Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада.
методическая разработка (младшая группа)

Валева Елена Сергеевна

Пояснительная записка

С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.  Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.  Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к адекватному, безболезненному привыканию ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Цель проведения игр – помочь детям в период адаптации к условиям ДОУ.

Задачи игр:

 Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

 Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

 Формирование чувства уверенности в окружающем;

 Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Основные принципы организации и проведения игр:

 Добровольность участия в игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит.

 Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. В то же время взрослый организовывает и направляет игру.

 Игры должны многократно повторяться, т. к. это является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

Все игры условно поделены на группы

1 группа Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.

2 группа Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком

3 группа Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры).

4 группа Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабления негативных эмоций

 

Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.

 

«ИДИ КО МНЕ»

Описание игры: Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

«ПРИШЕЛ ПЕТРУШКА»

Описание игры: Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушки и прячут их за спиной.

«ХОРОВОД»

Описание игры: Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов кружим, кружим хоровод. до того мы закружились, что на землю повалились.

«БУХ

Описание игры: При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод. Как заканчиваем круг, дружно прыгаем мы вдруг

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

 

 «ПОКРУЖИМСЯ»

Описание игры: Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит так же покружиться, прижимая к себе мишку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Дети вслед за ним выполняют движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь, а потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь, тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь и на землю повалюсь!

«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»

Описание игры Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к стульчикам и присаживаются за ними. Игра повторяется. Вместо стульев можно использовать зонтик: когда «идет дождик» - дети прячутся под раскрытый зонтик, когда «светит солнышко» - педагог закрывает зонтик, а дети бегают по всей площадке.

«МЯЧИК»

Описание игры Дети рассаживаются полукругом на коврике, воспитатель располагается напротив детей. Ведущий держит мяч, называет свое имя и имя того, кому катит мяч. Таким образом, дети быстрее запоминают имя воспитателя и имена своих сверстников. В дальнейшем игру можно разнообразить, например: рассадить детей кружочком, чтобы они могли катать мяч друг другу.

 

«ИГРА С СОБАЧКОЙ»

Описание игры Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?  Это песик в гости к нам.  Я собачку ставлю на пол.  Дай собачка Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу и поздороваться. При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

«КЛУБОЧЕК»

Описание игры

Вариант 1: Дети садятся в круг (можно с родителями, или предложить родителям роль ведущего). Ведущий держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца и передает клубочек другому участнику, задавая вопрос (например, как тебя зовут? Хочешь ли ты со мной дружить? Что ты любишь? Чего ты боишься? и т.д.). Воспитатель помогает взять клубочек ребенку, обмотать вокруг пальчика, ответить на вопрос и передать другому. Таким образом, определяется, у кого из участников возникло затруднение в общение.

Вариант 2: Ведущий сидит в центре круга и катает клубочек каждому участнику, проговаривая при этом, следующее, например, «Сейчас клубочек покатится к мальчику с голубыми глазками, или к девочке с красивым бантиком и т.д. Предлагает участникам вернуть клубочек ведущему.

«ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ»

Описание игры Участники садятся в круг, ведущий передает по кругу любой игровой персонаж (кошечка, собачка и т.д.), предлагая следующие действия. Сейчас кошечка мягкая, пушистая, добрая будет слушать, как мы дышим, прикладывая кошечку к грудке, ласкать, прикладывая к ручкам, ножкам

Обращение к детям по имени, в ласковой форме.

 «СЕКРЕТ»

Описание игры Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка или шкатулки различный, привлекательный бросовый материал (фантики, крупные пуговицы, старые часы и т.д.). Кладет в ладошку и зажимает в кулачок. Участники ходят по помещению. Воспитатель помогает любопытным детям совершить обмен, следит за обменом, помогает более робким найти общий язык с каждым участником. По окончании игры маленькие «секретики» остаются в подарок детям.

«ПАРОЧКИ»

Описание игры для игры необходимы вырезанные из бумаги, картона любые пары силуэтных предметов (можно «оригами»), количество пар, равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает предметы, дети расходятся по группе, выбирая наиболее понравившийся предмет. Воспитатель помогает отыскать такой же предмет у другого участника игры. По окончании, детям предлагается раскрасить свои предметы. Ведущий наблюдает за тем, как дети рисуют, делят карандаши.

«РАЗДУВАЙСЯ ПУЗЫРЬ!»

Описание игры Дети с воспитателем делают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все сбегаются к центру круга или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

 

 

«ЛОВИ-ЛОВИ!»

Описание игры Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5 –0,75 см. с прикрепленной к ней лентой, оканчивающейся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).

Все становятся в круг, ведущий с палочкой – в центре. «Лови-лови!» - говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянные одергивания.

«ЧЕЙ ГОЛОСОК?»

Описание игры Дети садятся полукругом, ведущий – впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий называет того, чей голос он услышал. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.

«ПОД ЗОНТОМ»

Описание игры Взрослый показывает детям яркий зонт. «Ой, кажется, дождик капает (вытягивает руку, проверяет, идет ли дождь). Дождь пошел. Надо скорее зонтик открыть, своих ребяток спрятать от дождя. Зонтик открывайся быстрее! Открылся! Скорее, скорее, бегите все ко мне под зонт! Всех спрячу: и Петю, и Олю (называет каждого ребенка по имени). Вот как хорошо. Все ребятки спрятались под зонт! Все, дождик кончился. Можно теперь побегать по лужам. Побегали? Ой, кажется, опять дождик начинается. Скорее прячьтесь ко мне под зонтик!» Игра повторяется 2-3 раза.

 

«ЗАЙКА»

Описание игры Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Воспитатель поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?  Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть, с нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши и другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

«ЕЛЕ-ЕЛЕ, ЕЛЕ-ЕЛЕ»

Описание игры Дети вместе со взрослым бегу по кругу. Воспитатель говорит или поет:

Еле-еле, еле-еле  Завертелись карусели,  А потом, а потом  Все бегом, бегом, бегом!  Тише, тише, не бегите,  Карусель остановите.  Раз и два, раз и два,  Вот и кончилась игра

«ЗДРАВСТВУЙ КОТИК»

Описание игры Взрослый надевает на руку куклу кота или другого животного, а дети здороваются с игрушкой, называя себя ласковым именем

«ДОБРЫЕ ЭЛЬФЫ»

Описание игры Взрослый рассказывает сказку: когда-то давно люди не умели спать и очень уставали. Тогда эльфы решили им помочь: они стали прилетать ночью и нежно их гладили, успокаивали и посылали им добрые сны. Дети делятся на две группы. Одна - эльфы. Другая - люди. Люди лежат на коврике, а эльфы их гладят и убаюкивают. Затем дети меняются ролями.

Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком.

 

Под окружающей средой в данном случае подразумевается помещение группы (игровая, спальная, умывальная и др. комнаты), помещение детского сада (медицинский кабинет, музыкальный зал, спортивный зал и прочее), взрослые, работающие в саду (медсестра, повар, узкие специалисты и др.)  Начинать надо с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы.

«НАЙДИ ИГРУШКУ»

Описание игры: Ведущий прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например: «Игрушка лежит на подоконнике в приемной (раздевалке). Затем сложнее: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати». После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.)  Позже можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения («Моет посуду»), через ее действия («Лежит тихо, закрыв глаза») и т. д.  Освоив группу можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и с его работниками. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет и т. д.), знакомиться с людьми, работающими там.

 

«ПРЯЧЕМ МИШКУ»

Описание игры Воспитатель прячет знакомую детям так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с детьми. После того как игрушка будет найдена, воспитатель проговаривает место, где была спрятана игрушка, например: «Наш мишка спрятался на полочке, где стоят все машинки», или «мишка спрятался в корзинке для мячиков».

 «ЧЬИ ВЕЩИ?»

Цель игры закрепить имена работников детского сада.

Описание игры: Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник, половник, гармошка или др. музыкальный инструмент и т. д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и все они забыли какую-нибудь свою вещь. И просит ребят помочь разобраться – сам он не помнит, где чье.

«КАК ПРОЙТИ?»

Цель игры помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или иное помещение.

Описание игры Воспитатель говорит, что у зайчика Степашки заболели ушки. Что ему надо делать? – Пойти к врачу. Но Степашка не знает где находится медицинский кабинет, надо ему помочь. Трем –четырем детям предлагается «проводить» Степашку к врачу (медработники предупреждаются о предстоящем визите заранее). Воспитатель комментирует весь путь до кабинета (сначала выйдем из группы, затем спустимся по лесенке, потом пройдем по коридору и дойдем до медицинского кабинета) и обратно. Можно ориентироваться на какие, то предметные признаки: спустимся по лесенке и сразу же после нарисованного зайчика свернуть…. Вылеченный Степашка благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и витаминки для всех детей.  Примерно так же можно «постирать» платьице для куклы кати, взять интересную книгу или игру у методиста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_adaptatsii_detey.docx538.92 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

https://otkrytki2.ru/images/pngdownload/myshki02.png

Выполнила: воспитатель

Валева Е.С

Екатеринбург

Оглавление

Пояснительная записка        3

Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.        5

Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком.        11

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры).        13

Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабления негативных эмоций.        18

Пояснительная записка

С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.  Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.  Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к адекватному, безболезненному привыканию ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Цель проведения игр – помочь детям в период адаптации к условиям ДОУ.

Задачи игр:

 Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

 Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

 Формирование чувства уверенности в окружающем;

 Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Основные принципы организации и проведения игр:

 Добровольность участия в игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит.

 Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. В то же время взрослый организовывает и направляет игру.

 Игры должны многократно повторяться, т. к. это является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

Все игры условно поделены на группы

1 группа Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.

2 группа Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком

3 группа Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры).

4 группа Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабления негативных эмоций.

Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.

«ИДИ КО МНЕ»

Описание игры: Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

«ПРИШЕЛ ПЕТРУШКА»

Описание игры: Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушки и прячут их за спиной.

«ХОРОВОД»

Описание игры: Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов кружим, кружим хоровод. до того мы закружились, что на землю повалились.

«БУХ

Описание игры: При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод. Как заканчиваем круг, дружно прыгаем мы вдруг

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

 «ПОКРУЖИМСЯ»

Описание игры: Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит так же покружиться, прижимая к себе мишку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Дети вслед за ним выполняют движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь, а потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь, тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь и на землю повалюсь!

«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»

Описание игры Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к стульчикам и присаживаются за ними. Игра повторяется. Вместо стульев можно использовать зонтик: когда «идет дождик» - дети прячутся под раскрытый зонтик, когда «светит солнышко» - педагог закрывает зонтик, а дети бегают по всей площадке.

«МЯЧИК»

Описание игры Дети рассаживаются полукругом на коврике, воспитатель располагается напротив детей. Ведущий держит мяч, называет свое имя и имя того, кому катит мяч. Таким образом, дети быстрее запоминают имя воспитателя и имена своих сверстников. В дальнейшем игру можно разнообразить, например: рассадить детей кружочком, чтобы они могли катать мяч друг другу.

«ИГРА С СОБАЧКОЙ»

Описание игры Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?  Это песик в гости к нам.  Я собачку ставлю на пол.  Дай собачка Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу и поздороваться. При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

«КЛУБОЧЕК»

Описание игры

Вариант 1: Дети садятся в круг (можно с родителями, или предложить родителям роль ведущего). Ведущий держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца и передает клубочек другому участнику, задавая вопрос (например, как тебя зовут? Хочешь ли ты со мной дружить? Что ты любишь? Чего ты боишься? и т.д.). Воспитатель помогает взять клубочек ребенку, обмотать вокруг пальчика, ответить на вопрос и передать другому. Таким образом, определяется, у кого из участников возникло затруднение в общение.

Вариант 2: Ведущий сидит в центре круга и катает клубочек каждому участнику, проговаривая при этом, следующее, например, «Сейчас клубочек покатится к мальчику с голубыми глазками, или к девочке с красивым бантиком и т.д. Предлагает участникам вернуть клубочек ведущему.

«ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ»

Описание игры Участники садятся в круг, ведущий передает по кругу любой игровой персонаж (кошечка, собачка и т.д.), предлагая следующие действия. Сейчас кошечка мягкая, пушистая, добрая будет слушать, как мы дышим, прикладывая кошечку к грудке, ласкать, прикладывая к ручкам, ножкам

Обращение к детям по имени, в ласковой форме.

 «СЕКРЕТ»

Описание игры Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка или шкатулки различный, привлекательный бросовый материал (фантики, крупные пуговицы, старые часы и т.д.). Кладет в ладошку и зажимает в кулачок. Участники ходят по помещению. Воспитатель помогает любопытным детям совершить обмен, следит за обменом, помогает более робким найти общий язык с каждым участником. По окончании игры маленькие «секретики» остаются в подарок детям.

«ПАРОЧКИ»

Описание игры для игры необходимы вырезанные из бумаги, картона любые пары силуэтных предметов (можно «оригами»), количество пар, равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает предметы, дети расходятся по группе, выбирая наиболее понравившийся предмет. Воспитатель помогает отыскать такой же предмет у другого участника игры. По окончании, детям предлагается раскрасить свои предметы. Ведущий наблюдает за тем, как дети рисуют, делят карандаши.

«РАЗДУВАЙСЯ ПУЗЫРЬ!»

Описание игры Дети с воспитателем делают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все сбегаются к центру круга или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

 

«ЛОВИ-ЛОВИ!»

Описание игры Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5 –0,75 см. с прикрепленной к ней лентой, оканчивающейся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).

Все становятся в круг, ведущий с палочкой – в центре. «Лови-лови!» - говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянные одергивания.

«ЧЕЙ ГОЛОСОК?»

Описание игры Дети садятся полукругом, ведущий – впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий называет того, чей голос он услышал. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.

«ПОД ЗОНТОМ»

Описание игры Взрослый показывает детям яркий зонт. «Ой, кажется, дождик капает (вытягивает руку, проверяет, идет ли дождь). Дождь пошел. Надо скорее зонтик открыть, своих ребяток спрятать от дождя. Зонтик открывайся быстрее! Открылся! Скорее, скорее, бегите все ко мне под зонт! Всех спрячу: и Петю, и Олю (называет каждого ребенка по имени). Вот как хорошо. Все ребятки спрятались под зонт! Все, дождик кончился. Можно теперь побегать по лужам. Побегали? Ой, кажется, опять дождик начинается. Скорее прячьтесь ко мне под зонтик!» Игра повторяется 2-3 раза.

«ЗАЙКА»

Описание игры Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Воспитатель поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?  Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть, с нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши и другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

«ЕЛЕ-ЕЛЕ, ЕЛЕ-ЕЛЕ»

Описание игры Дети вместе со взрослым бегу по кругу. Воспитатель говорит или поет: 

Еле-еле, еле-еле  Завертелись карусели,  А потом, а потом  Все бегом, бегом, бегом!  Тише, тише, не бегите,  Карусель остановите.  Раз и два, раз и два,  Вот и кончилась игра

«ЗДРАВСТВУЙ КОТИК»

Описание игры Взрослый надевает на руку куклу кота или другого животного, а дети здороваются с игрушкой, называя себя ласковым именем

«ДОБРЫЕ ЭЛЬФЫ»

Описание игры Взрослый рассказывает сказку: когда-то давно люди не умели спать и очень уставали. Тогда эльфы решили им помочь: они стали прилетать ночью и нежно их гладили, успокаивали и посылали им добрые сны. Дети делятся на две группы. Одна - эльфы. Другая - люди. Люди лежат на коврике, а эльфы их гладят и убаюкивают. Затем дети меняются ролями.

Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком.

Под окружающей средой в данном случае подразумевается помещение группы (игровая, спальная, умывальная и др. комнаты), помещение детского сада (медицинский кабинет, музыкальный зал, спортивный зал и прочее), взрослые, работающие в саду (медсестра, повар, узкие специалисты и др.)  Начинать надо с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы.

«НАЙДИ ИГРУШКУ»

Описание игры: Ведущий прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например: «Игрушка лежит на подоконнике в приемной (раздевалке). Затем сложнее: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати». После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.)  Позже можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения («Моет посуду»), через ее действия («Лежит тихо, закрыв глаза») и т. д.  Освоив группу можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и с его работниками. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет и т. д.), знакомиться с людьми, работающими там.

«ПРЯЧЕМ МИШКУ»

Описание игры Воспитатель прячет знакомую детям так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с детьми. После того как игрушка будет найдена, воспитатель проговаривает место, где была спрятана игрушка, например: «Наш мишка спрятался на полочке, где стоят все машинки», или «мишка спрятался в корзинке для мячиков».

 «ЧЬИ ВЕЩИ?»

Цель игры закрепить имена работников детского сада.

Описание игры: Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник, половник, гармошка или др. музыкальный инструмент и т. д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и все они забыли какую-нибудь свою вещь. И просит ребят помочь разобраться – сам он не помнит, где чье.

«КАК ПРОЙТИ?»

Цель игры помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или иное помещение.

Описание игры Воспитатель говорит, что у зайчика Степашки заболели ушки. Что ему надо делать? – Пойти к врачу. Но Степашка не знает где находится медицинский кабинет, надо ему помочь. Трем –четырем детям предлагается «проводить» Степашку к врачу (медработники предупреждаются о предстоящем визите заранее). Воспитатель комментирует весь путь до кабинета (сначала выйдем из группы, затем спустимся по лесенке, потом пройдем по коридору и дойдем до медицинского кабинета) и обратно. Можно ориентироваться на какие, то предметные признаки: спустимся по лесенке и сразу же после нарисованного зайчика свернуть…. Вылеченный Степашка благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и витаминки для всех детей.  Примерно так же можно «постирать» платьице для куклы кати, взять интересную книгу или игру у методиста.

 

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры).

«ДОЖДЬ»

Описание игры Данную игру можно проводить индивидуально каждому ребенку и с подгруппой детей. Дети встают или садятся друг за другом «Паровозиком» и выполняют следующие движения.

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам

(хлопаем ладонями по спине)

Гром! Гром! Как из пушек, нынче праздник у лягушек

(поколачивание кулачками)

Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят.

(постукивание пальчиками)

Только мой братишка в луже

(поглаживание спины ладошками)

Ловит рыбу нам на ужин.

Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж еще раз.

«ЛЯГУШАТА»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

Лягушата встали, потянулись А потом, потом, потом

И друг другу улыбнулись. Ножками затопали

Выгибают спинки, Хлоп-хлоп тут и там,

Спинки – тростинки. Хлопают ладошки

Ручками захлопали Нас уже по ножкам

Постучим ладошкой Погладили ладошки и ручки, и ножки

По ручкам мы немножко Лягушата скажут: «Ква!»

Грудку мы чуть-чуть побьем Прыгать весело, друзья!»

И немного по бокам.

«РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»

Описание игры эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами:

Заинька-зайка, (Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку) Маленький зайка, (Садятся на корточки)

Длинные ушки (Приставляют ладошки к голове)

Быстрые ножки (встают, топают ногами)

Заинька-зайка, маленький зайка (Обхватывают себя руками, изображая страх) Деток боишься, зайка-трусишка.

«РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

Мишка, мишка косолапый, (Идут переваливаясь)

Мишка по лесу идет, мишка хочет сладких ягод (огладить себя по животу) Да никак их не найдет (Развести руки в стороны) Вдруг увидел много ягод и тихонько зарычал.

Подошли к мишутке детки, (Помаршировать)

Мишка громко зарыдал. (Кулачками потереть глаза).

Далее приводятся просто тексты стихотворений, движения придумываются вместе с детьми.

«РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту Мы пилим, пилим доску, с утра у нас дела.

Стальные зубы остры – легко идет пила. Вжик-вжик, вжик-вжик. Бежит, бежит послушно рубанок вдоль доски,

И беленькие стружки свернулись в завитки.

Шух-шух, шух-шух. А нука веселее ударим молотком,

Покрепче, попроворнее мы гвоздики забьем.

Тук-тук, тук-тук.

«РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту  

Скачет лягушонок, ква-ква-ква, Плавает утенок, кря-кря-кря. Все вокруг стараются, спортом занимаются!  Быстрая синица, тюр-лю-лю в воздухе резвится, тюр-лю-лю.  Все вокруг стараются, спортом занимаются!  Прыгает козленок, ме-ме-ме, а за ним ягненок, бе-бе-бе.  Все вокруг стараются, спортом занимаются!  Вот мы на заряядке, раз-два-три, утром на площадке, раз-два-три

Видите, стараемся, спортом занимаемся!

«ОВОЩИ ОТДЫХАЮТ»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

Устали овощи, сели отдыхать.  Отдувается капуста: «Ах! Ах!» Обмахивать лицо ладошками.  Морковка: «Эх! Эх!»  Хлопать по коленям.  Горох: «О – хо - хох!»  Легко ударять пальчиками по коленям.  Огурец: «Ух! Ух!»  Хлопать в ладоши.

«ЗВЕРИ И ПТИЦЫ СПЯТ»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

Обошел Медведь весь лес и в берлогу спать залез.  Лапу в пасть засунул он и увидел сладкий сон.  Дети ложатся на спину на ковер и закрывают глаза.  Дети на спину легли и, как и Мишка, видят сны.  (Звучит фонограмма колыбельной.)  Тише, тише, не шумите, Наших деток не будите!  Звучание меняется, дети слышат пение птиц (звучит фонограмма или пьеса «Все птички в гости к нам»).  Птички станут щебетать, будем глазки открывать, просыпаться и вставать.  Дети открывают глаза, встают с ковра.

«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

Описание игры Воспитатель зеркальцем пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики играют на стене Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игра повторяется 2-3 раза.

«ЧУДЕСНЫЕ КАМЕШКИ»

Описание игры Раздайте детям по два камешка и пригласите ими поиграть: постучать камешками друг о друга; постучать своими камешками о камешки других детей и т. д. Потом вы сами включаетесь в игру, весело постукивая по камешкам детей и припевая.

«КТО В КУЛАЧКЕ»

Описание игры Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз и просит его повторить. Возможно придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?  Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак) Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить вперед большой палец)

«ИГРА С КИСТЯМИ РУК»

Описание игры Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их. Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.

«МЫ ТОПАЕМ НОГАМИ»

Описание игры Играющие стают в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать друг друга. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем,  Мы руки подаем. (дети берутся за руки, образуя круг) Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.

«МЫШКИ И МИШКИ»

Описание игры все дети стоят в кругу. Воспитатель показывает ребятам, как рычит медведь (Э-э) и как пищит мышка («Пи-пи»). По команде воспитателя «Медведь» дети ходят по комнате и рычат: «Э-э». По сигналу «Мышка» дети приседают и пищат: «Пи-пи».

Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабления негативных эмоций.

«КОРОЛЬ БОРОВИК НЕ В ДУХЕ»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

Шел король Боровик,  Через лес напрямик,  Он грозил кулаком

И стучал каблуком  Был Король Боровик не в духе  Короля покусали мухи.

«ПО КОЧКАМ»

Описание игры Мягкие модули раскладывают по полу на расстояние, которое можно преодолеть в прыжке с усилием. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным лягушкам тесно. Они запрыгивают на кочки соседей и квакают: «Ква! Ква! Подвинься!». Взрослый совершает все те же действия, что и дети, помогая им, и направляя их.

«ПОКАТАЕМСЯ НА ЛОШАДКЕ»

Описание игры Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку (если нет, можно посадить на колени) и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом: нно-нно)». Ребенок повторяет тихо: нно-нно. Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «нно-нно, беги, лошадка!» (сильнее раскачивает ребенка).

«ДУТЬ ВО ЧТО-НИБУДЬ ИЛИ НА ЧТО-НИБУДЬ»

Описание игры Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Ребенок повторяет действия взрослого.

«СОРОКАНОЖКА»

Описание игры Дети, стоя на коленях и держась за талию друг друга, передвигаются по комнате. По команде: «ворона» - все дети сворачиваются клубочком и не шевелятся

«УГОВОРУШКИ  СЛУЧИТСЯ ЛИ ТАКОЕ!»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

Случится ли такое!  Глазам своим не верю: Бегут две горьких речки  И будят весь наш дом!  А впрочем, вот послушай: Однажды в Горькой речке Козленок искупался  И стал таким соленым!  И горьким стал таким, Что до сих пор козленка, Который искупался Однажды в Горькой речке,  Нельзя поцеловать.

«ЛЕВУШКА»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

Левушка? Не Левушка...  Ревушка? Не ревушка...  Так откуда «Уу-уу!!»  Раздается - не пойму.  Нету ревушек у нас,  Кто ж тут плачет целый час?  Чей тут мокрый кулачок?  Ой, размокнет мужичок.  Не размокнет, чики-чок!  Посмотрите в кулачок  Лева слезки прячет-  Больше он не плачет!

«ГОРОШЕНКИ – НЕПРОШЕНКИ»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

Го-ро-шинки, Не-про-шенки,  Откуда вы взялись?  Трамваем или поездом  До Насти добрались?  Не-е-ет,  Портить настроение  Никто вас не просил!  А может мы не плакали,  А дождик моросил?

«АБРИ-ФИНИ, МОКРЫЙ НОС!»

Абри-фини, абри-кос!  Едут слезы без колес!  Едут, едут, ка-тят-ся!  Капают на платьице!  Плачут щечки, плачет нос:

«Нам не дали Аа-бри-кооос!  Ну подумаешь - не дали  Абри-фини, абри-кос!  Но зато - по-це-ло-вали  В самый мокрый в мире нос! Чмок!!!

«ПРО ЯНУ-НЕСМЕЯНУ»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту. 

Насупилась, нахмурилась,  Ну вот! Совсем не Яна!  А может в гости к нам пришла  Царевна Несмеяна?  Опять капризничать начнет,  Наплачет - океан!  Ну вот, и слезный дождь идет - Мы знаем Несмеян.  Сейчас бы лодку намечтать,  И весла раздобыть,  И через этот океан  Куда нибудь уплыть.  Туда, где солнышко живет,  И где растут бананы,  И где не плачут никогда Царевны Несмеяны!

«ХНЫЧУ-ПЛАЧУ»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

А у нашего Петра Настроенья нет с утра!  Хнычу-плачу, хнычу-плачу,  Не помогут доктора!  Ну а если доктор - Дынька?  Доктор Персик? Виноград?  Пусть приходят, прилетают!  И домой, и в детский сад!

«КУДА ПОШЛИ КОЛГОТКИ?»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

В деревню Потеряево Пошли гулять колготки.  Пошли и потерялись там, Ах, бедные сиротки!  Сидят они под кустиком, Не плачут, а ревут!  Хозяюшку, хозяюшку, Хозяюшку зовут.  И вспомнила хозяюшка, Где вечером была!

Сходила в Потеряево, Колготочки нашла.

«А КУДА ПОЕДЕМ ДНЕМ, ПЕРЕД СНОМ»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

Со станции Топтушкино, До станции Кровать  Скорей добраться нужно нам! И - чуточку поспать!  На станции Вставайкино проснешься - выйдешь сам!  И побежишь в Играйкино, к друзьям и чудесам!  Ну а пока приехали на станцию Кровать!  На этой сонной станции так сладко засыпать...

«ГДЕ ТЫ, ДЕДУШКА-МОЛЧОК?»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

ЧИКИ-ЧИКИ, чики-чок, Где ты, дедушка Молчок?  Заходи к нам, посидим, Помолчим...  Слышишь, добрый старичок? Тишина!  Пришел Молчок! Не спугни его, смотри, ничего не говори.

«БЫЛ У КОШКИ ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

Представляешь? В воскресенье  Был у Кошки день рожденья!  Кошка хвостиком играла -веселилась, хохотала!  Мячик по полу катала -Веселилась, хохотала!  И по комнате скакала — Веселилась, хохотала!  А потом устала Кошка, И поплакала немножко: мяу!

«КТО ТУТ ПЛАЧЕТ?»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

Кто тут плачет, Ой-ей-ей!  Говорят, сынишка мой?

Нет, не плачет мой сынок, зря вы говорите!  Улыбается уже -посмотрите! 

«ПОСЛУШАЙ, ЧТО ТЕБЕ СКАЖУ»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

Послушай, что тебе скажу: давай не будем плакать!

А то услышит наш сосед, сосед, которому сто лет, -

И нам подарит лапоть! Куда мы в нем с тобой пойдем?

Разок шагнем и упадем.

«ВЕРХОМ НА ЛОШАДКЕ»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

Мы поскачем, скачем, скачем, Скачем на лошадке!  Мы давным-давно не плачем, Все у нас в порядке!

«ЕСЛИ В ДОМЕ КТО-ТО ПЛАЧЕТ»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

Ходит Ежик по лесу -Барабулька на носу!  Ежик ей ладошкой машет, А она поет и пляшет!  ЕСЛИ хочешь, мы с тобою Завтра тоже в лес пойдем  И такую Барабульку обязательно найдем!

«ШЛА ВЕСЕЛАЯ СОБАКА»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

Шла Веселая собака,  Чики-брики-гав!  А за ней бежали Гуси, головы задрав,  А за ними - Поросенок,  Чики-брики-хрю!

Чики-брики, повтори-ка!  Что я говорю? И - вместе!

«МИРИТ НАС МИРИЛОЧКА-ВМЕСТЕГОВОРИЛОЧКА»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту. Начнем говорить, а он подхватит.

- Это — ты, А это - я. Ты хороший у меня,  Мой подарок дорогой, И не нужен мне другой!  И унесет куда-то вместеговорилочка следы вашей ссоры, и все забудется, все победит любовь.

«ПОСЛЕ ССОРЫ»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

Как же это - хорошо! Никуда не торопиться,  Не молчать и не сердиться -  Так вот просто рядом с мамой,  С мамой рядышком идти,  В небе солнышко увидеть И домой его нести!

«ДЕДУШКА-ВРЕДУШКА»

Описание игры выполнять движения, соответствующие тексту.

Дедушка-вредушка, К нам не заходи!  Дедушка-вредушка, дом наш обойди,  Нет у нас капризных деток -нет, нет, нет!  Видишь, спать ложимся?  Видишь - выключаем свет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада.

Игры для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада.Актуальность  С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни прои...

"Программа игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада"

Пояснительная записка  Актуальность  С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые т...

"Программа игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада."

Пояснительная записка  Актуальность  С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требова...

Игры для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада

С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный контакт со све...

Картотека игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада «Давай поиграем, Малыш»

С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный контакт со сверстника...