Самообразование педагога "Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности"
материал (средняя группа)
план самообразования с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 20.69 КБ |
samoobrazovanie.pdf | 939.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад «Золотая рыбка» с. Печерск, Смоленского района, Смоленской области
План работы по самообразованию
(средняя группа)
«Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности»
Воспитатель:
Качяраускене Ксения Вадимовна
2018-2019 уч. г.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
В последнее время, принимая воспитанников в группу и начиная с ними общаться, мы отмечаем нарушения в речевом развитии у многих ребят. Это и звукопроизношение, и задержки речевого развития, бывают трудности в общении со сверстниками. Можно отметить бедность словарного запаса, отсутствие интонационной выразительности. Испытывают ребята среднего возраста трудности при обучении составления рассказов. Мы решили поискать пути решения этих проблем, в том числе, в привлечении детей к театрализованной деятельности.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального развития и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Значение театрализованной деятельности:
- помогает усвоению богатства языка, его выразительных средств;
- появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
- совершенствует артикуляционный аппарат;
- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
- улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
- дети получают эмоциональный подъём;
- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
- позволяет формировать опыт социального поведения;
- стимулирует активную речь.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и просмотра театрализованных постановок: кукольного театра, детского творчества и других видах театрального искусства. (театр)
Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи. (игра)
Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. (игра)
В работе были использованы артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Пальчиковый театр не только способствует развитию речи ребенка, но и развивает мелкую моторику, которая играет не последнюю роль в речевом развитии детей.
Теневой театр был очень интересен детям. Организация спектакля теневого театра — отличная задумка воспитателей, благодаря которой дети познакомились с таким видом театра, увидели его «закулисную» сторону. Участие детей в подобных постановках заставляет их проявить свою фантазию и развивает речь, творческие способности, артистизм. Дети вместе готовятся к общему действию, репетируют, стремятся хорошо выступить перед своими друзьями.
Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Также с этой задачей хорошо справляется театр «Би-Ба-Бо» и театр на палочках.
План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год
Дата | Тема | Цель | Практические выходы |
сентябрь | Изучение методической литературы по темам «Театрализованная деятельность в ДОУ», «Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности» | Повысить свой теоретический уровень, компетентности по данной теме | |
Октябрь | Просмотр кукольного театра «Детям про интернет». Беседа «Что такое театр?» | Познакомить детей с театром, с правилами поведения. | Пополнение театрального уголка различными видами театров. |
Ноябрь | Разучивание и постановка сказки «Рукавичка». Привлечение детской библиотеки. | Продолжать знакомить с театром, с театральными профессиями(режиссер, актер, костюмер, декоратор). | Показ сказки, с использованием театральных костюмов. Консультация для педагогов «Теоретические основы организации театрализованной деятельности в ДОУ» |
Декабрь | Этюды «Угадай, что я делаю?», «Что за герой?», «Падающая снежинка» и т.д. Театрализованные игры: «Волшебное превращение», «Представь себе» | учить детей импровизировать, отображать характерные черты героев | Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка» |
Январь | Обыгрывание детьми знакомых сказок («Колобок», «Репка», «Теремок») по ролям с помощью настольного театра. | Учить детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую речь. | . Показ сказки детьми с помощью разных видов театра. |
Февраль | Обыгрывание знакомых детям стихотворений, песен, потешек. | продолжать учить детей эмоционально обыгрывать текст, сочетая речь, движение и мимику; развивать интонационную выразительность. | |
Март | Рассказывание сказки «Кот, дрозд да петух» | Развивать монологическую речь путём обыгрывания сказки. Учить детей рассказывать эмоционально, менять тембр голоса. | Показ сказки с помощью настольного театра. |
Апрель | Разучивание и постановка сказки «Волк и семеро козлят» | развивать умение вжиться в роль, передать характерные черты сказочных героев, сочетать речь, движение и мимику | Участие детей. |
Май | Развлечение | Закрепить знания детей о видах театров, театральных профессиях. Продолжать формировать умение выразительно передавать образы, используя мимику и пантомиму. | Участие детей. |
Используемая литература:
1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение,.
2.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (Раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детсада. - М.: Просвещение, 1981.
3.Буренина А.И. Театр всевозможного. От игры до спектакля.- Санкт-Петербург, 2002.
4.Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой.
5.Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.
6.Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой.
7.Театрализованные игры в детском саду – авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой.
8.Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной.
9.Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети»
10.«Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Активизация связной речи детей второй младшей и средней группы в процессе театрализованной деятельности».
Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования иде...
Статья Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетич...
Отчет по самообразованию. По теме: «Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности»
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, а ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.• Те...
Отчет по самообразованию на тему "Развитие речи детей с ТНР в процессе театрализованной деятельности"
Опыт работы по развитию детей с тяжелыми нарушениями речи...
«Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности в тесном сотрудничестве педагогов и родителей»
laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет ...
Самообразование «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Тема Тема самообразования: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...
План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...