Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно - педагогического процесса.
статья по логопедии по теме

Голубева Анна Николаевна

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.

Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятия грамотности, грамотным считается тот человек, который не только пишет , читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером. 

 Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» или «компьютерная технология». На помощь учителю - логопеду пришёл компьютер с его неограниченными возможностями.Как использовать в работе с детьми с речевыми нарушениями по коррекции звукопроизношения, лексико - грамматических средств языка, письменной речи можно увидеть в презентации . Смотри здесь http://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxwZXJzb25hbG55anNhanRnb2x1YmV2b2phbnxneDo2YTkyZjkzY2U5ZTU1NDE

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_rmo_itkdokument_microsoft_word.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на РМО

учителей – логопедов

 Кулебакского района

Тема:

«Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса».

               Подготовила:

                Голубева А.Н.                            

                      Учитель - логопед

                      МБДОУ д/с № 14

               «Колокольчик      

                                   комбинированного вида

          г. Кулебаки

    2011 г.

Использование ИКТ логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса 

 (слайд 1)

       В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных,  подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.  

Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  1. использование новых моделей компьютера
  2. работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
  3. проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Цель исследования: (слайд 2)

          выяснить, что такое ИКТ и как использовать ИКТ на логопедических занятиях.

  1. Задачи: (слайд 3) Изучить и проанализировать литературу по проблеме использования ИКТ на занятиях в детском саду.
  2. Изучить возможности применения ИКТ в образовательном процессе и  их влияние на познавательную активность детей.

 (слайд 4)

     Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.

Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятия грамотности, грамотным считается тот человек, который не только пишет , читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.  

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео- ).

   Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» или «компьютерная технология».

      Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции.

        Среди педагогов, родителей существуют опасения по поводу введения компьютеров в учебный процесс. С  одной стороны существует мнение, что компьютер предоставляет:

  1. Новые возможности для творческого развития детей
  2. Повышает привлекательность содержания материала
  3. Позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения
  4. Повышает навыки самостотельной работы и самоконтроля

С другой стороны:

  1. компьютер может стать средством отвлечения внимания детей;
  2. использование компьютеров приведет к тому, что «целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если рядом не будет компьютера»;
  3. «дети будут гораздо меньше общаться друг с другом», т.к. будут большую часть времени сидеть за компьютером (слайд 5)

Но жизнь не стоит на месте. Ю.Горвиц(1998г.) «Обучать надо не тому, что есть, а тому, что будет». И учитель- логопед вынужден идти в ногу со временем, а значит использовать все средства на благо своих детей.

        Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия

Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
        Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всею, с целью коррекции нарушений и общего развития  детей с ОВЗ (О.И. Кукушкина, 1994 и др.), особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется ею, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние па эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику.
Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

  1.  Таким образом, цель использования ИТ(слайд 5) в учебном процессе. как инновационного подхода в образовании, Даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса,
  2.  активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия,  развития способностей детей с ОВЗ: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности,  повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.

   Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:   (слайд 6)

  1. Активизировать познавательную деятельность детей
  2. Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания
  3. Повышать интерес к обучению (мотивация)
  4. Осуществлять дифференцированный подход
  5. Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей
  6. Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)

(слайд 7)

   Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе:

  1. При объяснении (введении) нового материала
  2. При закреплении
  3. При повторении
  4. При обобщении
  5. При обследовании

При подготовке и проведении уроков логопед использует электронные ресурсы учебного назначения:   (слайд 8)

  1. Презентации
  2.  Ребусы, изографы, анаграммы,  кроссворды
  3. Тестовые оболочки
  4. Ресурсы Интернет
  5. Развивающие flash-игры

 Еще  К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям  можно назвать мультимедийную презентацию слайд 9

    Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

 По данным Центра прикладных исследований Университета Штата Миннесота, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более50% того, что он видит и слышит одновременно.

   Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

  Т. о. презентация:

  1. Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
  2. Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации
  3. Усиливает воздействие выступления

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, учащимся предлагаются творческие задания, которые выражаются:

 Направления коррекционной работы с использованием ИКТ 

слайд 9  «Артикуляционная гимнастика» При помощи пособия «Сказка о веселом язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений.

  1. слайд 10 Для работы над звукопроизносительным компонентом речи я приобрела программу «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007). Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки).

слайд 11  Слоговая структура Возможности  использования ИКТ при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова на занятиях по формированию лексико  - грамматических средств языка и связной речи.

Слайд 12 Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи», « Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008), созданном при участии опытных логопедов.  Виды заданий разнообразны: «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги».

слайд 13 развитие лексико – грамматических навыков и связной речи

Слайд 14 Подготовка к обучению грамоте. Для подготовки к обучению грамоте эффективен «Букварик-Смешарик» («студия Петербург», 2006). Эта компьютерная игра позволяет соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.      

Слайд 15 Буквенный гнозис и праксис. Как формировать образ буквы с помощью ИКТ и Интернет – технологий.

Слайд 16 Коррекция письменной речи. Основная  часть работы учителя – логопеда на школьном логопункте – коррекция нарушений письменной речи (как чтения, так и письма). Но иформационно - коммуникативные технологии пока ещё слабо используются в этом направлении. А ведь компьютер даёт возможность доставлять учащимся необходимый практический материал в доли секунды, активизирует познавательный и коррекционный процессы не только во временном, но и в качественном плане.

      Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в  PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «портал «Солнышко».                                                                          

   Интернет – новое информационное явление. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться в предметы образовательных областей.

Интернет:

  1. Предоставление возможности для творческого общения и обмена информацией
  2. Позволяет использовать на занятии современные технические средства, увлекательные для ученика: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету

Использование электронных ресурсов   слайд 19 Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста. Разработанные с учетом

электронные учебные пособия положительно воспринимаются детьми и успешно используются в образовательном процессе.

 «Игры для тигры», «Букварик – Смешарик», «Баба Яга учится читать», «Почитай – ка», Гарфилд малышам «Учим буквы и слова»,  Большой плюс ИКТ: система сам обеспечивает контроль, даёт возможности самопроверки. Значительное повышение качества демонстрационных материалов – иллюстраций, возможность показа видеофрагментов, оперативность управления и возможность компактного хранения больших объёмов информации. Экономия времени педагогов при составлении планов, отчётов.

Использование электронных ресурсов на разных этапах занятия  слайд 20, 21, 22  в оргмоменте, основной части, заключительной.           

Выводы:      слайд 23 

  1. ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды. улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения;
  2. использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.

Я работаю с детьми 21 год. Стараюсь идти в ногу со временем. Меня заинтересовала проблема использования компьютера на логопедических занятиях. Поэтому я к ней и обратилась.   Одним из занятий в ДОУ, требующих дополнительные средства обучения, являются логопедические  занятия.  Не секрет, что именно  логопедические занятия требуют большей наглядности для усвоения материла, чем какие-либо другие. Здесь на помощь приходит компьютер, с его неограниченными возможностями. Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать мне следующие выводы:
     – компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
     – использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
     – способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);

    Мною изучена разнообразная литература по вопросу использования ИКТ в ДОУ и начальной школе. Авторы  широко рекламируют свой опыт  по внедрению ИКТ в учебный процесс. Но не все педагоги, тем более в ДОУ имеют такую возможность. Так  в настоящее время кабинеты логопедов ДОУ нашего района не  оснащены  компьютерами, что является очень серьезной проблемой для  нас на  периферии.

Список литературы.

  1. М.И.Лынская «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3;

       2. Новикова О.В. Использование ИКТ на логопедических занятиях для развития      операциональных и потребностно-мотивационных компонентов интеллекта учащихся

3. Лизунова Л.Р.Использование информационно-коммуникационных технологий
в логопедической работе
4.  Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:
специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.
5. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
   6. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
7. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации
обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.
8. Варченко В. И. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

9. Варченко В.И. «Радуга в компьютере. Компьютерные игры в начальной школе». //«Начальная школа», №10. М.:, 1997

10. Игры для тигры info@logopunkt.ru

11. Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии как средство обеспечения доступности образования ребенка с ОВЗ и повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса

12. Е.Соловьёва»Обучать тому, что будет», ж. «обруч», 2009- № 6.

13. Л.А.Коч, Ю.А.Бревнова «Дошколёнок + компьютер», изд –во «Учитель», Волгоград, 175 стр.

14. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании2 / под ред. Ю.М.Горвица, М., 1988

15. Е.Я.Кривич «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2006

16. М.К.Антошин Учимся работать на компьютере» М., Айрис – пресс, 2007

17. Н.Королёва, С.Петрова «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 6

18. Е.Вренёва «Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 12

19. Т.Денисова «Компьютер в дошкольном учреждении» ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 2

20. Л.Фомина «Рисуем с помощью текстового редактора MW» ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НЕТРАДИЦИОНННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА».

«НЕТРАДИЦИОНННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА».Т.А. Беклемышеваучитель-логопед МБОУ «Рождественская средняя общеобразов...

Использование ИКТ на коррекционных занятиях как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса

Анализируя ситуацию, которая сложилась сегодня в системе воспитания и обучения детей, стал заметным рост количества детей, имеющих задержку психического развития. Это обусловлено тем, что увеличиваетс...

«Использование ИКТ на логопедических занятиях, как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса»

Использование компьютера в логопедической работе способствует  активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению э...

Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса.

Я стараюсь идти в ногу со временем. Меня заинтересовала проблема использования компьютера на логопедических занятиях. Поэтому я к ней и обратилась.   Одним из занятий в ДОУ, требующих дополн...

Использование ИКТ в работе,как средство оптимизации коррекционно - развивающего процесса.

Использование ИКТ в процессе образования ставит перед учителем ряд задач по его самообразованию.ИКТ не только способствует развитию личности ребенка,но и дает новый импульс для сомообразования, повыше...

Игровые тематические комплексы как эффективное средство оптимизации коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми с ОВЗ.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.  Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. ...