Практикум для педагогов.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Практикум для педагогов по воспитанию нравственных чувств у старших дошкольников посредством трудового воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практикум для педагогов ДОУ | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное
дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»
Практикум для педагогов:
«Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников посредством трудового воспитания».
Воспитатель:
Абдулбекова Л.Г.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. (слайд 2)
Все прогрессивные педагоги мира, которые принадлежали к различным национальностям и различным культурам в содержание воспитания на первый план ставили гражданственность и человечность, гуманизм и нравственные принципы. Например, великий чешский гуманист-педагог Ян Амос Коменский признавал только ту педагогику, которая приносит пользу государству, помогая воспитывать хороших граждан. (слайд 3)
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в Древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» (слайд 4)
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» (слайд 5)
Исследования психологов, педагогов и ученых показывают, что именно дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. В разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению.
«Нравственное воспитание, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, в обществе она основывается на личностной автономии; нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности. Нравственность - это не цель, а идеал – регулятивный принцип и масштаб оценки человеческого поведения». (слайд 6)
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
Нравственное воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с трудовым воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми. Воспитатели ставят перед собой задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д., и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др. (слайд 7)
Для решения этих задач применяются разнообразные методы: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда и др. Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность.
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом главная цель педагога - воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.
Существует несколько компонентов трудовой деятельности:
Мотив –это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент.
Цель -это то, к чему надо стремиться.
Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу.
Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. (слайд 8)
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. Родителям необходимо рассказывать о значении труда в нравственном воспитании детей. При этом следует обратить их внимание на то, какую роль играет труд в общем развитии детей (физическом, умственном, эстетическом), подчеркнуть роль примера взрослых, могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.
Если в семье и детском саду трудовому воспитанию уделяется серьезное внимание, любовь к труду может уже оказаться сформированной.
"Трудовое воспитание дошкольников".
Цель нашей встречи: приоткрыть секреты мастерства каждого из нас, проникнуть в
тайны успеха, получить ответы на многие волнующие вопросы из уст самых талантливых,
самых находчивых, самых думающих, общим словом: самых, самых, самых. Воспользовавшись
советом мудрого народа "Ум хорошо, а два лучше", все вопросы мы выносим на обсуждение.
Подводить итоги еще рано, но первые вопросы направлены на анализ наших общих усилий,
действий.
Викторина для педагогов: «Трудовое воспитание детей в ДОУ»
1 тур «Поехали».
Командам, поочерёдно надо ответить на вопросы по теории и методики трудового воспитания.
Вопросы для первой команды.
1. Назовите формы организации труда? (поручения, дежурство, коллективный труд)
2. Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной труд)
материалами? (ручной труд)
приготовить каждый ребенок сам? (Дежурные готовят столы и стулья для занятий, материалы,
пособия (как общие для всей группы, так и индивидуальные на каждый стол,после окончания
занятий: каждого ребенка следует приучать собирать свои карандаши, класть на место рисунок,
лепку, ополаскивать кисть, подбирать обрезки бумаги и др.)
Вопросы для второй команды
3. В какой группе вводятся дежурства по уголку природе? (старшая группа)
ветки и листья, рыхлить)
4. Условия для воспитания трудолюбия? (создание эмоционально-положительной обстановки в группе)
процессе труда, подбор оборудования для труда, систематическое включение каждого ребенка в
труд на правах партнера, создание мотивации трудовой деятельности, создание в группе
трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам, поощрение в
процессе и по результатам труда, демонстрация заинтересованности педагога, учет нагрузки,
состояния здоровья, интересов, способностей ребенка)
Вопросы для третьей команды
5. Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (хозяйственно- бытовой)
бытовой)
6. С какого возраста систематически осуществляется трудовое воспитание, включая основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, (с первой младшей группы).
основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе? (с первой
младшей группы).
Вопросы для четвертой команды
7. Метод стимулирования детского труда. (поощрение)
8.Этапы руководства коллективным трудом? (распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности).
2 тур. «Я скажу, а ты продолжи»
Больше дела – меньше слов.
Глазам страшно, а руки делают.
Хочешь жить - умей вертеться!
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Не диво дело начать — диво кончить.
Труд человека кормит, а лень портит.
Не трудно сделать, да трудно задумать.
Лето собирает, а зима поедает.
Тише едешь - дальше будешь.
Меньше слов, да больше дела.
Тяжко тому жить, кто от работы бежит.
Кто много говорит, тот мало делает.
Меньше слов, да больше дела.
3 тур – Музыкальная пауза.
Ведущий. «Нам песня строить и жить помогает». Все мы знаем эти слова. И сейчас мы с вами вспомним песни о труде. Угадайте песню! Не забывайте, что все они о труде!
(воспроизводятся начальные аккорды песен «Не кочегары, мы не плотники», «Марш энтузиастов», «Встану рано по утру», «Про зайцев».
Марш энтузиастов
Нам нет преград ни в море ни на суше,
Нам не страшны, ни льды, ни облака.
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века.
Встану утром рано,
Побегу с друзьями
И куплю тебе букет.
А когда проснешься,
Ты мне улыбнешься
И прижмешь меня к себе.
А когда проснешься,
Ты мне улыбнешься
И прижмешь меня к себе.
Припев
Мамочка родная, мамочка!
Я хочу тебе сказать,
Будь всегда со мной
Ты рядышком,
Чтоб могла меня обнять.
Будь всегда со мной
Ты рядышком,
Чтоб могла меня обнять.
Про зайцев
В темно-синем лесу,
Где трепещут осины,
Где с дубов-колдунов
Облетает листва,
Hа поляне траву
Зайцы в полночь косили
И при этом напевали
Странные слова:
Каждой команде нужно вспомнить по 2 пословицы. Повторяться нельзя.
Отлично! Продолжаем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»
Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...
Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"
Семинар-практикум на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов" был разработан с целью расширения у педагогов круга методов и приемов в...
Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"
В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...
Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...