Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Удивительная вода» (экспериментально- исследовательская деятельность)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Дети очень любознательны и наблюдательны. Познание окружающего мира через увлекательные опыты и эксперименты открывают новые и интересные факты об окружащем мире.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Удивительная вода» (экспериментально- исследовательская деятельность)
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды.
- Уточнить представление о значении воды в природе.
- Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.
- Расширять словарь глаголов, существительных и прилагательных.
- Совершенствовать умение отгадывать загадки.
- Совершенствовать умение проводить опыт.
- Развивать общую моторику.
- Способствовать развитию логического мышления.
- Развивать память и внимание.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового.
Приоритетная образовательная область:
• познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие.
• речевое развитие
Оснащение:
Ноутбук, презентация о воде, эмблемы Института Воды, письмо, предмет декорации (искусственный водопад), сосуд с водой, три прозрачные емкости разной формы (стаканчик, колба, пробирка), две емкости с грязной и чистой водой, кусочки марли, ватные диски, вата, салфетки, кусочки льда, декоративные камушки. Тучки из цветного картона (на 1 меньше, чем детей), капельки (для подвижной игры),»), альбомные листы для зарисовки опыта.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций;
- Чтение художественной литературы;
- Наблюдения в природе, в быту;
- Игры с водой;
Ход занятия
Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы создать хорошее настроение, давайте положим свои ладошки друг на дружку и скажем все вместе: «Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора!» (Дети повторяют за воспитателем).
Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое? (Это глобус).
Правильно. Глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можем увидеть моря, океаны, горы, реки, страны).
Молодцы. А какого цвета на глобусе больше всего? (Синего, голубого).
Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (ответы детей). А какие цвета вы еще видите? (желтый, зеленый, коричневый). Что обозначено желтым цветом? (пустыни). Коричневым (горы). А зеленым? (равнины, леса).
- Дети, а теперь послушайте стихотворение, и вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить, что изучать:
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без нее нам не прожить!
- О чем говорится в стихотворении?
Ответы детей.
Сегодня мы с вами поговорим о воде.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть интересный фильм и отгадать загадки о воде.
Презентация, в которой раскрываются различные состояния воды. (1 слайд)
1.Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...(Дождь) 2 слайд
2. Каплями в траве сверкает,
Травку утром украшает.
С переливами краса...
Как зовут её? ... (Роса) 3 слайд
3.Белые овечки
Не сидят на печке
А плывут издалека
Кучевые…(Облака) 4 слайд
4. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег) 5 слайд
5.С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это…(Град) 6 слайд
6. Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься! (Лед) 7 слайд
То ли дым, то ль облака,
То ль волшебная река
Из чудесной мягкой ваты,
Кто укрыл всё белой лапой?
То не сказка, не обман,
Землю скрыл густой…(Туман)(8 слайд)
В:Ребята, а как мы можем назвать дождь, росу, снег, облака, град, туман, лед одним словом?
Ответы детей.
В:Правильно, ребята, это вода.
Естественное состояние воды в природе (9 слайд)
Давайте подумаем: «Кому и зачем нужна вода?» «Человеку: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает и убирает свое жилище. Рыбам нужна вода, они в ней живут. Растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают. Животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут (крокодил, кит, утки т. д.)».
Делается вывод, что вода нужна и человеку, и животным, и растениям. Всем нужна чистая вода. Но чистой воды остается все меньше и меньше, поэтому ее надо беречь. Загрязненная вода вредна для всего живого.
Отгадав загадки мы с вами пришли к выводу, что вода может быть в трех состояниях: жидком, парообразном и твердом.
А теперь я предлагаю вам вместе со мной отправиться в лабораторию и постараться самим провести исследование воды. А кто знает, что такое лаборатория? (Лаборатория - это место, где ученые проводят опыты и эксперименты). Сейчас я прикреплю себе и вам эмблемы Института Воды. Вы станете научными сотрудниками Института Воды, а я стану вашим научным руководителем. Проходите на свои рабочие места и присаживайтесь. (Дети подходят к заранее приготовленным столам с необходимым для опытов оборудованием и рассаживаются). Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я назову.
Опыт № 1 Имеет ли вода форму?
В:Ребята, как вы думаете,вода имеет форму?
Ответы детей.
В:- А вот мы это сейчас проверим.
Проводится опыт.
В:Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные емкости (стаканчик, пробирка, колба). Вода приобретает форму каждой из них.
Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.
-Вот мы и провели первое исследование.
Опыт №2 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
В:Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). На вкус вода какая? Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная).
А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса, цвета, запаха, вода прозрачная. Предлагаю вам размешать в одном стаканчике сахар, в другом - соль.
В:- Что произошло с сахаром и солью?(вода- растворитель)
Ответы детей: они растворились
В:После растворения веществ какой стала вода на вкус?
- Что изменилось?
Ответы детей: у воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.
В:Вывод: вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
Опыт №3 «Лед - твердая вода».
В:- Ребята, возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить.
- Как вы думаете, почему лед растаял?
Ответы детей: от тепла ладони.
В:- Что осталось на ладошке?
Ответы детей: вода.
Опыт №4«Парообразная вода - пар»
В:А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается пергидроль, затем добавляется небольшое количество марганца и получается пар).
В:Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Подвижная игра «Капельки и тучка»
В: - Ребята, Вы, наверное, немножко устали, давайте отдохнем и поиграем. (На полу разложены тучки, вырезанные из цветного картона (на один меньше, чем детей). Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась). Игра проводится 1- 2 раза.
В:Ребята, посмотрите, а что это у нас лежит на подоконнике? (в группе находим на подоконнике воздушный шарик, к нему привязано письмо).
В: - Интересно, кто его нам прислал? Да оно же от доктора Пилюлькина из Цветочного города! Любопытно, о чём говорится в этом письме? Ребята, а вам интересно узнать?
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! В Цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, как ее очистить. Я знаю, что вы очень умные, добрые и отзывчивые дети. Подскажите, как нам очистить воду. С уважением доктор Пилюлькин».
В: - Ребята, я думаю надо помочь жителям Цветочного города. Ведь это очень опасно пить грязную воду. А вы, знаете, в чем заключается опасность? (Ответы детей).
В: - Как мы сможем помочь малышам? (отремонтировать водопровод; привезти чистой воды; попробовать самим очистить воду.)
В: - Давайте подумаем, с помощью чего мы можем очистить воду? (Очистить воду можно с помощью фильтра). А в качестве фильтра мы сегодня возьмём ватку.
В: - Посмотрите: перед вами два стаканчика: один с водой, а второй – пустой. Как вы думаете, какая вода в стаканчике? (грязная)
В: - Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем воронку, вложим в нее ватку и начнем пропускать грязную воду.
Дети самостоятельно берут все необходимое для очистки воды: пустые стаканчики, воронки, фильтры, стаканчики с грязной водой, и приступают к очистке.
В: - Посмотрите, что у нас получается. (Вода стала чистой).
В: - А, что стало с нашей ватой? (Он стал грязным).
В: - Ребята, какие выводы мы можем сделать из нашего опыта с грязной водой. (Грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой).
В: - А еще для очистки воды от грязи можно использовать марлю, ткань, салфетку, ватные диски. Опыты с этими фильтрами мы с вами уже проводили. Сегодня я вам покажу еще один фильтр – это активированный уголь, который продается в аптеке. Посмотрите, я беру обычную марлю, слаживаю ее в несколько слоев, а между слоями насыпаю порошок активированного угля. Теперь ложу марлю в воронку и пропускаю грязную воду. Видите, вода становится чистой, а грязь остается на фильтре. Этот опыт вы можете провести дома вместе с вашими родителями.
В: - Ребята, мы смогли очистить воду. А как же об этом сообщить малышам из Цветочного города, ведь писать вы ещё не умеете, поэтому я предлагаю вам нарисовать схему очистки воды, а ваши мамы и папы вам в этом помогут
В: - Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Этот рисунок-схему мы пошлём в Цветочный город. Малыши-коротыши очень обрадуются, т.к. с помощью нашей схемы они смогут очистить воду.
В: Д/игра «Вода – хорошо, вода - плохо». Хорошо: (Вода нужна для питья. Чтобы умыться. Готовить еду. Стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде.).
Плохо: (Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома).
В:- Ребята, что нового вы узнали в нашей волшебной лаборатории о воде?
В: - Какие новые свойства воды вы сегодня узнали?
В:- Есть ли у воды цвет, запах, вкус?
В: - Какие состояния воды вы запомнили?
В:- Может ли вода растворять вещества?
В:- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Ответы детей.
В:- Спасибо вам, ребята, за работу и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь.Потому чтовода - одно из самых удивительных веществ на планете.
- Эмблемы института Воды остаются вам, мои юные исследователи за ваши старания и научные открытия. И не забудьте рассказать вашим родным и близким об удивительных свойствах воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»
Представлен материал для формирования у детей представления о праздновании Нового года на Руси,традициях...
Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха».
Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха»....
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром в рамках проекта «Эколята – дошколята» по теме «Дикие животные»
Вместе с Ёлочкой и Шалуном ребята учатся отличать диких животных от домашних, называть животных и их детенышей. Учатся быть внимательными и проявлять заботу о братьях наших меньших....
Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Здоровый образ жизни»
В целях формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности в образовательных областях «Здоровье», «Безопасность», «Физ...
Конспект итогового занятия в старшей группе по Ознакомлению с окружающим миром по теме осень.
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:1 Учить детей называть приметы осени, изменения в природе. 2 Закрепить навык образования прилагате...
Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Где вода — там жизнь», с применением технологии исследовательской деятельности.
Открытое занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Где вода — там жизнь»,...
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи на тему: «Путешествие в волшебный лес» 13.03.2023
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи на тему: «Путешествие в волшебный лес»...