Использование песочной терапии для профилактики психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОУ
статья
Аннотация: в статье раскрывается вопрос актуальности профилактики психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации, эффективности использования в качестве данного средства метода песочной терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bratchina.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ
Аннотация: в статье раскрывается вопрос актуальности профилактики психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации, эффективности использования в качестве данного средства метода песочной терапии.
Проблема стресса занимает одно из первых мест среди психологических проблем наиболее актуальных для людей ХХI столетия. Нагрузка на психику сейчас несравненно больше, чем раньше. В этом виноват и сумасшедший ритм жизни, и обилие информации, и калейдоскоп событий и лиц, мелькающих перед глазами любого горожанина... Дети наряду с взрослыми делят все эти трудности.
Приход ребенка в детское дошкольное учреждение почти всегда сопровождается психологическими проблемами для него. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Педагогам необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Многолетние наблюдения и опыт педагогов показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, ребенок быстрее адаптируется к детскому саду, и этот процесс проходит менее болезненно.
Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, тревог. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, что ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком, поддержания доверительного отношения между взрослым и малышом. Взаимодействуя с педагогом и сверстниками во время игр с песком, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
Песок плюс ко всему - это еще и прекрасный развивающий материал для детей. В песочнице совершенствуется тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Песок предоставляет ребенку возможность прожить накопленный психологический опыт, отработать и закрепить знания о себе и мире. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности.
Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например: "Заборчики". (Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.
В нашем детском саду метод пескотерапии активно используется в адаптационный период в качестве психопрофилактического средства в рамках апробации комплексной психолого-педагогической программы профилактики психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в условиях ДОУ.
Игры с песком являются одной из составляющих комплексных индивидуально-групповых занятий с детьми младшего дошкольного возраста, направленных на своевременную профилактику психоэмоционального состояния, осуществляемых педагогом-психологом, совместно с воспитателями адаптационных групп. Эти игры также используются психологом и педагогами младших групп в качестве групповой или подгрупповой работы во время прогулки на игровой площадке и во время индивидуальных занятий по усмотрению педагога-психолога с детьми «группы риска».
В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию, поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены общим сказочно-игровым сюжетом. Вторая часть занятия заканчивается свободной деятельностью ребенка.
Педагогам и родителям предлагаем рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий:
1. Игры в песочнице проводятся с группой детей, особое внимание при этом педагог уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной группе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.
2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.
3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.
4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
5. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы, стихотворение, речевка и пр.)
Во время проведения занятий с использованием пескотерапии, мы применяем различные формы работы с детьми.
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрпиз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
9. Устраиваются дни погружения, например, «День песка»; тематические праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т.д.
Во время прогулок стараемся привлекать к песочным играм и родителей, вновь прибывших детей, чтобы они не только наблюдали, но и сами участвовали в процессе занятий и игр. В присутствии близкого человека дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Кроме того, родители сами обучаются песочным играм (дома, это может быть и манка, и гречка, и т.д.) и в дальнейшем применяют в домашней обстановке.
Эффективность использования игр и упражнений с песком подтверждается положительными результатами психологической диагностики уровня адаптации ребенка к детскому саду, заметно снижение процента детей с тяжелой степенью адаптации, а самое главное, все игры очень нравятся детям.
Литература
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период, адаптации к дошкольному учреждению. — М.: Книголюб, 2003.
Турпова Н.В. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Комплексная психолого-педагогическая программа профилактики психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в условиях ДОУ, разработанная авторским коллективом педагогов-психологов муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Белгорода №№ 72, 88, 85, 57, 71, 28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка « Театрализованная игра , как средство снятия эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации
Адаптация ребенка к новым условиям очень сложный, а иногда и травмирующий процесс для детской психики. Театрализованные игры представленные в данной методической разработке позволяют сделать этот проц...
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста
Статья содержит примеры и описание игровых упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста...
Использование игр-забав в работе с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОУ
Игры-забавы для детей младшего дошкольного возраста....
Статья на тему: «Песочная терапия для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации».
Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития его творческих способностей , а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, пер...
Программа игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада.
Цель проведения игр – помочь детям в период адаптации к условиям ДОУ....
Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада.
Пояснительная запискаС поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный ...
Картотека упражнений на снятие психоэмоционального напряжения для детей младшего дошкольного возраста
Эмоциональные игры в детском саду, предназначенные для снижения агрессии, способствуют тому, чтобы дети могли выразить свой гнев, избавиться от излишнего мышечного и эмоционального напряжения, направи...