Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебная вода"
план-конспект занятия (старшая группа)

Попова Светлана Леонидовна

Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебная вода"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме «Волшебная вода»

Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.

Задачи:

  1. Выявить свойства воды
  2. Выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде
  3. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами
  4. Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию
  5. Развивать способности к рассуждению; формировать навыки сравнения свойств различных веществ

Образовательные области:                                                                        Познавательное развитие                                                                                           Социально – коммуникативное развитие                                                                 Физическое развитие

Раздаточный материал: стаканы с водой -  по количеству детей; растворители: сахар, соль, мука, молоко, растительное масло, гуашь; пластмассовые ложечки  - по количеству детей; фланелеграф; кружки с различными напитками  - по количеству детей; коробка с наполнителями «веществами», для экспериментирования; картинки – отгадки; капельки шести разных цветов по количеству детей.

Ход занятия

Звучит запись журчания ручейка (прошу детей присесть на ковер, коробка стоит в заде).  Воспитатель читает стихотворение

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит, Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, Не покушать, не напиться!
Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова

Воспитатель: Ребята вы догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде. Мы уже знаем, что вода – это жидкость. Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода?   (ответы детей - животным, растениям, человеку)                                                                                  Правильно, без воды нет жизни на земле.                                                                           А что человек делает при помощи воды?  (ответы детей - готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается). Молодцы!

А хотите больше узнать о воде? Для этого нам ненадолго нужно превратиться в учёных и заглянуть в нашу лабораторию экспериментирования:                                                                                     

Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что у меня стоит за спиной?                                           Дети:  Красивая коробка.                                                                                                                Воспитатель: Мне так интересно узнать, что лежит в этой коробке? А вам? Здесь лежат коробочки  с загадками. Давайте отгадаем  загадки и узнаем, что в коробочках:                                                                                                                                 1. Хоть неприметна я всегда, но без меня никак нельзя.                                                   Без меня суп - не суп, и салат - не салат,                                                                                  Нет меня - и невкусно, и повар не рад.                                                                      В рану, глаз попаду - будет едкая боль.                                                                  Как назвали меня, догадался ты? ...(СОЛЬ).

2. Что же это за песочек, сладок с ним у нас чаёчек,                                                                       В каждой кухне проживает, всем хозяйкам угождает?.....(САХАР)

3. Из меня пекут ватрушки,                                                                                                     И оладьи, и блины.                                                                                                       Если делаете тесто,                                                                                                     Положить меня должны?... (МУКА)  

                                                                                                                                                            4. Без меня нельзя поджарить,                                                                                                        И салат нельзя заправить,                                                                                                          Да и вкусная стряпня,                                                                                                          Вряд ли выйдет без меня!...(МАСЛО)

5. В круглой баночке сижу.                                                                                                                             Всем раскрашу я раскраску,                                                                                                                    А еще - картинки к сказке.                                                                                                      Нарисую малышу.                                                                                                                    Ярче я, чем карандаш,                                                                                                          Очень сочная... (ГУАШЬ)

6. Белое, да не снег,
Вкусное, да не мед.
От рогатого берут,
И ребятам всем дают…..(МОЛОКО)

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадки. Ребята т.к. все это будет использоваться  в нашей лаборатории, мы все это назовем одним словом ВЕЩЕСТВА.

Воспитатель:  Все эти вещества нам для того, чтобы мы могли  разобраться в том, что произойдёт с водой при взаимодействии с ними.

Воспитатель:  Ребята, прежде чем начать нашу работу с водой и веществами, давайте вспомним правила работы в лаборатории.

Дети: (правила работы в лаборатории)                                                                                                                                       1. Ничего не трогать до начала занятия;                                                                                 2. Нельзя пробовать вещества на вкус – можно отравиться;                                                     3. Нюхать нужно осторожно, направляя запах от миски ладошкой – вещества бывают едкими, можно обжечь дыхательные пути;                                              4. Класть вещества в сосуд нужно ложкой и осторожно, так как мы не знаем, что произойдет, если вещество попадет на кожу;                                                           5. Необходимо быть внимательными, аккуратными и не мешать друг другу.

Воспитатель:  Молодцы! Ребята обратите внимание на значок.  Какого цвета у вас капелька?   А сейчас пройдите к своему рабочему месту, определив, кто в какой лаборатории будет проводить опыт (дети проходят в группу и находят свой рабочий стол по цвету капельки)

1.Исследовательская работа:                                                                           Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, что изменится, если растворить эти вещества в воде?                                                                                              Выслушиваю предполагаемый результат детей до смешивания веществ с водой.

Воспитатель:  Давайте проверим.                                                                                             Возьмем стакан с водой. Какая она? (ответы детей).                                                              А сейчас каждый из вас аккуратно добавит одну ложечку вещества, которое у вас в лаборатории в стакан с водой и все хорошо перемешает.  Поставьте стакан перед собой поближе и внимательно посмотрите, что у вас получилось? (рассматриваем)                                                                                                       

Воспитатель:    Молодцы! А сейчас поставьте свои  стаканы на мой стол  и садитесь на стульчики (на столе шесть капель по цвету).                                                                                                                  Ребята вы смешали вещества с водой, скажите результат работы у вас у всех один. Почему?  Выслушиваю ответы детей. Что произошло с сахаром, солью, мукой, молоком, маслом, гуашью?

  1. Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной, бесцветной.
  2. Мука растворяется в воде, но вода становится мутной.
  3. Молоко тоже растворяются в воде и вода становится мутной, не прозрачной
  4. Гуашь растворяется, быстро меняя цвет воды.
  5. Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек.

ВЫВОД -  Вода – растворитель! Но не все вещества растворяются в ней.

Воспитатель:  Молодцы! Ребята, я вам предлагаю пройти еще в одну лабораторию (проходим в спальню на ковер, где стоит столик с кружками и мольбертом)

Воспитатель: В нашей лаборатории мы сейчас поиграем в игру  «Угадай напиток на вкус» (можно взять напитки морс, лимонад, чай, молоко).                       Прежде чем начать игру, объясняю правила. Выходит один ребенок, поворачивается ко мне спиной, закрывает глаза и пробует на вкус, что в кружке. Угадав, говорит ответ, кто будет подглядывать выходит из игры. Понятно?

Итог НОД:                                                                                                                                          Воспитатель: Ребята, у нас сегодня прошло такое интересное мероприятие. Скажите, о чем мы сегодня разговаривали, что изучали?                                                           Скажите, пожалуйста, что интересного, нового вы узнали сегодня?                              Узнали что вода – растворитель, проверили, какие вещества растворяются в воде, а какие нет.                                                                                                                              Понравилось вам наше занятие?        

1.Какие вещества растворяются в воде? – сахар, соль, гуашь, мука.                            2. Какие вещества не растворяются в воде – масло.                                                                                           3. Все ли соблюдали правила безопасности? (один пример).                                              

Воспитатель: На этом наши исследования закончены, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: «Чудеса воды»

Программные задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; продолжить формировать представления о ее роли в природе и жизни человека; учить самостоятельно проводи...

Конспект открытого занятия (экспериментирование) Тема "Свойства воды" средняя группа

Знакомство со свойствами воды  путем экпериментальной деятельности  в ДОУ...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Лаборатория воды"

Конспект открытого занятия в старшей группе.Тема: «Лаборатория воды»Цель: познакомить детей с материалами для очистки воды и со способами очистки воды.Детская цель: помочь речке.Образовате...

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Удивительная вода» (экспериментально- исследовательская деятельность)

Дети очень любознательны и наблюдательны. Познание окружающего мира через увлекательные опыты и эксперименты открывают новые и интересные факты об окружащем мире....

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: "Вода вокруг нас"

Данное мероприятие направлено на развитие познавательно - исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования....

Конспект открытого занятия в старшей группе_ _ Удивительная вода_ 2022 г.

Конспект открытого занятия в старшей группе_ _ Удивительная вода_ 2022 г....

Конспект открытого занятия в старшей группе_ _ Удивительная вода_ 2022 г.

Конспект открытого занятия в старшей группе_ _ Удивительная вода_ 2022 г....