"Электронные пособия для повышения познавательного интереса детей"
материал

Нестерова Инна Софроновна

Тезис выступления "Формирование познавательного интереса детей посредством электронных пособий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Электронные пособия68.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида"Хатынчаана "

Использование электронных пособий

  в формировании познавательного интереса детей

старшего дошкольного возраста

Выполнила:

Нестерова Инна Софроновна,

 воспитатель категории СЗД-2016г.
пед.стаж-7л

Амга, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психолого-педагогические основы познавательного интереса у детей дошкольного образования в старшей группе.

1.2 Средства познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

1.3 Информационно-коммуникативные технологии в условиях

детского сада.

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

 2.1 Изучение уровня формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

2.2 Содержание работы по использованию электронных пособий в формировании познавательного интереса у детей старшего возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

      Развитие познавательного  интереса к различным  областям знаний и видам деятельности является одной  из составных успешности воспитания в детском саду. Интерес дошкольника  к окружающему миру, желание познать  и освоить все новое -- основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

      В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиатехнологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности — игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Сегодня, учитывая современные реалии, педагог должен вносить в образовательную деятельность новые методы подачи информации.  Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ через телевидение, гораздо легче воспримет информацию с помощью ИКТ.

     Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности полученную информацию. Очень важно организовать процесс образовательной деятельности так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

Актуальность исследования заключается в необходимости формирования познавательного интереса и она связана с социальным заказом современного общества. 

Объект исследования – процесс формирования познавательного интереса детей старше - дошкольного возраста.

Предмет исследования – использование электронных пособий в  формировании познавательного интереса.

Цель исследования – выявить эффективное влияние электронных пособий в формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:  формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста наиболее будут результативнее, если:

- выявлены необходимые и достаточные условия, оптимизирующие формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности;

- разработаны дидактические и методические аспекты оптимального использования электронных пособий в образовательном процессе, способствующие повышению уровня познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;

- организация процесса образовательной  деятельности в ДОУ с использованием электронных пособий учитывает возрастные особенности старших дошкольников, исходный уровень развития их познавательного интереса и систематически обеспечивает динамику его развития;

- выделены и обоснованы критерии сформированности познавательного интереса у старших дошкольников и на их основе в процессе образовательной деятельности осуществляется диагностирование уровней его развития;

В соответствии с целью  и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить повышение познавательного интереса детей дошкольного образования в старше группе.

2. Определить возможности использования электронных пособий в повышении познавательного интереса у детей старшего возраста.

3. Провести опытно-экспериментальную работу с целью выявления повышения познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста с помощью электронных пособий;

Новизна: В соответствии с внедрением ФГОС в ДОУ дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, диагностика формирования  познавательной активности.

Теоретическая значимость: Изучена психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования, поставлены цели и определены задачи исследования, задано направление эксперимента, подобраны и разработаны методики для диагностики начального уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психолого-педагогические особенности познавательного интереса у детей дошкольного образования в старшей группе.

       Невозможно анализировать  познавательную деятельность ребенка, не учитывая особенности его личности. «Мысль рождается,- писал  Л.С. Выготский, не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции» (1956, с.379). Понять особенности познавательной деятельности ребенка можно лишь в том случае, если будут раскрыты «аффективная и волевая тенденции», которые стоят за мыслью (терминология Л.С. Выготского). Эти положения углубляются и расширяются во многих теоретических и экспериментальных исследованиях по детской и педагогической психологии. А.В. Запорожец (1974), Л.И. Божович (1968) отмечали, что окончание дошкольного периода развития ребенка представляет в психологическом плане целую систему взаимосвязанных качеств мыслительной, аналитико-синтетической, познавательной деятельности, качеств детской личности, включая познавательные интересы, определенную степень сформированности механизмов волевой регуляции. Большое внимание исследователи уделяют познавательным интересам. Одной из базовых первичных форм познавательного интереса представляется любопытство. В его основе лежит естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Для данной ступени познавательного интереса характерным является «сбор информации» о предметах, явлениях окружающей действительности. Чувственный, сенсорный опыт играет значительную роль и в последующем развитии ребенка. Л.В. Занков писал: «...мыслительные процессы непосредственно опираются на чувственное познание действительности и представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта» (1963, с.64). Любопытство является источником появления любознательности. А.И. Сорокина (1975, с.93) определяет любознательность как «...общую направленность, положительное отношение к широкому кругу явлений». Н.Ф.Добрынин (1971) подчеркивает, что любознательность является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество заданных ребенком вопросов. Любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира («Зачем?», «Почему?»). Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности. Вопросы, которые задает ребенок, исследователи рассматривают как форму проявления познавательной активности. С.Л. Рубинштейн (1958), Н.А. Менчинская (1957), В.А. Сухомлинский (1965), А. И. Сорокина (1975), Н.С. Денисенкова (1991) характеризуют детские вопросы как проявление их мыслительной, интеллектуальной активности в познании окружающего. Вопросы ребенка являются свидетельством и их речевой активности. Первые проявления познавательной активности у детей в форме вопросов относятся к этапу раннего детства и свидетельствуют в первую очередь об эмоциональной реакции ребенка на новизну, яркость, необычность, красочность окружающих предметов и объектов. Постепенно в процессе накопления информации об окружающем характер вопросов меняется. Ребенок начинает направлять свои вопросы на установление связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию представлений о мире. В этой связи меняется не только качество вопросов, но и их количество. Для старших дошкольников характерны уже не единичные вопросы (как для детей раннего и младшего дошкольного возраста), а их цепочки. Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления. Серьезный теоретический анализ проблемы детских вопросов был осуществлен в отечественной психологии А.И.Сорокиной (1945). Автором обобщен обширный материал, представленный в зарубежной научной литературе, проанализированы позиции известных ученых -- Д.Локка, Дж. Селли, Ст. Холла, Ж.Пиаже в отношении классификации детских вопросов. В исследовании А.И. Сорокиной выделены три основных группы вопросов в зависимости от мотивов, побуждающих ребенка к их постановке. Вопросы первой группы обусловлены стремлением к общению, участию в деятельности; второй группы - эмоциональным переживанием; третьей группы - стремлением к овладению знаниями. Мотивы, определяющие постановку вопросов различны: вопросы, задаваемые с целью овладения правилами личного и общественного поведения, собственно познавательные вопросы, направленные на познание окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. Это стремление выражается в более сложной вербальной формулировке вопросов. Вместе с тем А.И. Сорокина подчеркивает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов. Самая ранняя форма  познавательной активности - любознательность.

       Внешне она  проявляется в следующем:

- непосредственный  интерес к новым фактам, занимательным  явлениям, связанные с этим вопросы  к взрослым;

- позитивное  эмоциональное переживание, связанное  с получением

 новой информации.

       В этом проявляется  ориентированность дошкольников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности.

Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, -  насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

Познавательная  активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходима для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям.

    Для этого вида активности характерны:

- стремление  решать интеллектуальные задачи;

- стремление получить  средства для решения указанных задач;

- потребность в интеллектуальных  достижениях;

- вопросы по изучаемой  теме по типу «как это сделать», «для чего это

 надо делать»,   «что правильно, что неправильно»  и т.п.,

- характеризующие стремление  научиться, усвоить новую 

информацию, освоить новый способ действия;

- установка на овладение  предлагаемым способом деятельности;

- позитивное  эмоциональное переживание, связанное  с усвоением 

новых знаний, приемов,  способов деятельности,  отработкой   сложных 

операций, нахождением путей  решения задач;

- интерес к  значению незнакомых слов;

-ситуационный характер познавательного интереса: после получения

 новых сведений, по окончании действия (занятия,  выполнения 

задания)  интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения. Для следующего вида познавательной активности, направленной на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними  характерно сочетание присвоения задаваемой извне цели деятельности и самостоятельного выбора способов и средств ее достижения.

        К внешним признакам, характерным для этого вида добавляются:

-вопросы, характеризующие  интерес к постижению содержания,

существенных свойств предметов  и явлений;

- свободное  и заинтересованное оперирование  знаниями и умениями 

в области, связанной с интересом;

- стремление  выполнять задания повышенной  трудности;

-  поиск самостоятельных  путей решения поставленных задач;

- использование  собственных примеров по изучаемой  теме;

- стремление  поделиться со взрослыми и  сверстниками имеющимися 

знаниями;

- относительная устойчивость интереса, проявление интереса не связано с конкретной учебной ситуацией.

       Основными условиями  развития указанного уровня познавательной активности является включенность познавательной деятельности в общий контекст жизни  ребенка, уровень и способы выражения познавательной активности взрослых - педагогов и родителей.

       Самостоятельная познавательная активность характеризуется ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого.

       К приведенным  выше признакам в данном случае добавляются:

- ненасыщаемый  характер познавательного интереса  

- стремление узнать больше; новое  знание,

- новое умение порождает  новые вопросы, направленные на  более 

глубокое проникновение  в его содержание;

- интерес к  познанию закономерностей, существенных 

причинно-следственных связей, проявляющийся  как в самостоятельной

 деятельности, так и в вопросах, задаваемых  педагогу;

- самостоятельная  постановка вопросов и целей  изучения;

- инициатива в постановке новых задач и проблем;

- поиск оригинальных  способов достижения целей, решения  задач;

- интерес к  способу получения новых знаний, открытию новых 

закономерностей  в той или иной сфере, то  есть к овладению первичными  формами профессионального мышления;

- выделение наиболее существенных, важных сторон изучаемого явления;

- активное участие  в обсуждениях, спорах по интересующему  предмету, области;

- желание высказать  и отстоять свою точку зрения;

- осознание  интереса - ребенок способен объяснить,  что ему нравится или не нравится;

        Каждый уровень  познавательной активности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной активности. Условия, необходимые для развития познавательной активности на каждом этапе, также включаются в состав условий, необходимых для обеспечения познавательной активности более высокого уровня, но занимают при этом все более и более подчиненное положение.

1.2. Средства  развития у дошкольников познавательного интереса

Познавательный интерес - это эффективный инструмент педагога, позволяющий сделать процесс обучения привлекательным, который активизирует детское мышление и заставляет волноваться и переживать, увлеченно работать.

Формированию познавательного интереса способствуют разнообразные средства:совершенствование методов обучения, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры непосредственной образовательной деятельности, расширение форм самостоятельной работы детей, активизация учебной деятельности, а также обновление содержания.

Методы и приемы

 развития познавательного интереса старших  дошкольников

Для того чтобы активизировать учебную деятельность дошкольников необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности.

Рассмотрим подробнее методы, которые способствуют творческому усвоению знаний и, как следствие, повышению интереса  к познавательной деятельности.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения воспитанники еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, поэтому воспитатель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя дети при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Частично - поисковый метод (эвристический) имеет следующие признаки: знания не предлагаются в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно; воспитатель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; дети под руководством воспитателя самостоятельно рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Метод получил название частично поискового потому, что дети не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала до конца. Поэтому часть знаний сообщает педагог, а часть добывается самостоятельно детьми посредствам решения поставленных вопросов или разрешения проблемных заданий. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.

Исследовательский метод характерен тем, что воспитатель вместе с детьми формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания не сообщаются, дети самостоятельно добывают их в процессе решения проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результатов также определяют сами дети; деятельность воспитателя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; познавательный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно - обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о мотивационной функции любого метода обучения. Опытом работы педагогов и наукой, накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, они стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению представлений детей учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее). Однако имеются некоторые специальные приемы. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. С этой целью педагоги подбирают специальные приемы, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны. В этом случае дети значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом.

Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется: положительной эмоциональной отзывчивостью по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими.

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, является прием создания на занятии ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению, выступают и занимательные аналогии, например, при рассмотрении крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы.

Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на занятии, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у детей.

Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе занятий большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи педагога, а также, создание ситуации познавательного спора. Спор вызывает повышенный интерес к теме. Включение детей в ситуации споров не только углубляют их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса к познанию. Создать ситуацию познавательного спора можно на любом занятии и вне его. Для этого специально предлагается высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения.

К игровым методам обучения, которые направлены, на формирование познавательного интереса к окружающему миру относятся: дидактические игры, эпизодические игровые приёмы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия), интеллектуальные игры (развивающие), задачи головоломки. Именно игра является тем пространством, в котором ребёнок познаёт мир.

Игра тесно связана не только с фантазией, но и с мысленным экспериментированием (В. С. Библер). Именно поэтому ребёнок может играть «в уме», не совершая реальных действий. Это является основой для применения в работе с детьми развивающих игр.

Среди всех педагогических технологий, создающих наиболее благоприятные условия развития познавательного интереса, игра-наиболее доступное каждому педагогу средство. Использование развивающих игр, на наш взгляд, является самым эффективным и доступным способом формирования познавательного интереса. Игра давно уже используется как средство возбуждения интересов к учению. Д. Б. Эльконин назвал игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».

К развивающим играм относятся:

-игры и упражнения по системе ТРИЗ,

-игры на развитие познавательных процессов,

-игры на развитие творческого мышления и воображения.

Общее в этих играх - наличие творческих заданий, в них нет «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача педагогов состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребенка нужный ответ или навязывать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию « я могу». Эти игры позволяют в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно. Ведь то или иное решение, формулировка всегда могут иметь место в зависимости от тех или иных обстоятельств. Как результат - получение удовольствия от умственного труда, а значит возникновение познавательного интереса.

Ещё одна особенность развивающих игр - дети получают возможность применить свои знания, способы познания окружающего мира, реализовать себя в пространстве игры. Возможность применения на практике своей эрудиции повышает ценность знаний, а значит укрепляет интерес к ним.

Всё это развивает у ребёнка кругозор, способствует расширению его творческого мышления. Программа «ТРИЗ» способствует процессу творческих поисков ребенка. ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач. (Автор идеи Г. С. Альтшуллер.) Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречия окружающего мира, решать свои детские проблемы.

Кредо тризовцев: каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимум эффекта.

Развитие познавательных способностей детей - процесс многогранный, так как захватывает такие явления, как накопление чувственного опыта, интуиция, мышление, решение познавательных задач, практическая деятельность, озарение, открытия. Все это подчинено умственному развитию, так как оно и есть основа образования и процесса познания истины.

Так, уровень сформированных познавательных процессов определяет возможности ребенка в познании, т.е. способы получения информации, в том или ином возрасте; пути переработки информации; степень «погружения» ребенка в различную информацию, степень ее осознания и усвоения.

Следовательно, развивая интеллект, с помощью специальных игр, воспитатель расширяет возможности детей в сфере познавательной деятельности, облегчает процесс познания, создаёт ситуацию успеха, укрепляет уверенность в собственных силах, и как следствие – укрепляет познавательный интерес. В свою очередь, наличие познавательного интереса, определяет активность интеллекта. Из чего видно, что процесс этот взаимообратный и очень важно учитывать его в процессе ознакомления детей с окружающим миром.

Активное применение игр и упражнений на развитие творческого мышления и воображения так же способствует активизации мыслительной деятельности детей на занятиях. Ребенок на занятиях, построенных на развивающих принципах, выступает как первооткрыватель неизведанного для себя мира и способность мысленно представлять себе то, чего нет, из того, что есть в памяти значительно облегчит ему путь в страну знаний. Чем отличается фантазия от воображения? Если воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и не возможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия - создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.

Различают несколько видов воображения: воссоздающее, творческое, неуправляемое. Именно развитие творческого воображения актуально для нашей темы.

Чем отличается фантазирование и воображение от серьёзного решения задач? При фантазировании ребёнок сам создаёт какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу, и сам её решает как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребёнок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.

Классическим носителем фантазии является сказка.

Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребёнка работает, генерирует идеи.

Практика показала что, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похвалить. Видимо так дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Без фантазии нельзя мечтать, нельзя предвидеть, нельзя планировать, нельзя научиться видеть проблемы, нельзя научиться догадываться.

Выготский, сформулировал три закона развития творческого воображения.

1.        Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Чем богаче опыт - богаче воображение.

Отсюда следствие: надо помогать ребёнку накапливать опыт, образы и знания, если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2.        Можно фантазировать на основе чужого опыта.

3.        Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот предмет фантазии влияет на наши чувства.

Основными способами развития фантазии и воображения можно

считать следующие:

1. Воспитатель должен сформировать мотивацию! Убедить ребёнка, что фантазировать не стыдно, а очень интересно и полезно. (Получая

удовольствие от фантазирования, ребёнок быстрее овладеет не только умением фантазировать, но и умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников проявляется интерес не к рассуждениям, а к событиям.)

2.        Влюбить детей в себя. (На этой «волне любви» они больше доверяют взрослым и охотнее слушаются.)

3.        Быть примером для ребёнка.

4.        Читать, обсуждать и анализировать доступную детскому восприятию литературу с элементами фантастики (сказки, фантастические рассказы).

5.        Стимулировать фантазию вопросами.

6.        Ставить перед детьми проблему. ( Решение проблемы должно осуществляться детьми самостоятельно ).

7.        «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и предлагать им придумать свой рассказ, сказку, историю.

8.        Обучать приемам фантазирования.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления ребёнком мира, а развитие интереса к познанию должно строиться на основополагающих идеях рассмотрения дошкольного детства, которому присущи игра, сказка, творчество.

Анализ практики обучения детей на занятиях в детском саду показывает, что, к сожалению, далеко не всегда воспитатели поддерживают необходимую познавательную активность детей. Имеются данные, что до 70 % вопросов, с которыми воспитатели обращаются к детям, требуют от них лишь простого воспроизведения фактов. Многие занятия проводятся при сниженном эмоционально-познавательном фоне, нередко при одной и той же схеме. Активность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий характер: воспитатель показал, объяснил – ребенок добросовестно повторил. Дети почти не задают педагогу встречных вопросов. А если и задают, то не поддерживают их, считая, что они нарушают заданную логику занятия. В результате такого неконструктивного подхода познавательные интересы и активность детей постепенно снижаются. После занятия дошкольники не пытаются продолжать разговор с воспитателем на данную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности [1, с. 41].

Как добиться активности дошкольников? Как сделать, чтобы их деятельность на занятиях стала интеллектуальной и эмоционально насыщенной?

Прежде всего необходимо уточнить, что является показателем активной мыслительной деятельности дошкольника на занятиях. Их несколько:

- наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения;

- умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать и т.д.;

- умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;

- умение замечать ошибки у себя и у сверстников и исправлять их;

- умение выдвигать новую познавательную задачу;

- способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности [1, с. 42].

Активизация мышления детей на занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача воспитателя – вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых педагогических технологий. Одной из современных педагогических технологий является технология проектной деятельности, которая основана на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.

По мнению Д. Дьюи, обучение должно строится на «активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации [4, с. 2].

Большинство современных педагогов стремятся донести до детей готовые знания, которыми владеют сами. В этом случае роль взрослых сводится к созданию условий для формирования у дошкольников интереса к предлагаемой теме. Используя же метод проектов, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала.

Именно такой путь познания, по мнению Д. Дьюи, наиболее естествен для ребенка. Педагог не должен предлагать для изучения материал, не возбудивший познавательного интереса детей, он лишь помогает в исследовании того, что их заинтересовало. Ребенку необходимо открыть для себя свойства предметов и явлений в процессе самостоятельного изучения, которое должно проходить  преимущественно в форме игры и труда.

В этих видах деятельности, как считал Д. Дьюи, развивается вкус детей к самообучению и самосовершенствованию, так как знания приобретаются в процессе делания на основе индуктивного метода познания: от частного - к общему [4, с. 3].

Также эффективным средством развития и поддержания у дошкольников познавательного интереса является проблемное обучение.

Интерес к занятию в большей мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью. Хорошо, когда в самой постановке цели занятия перед ребенком встает конкретная проблема, требующая разрешения. Например, не просто научиться измерять, а помочь строителям правильно определить ширину моста, чтобы по нему в разных направлениях двигались машины; не просто узнать об образе жизни животных, а помочь каждому из них правильно выбрать домик – среду обитания [1, с. 43].

Основная движущая пружина проблемного обучения – это система вопросов и заданий, которые ставятся перед детьми.

Воспитатель организует различные проблемные ситуации и предлагает детям найти решения. Развивают мыслительную активность детей ситуации поиска и исправления ошибок, выбора правильного решения из нескольких вариантов, доказательства, дискуссии.

После таких проблемных обсуждений можно перейти к более сложным ситуациям, требующим активной мыслительной деятельности, типа «Расскажем о прошлом, настоящем и будущем этого предмета». В таких ситуациях ребенку нужно мобилизовать весь объем знаний о предмете, усвоить новые знания, рассуждать, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свои предположения. Например: «Что было с этой книгой до того, как она попала в детский сад? Кто ее создал? О чем мечтали люди, создавшие эту книгу? Довольна ли книга сейчас своей жизнью? Требует ли книга ремонта? Какое у нее будущее?». В подобных ситуациях обсуждения близких детям предметов и явлений решаются задачи интеллектуального и социально-нравственного развития будущих школьников.

Замечено, что старших дошкольников привлекают вопросы, выходящие за пределы их непосредственного личного опыта. Они часто приносят в группу книги, картинки с изображением первобытных людей, древних воинов, рыцарей, незнакомых животных и птиц, фантастические картинки на космические темы. Неправильно поступают те воспитатели, которые отмахиваются от вопросов детей, считая их преждевременными. Наоборот, нужно поддерживать интерес таких детей, их желание узнать новое, направлять познавательную активность. Бывает, что целую группу на много дней охватывает «лихорадка познания», например, жизни древних людей. Дети рассматривают иллюстрации, узнают об обычаях, одежде, жилище первобытных людей, с увлечением играют в охоту на мамонтов, строительство пещер. Проходит время, и интересы детей меняются, но для некоторых ребят этот интерес остается ненасыщенным, он побуждает их задавать новые вопросы, строить новые предположения, вызывает желание самостоятельно прочитать те книги, которые читали им взрослые [1, с. 47].

Желание и умение думать, настойчиво искать решение развивают задачи-головоломки, задачи на преобразование, составление фигуры из частей. Это головоломки со спичками, палочками, игры «Пифагор», «Силуэт», «Танграм». Поиск решения подобных задач может осуществляться детьми чисто практически, или через сочетание практических и мыслительных действий, или только мысленно. Ребята выдвигают предположения о ходе и путях решения, проверяют или отвергают их нередко до начала практического осуществления задуманного. Все это говорит о целенаправленности поиска и умственной активности.

Среди возможных средств развития познавательного интереса, а также  исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику  работы детских дошкольных учреждений. Педагоги все больше делают акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» [14, c. 5].

Таким образом, перечисленные средства формирования у дошкольников познавательного интереса относятся к поисковой деятельности, которая основывается на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов и является эффективным подходом к построению воспитательно-образовательного процесса. Решая познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети учатся сомневаться, мыслить критически. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых) повышают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке имеющихся.

1.3. ИКТ технологии в условиях детского сада.

          Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

           Введение информационных технологий в программу подготовки детей к школе является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) обучения, внедренные около 10 – 15 лет назад, показали за прошедшее время свою действенность. Основные закономерности их применения не являются чем-то специфичным, а следуют законам педагогической науки.

         Использование ИКТ в дошкольном образовании носит динамический характер, что в первую очередь обусловлено их свойствами, позволяющими отображать и анализировать огромные объемы информации. Особенностью ИКТ является работа с образами предметов, что соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольных переходу от наглядно-предметной к наглядно-образной форме мышления. Настоящее время характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, изменением роли и места персональных компьютеров в современном обществе.

          Сейчас ведётся много споров, какой быть в школе в двадцать первом веке, чтобы она соответствовала требованиям и запросам современного общества. И как показывает практика, без новых информационных технологий нельзя представить современную школу. Именно поэтому процессы информатизации в российских школах начинаются с дошкольного образования, которое сегодня приобретает особую значимость.

        Зачастую родители, приводящие в детский сад своих детей, уверены, что «готовность к школе», это умение ребенка писать, читать и считать, совершенно забывая при этом об объективных возрастных закономерностях развития дошкольника. Ребенка нужно развивать, пробуждая весь тот потенциал, что в нем заложен, видеть прекрасное, разработать у него мелкую моторику. Но не менее важной задачей является привитие ребенку навыков абстрактного мышления, умения логически мыслить. Все это предъявляет качественно новые требования к этапу предшкольного образования.

       Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с момента подготовки ребенка к обучению в школе. Это в первую очередь связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Приобщение к информационной культуре – приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. Нельзя забывать и о том, что мега развитие информационных компьютерных технологий в последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка.

      При этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. Как известно, доминирующим у старших дошкольников является наглядно-образное мышление, в этом же возрасте закладывается и требует направленного развития словесно-логическое мышление.

       Развитие ребенка с помощью компьютера связано не только с типами мотивации детей за компьютером:

- интерес к новому, загадочному предмету -  компьютеру;

- исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);

- мотив успешного решения познавательных задач, но и особенностью и специфической сложностью компьютеризованных предметных уроков в дошкольной подготовке.

Занятия детей с компьютером включают четыре взаимосвязанных компонента:

- Активное познание детьми окружающего мира.

-Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач.

- Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора.

- Активизирующее общение ребенка с взрослыми и другими детьми.

        Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Ни для кого не секрет, что у ребенка в процессе работы за компьютером помимо огромного интереса к нему, формируются настойчивость, терпение, устойчивое внимание, что так не свойственно возрастным особенностям старшего дошкольного возраста.

    За компьютером дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Совместные компьютерные занятия-игры позволяют снять ряд трудностей в общении детей, так характерных в этом возрасте и способствуют обогащению речи, готовят к обучению в школе.

     Компьютер также является средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности. Известно, что к основным мотивам старших дошкольников относится установление и поддержание положительных отношений с взрослыми и сверстниками. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети с удовольствием работают с компьютером, а неудача игры побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.

     Согласно психологическим аспектам теории развития личности, в зависимости от доминанты механизма мышления (право- и левополушарного), информационные технологии способствуют созданию условий для одновременной работы обоих полушарий, что приводит к развитию координации, художественно-образному развитию, сбалансированности, эффективного развития мышления ребенка, его физических качеств.

      Применение информационных компьютерных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями. Поэтому электронных средств мультимедиа открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. Дело в том, что применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, простого интуитивного, понятного интерфейса и доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность - игру.

        При выборе компьютерных развивающих программ нужно учитывать не только педагогические, технологические, но психологические аспекты развития ребенка. Потому программные продукты, проходят комплексную проверку учителей начальных классов, школьного психолога, учителя информатики. Применяемые программные продукты направлены на:

- координацию движения;

- счет геометрических фигур, разно величинных объектов, динамических фигур;

- развитие панорамного внимания;

- создание объемных изображений;

- развитие координации движения, глазомера, навыки владения мышкой;

- развитие реакции;

- развитие памяти (в том числе числовой и музыкальной);

- развитие мыслительных процессов;

- развитие математических навыков в игровой форме;

- развитие логического мышления;

- развитие внимания и воображение;

- создание и выполнение творческих заданий;

- знакомство с «живой» азбукой;

- развитие информационной культуры;

- развитие информационной грамотности.

     Занимательность, включение в содержание дидактической игры, а также раскраски, удобство управления, возможность фрагментарного использования и, в тоже время, наличие определенных уровней трудности в освоении программы, все это гарантирует высокий образовательный эффект от включения пособия в педагогический процесс.

    Принципиально значимой для сферы обучения старших дошкольников является интерактивность, благодаря которой учащиеся могут в процессе анализа мультимедиа объектов динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать их с разных сторон, приближать и удалять, останавливать и вновь запускать с любого места, менять характеристики освещенности и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности. Одной из особенностей является гармоничное сочетание программное обеспечение, дизайн, объем графической и текстовой информации, структура и навигация, звук, анимация и видеоролики, интерактивные формы.

        Применение компьютера в дошкольном образовании необходимо, т.к. способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и является тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и всестороннего развития дошкольника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Электронные презентации дают возможность педагогу  при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к занятию. Образовательная деятельность, составленная при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Преимущества использования ИКТ: 1. индивидуализация обучения;

2. интенсификация самостоятельной работы воспитанников;

3. рост объема выполненных на уроке заданий;

4. расширение информационных потоков при использовании Internet.

5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает педагогу новые возможности, позволяя вместе с воспитанниками получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены группы, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

         Таким образом, использование современных информационных технологий является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников.

Выводы по I главе.

       В ходе изучения психолого - педагогической литературы о развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, нами было выявлено, что по силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии стоят на ряду  с другими средствами.

       Мультимедийный материал представляется в привлекательной для ребенка форме, является ярким значимым, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. ИКТ сочетают в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка. А применение цвета, графики, звука через интерактивные технологии позволяет моделировать различные ситуации и среду дошкольного возраста.

II. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

2.2 Содержание работы по использованию электронных пособий в формировании познавательного интереса у детей старшего возраста

     Электронные пособия позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.  При создании таких пособий для педагогического процесса в дошкольных учреждениях следует уделять внимание следующим возможностям программы PowerPoint: вставка звука, видео, наложение анимационных характеристик на объект, прорисовка собственной траектории перемещения объекта, наложение гиперссылок, добавление звука на объект в момент наведения на него мышкой и многое другое.

        Рекомендации по оформлению и содержанию презентаций. Критерии оформления: 1) соответствие оформления целям и содержанию презентации; 2) единый стиль в оформлении; 3) разумное разнообразие содержания и приемов оформления; 4) грамотное использование различных шрифтов, списков, таблиц, схем, иллюстраций (рисунков, фото); 5) качественное форматирование текста; 6) качественное техническое оформление изображений (соответствующие размеры, четкость, яркость рисунков и фотоизображений); 7) дизайн и эстетика оформления; 8) продуманное обоснованное применение анимации, настройки анимационных эффектов.

        Критерии содержания: 1) соответствие содержания презентации содержанию учебного занятия; 2) соответствие содержания презентации целям, структуре самого мероприятия; 3) слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда; 4) не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными

   

    Формирующий эксперимент.

Цель: разработка электронных пособий  направленных на развитие познавательной активности.

Задачи. 1. Повысить практический уровень педагогов ДОУ по использованию ИКТ в образовательной деятельности. 2. Разработать электронные пособия, направленные на развитие познавательной активности в  образовательной деятельности. 3. Использовать электронные пособия  детям старшего дошкольного возраста.

Для повышения практического уровня педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены следующие мероприятия:

- Консультации для педагогов: «Использование ИКТ в работе воспитателя», «Использование ИКТ для повышения познавательной активности дошкольников процессе непосредственной образовательной деятельности;

- Консультативный практикум;

В основу разработки электронных пособий легли следующие принципы:

- принцип развития ребенка в деятельности ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя;

- принцип взаимодействия, предполагающий совместную деятельность в системе «ребенок-педагог».

- принцип психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;

- принцип формирования деятельности, умение ставить цель и реализовывать ее, готовность к самостоятельному познанию;

- принцип природосообразности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.          

       В отличие от обычных средств обучения, медиа-технологии способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребёнка. Презентация – это обучающий мини-мультик, с красивыми картинками, это отличное пособие помогающее рассказать ребёнку об окружающем мире, не выходя за пределы детского сада.

Электронные пособия позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фотографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. В игровой форме можно познакомить детей, например, с правилами дорожного движения,  провести познавательно-игровой конкурс с показом различных ситуаций на дороге и в транспорте и т.д. А как необходимы презентации, электронные пособия  при ознакомлении с окружающим миром. Темы «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых», «Времена года» и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень интересны электронные пособия с использванием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности. Значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышает уровень познавательных способностей.

         Для оптимизации работы воспитателя по реализации комплексно-тематического планирования был разработан план использования электронных пособий  в процессе образовательной деятельности:

Месяц

Тема

Форма ИКТ

Цель использования ИКТ

Место использования ИКТ

Октябрь

«Куьунну киьи кулбутунэн»

Показ презент. PowerPoint

Изучение нового материала

Ноябрь

"Чэйин эрэ, таайыагын"

Закрепление пройд.мат

Декабрь

"Саха сирин кыстыыр котордоро"

Изучение нового материала

Январь

"Тыа кыыллара"

Закрепление пройд.мат

Февраль

"Ос хоьоонноро"

Изучение нового материала

Март

"Амма ытык сирдэрэ"

Изучение нового материала

Апрель

"Халлаан куйаара"

Изучение нового материала

Май

"Кыайыы кунэ!"

Изучение нового материала

     В ходе исследования по вышеизложенному плану нами созданы электронные пособия формирующие познавательный интерес детей старшего возраста. Эти пособия использовались как во время НОД, так и в свободное от нее  время.

1. Электронное пособие «Куьунну киьи кулбутунэн».

Цель: формировать представления детей о подготовке людей на зиму, труде взрослых (сенокос, подледное рыболовство мунха, приготовление льда на зиму, сбор урожая, ягод и.т.д.), развивать познавательный интерес детей посредством анимационных слайдов, обогащение словаря.

Пособие "Куьунну киьи кулбутунэн" включает в себя анимационные картины осени, труда взрослых по различным видам деятельности, видео сенокоса, стихотворения об осени, дидактические игры "Ханна уунэрий?", "То5о?".

2. Электронное пособие "Чэйин эрэ, таайыа5ын!".

Цель: Расширить представления детей о диких, домашних животных, птиц Якутии, явлений природы, насекомых; развивать  познавательный интерес детей с помощью анимированных загадок, внимание; обогатить словарный запас;

        Пособие состоит из анимированных загадок по различным направлениям. Перед тем как детям задается загадка, на экране показывается подсказка. Например, дупло. И после того, как ответ загадки прозвучал, на экране появляется анимированная белка со звуковым эффектом. Все загадки такого характера, что дают детям положительные эмоции, устойчивость внимания, интереса к образовательной деятельности  и новые знания о животных, птицах,  насекомых, природе.

3. Электронное пособие "Саха сирин кыстыыр котордоро".

Цель: Расширять представления о зимующих птицах Якутии, формировать познавательный интерес детей с помощью презентационного материала, обогатить словарный запас, развивать словесную речь, воспитывать бережное отношение к птицам.

В электронном пособии представлен материал о зимующих птицах Якутии (внешний вид, среда обитание, голоса птиц и.т.п), о помощи, пользе птиц нашей природе, стихотворения о птицах, игра "Барабыайга комолос".

4.Электронное пособие "Тыа кыыллара".

Цель: расширять представление детей о диких животных Якутии, о среде и образе жизни; формировать повышение познавательной активности; обогащать словарный запас; развивать устойчивость внимания, мышление, память;

Пособие включает в себя материал об образе жизни диких животных Якутии (анимированные картины gif, голоса животных), дидактическую игру "Найди тень"-ребенок с  помощью компьютерной мыши находит тень животного, "Гостинцы животным?"-задача детей распределить пищу для животных.

5. Электронное пособие "Ос хоьоонноро".

Цель: расширять и закреплять знание детей об якутских пословицах; развивать словесную речь; раскрыть  детям глубокий смысл якутских пословиц; формировать познавательный интерес детей посредством анимированных пословиц; развивать память;

      Детям нового времени трудно раскрыть, объяснить произведения устного народного творчества. А именно детям сложно понять якутские пословицы. С помощью ярких картин, анимации, кратких сюжетов,  детям раскрывается содержание и глубокий смысл якутских пословиц. Например, в пословице "Эрдэ турбут чыычаах тумсун соттор, хойуут турбут чыычаах хара5ын хастар"-на экране изображены две птицы: одна бодрая, счастливая летит с работы домой, а вторая сонная, без настроения сидит на одном месте. Суть сюжета: тот кто рано встает все успевает, быстро все решает, а который долго спит ничего не успевает. Таким образом дети быстро запоминают пословицы, понимают суть пословиц и у них появляется интерес к образовательной деятельности. Им самим уже хочется создавать свой сюжет, свою маленькую историю.

6. Электронное пособие "Амма ытык сирдэрэ".

Цель: расширять представление детей о своей родной родине,  воспитывать патриотическое воспитание, любовь к родной Амге, бережное отношение к природе.

В пособии "Амма ытык сирдэрэ" включены фотографии памятных, красивых мест, достопримечательностей, природы, реки Амга Амгинского района; песни, стихотворения о Амге.

7. Презентация "Халлаан куйаара".

Цель: расширять представление детей о космосе, о дне космонавтики, развивать словесную речь, обогатить словарный запас, формировать познавательную активность детей с помощью мультимедийной презентации.

Эту презентацию можно использовать во время НОД на неделе  космонавтики. В презентации отражен космос, солнечная система, черная дыра, камета, ракета и.т.п. Каждый слайд имеет звуковой эффект и анимацию. Например, звук взлета ракеты, космические мелодии, летящая ракета gif, солнечная система в движении и др.

8. Электронное пособие "Кыайыы кунэ!".

Цель: расширять представление детей о Великой Отечественной войне, о дне Победы, о видах войск; развивать речь, внимание, память; воспитывать чувство гордости за родину, уважение дорогим ветеранам; обогащать словарный запас;

В пособии собраны картины о Великой Отечественной войне, о ветеранах, памятников посвященных тем годам, Красная площадь и.т.п.; песни, стихотворения о войне, видеоролик парада Победы; дидактическая игра "Российская Армия".

Проанализировав деятельность детей   с использованием информационно-коммуникативных технологий  было отмечено:  

- у детей повышается интерес к освоению новых знаний;

-  создаются положительные эмоции за счет динамичности материала;

- развиваются память, внимание;

- дети во время занятия с использованием ИКТ становятся более усидчивыми;

- наибольшую заинтересованность дети проявляли во время демонстрации фильмов и организации игр.

      Следовательно, использование специально разработанных электронных пособий способствуют повышению познавательного интереса дошкольников.  Дополнительно отметим, что во время формирующего этапа эксперимента было доказано: во время образовательной деятельности необходимо применять различные формы использования ИКТ, чередуя их между собой или с другими видами деятельности, так как дети быстро устают от однообразия. Таким образом мы можем сказать, что использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении позволяет сделать образовательный процесс простым и интересным для детей, а так же способствует повышению его эффективности. 

Заключение

        Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность. Важнейшая задача педагогов сформировать познавательную активность. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно- коммуникативных технологий. Применение информационно–коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. Применение информационно – коммуникационных технологий в различных формах способствует всестороннему развитию ребёнка, формированию интереса к познанию окружающего мира. Выдвинутая гипотеза о повышение познавательной активности при использовании информационно-коммуникационных технологий в процессе непосредственной образовательной деятельности подтвердилась в ходе экспериментального исследования. Было установлено, что ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе. Современные технологии не стоят на месте, и задача воспитателя – шагать в ногу со временем. Сама жизнь поставила нас педагогов, перед необходимостью использования компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

2. Ознакомление дошкольников с предметным миром / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2007

3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. – 2005 - №11

4. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. - №2. –С. 157 – 159.

Ананьев Б.Г. «Познавательные потребности и интересы»

 Ананьев Б.Г. « Ваш ребенок познает мир».

 Бондаревский В.Б. «Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию»

 Годовикова Д.Б. «Формирование познавательной активности»

Денисенкова Е. «Ваш ребенок познает мир»«Дошкольное воспитание» №7, 2001

 Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой/

Евдокимова Е. «Проект как мотивация к познанию»

1.        Белобрыкина О. А. Речь и общение популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», «Академия и К°», 1998.

2.Бесова        М.А. Давайте играть. Игровые программы для дошкольников и младших школьников. - Ярославль, Академия развития, 2007.

3.        Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М.: Просвещение, 1993.

4.        Доман Г. и Д. Дошкольное обучение ребенка/ Пер. с англ. - М.: Аквариум, 1995.

5.        Куликовская И.Э. Развитие мировидения у детей в дошкольном учреждении. Ростов на Дону: Изд - во Рост.Пед.Ун-та, 2002.

6.        Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, Академия развития, 1998.

7.        Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. - М.: «Баласс», 2001.

8.        Педагогические теории, системы технологии в дошкольном образовании: учебное пособие .Авт.-сост.: В. Н. Гуров, И. Ю. Резванова. - Ставрополь: СГУ, 2004.

9.        Поддьяков Н. Н. и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1988.

10.        Потапова J1. М. детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», «Академия и К0», 1998.

11.        Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, Академия развития, 1997.

12.        Субботский Е. В. Ребёнок открывает мир: Кн. Для воспитателей дет. Сада. - М.: Просвещение, 1991.

13.        Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, Академия развития, 1998.

14.        Тамберг Ю. Г. Развитие интеллекта ребёнка. - СПб.: Речь, 2002.

15.        Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребёнка. - СПб.: Речь, 2002.

16.        Тимофеева Л. Л., А. И. Уман. Комплексные развивающие занятия в подготовительной группе ДОУ. - М.: Педагогическое общество России, 2006.

17.        Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.

18.        Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Екатиренбург: У -Фактория, 2003.

19. «Человек и мир» в подготовительном классе: Учебн.метод, пособие для учителей. В. М. Вдовиченко, J1. И. Дурейко, В. И. Кучинский, С. П. Докиш.- Мн.: Нар. асвета, 1998.

20. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Л. А. Григорович, О. С. Ермоленко, Т. Д. Марцинковская и др. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль использования игровых приёмов на занятиях по ознакомлению с миром животных и растений в повышении познавательного интереса у детей 4-5 лет.

Доклад-консультация для педагогов ДОУ о необходимости  экологического воспитания детей  с использованием с использованием различных игровых приёмов....

«Как эффективно использовать проектный метод в работе учителя-логопеда для повышения познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» ( из опыта работы)

Методические рекомендации для педагогов ДОУТема: «Как эффективно использовать проектный метод в работе учителя-логопеда для повышения познавательного интереса у детей старшего дошкольного в...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по формированию познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста "Я И ПРИРОДА"

Данное методическое пособие адресовано воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. Методическое пособие представляет собой описание использования прак...

«Повышение познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

В статье рассказано о пользе и необходимости экспериментальной деятельности в работе с детьми....

Опыт работы по теме: «Интерактивная доска - как средство повышение познавательного интереса у детей подготовительной группы»

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Для повышения эффективности образовательного процесса, качества обучения, познавательного интереса у детей воспита...