Отчет по самообразованию на тему "Развитие речи детей с ТНР в процессе театрализованной деятельности"
материал (старшая группа)
Опыт работы по развитию детей с тяжелыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobr_teatr._2018-19_g.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№1 «Сказка»
Отчет по самообразованию
за 2018-2019 учебный год
воспитателя
Абдразаковой Елены Рахимзяновны
на тему
«Развитие детей с тяжелыми нарушениями речи
в процессе театрализованной деятельности»
г.Мегион.
2018-2019уч.г.
Тема: «Развитие детей с тяжелыми нарушениями речи
в процессе театрализованной деятельности»
Актуальность:
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.
Значение театрализованной деятельности:
• помогает усвоению богатства языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствуется артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
• стимулирует активную речь
Цель работы по самообразованию:
Формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность.
В процессе работы над данной темой я ставила следующие задачи:
- Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в процессе театрализованной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста.
- Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение, загадка).
- Обучать детей эмоциональному реагированию, формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением своих эмоции.
- Развивать и совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи.
- Развивать интерес к театру как к искусству, воспитывать навыки театральной культуры.
- Совершенствовать предметно- развивающую среду для активизации словесного творчества и актерского мастерства.
- Разработать методические рекомендации по развитию речи детей в процессе театральной деятельности для родителей
Дата начала работы над темой: 01.10.2018 г.
Планируемая дата окончания работы: 31.05.2019 г.
Результаты работы:
Данная тема выбрана мною не случайно, я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Работу над темой самообразования я начала с изучения методической, психолого- педагогической литературы:
- Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят: популярная литература –М., 2000
- Интернет сайт «maam.ru», «nsportal»
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М.: Просвещение,.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (Раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детсада. - М.: Просвещение, 1981.
- Буренина А.И. Театр всевозможного. От игры до спектакля.- Санкт-Петербург, 2002.
- Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой.
- Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.
- Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой.
- Театрализованные игры в детском саду – авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой.
- Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной.
- Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети»
Проводилась работа с родителями: консультации, разработаны различные памятки и рекомендации: «Театр в жизни ребёнка», «Читаем детям», «Построение среды для театрализованной деятельности» методические рекомендации для воспитателей «Теоретические основы организации театрализованной деятельности в ДОУ».
На протяжении всего учебного года проводила работу по театрализованной деятельности. Игры- импровизации, театральные этюды, миниатюры имеют огромное значение в решении задач по развитию речи и коммуникативных навыков у детей. Ведь импровизация предполагает сценическую игру, не подготовленную на репетициях. Дети представляют себя в роли того или иного сказочного героя и передают его настроение, так, как понимают сами.
В режимных моментах обыгрывали с детьми знакомые стихотворения, потешки, сказки, во второй половине дня организовывали показ сказок детьми с помощью разных видов театра. Закрепили знания детей о видах театров, театральных профессиях. Формировали умение выразительно передавать образы, используя мимику и пантомиму. Многие воспитанники посещали в течении года театральный кружок. Дети научились импровизировать, отображать характерные черты героев; соблюдать содержание и правильный ход текста; развивали диалогическую речь.
Активную помощь в создании предметно-развивающей среды оказали родители воспитанников. С их помощью уголок театрализации был пополнен различными видами театра: пальчиковый, теневой, театр на палочках, на магнитах, на стаканах, куклы би-ба-бо и т.д. Совместно мы изготовили декорации для постановки сказки «Колобок на новый лад», с которой дети участвовали в ежегодном фестивале театральных коллективов в дошкольном учреждении и заняли призовое место.
Перспективы работы:
В дальнейшем планирую работать над этой темой, так как считаю ее актуальной. Театральная деятельность- одна из самых распространенных видов детской деятельности. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, так, как связана с игрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
В последние годы к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь-это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Театральная деят...
Статья Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетич...
Самообразование педагога "Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности"
план самообразования с презентацией...
Отчет по самообразованию. По теме: «Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности»
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, а ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.• Те...
План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...
«Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности в тесном сотрудничестве педагогов и родителей»
laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет ...
Проект по выявлению и развитию интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Пояснительная записка У большинства детей дошкольного возраста в той или иной степени отмечается неспособность интонационно оформлять свою речь, п...