Практикум для педагогов.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Абдулбекова Лайлахан Герейхановна.

Практикум для педагогов по воспитанию нравственных чувств у старших дошкольников посредством трудового воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Практикум для педагогов ДОУ26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»

Практикум для педагогов:

«Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников посредством трудового воспитания».

Воспитатель:

Абдулбекова Л.Г.

   Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. (слайд 2)

Все прогрессивные педагоги мира, которые принадлежали к различным национальностям и различным культурам в содержание воспитания на первый план ставили гражданственность и человечность, гуманизм и нравственные принципы. Например, великий чешский гуманист-педагог Ян Амос Коменский признавал только ту педагогику, которая приносит пользу государству, помогая воспитывать хороших граждан. (слайд 3)

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в Древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» (слайд 4)

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» (слайд 5)

Исследования психологов, педагогов и ученых показывают, что именно дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. В разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению.

«Нравственное воспитание, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, в обществе она основывается на личностной автономии; нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности. Нравственность - это не цель, а идеал – регулятивный принцип и масштаб оценки человеческого поведения». (слайд 6)

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Нравственное воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с трудовым воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми. Воспитатели ставят перед собой задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д., и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др. (слайд 7)

 Для решения этих задач применяются разнообразные методы: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда и др. Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность.

В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом главная цель педагога - воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

   Существует несколько компонентов трудовой деятельности:

Мотив –это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент.

Цель -это то, к чему надо стремиться.

Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.

Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу.

Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. (слайд 8)

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. Родителям необходимо рассказывать о значении труда в нравственном воспитании детей. При этом следует обратить их внимание на то, какую роль играет труд в общем развитии детей (физическом, умственном, эстетическом), подчеркнуть роль примера взрослых, могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.

Если в семье и детском саду трудовому воспитанию уделяется серьезное внимание, любовь к труду может уже оказаться сформированной.

"Трудовое воспитание дошкольников". 

Цель нашей встречи: приоткрыть секреты мастерства каждого из нас, проникнуть в

тайны успеха, получить ответы на многие волнующие вопросы из уст самых талантливых,

самых находчивых, самых думающих, общим словом: самых, самых, самых. Воспользовавшись

советом мудрого народа "Ум хорошо, а два лучше", все вопросы мы выносим на обсуждение. 

Подводить итоги еще рано, но первые вопросы направлены на анализ наших общих усилий,

действий. 

Викторина для педагогов: «Трудовое воспитание детей в ДОУ»

1 тур «Поехали».

Командам, поочерёдно надо ответить на вопросы по теории и методики трудового воспитания.

Вопросы для первой команды.

1. Назовите формы организации труда? (поручения, дежурство, коллективный труд)

2. Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной труд)

материалами? (ручной труд)

приготовить каждый ребенок сам? (Дежурные готовят столы и стулья для занятий, материалы,

пособия (как общие для всей группы, так и индивидуальные на каждый стол,после окончания

занятий: каждого ребенка следует приучать собирать свои карандаши, класть на место рисунок,

лепку, ополаскивать кисть, подбирать обрезки бумаги и др.)

Вопросы для второй команды

3. В какой группе вводятся дежурства по уголку природе? (старшая группа)

ветки и листья, рыхлить)

4. Условия для воспитания трудолюбия? (создание эмоционально-положительной обстановки в группе)

процессе труда, подбор оборудования для труда, систематическое включение каждого ребенка в

труд на правах партнера, создание мотивации трудовой деятельности, создание в группе

трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам, поощрение в

процессе и по результатам труда, демонстрация заинтересованности педагога, учет нагрузки,

состояния здоровья, интересов, способностей ребенка)

Вопросы для третьей команды

5.  Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (хозяйственно- бытовой)

бытовой)

6.  С  какого  возраста  систематически  осуществляется  трудовое  воспитание,  включая основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе,  (с первой младшей группы).

основные  виды: самообслуживание,  хозяйственно-бытовой  труд  и  труд в  природе? (с первой

младшей группы). 

Вопросы для четвертой команды 

7. Метод стимулирования детского труда. (поощрение) 

8.Этапы руководства коллективным трудом? (распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности).

2 тур. «Я скажу, а ты продолжи»

Больше дела – меньше слов.

Глазам страшно, а руки делают.

Хочешь жить - умей вертеться!

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Не диво дело начать — диво кончить.

Труд человека кормит, а лень портит.

Не трудно сделать, да трудно задумать.

Лето собирает, а зима поедает.

Тише едешь - дальше будешь.

Меньше слов, да больше дела.

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Кто много говорит, тот мало делает.

Меньше слов, да больше дела.

3 тур – Музыкальная пауза.

Ведущий. «Нам песня строить и жить помогает». Все мы знаем эти слова. И сейчас мы с вами вспомним песни о труде. Угадайте песню! Не забывайте, что все они о труде!

(воспроизводятся начальные аккорды песен «Не кочегары, мы не плотники», «Марш энтузиастов», «Встану рано по утру», «Про зайцев».

Марш энтузиастов

Нам нет преград ни в море ни на суше,
Нам не страшны, ни льды, ни облака.
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века.

Встану утром рано,

Побегу с друзьями

И куплю тебе букет.

А когда проснешься,

Ты мне улыбнешься

И прижмешь меня к себе.

А когда проснешься,

Ты мне улыбнешься

И прижмешь меня к себе.

Припев

Мамочка родная, мамочка!

Я хочу тебе сказать,

Будь всегда со мной

Ты рядышком,

Чтоб могла меня обнять.

Будь всегда со мной

Ты рядышком,

Чтоб могла меня обнять.

Про зайцев

В темно-синем лесу,
Где трепещут осины,
Где с дубов-колдунов
Облетает листва,
Hа поляне траву
Зайцы в полночь косили
И при этом напевали
Странные слова:

Каждой команде нужно вспомнить по 2 пословицы. Повторяться нельзя.

Отлично! Продолжаем! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...