Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания
консультация на тему
Представлен опыт работы по теме "Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте! Тема научно – поисковой деятельности, над которой я работаю в течение двух лет «Дидактическая игра, как средство сенсорного воспитания»
Сенсорное воспитание на развитие у детей процессов восприятия и получения представлений о предметах: их форме, цвете, величине, а так же о явлениях окружающего мира.
Малыши рождаются на свет с готовыми органами чувств, у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но все это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и признано сенсорное воспитание. Поэтому цель моей работы заключается в следующем: в форме игр-занятий с дидактическими игрушками и материалами развивать и закреплять сенсорную культуру детей (различие и название цветов, знание геометрических форм, размеров).
Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду составляет ознакомление с цветом, формой, величиной, расположением в пространстве, а так же запахе и вкусе. В программе воспитания и обучения в детском саду «Сенсорное воспитание» выделено отдельной главой. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
Задачи, которые я поставила в своей работе это:
• Учить группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам.
• Развивать образные представления через дидактическую игру.
• Воспитывать доброжелательное умение играть с другими детьми.
Для решения данных задач разработаны и приобретены дидактические игры и упражнения. Они прилагаются как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных знаний и умений в свободной деятельности детей. Все эти игры вы можете посмотреть на нашей выставке.
Наблюдая за малышами и проведя диагностику я убедилась в том, что дети легче овладевают выбором по форме, затем по величине и наибольшую трудность для них представляет выбор по цвету.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительным ориентиром.
Сначала в определении цвета большую роль играет промеривания, сопоставление путем приложения. Когда цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок, даже не зная цвет, может сказать что цвета одинаковые или они разные. Когда ребенок научиться определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем приложения и наложения, тогда можно переходить к задаче выбора по образцу, а затем к обучению его названиям цветов.
Для хорошего определения цвета необходимы хорошие естественные и яркие цвета, красочно оформленные дидактические игры. В нашей группе это такие игры как «Разноцветные ежики», «Помоги жучкам найти свой листочек», «Малыши и краски», «Крупная мозаика». С помощью крупной мозаики мы учили детей фиксировать внимание на том, что цвет может использоваться для изображения разных предметов. Так, например, выкладывание мозаики на тему «Елочка и грибок». Занятия по ознакомлению с цветом проводились в форме игр, большое значение имела индивидуальная работа с детьми вне занятий, индивидуальные беседы и консультации с родителями.
Разнообразная работа по обучению цвету начала давать хорошие результаты. К концу 1 мл группы дети без помощи взрослых находили нужный цвет, называли его. Во 2 мл. группе началась работа с детьми по ознакомлению с оттенками цветов. Для решения этой задачи мы использовали такие игры «Спрячь мышку», «Подбери по цвету», «Собери цветы». Результаты проделанной работы по ознакомлению детей с цветом вы можете увидеть на данной диаграмме.
Восприятие формы и величины легче происходит через игры занятия. Эталоном формы служат геометрические фигуры. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с кругом, квадратом, треугольником, в старшей группе с трапецией. Соответственно их узнавать, уметь действовать с ними. Чтобы дети раннего возраста смогли сопоставить предметы по форме и величине им необходимо опять таки наложить или приложить предметы друг на друга. Этому способствуют игры – вкладыши «Малыш и краски», мягкий конструктор, пирамидки. Во 2 мл. группе задачи усложняются и могут использоваться такие игры как «Геометрическое лото», все виды конструктора, «Подбери предмет по форме».
К концу 2 младшей группы мы тоже достигли определенных успехов. Дети могли определять предмет сразу по двум признакам: форма и величина, величина и цвет или форма и цвет. Результаты диагностики вы так же можете увидеть на данной диаграмме.
Сенсорная культура детей подразумевает использование сенсорных эталонов и в других видах детской деятельности.
Так например, в изодеятельности чтобы изобразить предмет ребенок должен знать не только цвет и его оттенки, но и иметь представления о форме и величине.
Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения, взаимоотношение частей в пространстве.
Развитие речи – фонематический слух, дифференциация звуков речи, фонемы родного языка.
Музыка это развитие слуха, различие тональности, звуков музыки, ритма.
Ознакомление с окружающим – созерцание предметов, восприятие мира, направленное внимание детей на более тонкое различие качеств предметов и явлений окружающего мира.
ФИЗО это образцы движений, здесь задействовано тактильное восприятие.
ФЭМП предполагает знакомство с геометрическими фигурами. В развитие логического мышления могут помочь такие игры «Колумбово яйцо», «Сложи квадрат», кубики Б.П. Никитина. Эти игры я планирую включать в работу с моими детьми в средней группе.
Исследования Л.С. Выготского и других психологов показали, низкий уровень сенсорного воспитания, и развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Совершенно очевидно, что как бы мы не развивали не воспитывали в ребенке сенсорную культуру, одним педагогам с данной задачей не справиться. Развитие сенсорной культуры детей должно происходить при взаимодействии с родителями.
Это и помощь родителей в изготовлении игр, пополнении предметной среды. На родительских собраниях и групповых консультациях обсуждаются и затрагиваются вопросы о необходимости развития у детей сенсорной культуры, о внедрении новых игр. Так, например, чтобы включить игры на развитие логического мышления у детей своей группы я сначала познакомила с данными играми родителей. На игре – занятии родители сами играли в игры «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Сложи квадрат» и пришли к выводу, что данные игры действительно нужны их детям.
Конечно же, одной из форм работы с родителями – это мастер-класс. Такая форма заставляет родителей задуматься над проблемой, самим испытать себя в роли ребенка.
Своим опытом работы, новинками, находками по сенсорному воспитанию я делюсь с коллегами по работе, с молодыми педагогами. Это и консультации, семинары, выступления на педсоветах. Для педагогов был проведен семинар-практикум «Дидактические игры в помощь воспитателю», были проведены открытые занятия по моей теме: по ознакомлению с цветом «Найди перышко», ознакомление с формой «Солнечный круг», на нахождение предметов по двум признакам «В гости к лесным зверятам».
Развитие сенсорной культуры должно осуществляться на всем протяжении жизни человека.
В детском саду это самые первые шаги, но и самые важные. Поэтому в перспективе я планирую расширять у детей представления о сенсорных эталонах.
Так как сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания.
Развитие сенсорного и осязательного ощущения, мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, умения ориентироваться; развивать способность имитировать трудовые действия....

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста...

Презентация "Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей"
Презентация "Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей"...

Дидактические игры как средство сенсорного воспитания и интеллектуального развития дошкольников
В настоящее время важное значение для повышения качества воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, подготовке детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавател...
Консультация для родителей "Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей
консультация для родителей...
Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников
Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Сенсорное развитие составляет фундамент общего ум- ственного развития ребёнка, оно необходимо для успе...