Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа) по теме

 Смирнова Татьяна Геннадьевна

 Статья содержит примеры и описание игровых упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей младшего  дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_snyatie_psihoem._napryazheniya.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №22

Московского района

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

                                      Смирнова Татьяна Геннадьевна                                                    

                                                       

Санкт – Петербург

2015  год

   Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики ,  которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

    В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Причин для этого много. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности.

     Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.

      Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста – это :

- лечебно-профилактическая работа;

- обеспечение психологической безопасности личности ребенка;

- оздоровительная направленность образовательного процесса.

       Лечебно-профилактическая работа включает организацию физиолечения, массажа, фитотерапии, витаминотерапии, лекарственной терапии, закаливания, сна, лечебного и диетического питания, тщательный уход за детьми и воспитание у них привычек здорового образа жизни.

       Психологическую безопасность личности ребенка обеспечивает многовариантный режим комфортной для малыша жизнедеятельности , строгое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок.

       Под оздоровительной направленностью образовательного процесса подразумевается система мер , не травмирующих нервную систему ребенка во время образовательных занятий.

        При планировании работы по профилактике психоэмоционального напряжения детей раннего возраста следует придерживаться основных принципов:

- ориентацией на “зону ближайшего развития” каждого ребенка;

- учетом направленности его интересов;

- обеспечением свободы выбора и волеизъявления;

- бесоценочным подходом к детям.

        Первым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми раннего возраста является развитие творческого воображения. Так, имитируя позу “кошечки” , ребенок естественно преображается. Не надо объяснять ему, как расслабить те или иные мышцы. Они преломляются

сквозь призму детского воображения, и вот уже малыш пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленках. В этот момент включаются все биоактивные точки и зоны , расположенные на коленях, локтях, пальцах.

         Второй принцип оздоровительно-развивающей работы – это формирование осмысленной моторики.  Движение может стать произвольным , управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.

          Третий принцип оздоровительной работы – создание и закрепление целостного и позитивного психосоматического состояния ребенка в различных видах деятельности. Иными словами, чтобы ребенок не делал – это должно доставлять ему радость и удовольствие.

           Четвертый принцип – воспитание способности к сочувствию и сопереживанию.

           При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа  психофизического развития. Воспитателю необходимо помочь новичкам преодолеть стресс и успешно адаптироваться в детском саду.

        Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными – как положительными, так и отрицательными – эмоциями взрослых и сверстников, подражать их  действиям. Эти особенности и  легли в основу перспективного планирования работы по теме: «Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста».

       Ранний возраст – особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Раннее детство имеет свою специфику.

        Во-первых, чрезвычайно быстрый темп развития, который отличается скачкообразным характером.

        Во-вторых, это неустойчивость и незавершенность приобретенных навыков и умений. Еще одной особенностью раннего детства является теснейшая взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияет на его психику и нервную систему.                            

       Ребенка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций – залог становления личности, основа проявления познавательной активности.

        Психика ребенка раннего возраста устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправлено выполнять  какие-либо, даже самые полезные, упражнения. Малышу должно быть интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому,что ему это нравиться.

      Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно выполненных действий  соответствуют потребностям растущего организма в движении. Применение лечебных игр способствует всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости, повышению эмоционального тонуса детей.

       Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно шаг за шагом, он учится говорить – овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания, произнося которые пытается выражать свои желания, ощущения и  потребности. По мере того как возрастают произносительные способности малыша, увеличивается и его умение понимать речь          окружающих. И именно два этих связанных между  умения – говорить и понимать речь – способствуют тому, что через некоторое время, произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает способностью ясно и последовательно выражать свои мысли.      

     Ко мне в группу дети поступают с диагнозом алалия. Алалия  является одним из наиболее тяжких дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения. Алалия – это отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка ( до формирования речи ). Различают две формы алалии: моторную и сенсорную. Характерным признаком моторной алалии является преобладание расстройств экспрессивной речи, то есть резкое снижение возможностей самостоятельных связных высказываний. У ребенка недостаточно развиты навыки самообслуживания, плохо развит  артикуляционный аппарат, нарушена общая моторика,  плохо развиты внимание и память. При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия    и понимание речи (импрессивной   стороны речи ) при полноценном физическом слухе. У детей с сенсорной алалией   отмечается явление эхолалии – автоматического повторения чужих слов. Чаще всего вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

     Для развития у ребенка речи я использую в своей работе следующие приемы: упражнения на развитие общей моторики ; упражнения на развитие мелкой моторики ; пальчиковая гимнастика ; упражнения на

развития слуха и дыхания ; артикуляционная гимнастика.

     Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлогая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движении рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их. В первый раз можно показать упражнения и объяснить, как их делать. Во второй раз выполнить упражнения вместе с ребенком,  называя при этом свои действия. На третий раз предложить ребенку выполнить это задание самостоятельно, без своего участия. Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память. Начинать нужно с простых инструкций:  

                       Пройти прямо от стола к двери.

                       Обойди вокруг стула.

                       Встань на скамейку   и так далее . .  .

 

       Нужно внимательно наблюдать, как ребенок выполняет данные ему инструкции. Когда ребенок научится управлять своими движениями, переходим к более сложным движения. Здесь уже включаются подвижные игры ( речь с движениями ). Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации движений, общей и тонкой моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой  слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живость, эмоциональностью, без специальных установок настраивает детей на игру. Например:

Ручки подняли                                  Дети поднимают руки вверх и

И покачали -                                      качают ими вправо и влево.

      Это деревья в лесу.

 

     Ручки согнули        Согнуть руки и потрясти кистями

      Кисти встряхнули –

      Ветер срывает листву.

      В сторону ручки        Расставить руки в стороны и помахать

      Плавно помашут –         ими

      Это к нам птички летят.

      Как они сядут        Присесть и сложить руки сзади

      Тоже покажем –

      Крылья сложили назад.

      Большое значение в развитие ребенка имеют игры с различными предметами, например: мячи ,кубики, кольца. Начинать нужно с больших размеров и постепенно доходить до маленьких. Игру с кубиками начинаем с простых образцов: дом, башенка, дорожка. Постепенно уменьшаем размеры кубиков и усложняем задание: ворота, забор, лесенка. Обязательно приучаем малыша складывать кубики в коробку. Это вырабатывает не только привычку к порядку, но и умение располагать предметы в определенной последовательности. Это занятие можно превратить в игру, развивающую наблюдательность и логическое мышление ребенка. Можно предложить укладывать кубики в заданном порядке, например: первый ряд – желтые, второй – зеленые и так далее. Эти игры позволяют закреплять с детьми цвет, форму, величину. Когда ребенок уже хорошо строит из кубиков, можно переходить к построениям на плоскостных поверхностям – ковролин, фланелеграф. На ковролине можно выкладывать различные узоры, коврики. Нужно стараться, чтобы ребенок сам выкладывал рисунок по вашему подобию. Ребенок, выполняя мои инструкции, развивает свое речевое внимание, усваивает название геометрических фигур, учится ориентироваться в пространстве. Начинать нужно с фигурок одного цвета, формы, величины, потом постепенно усложняем задание, добавляем уже количество форм, затем цветов и величины. Игры могут быть различные по теме и содержанию, например: «Каждому – свой домик» , «Кто самый высокий?» , «Где самая длинная ступенька?» и так далее.

       «Волшебный мешочек» - эта игра развивает у ребенка зрительное внимание и свою способность узнавать предметы на ощупь.

       Мозайка, конструктор, разрезные картинки – бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка – способствуют и интенсивному развитию движений пальцев рук.

       Очень хорошо для развития мелкой моторики рук использовать в работе с детьми рамки и вкладыши Монтессори. Эта игра развивает не только пальцы рук, но и еще помогает развивать внимание, память, цвет, форму, величину, учит ребенка ориентироваться в пространстве, а так же развивает у ребенка умение владеть карандашом, обводить и раскрашивать картинки.

        Важное значение в работе с детьми  для тренировки рук имеет шнуровка. Шнуровать можно сапоги, платья и так далее. Шнурки можно использовать по-разному: вырезать из цветного картона различные геометрические фигуры и учить ребенка нанизывать их на шнурок. Сначала начинаем спростого, а затем постепенно задачу усложняем.

        Так же хорошо для тренировки рук использовать пуговицы. Сначала можно попросить ребенка просто посмотреть на пуговицы, потрогать уками. Чтобы ребенку было интересно, для игры я беру очень интересные поделки, например: клоун, машина, дерево с фруктами, волшебный цветок и так далее. Ребенок с удовольствием будет пристегивать и отстегивать разные детали.

       Формирование речевых областей совершается под влиянием кинитетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

        Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Начинать нужно с самых простых упражнений, например:

           Сжать и рассжать кулачок;

           Похлопать в ладошки   и так далее.

     Когда ребенок хорошо усвоил и правильно выполняет мои указания, я перехожу к более сложным упражнениям. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки, например:

        Этот пальчик – дедушка,               Сгибать пальчики нужно начинать

        Этот пальчик – бабушка,               большого пальца в кулак.

        Этот пальчик – папочка,

        Этот пальчик – мамочка,

        Этот пальчик – я .

     Лучше всего пальчиковую гимнастику сопровождать веселыми стишками, чтобы ребенку было интереснее выполнять задание. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнение можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

     В речи ребенка третьего года  жизни можно услышать почти все части речи, он способен узнавать и называть знакомые предметы, строить фразы. Однако дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Развитие понимания речи явно опережает произносительные возможности ребенка. Происходит это потому, что подвижность артикуляционного аппарата (движения мышц языка, губ, нижней части челюсти) еще недостаточно развита, для этого нужно тренировать язык. Язык – главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики у детей третьего года жизни должны носить чисто подражательный характер. Начинать занятия нужно с самых простых упражнений, например:

              Открыть, закрыть рот;

              Показать широкий язык    и так далее.

      Когда ребенок хорошо усвоит эти упражнения, можно переходить к более сложным. Лучше всего упражнениям давать интересные названия, например:

     «Вкусное варение» - облизать языком сначала верхнюю губу, а затем

                                         нижнюю.

 «Котенок лижет молоко» - быстро выбрасывать и втягивать язык и так

                                                  далее . . .

                     

   Чтобы малышу было интереснее выполнять все эти упражнения, можно превратить занятия в рассказывание занимательной сказки.

      Умение сосредотачиваться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить вразумительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, ее нужно развивать. Лучше всего это делать в игрек, например: «Кто что услышит?», «Узнай по звуку», «Узнай по голосу» и так далее. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.

        Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки ( «С» , «З», «Ш», «Ж», «Р») ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.  Чтобы вдох и выдох были правильными и сильными, я использую в своей работе игры и упражнения для развития речевого дыхания, например: «Подуй в окошечко», «Водичка», «Снежинки», «Мыльные пузыри» и так далее. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.

        Увлекательная, веселая игра побуждает малыша к многократным повторениям одного и того же звукосочетания.

        Такие занятия не утомляют ребенка, потому что он заинтересован самой игрой: то он берет на себя роль цыпленка, то курочки, изображает летящий самолет, движущийся  поезд и так далее.

          Чем живее игра, ярче образ, тем больше увлечен ребенок, активнее воспроизводит нужные звуки, а значит, обучение идет успешнее.

           С первых месяцев 2-го года жизни в играх детей преимущественно воспроизводятся  ранее разученные действия. Затем они постепенно переносятся на другие предметы.

           Все эти  так называемые отобразительные игры впрямую связаны с умственным развитием малыша, они оказывают самое положительное влияние на его жизнедеятельность. Следовательно, взрослым надо учитывать значение игр в развитии ребенка и уделять им серьезное внимание.

        Для организации таких  игр нужны куклы, игрушечные зверюшки – мишки, собачки, кошки,  кукольная  посуда средних и крупных размеров, лоскутков, платочки  и так далее.

        Для подвижных игр необходимо машинки, тележки, а также бабочки, утята, то есть игрушки, которые можно водить на палочке, толкать перед собой , а став  постарше, возит за веревочку за собой.

        Очень полезны обручи. Большие – для пролизания и перешагивания,  и поменьше, чтобы катать, как кольцо-серсо. Мячи разных размеров, шары – их можно катать, бросать,  закидывать в ящики и корзины , куда так интересно залезать самому.

         Возрастные особенности детей  диктуют характер обстановки в игровой комнате.

         Дети до двух лет обычно играют тем, что им попадает на глаза, потому  игрушки  для них можно расставить по всей комнате,   но компектами. Многообразие предметов, собранных в одном месте, рассеивает внимание, а   выбирать  нужно такие маленькие, как правило, еще не умеют.

          Для более старших часть игрушек лучше расположить в доступных детям местах, но  закрепленных за данными предметами. Например, куклы на стульчиках, строительный материал – в ящиках.

          Роль воспитателя в этот период заключается в обучении ребенка действиям с игрушкой. Вот зайка. Он может «поплясать» в руке у взрослого, его можно спрятать, а потом найти, посадить на стульчик или уложить спать. И все это обязательно надо показать малышу, иначе он не будет знать, что делать с новой игрушкой. Она быстро станет для него неинтересной, наскучит ему.

          Все действия целесообразно сопровождать словами: сначала прямыми указаниями, потом словесными инструкциями, разумеется, при этом ориентируясь на имеющийся у ребенка опыт.

          Чтобы пробудить интерес у играм, создать соответствующий эмоциональный настрой, усложнить производимые с игрушкой действия, очень полезны игры-развлечения (инсценировки).

           Содержание игр-развлечений (показов)должно быть более «затейливым»,  чем действия детей в самостоятельной  игре, но взятым из реальной, близкой ребенку действительности.

            Что требуется при этом малышу? Внимательно следить за действиями воспитателя, слушать его объяснения. А это возможно только в том случае, если ему будет интересно.

             Непосредственно после показа взрослым действий с игрушкой полезно предложить детям  для игры те же самые предметы, чтобы малыши могли подражать тому, что только что видели, а затем переносить усвоенное в самостоятельные игры.

           Участие взрослого может сделать игру более продолжительной, интерес к ней более устойчивым, способы использования игрушек более разнообразными.

           Проводя с малышами игру-развлечение, следует держать их всех в поле зрения, направлять деятельность ребят,  немедленно реагировать на возникающие конфликты, подсказывать дальнейший   ход действий.

            Особая задача педагога – вызвать у детей живой интерес к игре, порадовать их, насмешить,  создать хорошее настроение.

           Такие игры-развлечения, как «Коза рогатая», «По узенькой дорожке»,  «Солнышко и дождик»,  «Воробышек и автомобиль», «Прятки», «Догонялки» и так далее, рекомендуется проводить ежедневно, совместно и индивидуально.

            Возможная тематика игр-развлечений с детьми раннего возраста:

     

       - «Этот мальчик маму слушал»

       - «Заводные игрушки»

       - «Пальчики пляшут»

       - «Оля и Коля»

       - «Нам тетя Таня прислала пакет»

       - «Артист из платка»

       - «Потешка «Баю – бай»

       - «Мой любимый мишка».

       Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. В этом плане невозможно переоценивать роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

         Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность речи развивается в течении всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

          Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве.

          Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

          Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность ( дружба, доброта, честность, смелость и так далее ). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно то лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

         Содержание театрализованных занятий включает в себя:

-  просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-  игры-драматизации;

-  разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

-  упражнения по формированию выразительности исполнения          (вербальной  и невербальной );

-  упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

           Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а  затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. После беседы о прочитанном ( или рассказанном ) необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания.

       Из многообразия средств выразительности у детей раннего возраста рекомендуется формировать простейшие образно-выразительные умения ( уметь имитировать характерные движения сказочных животных ). При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их  сочетании ( речь, напев, мимика, пантомима, движения ).

         Занятия в основном строятся по единой схеме:

-  введение в тему, создание эмоционального настроения;

-  театрализованная деятельность ( в разных формах ), где воспитатель и каждый ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал;

-  эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

          Развитию уверенности в себе и социальных навыков произведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя  в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

-  выбор детьми роли по желанию;

-  назначение на главные роли наиболее робких застенчивых детей;

-  распределение ролей по карточкам ( дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой  схематично изображен персонаж );

-  проигрывание ролей в парах.

           Во время занятий необходимо:

-  внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

-  если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;

-  при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

-  в заключении различными способами вызвать у детей радость.

            Использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

-  единства социально-эмоционального и когнитивного развития;

-  насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

-  постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

-  наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

-  совместного участия в данном процессе детей и взрослых.

     

       В весьма  раннем возрасте начинают проявляться  артистические способности . Игры-драматизации очень полезны. Театр – всегда игра, сказка,  чудо, волшебное действо с красочными  персонажами и увлекательным сюжетом. Это возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. В игре-драматизации вырабатывается правильное и четкое произношение звуков, снижается закомплексованность, скованность, малыш раскрепощается; воспитываются сенсорные навыки, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия и творческое воображение.

         Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения у детей очень велика. Приобщая  ребенка с раннего детства к музыке, мы развиваем не только непосредственно музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокое понимание мира. Для этой цели я приобрела аудио-кассеты с музыкой для детей, с песнями из детских  кино- и мультфильмов, плясовыми мелодиями, колыбельными, маршами.

        Большое значение в профилактике психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста имеет работа педагогического коллектива с семьей.  Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, психологических, педагогических, юридических, экономических…

         Практика показывает, что достижение коррекционного  эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей.

          Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у членов семьи приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние.  Малыш попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

           Родители, впервые приведшие ребенка в детский сад, получают у нас анкеты «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ» и памятку «Психологические особенности детей раннего возраста».

            Считая проблему профилактики   психоэмоционального напряжения детей раннего возраста одним из важнейших направлений работы ДОУ,  я сочла необходимым составить перспективный план на год.  

ПЕРСПЕКТИВНИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ

«ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО   НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ    РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР-РАЗВЛЕЧЕНИЙ И ИХ ОРГАНИЗАЦИИ».

           

       

Месяц

 

Формирование коммукативных навыков

Пальчиковая гимнастика

Игры-занятия

Игры-драматизации

Подвижные игры

Индивидуальная работа

Октябрть

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

1-я ступенька

Установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждая его к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реализовать на обращение, выполнять простую инструкцию:»Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»

Создать теплую эмоциональную атмосферу, вызвать положительное отношенное к ситуации пребывания в детском саду.

Учитывать индивидуальные особенности детей.

Развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации, выполнять упражнения, подражая движениям взрослого.

Формировать у ребенка образ собственного «Я», учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком).

Вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах.

Мышка

Дедка

Бабка

Курочка

Домик

Вязание

«Мы не просто ребятки, а ребятки-цыплятки».

Цель:

Пересказ сказки «Курочка Ряба» с использованием настольного театра.

«Для деда, для бабы курочка Ряба снесла яичко золотое»

 

Цель:

-Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба»;

- Беседа по содержанию сказки;

«Курочка и цыплятки»

Цель:

- Показывать имитационные движения («курочка гребет лапкой, клюет клювом зернышки»), произносить звукоподражательные слова: «ко-ко-ко», «пи-пи-пи»; ходить по доске.

«Прогоним курицу»

Цель:

- Бегать в прямом направлении, не натыкаясь на других детей;

- Имитировать клевание зернышек курочкой;

- Выполнять движения в соответствии с текстом рифмовки;

-проговаривать звукоподражательные слова (кыш).

Учить имитации отдельных движений взрослого (присесть, встать, хлопнуть, покачать головой).

Нормализовать состояние тонуса мелких мышц при помощи массажа кистей рук с использованием колючих мячиков, холодной и горячей воды (попеременно).

Ноябрь

Русская народная сказка «Репка»

2-я ступенька

Закрепить желание и готовность к совместной со взрослым деятельности.

Учить подражать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая мишку, зайку, птичку и так далее.

Упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациям: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос.

Обучать пониманию жестов и выразительных движений взрослого, сочетающихся со словесной инструкцией и без нее.

Зайчик

Капли

Солнышко

Коза

Шар

Мышка

Погладим котеночка

«Тянут-потянут – вытянут не могут»

Цель:

- пересказ сказки «Репка» с использованием настольного театра;

- имитационные движения.

«Выросла репка большая-пребольшая»

Цель:

- рассказывание русской народной сказки «Репка», рассматривание иллюстраций;

- слушание сказки «Репка» в аудиозаписи;

- имитационные упражнения.

«Лохматый пес»

Цель:

- приучать детей слушать текст  и быстро реагировать на сигнал.

«Маленькие ножки бегут по дорожке».

Цель:

- развитие мышления (умение создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения), сообразительности, внимания (его концентрации, устойчивости).

Пробудить интерес к изобразительной деятельности, познакомить с бумагой и различными средствами изображения: рисование пальчиком и ладошкой, нанесение цветовых пятен.

Декабрь

Русская народная сказка

«Колобок»

Учить узнавать себя  и своих близких на фотографиях.

Объединять детей в пары и обучать взаимодействию в играх с одном предметом (покатить друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно велро).

Шар

Зайчик

Окошко

Волк

Медведь

Лиса

«Колобок наш удалой»

Цель:

- рассказывание сказки «Колобок»;

- беседа по содержанию сказки.

«Колобок – наш Колобок, Колобок – румяный бок»

Цель:

- пересказ сказки с использованием настольного театра;

- имитационные упражнения;

- ряжение (маски).

«Зайка беленький сидит»

Цель:

- приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом;

- учить детей подпрыгивать, хлопать в ладоши, находить свое место, убегать, услышав последние слова текста.

«Зайка»

Цель:

- улучшение координации движений в мелких мышечных группах (пальцах);

- укрепление памяти, внимания;

- развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов;

- Активизация образного воображения.

Учить имитировать более сложные действия – ходьбу, прыжки, наклоны; подражать действиям с предметами: переносить, переставлять, перекладывать.

Январь

Русская народная сказка «Три медведя»

3-я ступенька

Учить совместной со взрослыми деятельности во время индивидуальных занятий, в играх, в быту.

Побуждать к речевому оию с просьбой «дай», указанию «вот» и так далее…

Обучать имитации элементарных артикуляционных движений: открыть рот – зевнуть, вытянуть губы – зевнуть, показать язычок – «а-а-а» (не болит ли горлышко?)

Домик

Елочка

Корзина

Стол

Стул

Кровать

Медведь

Человечки шагают

«Машенька пошла в лес»

Цель:

- рассказывание русской народной сказки «Три медведя»;

- беседа по содержанию сказки.

 

«Кого мы встретили в лесу»

Цель:

- пересказ сказки «Три медведя»;

-  имитация движений.  

«У медведя во бору»

Цель:

- развитие общих движений, развитие голоса, нормализация  темпа и ритма речи;

-  развитие фразовой речи;

-развитие дыхания;

- развитие дыхания;

- нормализация Темпа речи .

«Снежинки»

Цель:

- укрепление мышц свода стопы, связочно-мышечного аппарата ног;

- обучение пластике движений, умению расслаблятся.

Учить подражать движениям взрослого, конструировать образы при помощи пальцев рук и всей кисти (пальчиковая гимнастика).

Февраль

Русская народная сказка «Теремок»

Побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется, медведь переваливается, зайка прыгает

Учить узнавать себя, своих близких, педагогов на фотографиях.

Организовывать «игры рядом», побуждая детей к взаимодействию: передать игрушки, выполнить совместные действия – построить башню, поочередно ставя кубики один на другой.

Мышка

Лягушка

Медведь

Зайчик

Волк

Домик

Очки

 Воздушные щелчки

«Кто в теремочке живет»

Цель:

- пересказ сказки «Теремок»

- игра «Угадай, оком говорю»

- имитационные движения

«Стоит в поле теремок,теремок».

Цель:

- рассказывание сказки «теремок» с использованием театра на настенном полотне;

- беседа по содержанию сказки;

- упражнения интонационную выразительность.

«Проведи зайку через мостик»

Цель:

- укрепление связочно-мышечного аппарата стоп, формирование правильной осанки, повышение эмоционального тонуса.

«Зайка серый умывается»

Цель:

- приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, особое внимание уделить выполнению поскоков.

 

   

                       .      

Развивать движения кистей рук (упражнения: «Погладим котенка», «Маляр», «Полощем белье»

Март

Русская народная сказка «Маша и медведь»

4-я ступенька

Расширять диапазон совместной со взрослыми деятельности в играх с элементами сюжета: «Оденем куклу», «Накормим зверят», «Построим дом».

Включать элементы драматизации в игры с использованием фольклора (песенок, потешек).

Совершенствовать навыки выразительных движений.

Развивать артикуляционный аппарат в играх на подражание.

 Учить узнавать сверстников из группы, рассматривания совместные фотографии.

Домик

Дедка

Бабка

Елочка

Корзина

Медведь

Коза

Заяц

Перушок

Человечки шагают

Что нашли пальчики

«Пошла Маша в лес по грибы»

Цель:

- рассказывание сказки «Маша и медведь»;

- беседа по содержанию сказки;

- упражнения на интонационную выразительность.

«Как Машенька пекла пирожки»

Цель:

-  пересказ сказки «Маша и медведь» с использованием настольного театра.

- имитационные упражнения.

«У медведя во бору»

-  развитие общих движений, скорости реакции, собранности;

- развитие фразовой речи;

- развитие дыхания;

- нормализация темпа и ритма речи.  

Учить элементарным выразительным движениям руками в пальчиковых играх («Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик, где ты был?»).

Апрель

Русская  народная сказка «Заюшкина иэбушка»

Оъединять  детей в играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом»» и так далее..

Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, проявлять симпатию, сочувствие.

Домик

Заяц

Лиса

Собака

Коза

Петушок

Очки

Елка

«Лисичку заяц в дом пустил. И вот на улице один»

Цель:

- рассказывание сказки «Заюшкина избушка»;

- рассматривание              иллюстраций к сказке;

-имитационные упражнения.

«Каждый хочет заиньке помочь»

Цель:

- беседа по сказке «Заюшкина избушка»;

- имитационные упражнения.

 «Зайцы и лисички»

Цель:

- убегать с увертыванием, действовать в соответствии со словами текста, уточнять знания о зайчике, частях тела, называет их.

«Солнышко и дождик».

Цель:

- развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга, быстро реагировать на сигнал.

Учить ориентироваться на высоту, тембр голоса: «Кто мяукает – большой кот или маленький котенок?», «Кто тебя зовет – большой мишка или маленький?»

Май

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Формировать  коммукативные

навыки

Петух

Лиса

Кот

Жук

Бабочка

Ладонь-кулак

Зайчик-кольцо

«Лиса, заяц и петух»

Цель:

_ рассказывание сказки «Кот, петух и лиса»;

- ряжение в костюмы;

- имитационные упражнения под музыку.

«Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!»

Цель:

- пересказ сказки «Кот, петух и лиса»;

-  отгадывание загадок;

-имитационные упражнения под музыку.

«Кошки и мышки»

Цель:

- упражнять детей в подлезании (или пролезании), умении, реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии текстом стихотворения.

«Птички в гнездышках»

Цель:

- упражнять детей в беге в разных направлениях, в умении слышать сигнал воспитателя, ориентироваться в пространстве

 

Учить детей вслушиваться в интонации взрослого, реагировать на громкость звучания  его голоса (громко, тихо, шепот)

Приложение

ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ДОУ

1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов.

2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.

3. Арома- и фитотерапия – путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.

4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.

5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах.

6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических  нагрузок.

7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.

8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.

9. Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение   возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.

        За реализацию этой программы несет ответственность служба психолого-педагогического мониторинга под руководством психолога и врача дошкольного учреждения.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

         В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

          Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный  стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

           В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общению с окружающем. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами, сравнение предметов с ними.

           Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение со взрослыми. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той  оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.

           Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира.  Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребенка. Режим дня дома должен соответствовать режиму дня в детском саду.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧЕРЕЖДЕНИЮ»

       Ваш малыш пришел в детский сад.  Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций:

- Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.

-  Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении.

-  Будьте терпеливы.

-  Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.

-  Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.            

-  Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.

-  Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

-  Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, понятные объяснения.

-  Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?». На вопрос: «Почему ты это делаешь?»  он ответит, когда подрастет.

-  Каждый день читайте малышу.

-  Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.

-  Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…

-  Поощряйте любопытство.

-  Не скупитесь на похвалу.

Радуйтесь вашему малышу!

                                                             

ПРИЗНАКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

-  Трудность засыпания и беспокойный сон.

-  Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла.

-  Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.

-  Рассеянность, невнимательность.

-  Беспокойство, непоседливость.

-  Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним .

-  Проявление упрямства.

-  Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора, ест, заглатывая при этом пищу (иногда наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита).

-  Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате,  не находя себе занятия).

-  Игра с половыми органами.

-  Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук.

-  Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения.

-  Повышенная тревожность.

-  Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.

       Все выше перечисленные признаки могут говорить о том,  что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА

-  Манипулирование детьми.

-  Индивидуально-личностные особенности персонала.

-  Межличностные отношения детей в группе.

-  Враждебность окружающей среды.

-  Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания.

-  Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрызки.

-  Нерациональное и скудное питание, его однообразие плохая организация.

-  Неправильная организация общения.

-  Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.

-  Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.

-  Неблагоприятные погодные условия.

-  Невнимание у ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.

ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСТНОСТИ РЕБЕНКА

-  Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье.

-  Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей.

-  Отсутствие автономности.

-  Индивидуально-личностные особенности ребенка.

-  Патология физического развития.

       Общим источников угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит в заблуждение, в мир иллюзий.

         Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

       

Тема:   «Сказка про Язычок».

Цели:

Образовательные задачи:

-  развивать внимание к словам и действиям воспитателя

Развивающие задачи:

- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, быстроту реакции;

-  развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

 -  учить детей повторять все движения за воспитателем

(губами, языком, пальцами, руками, ногами);

-  учить повторять отдельные слова, активизировать

словарь детей.

 Воспитательные задачи:

- создать положительное эмоциональное настроение в группе;

- воспитывать отзывчивость и доброжилательность;

- вызвать у детей интерес играть еще раз.

Оборудование:

-  Наглядные картинки ( курица, цыплята, заяц, медведь).

-  Игры на дыхания  «Домик», «Птички».

Ход занятия.

        Жил-был Веселый Язычок. Проснулся он рано утром, потянулся (дети тянутся). Открыл окошко ( широко открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно»).  Посмотрел налево, направо (при открытом рте движения языка направо – налево ), вниз посмотрел ( движение языка вниз ). Ночью шел дождь ( подушечки правой и левой рук прижать к столу, постучать ими по поверхности стола ). Вверх посмотрел ( движение языка вверх ): светит ли солнышко (улыбнуться)? Тут подул в окошко ветерок ( упражнение на дыхание – «Подуй в окошко»). Закрыл окошко ( закрыть рот ). Побежал Язычок в ванную умываться ( движения руками и ногами, имитирующие бег ). Открыл дверь ванной ( движение рукой). Дверь заскрипела: «Н – н – н …».  Включил свет (движение рукой) – «чик».  Открыл кран (круговые движения рукой) – «чик – чик – чик».  Почистил Язычок зубки (улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внешней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы).  Умыл личико (имитация умывания),   приговаривая:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

       Вытерся полотенцем. Закрыл краны (круговые движения рук).  И пошел Язычок завтракать (движения руками и ногами, имитирующие шаг).  На кухне он съел кашу (имитация еды), выпил чаю (имитация питья).  И пошел наш язычок гулять на улицу (движения руками и ногами, имитирующие шаг).  Вышел и огляделся (посмотреть направо и налево).  На дворе он увидел курочку и цыплят (п.и. «Вышла курочка гулять», наглядные картинки):

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите!

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

       Язычок посмотрел на них, поздоровался и пошел дальше.  На дереве увидел птичек (упражнение на дыхание «Чья птичка улетит дальше?»).  Так не заметно он добрался до леса.  Как тут красиво! (развести руки в стороны, улыбнутся).  В лесу Язычок увидел зайца (наглядная картинка, пальчиковая гимнастика «Зайчик»).  Потом он посмотрел на небо и увидел там птичек (пальчиковая гимнастика «Птички»).  Пошел Язычок дальше и увидел под кустом медведя (п.и. «У медведя во бору…»).  Он так размечтался, что совсем забыл про время.  Посмотрел на часы, а они стоят.  Что нужно сделать?  Правильно, их нужно завести (дети наклоняются влево – вправо приговаривая «тик – так»).  Язычок развернулся и весело побежал домой (движения руками и ногами, имитирующие бег).

Конспект театрализованной деятельности в ясельной диагностической группе.

Тема: «Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла золотое».

Цель:  - рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба»;

            -  беседа по содержанию сказки;

            -  подвижная игра «Курочка и цыплята».

Наглядные пособия:

-  настольный театр «Курочка Ряба»;

-  маски персонажей сказки «Курочка Ряба».

Ход занятия.

      Воспитатель вносит на занятие картинки, изображающие персонажей сказки (дед,  бабка,  курочка, мышка). Просит детей догадаться, герои какой сказки пришли к ним в гости.  Затем, с помощью воспитателя, дети рассказывают сказку «Курочка Ряба» (от имени персонажей).  Для того чтобы были охвачены все дети, сказку пересказывают 2 – 3 раза, причем последний раз роль курочки исполняет сам воспитатель.  По окончании он говорит, что его курочка загрустила потому, что потеряла цыпляток.  Он спрашивает детей, хотят ли они стать ее цыплятками.  Проводится подвижная игра-имитация:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите!

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Конспект игрового занятия в  группе раннего возраста.

Тема: «Русская народная сказка «Колобок».

Цели:

Образовательные задачи:

- совершенствовать общую моторику;

- обогащать словарь ребенка за счет звукоподражаний (ы-ы-ы-, р-р, ам), имен существительных (лиса, заяц, волк, медведь), местоимений (он, она), указательных слов и служебных частей речи (вот, где, да, нет);

-  способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи;

- учить употреблять в речи имена существительные в именительном падеже.

Развивающие задачи:

- развивать зрительное и слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма;

- формировать устойчивое представление о форме, величине, цвете;

- учить рассказывать сказку в лицах.

Воспитательные задачи:

- формировать у ребенка умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого;

- вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы «Где это?», «Кто это?», «Что это?», не перебивать говорящего;

- воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать;

- воспитывать внимание, стимулировать фантазию;

- проявлять творческие способности;

- формировать интерес к сказке, привлечь к игре-драматизации.

Оборудование:

-  Картинки с изображением «Волк», «Заяц», «Лиса», «Медведь».

-  Разрезные картинки «Лиса», «Волк».

-  Геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник ( разных цветов с лицами).

-  Конструирование из геометрических фигур – «Заяц», «Медведь».

-  Маски к сказке «Колобок».

Ход занятия

(дети сидят на ковре).

В.: - Здравствуйте, дети!  Сегодня к нам в гости пришла сказка. Но как она называется, я не знаю. Мы с вами должны сами отгадать, что это за сказка. У меня тут есть загадки, как только мы их отгадаем, то и узнаем что это за сказка.

   Воспитатель загадывает загадки: «Колобок», «Лиса», «Волк», «Медведь». Дети внимательно слушают и стараются отгадать, свои ответы проверяют по картинкам с изображением этих животных.

В.: - Вот загадки мы с вами отгадали. И что же это за сказка? Правильно. Сказка «Колобок». Вот тут у меня есть разные «Колобки», давайте правильно выберем с вами «Колобок».

     Воспитатель показывает детям четыре геометрические фигуры – круг (желтый), круг (синий), квадрат (красный), треугольник (зеленый). На них изображены лица.

В.: - Ребята, какой же «Колобок» нам нужен?

    Дети смотрят на фигуры и показывают нужный «Колобок», при этом называют все геометрические фигуры и называют цвета.

В.: -Ну хорошо, «Колобок» мы нашли. Теперь нужно других персонажей сказки найти.

    Воспитатель показывает разрезные картинки «Лиса», «Волк» - дети собирают картинки. Рядом лежат «Заяц», «Медведь» из геометрических фигур. Дети конструируют из них своих зверей.

В.: - Ну, а теперь сюрприз. Вот вам маски и давайте  сыграем сказку «Колобок».

                     

Конспект игрового занятия по развитию речи в ясельной диагностической группе.

Тема: «Положим куклу Катю спать».

Цель: - учить детей понимать и выполнять инструкции воспитателя (покачай лялю, положи лялю, раздень лялю, накрой одеялом);

           -  учить детей правильно раздевать куклу, аккуратно складывать одежду;

            -  закрепление понятия большой,  маленький;

            -  познакомить с постельными принадлежностями.

Наглядные пособия:

- кукла;

-  две кровати (большая и маленькая) с постельными принадлежностями.

Ход занятия (дети сидят полукругом).

 В.: - Здравствуйте, дети . Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Давайте мы с ней поздороваемся.

(Дети здороваются с куклой и рассматривают ее).

В.: - Катя сегодня очень плохо спала и капризничает, она опять хочет спать. Давайте положим ее в кровать. Только посмотрите у нас тут две кровати. На какую же мы сможем положить куклу Катю.

(Дети рассматривают кроватки, сравнивают и выясняют, кроватка подходит).

В.: - Ну что, наконец-то мы выяснили, что эта кровать нам подходит. Теперь давайте разберем ее и уложим куклу спать.

(Дети убирают покрывало и видят, что кровать в беспорядке).

В.: - Ребята, кто-то тут уже побывал и навел такой беспорядок. Это, наверное, кот Кузька. Ну что ж давайте все застелем красиво.

(Дети стелят постель два – три раза по желанию).

В.: - Ну вот, теперь все готово и можно Катю положить спать. А что для этого нужно сделать? Правильно, ее нужно раздеть.

(Дети раздевают куклу и называют предметы одежды).

В.: - Ну, вот и готова наша Катя спать. Что нужно сделать, чтобы она хорошо заснула? Правильно, нужно ее покачать и спеть песенку:

                                  Баю, баю, баю, бай.

                                  Баю, Катя, засыпай,

                                  Баю, Катенька, бай, бай,

                                  Поскорее засыпай.

(Дети по очереди качают куклу два – три раза).

В.: - Тихо, детки, наша Катя уснула. Теперь мы с вами тихонечко поиграем пальчиками.

(Пальчиковая гимнастика «Это пальчик…» два – три раза).

ЛИТЕРАТУРА

- Т.Б. Филичева «Основы логопедии»; М.: «Просвещение», 1989г.

-  И. Лопухина «Логопедия – речь, ритм, движение»; С-Петербург: «Дельта», 1997г.

-  А.С. Герасимова «Программа развития и обучения дошкольника от 1 до 3 лет»; С-Пб.; «Издательский дом «Нева»; М.: «Олма - Пресс»,  2000г.

-  В. Цвынтариный «Играем пальчиками и развиваем речь»; С-Пб.: «Лань», 1997г.

-  Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; М.: «АСТ – Издательство», «Родничок», 1999г.

-  Т.В. Галашова «Развивающие игры с малышами до трех лет»; Ярославль: «Академия развития», 1997г.

-  М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»; М.: «ТЦ Сфера», 2003г.

-  М.Г. Борисенко «Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем (Развитие общей моторики). – СПБ.: «Паритет», 2002г.

-  С.Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами»; М.: «Мозаика-Синтез», 2005г.

-  В.М. Сотникова «Самые маленькие в детском саду» (приложение к журналу «Обруч»); М.: «Линка-пресс», 2005г.  

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становит...

Снятие психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель:- снятие психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста посредством развития и активизации физкультурной деятельности дошкольника....

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей/

Современные дети испытывают постоянный стресс и напряжение. Как помочь ребёнку в сложные минуты? Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить его с играми и упражнени...

Использование песочной терапии для профилактики психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОУ

Аннотация: в статье раскрывается вопрос актуальности профилактики психоэмоционального  напряжения  у детей в период адаптации, эффективности использования в качестве данного средства метода ...

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей...

Картотека упражнений на снятие психоэмоционального напряжения для детей младшего дошкольного возраста

Эмоциональные игры в детском саду, предназначенные для снижения агрессии, способствуют тому, чтобы дети могли выразить свой гнев, избавиться от излишнего мышечного и эмоционального напряжения, направи...