Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников
статья
Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Сенсорное развитие составляет фундамент общего ум- ственного развития ребёнка, оно необходимо для успешного обучения ребёнка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
111.docx | 43.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников
Подготовила воспитатель: Храмова Наталья Валерьевна
Задача детского сада — обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учётом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Сенсорное развитие составляет фундамент общего ум- ственного развития ребёнка, оно необходимо для успешного обучения ребёнка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
От сенсорного развития дошкольника зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Сенсорное развитие — это развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребёнка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т. п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятые образцы внешних форм предметов (система геометрических форм, шкала величин, меры веса, спектр цветов и т. д.).
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве «единицы измерения» при оценке свойств, предметов.
Основная особенность дидактических игр — обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила даёт возможность более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.
Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, но то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание — основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность:
- повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;
- оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
- делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
- соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определённой системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно — установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, само- стоятельную игровую форму.
Обязательным элементом дидактическим игр является:
- Отражение учебного материала.
- Выделение игровых задач.
- Наличие правил.
- Действия играющих.
- Подведение итогов игры.
Методика организации дидактических игр:
Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её применение и анализ.
Подготовка:
- Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний).
- Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы.
- Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры.
- Выбор места.
- Определение количества играющих.
- Подготовка необходимого дидактического материала.
- Подготовка к игре самого воспитателя.
- Подготовка к игре детей.
Проведение игры: ознакомление детей с содержанием игры, объяснение хода и правил игры.
Правила игры:
- Основная цель правил игры — организовать действия, поведения детей.
- Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре.
От детей требуется — умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Саморазвитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.
Методы обучения — это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания:
- Сочетание умственной задачи с активными действиями.
- Элементы загадочности (догадайтесь дети, что в этой коробке).
В целях математического развития детей рекомендуется проводить следующие дидактические игры в возрастных группах:
Младшая группа
«Фонарик»
Цель: закрепить у детей умение различать цвета и размеры, а также группировать предметы по этим признакам.
Игровое задание: Собраться у фонарика (или игрушки) такого же цвета или размера, как свой.
Правила игры: Сравнить свой фонарик с фонариком ведущего. Собираться по сигналу.
Ход игры: Ребята называют цвета фонариков, которые им подарили старшие дети, сравнивают их размеры. Под звук бубна или музыки участники игры шагают с поднятыми вверх фонариками. По определённому сигналу дети с фонариками такого же цвета, как у воспитателя, подходят к нему. Меняя фонарики, воспитатель по очереди собирает разные группки детей. Если кто-то из них ошибается, его поправят другие. Затем воспитатель поднимает не фонарик, а платочек, мяч, ленту… Дети с фонариками в руках подходят к нему, ориентируясь на цвет.
Вариант. Выбирают несколько детей — ведущих. По сигналу другие дети с фонариками того же цвета, что и у ведущего, собираются вокруг него. Целесообразно менять ведущих.
Вариант. Возьмите в одну руку маленький фонарик, а в другую большой, оба одного цвета. У детей разные по величине фонарики. Дети идут к фонарику, сходному с их по размеру.
Вариант. У детей фонарики разного цвета, и размера. По сигналу дети должны подойти к воспитателю, ориентируясь на размер (только!) фонарика. Который держит в руках воспитатель. Затем под музыкальный аккомпанемент дети с маленькими фонариками выстраиваются в одну линию, а потом образуют круг, в центре которого — дети с большими фонариками. Можно дать детям задание образовать прямоугольник, каждая сторона которого — дети с фонариками одного цвета.
«Кому, какая форма?»
Цель: учить детей группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Материал: большой мишка и большая матрешка.
Раздаточный материал: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребёнка.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос — матрешке, все овалы да другой — мишке». Воспитатель наблюдает, как дети выполняют заданием, в случае затруднения, предлагает ребёнку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.
В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесёт в лес, а матрёшка — заберёт круги домой.
«Нарядим кукол»
Цель: закреплять умения детей сравнивать предметы по цвету и находить одинаковые, упражнять в завязывании поясов, учить исключать лишний цвет, развивать мелкую моторику рук, правильно называть геометрические фигуры, закреплять умения закрашивать поверхности гуашью.
Оборудование: куклы, коробочка с лентами основных цветов, восковая свеча, заготовки платьев для раскрашивания.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям нарядить своих кукол, ведь скоро они отправятся в гости к другим ребятам. Им надо подобрать и завязать красивые пояса. Отправляются в магазин, чтобы подобрать нужный пояс. В коробке так много разных поясов, но нужно подобрать пояс по цвету платья, (определить лишний пояс, объяснить, почему не подходит). После того как дети справятся с заданием, они с помощью воспитателя завязывают куклам пояса. Воспитатель предлагает подарить куклам волшебные платья, а в чем заключается волшебство, увидят, когда раскрасят платья. /На платьях проявляются фигуры, нарисованные восковой свечой/. Спросить о том, рады ли куклы новым платьям и поясам. А давайте вместе с куклами попляшем.
«Полянка»
Цель: учить группировать предметы по цвету. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Ход игры:
Воспитатель: Дети хотите погулять? /Под музыку идём гулять. Приходим «на полянку»/. Ой, куда мы попали? А как вы догадались? Правильно. В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек. Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. /Звучит музыка/. Дети давайте «полетаем» со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.
Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета. Повторить можно с листочками разного цвета.
«Подбери по цвету»
Цель: закрепить представления о 4 основных цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина).
Наглядный материал: кукла.
Раздаточный материал: карточки-коврики (30х20) разделённые на 4 клетки (10х10) разных цветов; по д2-3 геометрические фигуры разного цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный).
Ход игры:
1. Дети сидят за столом. Слышен стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и ведёт куклу с корзинкой в руках. В корзинке лежит игра. «Смотрите ребята, к нам в гости пришла кукла Катя и принесла интересную игру. Здравствуй Катя, поздоровайтесь с Катей ребята. Кукла Катя хочет с нами поиграть. Давайте посмотрим, что лежит в корзине».
2. «Мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат на ваших тарелочках. Разложите их по клеточкам коврика, так чтоб их не было видно. У вас есть 2 фигурки одинакового цвета, на такой же коврик вы их и положите. А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Катей посмотрим, что у вас получится. Если фигура будет другого цвета, то она будет видна. Цвет фигуры должен совпадать с цветом коврика и самая нижняя совпадать по величине».
3. После того как, дети разложили геометрические фигуры кукла Катя ходит с воспитателем по рядам и проверяет правильность исполнения задания. Если ребёнок ошибается, то объясняю, почему и куда правильно надо положить фигуру.
Заключение. «Все ребята молодцы, хорошо справились с заданием. А кто ошибся, тот обязательно сделает правильно в следующий раз. Теперь я пойду к другим ребятам, чтоб с ними тоже поиграть. До свидания».
Средняя группа
«Собери букет»
Цель: углублять навыки подбирать сочетание цветов. Учить детей помогать друг другу.
Игровое задание: Составить букет.
Правила игры: Подобрать лепестки: сначала только по цвету, далее по цвету и форме.
Материал: Цветы из однотонной бумаги семи основных цветов, укреплённые на проволочках или палочках. Зелёная панель от мозаики или картонный планшет с отверстиями для закрепления цветов. Лепестки семи основных цветов и разной формы. (Размеры лепестков такие, чтобы ребёнок мог свободно держать их пальцами). Вазочка для цветов. Радуга из бумаги.
Ход игры: Начните игру с чтения стихотворения «Цветок». Задайте вопрос: «С чем можно сравнить луг?» Дети предлагают разные варианты. Можно помочь им загадкой: «Яркое коромысло над рекой повисло» (радуга).
На столах перед детьми лежат подносы с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок такого же цвета. Из правильно найденных цветов составляется букет, который ставят в вазу. Каждый ребёнок называет цвет своего цветка в букете.
«Цветное домино»
Цель: совершенствовать умение различать и называть основные цвета и их оттенки. Научить детей выбирать нужный цвет и узнавать цветы по окраске их лепестков.
Игровое задание: Подобрать пару по цвету.
Правила игры: Браться за руки по сигналу тем, у кого цветы одинакового цвета.
Материал: Искусственные цветы разного цвета (по два на каждого ребёнка) на резинках.
Ход игры: Дети выбирают по два цветка разного цвета. Попросите им помочь друг другу надеть резинки с цветами на запястья или выше локтя. При этом дети должны называть цветок и его окраску. Потом под музыку или напевая, они поднимают руки, любуются цветами. Предложите им повторять за вами движения (похлопать в ладоши, подняв руки над головой; повертеть кистями; похлопать в ладоши впереди и позади туловища и т. д.).
Прохаживаясь по комнате, приплясывая, напевая, дети демонстрируют свои цветы и одновременно ищут тех, у кого цветы такого же цвета. По сигналу, о котором вы договоритесь с детьми заранее, они должны попарно взяться за руки так, чтобы рядом оказались цветы одинаковой окраски.
«Подбери пару»
Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению. Приучать их сообща выполнять задание.
Игровое задание: Подобрать пару.
Правила игры: Подбирать к предмету пару по определённому признаку, помогая друг другу.
Материал: Знакомые детям геометрические формы или тематические подборки изображений разных предметов, которые можно объединить по парам (например, яблоки разного цвета, большие и маленькие; корзинки разного размера и т. д.). Поэтому же принципу можно подобрать игрушки: куклы и одежду, домики, машины и т. д.
Ход игры: Дайте детям возможность внимательно рассмотреть картинки, спросите у них, что общего между изображенным на них предметами и чем они отличаются. Потом по просьбе разных игрушек (кукол, зверюшек), дети выбирают нужный им предмет (например, морковку для зайчика), а потом ищут пару (например, такой же длинны огурец или такого же цвета апельсин). Затем объясняют, по какому признаку подобрана пара. Игрушки благодарят детей, хвалят за удачно подобранную пару. Следующее задание — подобрать пару по определённому признаку. Дети, которые сидят за одним столом, контролируют друг друга, советуются с игрушками.
«Строим башню»
Цель: учить детей строить башню из пяти кубов, располагая их в убывающем порядке. Развивать моторику пальцев, аккуратность в работе со строительным материалом. Активизировать словарь детей: самый большой, большой, чуть поменьше, ещё меньше, самый маленький.
Оборудование: по 5 кубиков разного размера на каждого ребёнка.
Ход игры: Воспитатель просит детей построить башню из кубиков. Чтобы она не упала и не качалась, надо правильно её построить. Дети вместе с воспитателем рассматривают кубики, показывают самый большой, самый маленький. Уточняют, в какой последовательности строить башню, чтобы она была устойчивой. По окончании работы дети рассказывают, как они это сделали. Воспитатель предлагает взять другие игрушки по желанию и поиграть рядом со своей постройкой.
«Окраска воды по замыслу детей»
Цель: упражнять детей в самостоятельном получении новых цветовых тонов путём смешивания двух цветов.
Материал: стеклянные мензурки по три штуки на каждого, гуашевые краски трёх цветов спектра (красная, жёлтая, синяя). Кисточка для размешивания красок в воде.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям по три мензурки с водой, кисточки, краски: красную, жёлтою и синею. Напоминает детям о свойствах волшебных красок (красной, жёлтой, синей). Затем предлагает детям, самостоятельно составит новые цвета красок, используя данные цвета. «Сначала подумайте, — говорит воспитатель, — как получить ту или иную краску. Краску на кисти набирайте понемногу. Не спешите. Окрашенную воду заморозим, а из цветного льда выложим красивые узоры». В конце занятия дети рассматривают цветную воду.
Старшая группа
«Похож – не похож»
Цель: учить детей сравнивать предметы. Замечать признаки сходства по цвету, форме, величине; развивать наблюдательность, мышление, речь.
Игровые правила: Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.
Игровые действия: Поиск похожих предметов.
Ход игры: Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате. Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих: «Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, чем они похожи».
«Цвета»
Цель: развивать восприятие цвета у детей дошкольного возраста.
Ход игры: Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённого цвета (синего, красного, жёлтого, коричневого, чёрного, зелёного и т. д.). Повторять предметы не разрешается. Так можно организовать игру с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю даётся право стать ведущим и предложить цвет для поиска предметов.
«Заполни пустые клетки»
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.
Игровой материал: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трёх цветов.
Ход игры: Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.
«Сравни и запомни»
Цель: умение осуществить зрительно — мысленный анализ способа расположения фигур; закреплять представления о геометрических фигурах.
Игровой материал: набор геометрических фигур.
Ход игры: Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в их нужную фигуру. Выигрывает тот. Кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.
«Где, какие фигуры лежат»
Цель: ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме).
Игровой материал: набор фигур.
Ход игры: Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочерёдно. Каждый ход состоит в том, что кладётся одна фигура в соответствующую клеточку таблицы. Можно ещё выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три строки и четыре столбца), какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем; в левом столбце, во втором справа, в правом столбце. За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их больше.
Подготовительная группа
«Бабочки и гусеницы»
Цель: научить детей сортировать предметы по величине, учить быстро и обдуманно выполнять свои действия.
Оборудование: фигурки яблок и цветов, возрастающие по величине.
Ход игры: Дети делятся на две команды: у одной название «Бабочки», у другой — «Гусеницы». Для игры используется три стола. На одном из них располагаются фигурки яблок и цветочков, на два других команды будут раскладывать свои фигурки. Дети выстраиваются в две колонны. По команде воспитателя игра начинается: дети, стоящие в колоннах первыми, подбегают к столу, выбирают самую большую из лежащих там фигурок: «Бабочки» — фигурку цветка, «Гусеницы» — фигурку яблока, подбегают к своему столу и кладут туда фигурку на левый край стола, затем возвращаются в колонну и встают в конец. Следующая пара детей выбирает из оставшихся фигурок самые крупные, бегут к своему столу и кладут свои фигурки после тех, что уже лежат. Игра продолжается до тех пор, пока все фигурки не будут сложены по убыванию. После этого проверяется порядок выложенных фигур, исправляются ошибки, если они есть. Побеждает та команда, которая первой без ошибок справилась с заданием или сделала меньше ошибок, чем соперники.
«Калинка и малинка»
Цель: научить детей сортировать предметы по величине, учить быстро и обдуманно выполнять свои действия.
Оборудование: вырезанные из картона комплекты фигурок калины и малины, возрастающие по величине.
Ход игры: Играющие дети делятся на две команды: у одной команды название «Калинка», у второй — «Малинка». Для игры используется три стола (если фигурки крупные, можно использовать пол). Все картонные ягоды перемешиваются и раскладываются на одном из столов в произвольном порядке, по одному столу распределяется каждой команде. Дети становятся в две колонны. Педагог объясняет цель игры: «Необходимо сложить на столе фигурки своей команды по принципу возрастания, т. е. слева должна лежать самая маленькая фигурка, после неё — побольше». По команде игра начинается, по одному ребёнку из каждой команды подбегают к столу, берут лежащую на самом краю фигурку, соответствующую названию их команды, подбегают к своему столу и кладут фигурку на стол. Следующий ребёнок кладет следующую фигурку в зависимости от её размера слева или справа от уже лежащей на столе. Игра продолжается, пока все фигурки не будут выложены на столах. Побеждает та команда, которая первой безошибочно разложила фигурки по возрастанию.
«Сломанная лестница»
Цель: замечать нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины, включать недостающие элементы в ряд.
Материал: 10 брусков (по типу материалов М. Монтессори), постепенно изменяющихся по высоте на 1 см (основание самого высокого 5x15 см, высота 10 см, самого низкого — основание 5x15 см, высота 1 см), промежуточные бруски уменьшаются по высоте на 1 см. Верхнее основание выкрашено белой краской. 10 призм, постепенно изменяющихся по высоте.
Ход игры: Строится лестница. Затем все дети, кроме одного — ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят «сломанную». Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.
«Швейная фабрика»
Цель: активизировать представления детей о характере труда на швейной фабрике. Развивать пространственное воображение, чувство формы, цвета, размера, художественный вкус. Помочь детям овладеть разными формами сотрудничества: своевременное включение в общее дело, групповая и индивидуальная ответственность, взаимоконтроль.
Игровое задание: Хорошо и быстро сшить одежду.
Правила игры: Подбирать детали по цвету и размеру. Вставлять деталь на изделие на нужном этапе.
Материал: вырезанные из плотной бумаги силуэты одежды (платья, юбки, блузы, брюки, рубашки, шорты, пальто, куртки) и соответствующие им отдельные части одежды (рукава, штаны, верх или низ платья, пояс, воротник, застёжки и т. д.) нескольких комплектов, разного цвета и размера. Для каждого конвейера есть автокар, на котором в отдельных коробочках лежат детали различных видов одежды.
Ход игры: Предложите, детям объединится в две — три группы. Организуйте столько же конвейерных линий, на каждой линии — изготовление одного — двух видов одежды, но разного цвета и размера. Объясните детям, что каждая группа, работая на конвейере, из деталей собирает определенный вид одежды. Каждому ребёнку автокар подвозит один вид деталей (рукава, штанины, верхние или нижние части платья разных цветов и размеров). Складывают одежду дети на листе плотной бумаги, вставляя отдельные детали в прорези. На конце конвейера изделия складывают стопкой. На каждом конвейере изготовляют одинаковое число изделий. Когда работа закончена, контролёр (любой сказочный персонаж, игрушка) проверяет изделие, обсуждая его достоинства и недостатки с детьми. Выигрывает та группа, у которой меньше брака.
«Выложи предмет»
Цель: учить детей создавать расчленённые образы предметов сложной формы по представлению, пользуясь комбинированием геометрических элементов.
Материал: у каждого ребёнка коробка с шестью различными фигурами: квадрат 5x 5 см; квадрат 2,5x 2,5 см; большой треугольник (разрезанный по диагонали большой квадрат); маленький треугольник (разрезанный по диагонали маленький квадрат); круг диаметром 1,25 см; полукруг (разрезанный пополам круг диаметром 1,25 см). Всего 12 фигур, т. е. два комплекта перечисленных выше геометрических фигур.
Ход игры: Педагог даёт оценку, поощряет детей, выполнивших удачные и оригинальные изображения. Длительность и повторность зависит от интереса детей.
Примечание. Эта игра требует творческого оперирования представлениями — умения составить предмет из геометрических фигур по замыслу.
Для детей дошкольного возраста характерно обладание чувственного познания окружающего мира. В работе с детьми воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснениях правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изо- бражения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми дошкольного возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры.
Литература:
1. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. — М., 1981.
2. Л. А. Венгер. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М.: Просвещение, 2008.
3. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду. Изд. Просвещение 1985.
4. Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. Математика для дошкольников. Изд. Просвещение 1992.
5. Е. А. Агаева, В. В. Брофман, А. И. Булычева и др. Чего на свете не бывает. Изд. Просвещение 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания.
Развитие сенсорного и осязательного ощущения, мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, умения ориентироваться; развивать способность имитировать трудовые действия....
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания
Представлен опыт работы по теме "Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания"...
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста...
Презентация "Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей"
Презентация "Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей"...
Дидактические игры как средство сенсорного воспитания и интеллектуального развития дошкольников
В настоящее время важное значение для повышения качества воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, подготовке детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавател...
Консультация для родителей "Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей
консультация для родителей...