Методическая неделя. Инновационные приемы и методы работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Нейропсихологические игры-эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_nedelya.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»
Нейропсихологические игры – эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ.
Подготовила: учитель-дефектолог Степаненко Ю.Г.
г. Камень-на-Оби 2023 г.
Нейропсихологические игры – эффективный инструмент в работе
учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ.
Цель мастер-класса:
Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.
2. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
3. Отработать совместно с участниками мастер класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.
Добрый день уважаемые коллеги, Вы уже поняли, что речь сегодня пойдет немного о нейропсихологии. И для начала я бы хотела провести с вами небольшой тест.
Тестирование
Устройтесь поудобнее.
Итак, на картинке вы видите силуэт вращающейся фигуры.
1-й этап. Психологическая настройка
Психологическая настройка вашего мозга длится примерно 2 мин.
2-й этап. Собственно, тестирование.
Коллеги, прошу поднять руки тех, у кого фигура вращается по часовой стрелке…против часовой стрелки…и попеременно в обе стороны.
Если фигура устойчиво вращается только по часовой стрелке — значит, у вас доминирует левое полушарие, преобладает левополушарная деятельность мозга. А это логика, счёт, умение говорить и излагать мысли.
Вращение только против часовой стрелки — значит у вас доминирует правое полушарие, и преобладает преимущественно правополушарная деятельность — эйдетика, интуиция, образное мышление, музыкальность, чувство ориентировки в пространстве и времени.
Если же фигура попеременно вращается, то в одну, то в другую сторону — это признак амбидекстрии, то есть работы и правого, и левого полушария мозга попеременно.
Многие современные дети с самых ранних лет отличаются недостаточностью двигательных координаций. Уже в младенчестве у них наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития. Они не вовремя (по сравнению со сверстниками) садятся или встают; ползают спиной и бегают на носочках. Часто — пропускают какой-то этап сенсомоторного развития (например, этап ползанья). Обращает на себя внимание их неловкость, неуклюжесть; постоянные спотыкания и «травмы» на ровном месте. Такие дети не замечают и задевают углы и предметы, долго не могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, манипулировать со шнурками и пуговицами). Долго остаются недоступными раскрашивание, рисование, использование ножниц. Часто родители и педагоги замечают, что при любом занятии ребенок напрягается всем телом и совершает много ненужных движений. Как правило, при этом «глаза смотрят в одну сторону, руки — в другую, а ноги — в третью».
У данной категории детей, наряду с проблемой координации, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью есть речевые нарушения. Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, она тесно связана с другими психическими функциями. В последнее время встречается все больше и больше сложных детей, часто в одной группе оказываются дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), задержкой психического развития (ЗПР), и даже аутизмом. Даже ОНР в чистом виде встречается не так часто. Этим детям очень непросто осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Поэтому возникла необходимость включать в свою работу игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий – нейропсихологические игры. Они помогают построить комплексную коррекционную работу по преодолению не только речевых, но и моторных нарушений.
Существуют 3 вида нейропсихологической работы с ребенком:
- Коррекционный (работа, направленная на коррекцию и развитие всех психических функций путем воздействия на те или иные отделы головного мозга при помощи специальных упражнений, благодаря чему ребенок становится более успешен на занятиях и в повседневной жизни).
- Эмоционально-реабилитационный (работа, направленная на преодоление эмоционально-волевых трудностей ребенка при помощи создания ситуаций успеха, благодаря чему у малыша повышается учебная мотивация, ребенок обретает уверенность в своих силах).
- Стимулирующий (работа, направленная на развитие мотивации ребенка, создание ситуаций, побуждающих его к разнообразным видам деятельности).
Существуют комплексы нейроигр для детей с полезными упражнениями, которые позволят развивать мозг и совершенствовать его деятельность.
Использование ежедневного ряда психотехник, могут с большой пользой применяться в ДОУ и в повседневной жизни вообще.
Нейроигры для детей с ОВЗ дают возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности.
Польза их в следующем:
- стимулируют развитие памяти и мыслительной деятельности;
- помогают получить энергию, необходимую для обучения;
- снижают утомляемость; улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
- благоприятно сказываются на процессе письма и чтения;
- повышают продуктивную работоспособность;
- формируют уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.
Таким образом, нейропсихологические приемы и упражнения значительно облегчают работу дефектологов и логопедов, делают их работу более результативной. И я считаю, что любой современный специалист должен использовать эти упражнения в своей практике.
Уважаемые коллеги, сейчас мы будем выполнять комплекс нейродинамических упражнений, которые можно выполнять, как и детям, так и взрослым. Этот комплекс повышает интеллектуальные возможности человека, снимает эмоциональное напряжение и развивает мозг, действует на развитие речи ребенка и взрослого.
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных нейропсихологических технологий является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.
Нейропсихологические упражнения я использую в основном, в индивидуальной работе с детьми. Начинаю с самомассажа:
Массаж ушных раковин (аурикулярный массаж):
Большинство учёных представляют аурикулу (ушную раковину) как эмбрион человека в перевёрнутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).
Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.
1. «Улитка» - помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину.
2. «Трубочка» - растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины. Упражнение можно выполнять в парах.
3 «Ключики» - ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижать находящийся впереди выступ ушной раковины - козелок. Сдавливать и поворачивать его во все стороны в течение 20-30 сек.
Массаж рук:
1.«Пила» - кисть и предплечье левой руки располагаются на столе. Ребром ладони правой руки имитируется «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделать тоже для другой руки.
2.«Шуруповёрт» - фалангами сжатых в кулак пальцев производятся движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменять руки.
В начале года мы начинаем с не сложных упражнений доступных для каждого ребенка, например, «Кулак-ребро-ладонь» или «Кулак-ладонь».
Я показываю ребенку положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга. Сначала упражнение выполняется вместе со мной. При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. К зиме мы делаем упражнение двумя руками, так же то убыстряя, то замедляя темп, и к концу года стараемся делать данное упражнение двумя руками через хлопок. В одно полушарие мозга поступает одна информация, в другое полушарие другая. И им надо договорится между собой.
«Корова-коза» разучивание начинаем в медленном темпе с ведущей руки, далее переносим на вторую руку. При успешном выполнении просим выполнить упражнение двумя руками одновременно. Далее к зиме выполняем усложнённый вариант упражнения «Корова-коза», показывая на левой руке «корову», а на правой «козу», затем поменяли руки и к концу года через хлопок животные «перебегают» с одной руки на другую.
Так же в одно полушарие мозга поступает одна информация, в другое полушарие другая. И им надо договорится между собой.
Игра "Пальчики шалят"
Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца, поднимаем пальцы по образцу:
а) на правой руке;
б) на левой руке;
в) на обеих одновременно.
Игра «Ухо – нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
Игра «Лабиринт».
Пройти по лабиринту – увлекательное занятие, дети очень любят такие задания в любом возрасте, развивают познавательную сферу (внимание, память, пространственную ориентацию, логическое мышление, воображение), а также графомоторные навыки у детей. Сначала проводим левой рукой, затем правой и двумя руками по часовой и против часовой стрелки. Можно всячески усложнять лабиринты при помощи букв, цифр, геометрических фигур и т.д.
Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста. Мы знаем, что после продуктивной работы нужно обязательно похвалить ребенка за его успехи и поэтому я хотела бы вам подарить небольшие памятки с нейропсихологическими упражнениями.
Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и за работу.
Творческих всем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа учителя -дефектолога со слабослышащими детьми
В данной работе отображены основные цели, задачи, направления работы учителя-дефектолога с детьми с нарушением слуха....
Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...
Методы и приемы в работе учителя-дефектолога при подготовке детей к школе» детей с ЗПР
В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного образования.Наиболее остро это проявляется в недостаточной готовности детей к систематическо...
«Приемы и методы работы над интонированием с детьми дошкольного возраста».
Проблема навыка чистого интонирования неоднократно возникала в передовой практике и в настоящее время остается одной из важнейших проблем вокальной педагогики....
Методическая разработка "Инновационные и традиционные методы работы воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста"
Основа традиционного метода обучения – демонстрация способа, объяснение, тренировка, оценка. Это – иллюстративно-объяснительный метод. В последнее десятилетие для развития дошкольного...
Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.
На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...
Методическая разработка "Инновационные формы и методы работы с родителями воспитанников"
Актуальность: Взаимодействие с родителями является важным аспектом работы любого дошкольного учреждения. В условиях реализации ФГОС и ФОП инновационные формы работы с родителями приобретают особую акт...