«Приемы и методы работы над интонированием с детьми дошкольного возраста».
статья

Маршавина Валерия Григорьевна

Проблема навыка чистого интонирования неоднократно возникала в передовой практике и в настоящее время остается одной из важнейших проблем вокальной педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                           Маршавина В.Г., - музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад №85 Приморского района

Санкт-Петербурга

 Статья на тему: «Приемы и методы работы над интонированием с детьми дошкольного возраста».

На первых музыкальных занятиях у ребенка формируется умение слушать, различать музыкальные и немузыкальные звуки. Затем, умение различать звуки по высоте, определять окраску звучания. Одновременно проходит работа над временными характеристиками звука (краткий, долгий) и качественными определениями (острый, колючий, мягкий, плавный). Высота звука связывается с пространственно- образными понятиями: большой, толстый предмет — значит звук низкий, грубый; маленький предмет- звук высокий, тонкий.

Ребенок этого возраста уже хорошо знает звуки, извлекаемые разными животными, поэтому в определении качества звука можно опереться на прослушивании звуков окружающего мира (различные голоса животных, пение птиц, гудок паровоза, тиканье маленьких часов и звон больших)

Без четкого определения понятий высоты звука ребенок не сможет овладеть таким сложным навыком, как интонирование. Подражая голосам животных и птиц, он постепенно подражает их голосам, переходят от декламации к пению.

В этом возрасте ребенок начинает знакомиться с буквами, поэтому хорошим помощником в формировании начальных навыков чтения букв и освоения звуков оказывается работа над правильной артикуляцией гласных и согласных. Проговаривая гласные звуки один за другим, ребенок уже почти пропевает их. Неосознанно возникает тенденция плавных переходов, экономного расходования дыхания, что так важно при пении. Следует обратить внимание на то, что хорошие результаты дает сочетание пения с ручными буквенными знаками, которые сопровождают пропевание не только гласных, но и согласных. Движения рук должны соответствовать произносимой букве: гласные- мягкое, плавное движение, согласные- активное, энергичное. Деление букв на гласные и согласные можно ассоциировать с длинными и короткими звуками (гласные - четверти, согласные - восьмые). Особенно полезны упражнения, дающие прямое сопоставление звонких и глухих согласных, их можно сочетать с музыкальными понятиями форте и пиано (форте - звонкие, пиано - глухие),  добиваясь осознанно контрастного звучания.

Проводя параллели с развитием произвольной и непроизвольной памяти, нужно отметить, что овладение приемами интонирования может быть также произвольным и непроизвольным. Произвольное интонирование — это способ, опирающийся на комплексные упражнения, направленные на сознательное овладение ребенком собственного голосового аппарата, на умение управлять им. Непроизвольное интонирование — это интуитивное подстраивание, приспособление голосового аппарата к звукам и звукокомплексам извне.

В качестве практического материала для овладения произвольным интонированием можно предложить групповое подпевание детьми песен, содержащих остинатообразные мотивы в удобном тесситуре (например народной песне «На лугу», где дети пропевают интонацию «Их - вох», песни В.Калинникова «Киска» и других). Непроизвольное интонирование связывается обычно с попыткой пения песенок довольно широкого диапазона, интересных по мелодике и содержанию, в которых ребенок интуитивно подражает, подстраивает звучание своего голоса к голосу педагога или какого-либо музыкального инструмента.

В последующем обучении хороший результат дают приемы относительной методики с использованием ручных знаков и постепенным введением в интонирование ступеней лада.

Следует особо остановиться на системе образного восприятия ступеней. Эта система опирается на глубокие связи видимых и слышимых образов, создаваемых внутренним миром ребенка. Образная память в этом возрасте развита более всего, а следовательно, музыкальная ступень, подкрепленная своим зрительным символом, будет воспринята осознанно и займет свое определенное место в сложном процессе внутреннего восприятия лада.

Таким образом ладовая ступень воспринимается как триединство: звук (слышу) - символ (вижу) - ручной знак (показываю). Система ступенек символов позволяет в «донотный» период заниматься элементами музыкальной грамоты, творческими видами работ, включать элементы игры, в трудный процесс ладового интонирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сторителлинг-интерактивный метод работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку,и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше люб...

методы и приемы работы по ФЭМП с детьми дошкольного возраста

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия.

Консультация для педагогов: "Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия."...

«Инновационные методы работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»

laquo;Инновационные  методы работы музыкального руководителя   с детьми дошкольного возраста»...

Методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в соответствии с ФГОС

Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ.У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотив...

Методическая неделя. Инновационные приемы и методы работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ.

Нейропсихологические игры-эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ....

Самообразование на тему: «Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую по...