Е.Вренёва «Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 12
19. Т.Денисова «Компьютер в дошкольном учреждении» ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 2
20. Л.Фомина «Рисуем с помощью текстового редактора MW» ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«НЕТРАДИЦИОНННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА».
«НЕТРАДИЦИОНННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА».Т.А. Беклемышеваучитель-логопед МБОУ «Рождественская средняя общеобразов...
Использование ИКТ на коррекционных занятиях как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса
Анализируя ситуацию, которая сложилась сегодня в системе воспитания и обучения детей, стал заметным рост количества детей, имеющих задержку психического развития. Это обусловлено тем, что увеличиваетс...
«Использование ИКТ на логопедических занятиях, как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса»
Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению э...
Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса.
Я стараюсь идти в ногу со временем. Меня заинтересовала проблема использования компьютера на логопедических занятиях. Поэтому я к ней и обратилась. Одним из занятий в ДОУ, требующих дополн...
Использование элементов ИКТ в образовательной деятельности, как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса.
тема по самообразованию...
Использование ИКТ в работе,как средство оптимизации коррекционно - развивающего процесса.
Использование ИКТ в процессе образования ставит перед учителем ряд задач по его самообразованию.ИКТ не только способствует развитию личности ребенка,но и дает новый импульс для сомообразования, повыше...
Игровые тематические комплексы как эффективное средство оптимизации коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми с ОВЗ.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. ...