Деловая игра "Знаем ли мы искусство?" для педагогов
учебно-методический материал

Нецвитайло Мария Станиславовна

Цель игры: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художественно - эстетическому направлению.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_iskusstva.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Знаем ли мы искусство?»

деловая игра по художественно-эстетическому развитию

для педагогов ДОУ

Цель игры: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художественно - эстетическому направлению.

Задачи:
- установление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом по воспитанию, обучению и развитию изобразительных и творческих способностей детей;
- создание условий для профессионального самосовершенствования и саморефлексии педагогов;
- стимулирование познавательного интереса и креативности педагогов.

Атрибуты: Логотипы для каждой команды («Золотая Хохлома», «Сказочная Гжель», «Разноцветный Городец», «Волшебное Жостово»), карточки с названием терминов, пазлы «Декоративно – прикладное искусство», карточки с фамилиями художников и названиями картин, соответствующие репродукции картин , бланки с кроссвордами, фишки, альбомные листы (А4), листы бумаги (размер А3) для коллективного творческого рисунка, материалы для рисования нетрадиционными методами на тему «Времена года» (вода, щетинные кисти, восковые мелки, смятая бумага, пенопласт, поролон, свечи, трафареты, клеенка, стекла, картофельные оттиски, листья растений, манка, соль, тычки поролоновые, ватные диски, ушные палочки, кисти для разведения краски, акварель, гуашь, салфетки).

Правила деловой игры:
Ведущий объясняет правила игры.

Все участники деловой игры делятся на 4 команды (правила принадлежности к той или иной команде устанавливается жеребьевкой)

Все садятся на соответствующее место.
Команды называются «Волшебное Жостово», «Сказочная Гжель», «Разноцветный Городец», «Золотая Хохлома». Каждая команда выбирает капитана.
За быстроту реакции и правильность ответа командам даются фишки.
Итоги деловой игры подводятся подсчётом фишек. Игроки команды, набравшей наибольшее количество - являются победителями игры и получают диплом победителя «Деловой игры».

Ход деловой игры:

I. Вступительное слово. «Роль искусства в развитии ребенка»
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Его возникновение не связано с добыванием пищи и нахождением укрытия. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. При этом искусство как таковое не свойственно другим представителям животного мира, самовыражаться творчески – это прерогатива людей.
В древние времена искусство было неразрывно связано с магией, однако на более поздних этапах развития общества его предназначение сменилось. В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить.
Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.
Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества – рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо как воздух способным, одаренным детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.
Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество детям с какими-либо нарушениями развития. Давно уже известно, что творчество способно исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний. Неслучайно все реабилитационные программы для детей-инвалидов не обходятся без приобщения малышей к искусству.
Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями. 
Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении с другими людьми, ему трудно создавать семью и воспитывать своих собственных детей, трудно найти свое призвание в жизни. Поэтому приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.
В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление. 
Не говоря уже о том, что большинство видов декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.
Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения.
Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.

II. Разминка
На столе лежат карточки с номерами. Капитаны команд подходят, выбирают карточку. Участники определяют термины изобразительного искусства. За каждый правильный ответ команда получает фишку .Каждой команде отводятся вопросы с одной карточки, если команда не знает ответ, помогают другие команды.

Карточка 1
1. Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы и т. д. (натюрморт)
2. Точная передача произведения художника, сделанная в типографии (репродукция)
3. Объект изображения (натура)
4. Деревянный станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска (мольберт )
5. Краска, для  изготовления которой используются водорастворимые связующие (акварель)
6. Жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора (карикатура)

Карточка 2
1. Изображение художником конкретного человека или группы людей (портрет)
2. Один из основных материалов и одновременно инструментов изобразительного искусства, представляет собой тонкий стержень из красящего вещества в оправе (деревянной, металлической, пластиковой) (карандаш)
3. Краска, создающая матовую непрозрачную поверхность (гуашь)
4. Искусство строительства и украшения зданий (архитектура)
5. Произведение живописи, графики или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником (набросок) 
6. Изделия из глин и их смесей, закрепленные обжигом (керамика)

Карточка 3
1. Жанр живописи, изображающий природу (пейзаж)
2. Рисунок с целью сбора материала для композиции (зарисовка)
3. Изображение художника самого себя (автопортрет)
4. Художник, изображающих животных (анималист)
5. Инструмент в виде ручки для рисования и оформительских работ на бумаге, стекле, картоне, дереве и т. п Стержень пропитывается специальными красителями (спиртовыми чернилами) разнообразных цветовых оттенков (фломастер)
6. Процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластичным материалом — глиной, пластилином, воском (лепка).
Карточка 4
1. Морской пейзаж (марина)
2. Торжественное открытие выставки, в котором участвуют специально приглашенные лица: художники, критики, люди, связанные с искусством (вернисаж) 
3. Инструмент художника, главным образом живописца, представляющий собой ручку с ворсом на конце (кисть).
4. Изобразительное средство графического искусства, один из основных элементов рисунка. Он представляет собой короткую линию, выполненную одним движением руки (штрих)
5. Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов (орнамент).
6. Способ получения изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов (аппликация).

III. «Кроссворды».
(Одновременно проводится конкурс капитанов. обирают пазлы «Декоративно – прикладное искусство»)

Конкурс капитанов.

Капитаны выбирают пазлы со своим логотипом с подноса. Идут на свои места их слаживать.

Капитаны слаживают и склеивают пазлы.

Тем временем каждая команда получает кроссворд. Вам предлагается разгадать его. За каждое правильно разгаданное слово команда получает очко, и одно очко получит команда, которая первая отгадает кроссворд. Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки) – (свистунья), на котором все его посетители (от мала до велика), считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.
Начинаем!
1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)
2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (дерево)
3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина)
4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (жостово)
5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (золотой)
6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (игрушка)
7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье. (гончар)
8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских,  филимоновских мастеров) являются объемными, то  к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура)
9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера. (прялка)

1.СИНИЙ
2.ДЕРЕВО
3.ГЛИНА
4.ЖОСТОВО 
5.ЗОЛОТОЙ
6.ИГРУШКА
7.ГОНЧАР
8.СКУЛЬПТУРА
9.ПРЯЛКА

IV.«Найди пару»
Каждая команда получает карточки с фамилиями художников и с названиями картин. Подобрать правильно художника, название картины и соответствующую репродукцию картины. За каждый правильный выбор команда получает очко, и одно очко получит команда, которая первая выполнит задание.

V. Динамическая пауза «Пантомима»
Команда показывает знаменитую картину – остальные должны отгадать, что это за картина. За каждый правильный ответ, команда получает фишку.

VI. Пальчиковая гимнастика
«Художник» К. Шишкан

Дождик, дождик, ты художник, (Кулачки - ладошки)
Ты разводишь краски,
Ты в лесу уже смешал (Имитация размешивания двумя руками)
Голубую с красной. (Правая рука, левая рука в сторону)
В серах тучах прячешь ты (Руки качаються над головой, прячут лицо)
Тоненькие кисти. (Показывают указательные пальцы)
Чтобы лаком покрывать (Плавные махи руками перед собой)
И цветы, и листья (Показ руками бутон, ладошки - листья)
Дай мне кисточку одну, (Две руки вперед)
Нарисую я весну. (Руки вверх – в стороны)

VIII. Практическая работа.
Ведущий предлагает капитанам выбрать тему рисунка (жеребьевкой) «Весна», «Лето», «Осень», «Зима»

Участники команд решают какими техниками будут рисовать и приступают к работе. Команды рисуют под аудиозапись «Времена года». Фишку получает команда, которая в своей работе использовала большее количество техник. Каждая команда во время презентации своей работы, называет используемые техники.

Выставка "Времена года"
По окончании работы подводится итог, выбирается победитель игры и награждается дипломом «Победитель деловой игры»

Вручение дипломов победителям Деловая игра окончена, всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Развитие творческих способностей педагогов по технологии ТРИЗ».

Игра и презентация, активизирующая творческое воображение, фантазию педагогов....

Деловая игра по ФГТ для педагогов ДОУ

Данный материал позволит проанализировать знания педагогов ДОУ по ФГТ к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Деловая игра «Правильный ответ» для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования.

Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС. Развиват...

Деловая игра для воспитателей и педагогов "Мир дошкольника" (особенности создания развивающей предметно-пространственной среды)

Конспект деловой игры включает в себя задания для нескольких туров, ответы к ним.Цель мероприятия - обощить знания педагогов по организации и использованию развивающей предметно-пространственной среды...

Деловой этикет в профессиональной деятельности педагога.

Консультация для педагогов дошкольного отделения....

Деловая игра "Стиль общения современного педагога".

Цель  данной деловой игры - расширить знания педагогов о педагогических основах общения....