Доклад на заседании методического объединения педагогов ДОУ по теме «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное управление образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Осинский детский сад №2»
Доклад на заседании методического объединения педагогов ДОУ
по теме ««Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Подготовил:
Воспитатель I квалификационной категории
Пеханова Л.П
с.Оса, 2017г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................1
Глава I. Использования дидактических игр как средство сенсорного воспитания детей младшего возраста.
1.1.Сенсорное воспитание детей через дидактические игры…………….2-3
Глава II. Основная часть ………….............................................................3-4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Огромная роль и значение сенсорного воспитания заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. То есть, иначе говоря, игра выступает средством сенсорного развития и воспитания.
Учитывая эти реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, я решила углубленно работать по теме: «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста» - цель моей работы - познакомить детей с основными геометрическими фигурами, научить различать и называть цвета и сопоставлять предметы по нескольким внешним признакам, сформировать такие понятия, как «большой - маленький», «длинный - короткий», «высокий - низкий».
I. Использования дидактических игр как средства сенсорного воспитания детей младшего возраста.
1.1 Сенсорное воспитание детей через дидактические игры
Согласно мнению А.Н.Леонтьева, дидактические игры относятся к «рубежным играм», являясь переходной формой к той неигровой деятельности, подготовку к которой они выполняют. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, мыслительных операций, которые создают основу любого обучения. Дидактические игры в обязательном порядке должны содержать задачи учебного характера - обучающие задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но переносят ее в занимательную для детей форму. При этом для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои имеющиеся знания. Таким образом, дидактическая игра помогает детям чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В дидактической игре действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игро-занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Учебно-познавательная сущность каждой дидактической игры представлена определенными дидактическими задачами, которые преследуют, к примеру, цели сенсорного и интеллектуального развития детей. В дошкольной педагогике система дидактических игр была создана в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются такие известные педагоги и психологи, как Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В опыте сенсорного воспитания детей широко используются следующие виды дидактических игр:
∙ Игры - поручения, которые основаны на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д.).
∙ Игры с прятаньем и поиском, которые основаны на неожиданном появлении или исчезновении предметов, процессам их поиска и нахождения. ∙ Игры с загадыванием и отгадыванием, которые привлекают детей своей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».
∙ Сюжетно - ролевые игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций.
∙ Игры - соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Кто больше».
Из-за наличия игровых действий дидактические игры делают процесс обучения более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра выступает прекрасным средством воспитания коллективных взаимоотношений между игроками, формирует навыки взаимопомощи и сотрудничества. Дидактические игры способствуют художественному развитию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
II. Основная часть
В своем докладе я хочу представить свой опыт работы с детьми по сенсорному воспитанию с помощью дидактических игр и сенсорных пособий.
В моей группе 22 ребенка, из них 9 мальчиков и 13 девочек. В начале учебного года я провела диагностическое обследование детей на уровень развития сенсорного восприятия. Для проведения обследования разработала ряд дидактических игр, которые подбирала по трем разделам:
1. игры на выявление умений детей находить заданный предмет по образцу;
2. игры на нахождение предмета по словесному указанию;
3.игры, помогающие выявить умение детей самостоятельно употреблять в активной речи слова, обозначающие признаки предметов.
Поскольку игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, то я спланировала свою работу так, чтобы игровая среда служила основной базой для формирования сенсорных эталонов.
Для этой цели с родителями были проведены - игровой практикум «Волшебный мир сенсорики», консультации, оформлены папки - передвижки по теме: «Восприятие цвета», «Восприятие формы», «Обучение дошкольников началам математики», где были даны конкретные рекомендации по организации игровой деятельности детей дома. В дальнейшем родители активно участвовали в преобразовании развивающей игровой среды в группе. Начиная работу по данной теме, я исходила из того, что в каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Задачи сенсорного воспитания младших и средних дошкольников вытекают из основных направлений развития восприятия и представлений о внешних свойствах предметов:
1)ознакомление с сенсорными эталонами
2) обучение детей способам использования сенсорных эталонов;
3) обучение планомерному обследованию предметов.
задачи | Младший и средний школьный возраст | Старший дошкольный возраст |
Ознакомление с сенсорными эталонами | Организация усвоения представлений о цветах спектра и их оттенках по светлоте, о геометрических фигурах и их изменениях по пропорциям, об отношениях предметов по величине и отдельным их измерениям. Ознакомление при помощи собственных действий: самостоятельное изготовление и изменение цветов (окраска воды и смешивание красок), геометрических фигур, составление рядов из предметов разной величины. | Задания, требующие понимания закономерностей, лежащих в основе выделения и систематизации сенсорных эталонов – участие восприятия и мышления. Например, группировка разных оттенков одного цвета или разновидностей фигур, относящейся к одной геометрической форме, расположение предметов в определенной последовательности в зависимости от постепенного нарастания или убывания светлоты, величины и т.д. |
Обучение детей способам использования сенсорных эталонов | Постепенный перевод детей от использования реальных образцов к использованию усвоенных представлений | |
Обследование предметов | Задачи типа загадок, составление изображений предметов из частей, руководство словесным описанием предметов. | Задания, требующие от детей подробное словесное описание предметов и их свойств. |
На основе этих задач мною были разработаны и изготовлены-дидактические игры и пособия. Основная задача этой работы было – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Систематическая работа по освоению детьми сенсорных эталонов – это главная задача и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.
Развитие сенсорики у дошкольников заключается в тренировке навыков обследования и анализа предметов, точного различения речевых звуков, восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детств, начиная с младших групп.
С помощью дидактической игры ребенок может научиться самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Такие игры помогают детям найти ответ, сравнивать, делать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявлять сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
∙ Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. – С.424
∙ Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315
∙ Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 2007. – С.368
- Ильина М.В. Чувствуем – познаём – размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет. – М.:АРКТИ, 2004. – 236с. (Развитие и воспитание)
∙ Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная , 2007. – С. 368
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-289980-1412908335.jpg)
"Музыка как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста". Методические рекомендации.
Перед Вами представлены методические рекомендации по использованию музыкального компонента в процессе НОД по сенсорному развитию детей младшего возраста , а так же вне ее....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/26/picture-771874-1458958492.jpg)
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период станов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/24/picture-787270-1474684021.jpg)
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/14/picture-602621-1644853954.jpg)
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-1118890-1550678627.png)
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/10/picture-969778-1512919917.jpg)
«Профессиональные компетенции педагога ДО в области применения бизиборда как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
Представляю вашему вниманию материал из опыта работы «Профессиональные компетенции педагога ДО в области применения бизиборда как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/23/picture-864708-1703360260.jpg)
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на...