Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» старшая группа
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ по теме самообразования «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Воспитатель: Пахомова Л.Б 2020-21 гг. |
В 2020-21 учебном году я продолжила изучать тему по самообразованию: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучать и использовать инновационные технологии в работе по формированию речи у детей;
- Создать предметно-развивающую среду по формированию и развитию речи у детей дошкольного возраста;
- Обобщение опыта работы по данной теме.
Актуальность:
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Работу осуществляла по следующим направлениям:
- изучение литературы,
- анализ уровня развития связной речи у воспитанников на начало и конец учебного года.
- Работа над созданием развивающей среды, взаимодействие с детьми,
- взаимодействие с родителями,
- взаимодействие с педагогами.
В течение года изучала соответствующую литературу по данной теме:
- Косинова Е.М. «Гимнастика для развития речи» – М.: ООО «Эксмо», 2003.
- Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» – АСТ, 2011. – 64с.
- Бойко Е.А. «Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников» – Рипол Классик, 2011. – 256 с.
- Гербова В.В. «Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание» - 2016. - N 9. - с. 28-34.
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада» - М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
- Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - Детство-Пресс, 2010.
- Маханева М. В. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» – М.:ТЦ «Сфера», 2016.
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.
- Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.
- Мурашковска И.Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". -Рига 1994 г.
Данные авторы предлагают методические пособия для средней, старшей и подготовительной групп. В них представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий по развитию речи. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который помогает в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические и словесные игры и упражнения. Также авторы предлагают критерии диагностики уровня развития речи детей.
В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания, интернет – ресурсы:
- Научный учебно-педагогический центр НУМИ-nttp/www.numi.ru.
- Интернет сообщество «Педсовет.орг»- nttp/www.pedsovet.org.
Пополняя знания по данной теме, приняла участие:
Семинары
1."Игровые технологии в дошкольном образовании"
2."Развитие профессиональной компетенции педагога в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО" 3."Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии ФГОС дошкольного образования!
4."Особенности образовательной организации в условиях сложной зпидемиологической ситуации"
Конкурсы
- Окружной Фестиваль инновационных практик по теме: «Использование инновационной технологии ТРИЗ в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО» - Диплом 1место
-всероссийский конкурс педагогического мастерства для педагогов дошкольного образования «Нестандартное занятие в детском саду»
-всероссийский дистанционный конкурс для работников образования на лучшую статью «Современные технологии в работе педагога»
-междунароном конкурсе Интернет-ресурсов педагога "Моя педагогическая копилка-онлайн" - Диплом 1 степени
Создала и опубликовала авторский материал
на Всероссийском педагогическом информационном портале урок.рф:
-Кроссенс для среднего и старшего дошкольного возраста по теме: «Русские народные сказки»
-Интерактивные пазлы по русским народным сказкам: «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», "Бычок – смоляной бочок" и др.
-Кроссворд по мотивам русской народной сказки «Гуси-Лебеди» для детей старшего дошкольного возраста.
Творческое сотрудничество по теме самообразования:
С детьми:
1.Создание развивающей среды - оформила центр речевого развития детей:
- настольные кукольный театр по сказкам, теневой и платковый
-картонный пальчиковый театр,
-маски героев для обыгрывания сказок, потешек, стишков;
-логокуб (универсальное пособие, которое может использоваться на различных занятиях, в зависимости от подобранного материала)
- атрибуты для игровых позиций: ширма для театра би-ба-бо, настольного театра, костюмы в уголке «ряженных»;
-картотека игр и тренингов на формирование развития речи и системного мышления, дидактические игры на развитие мелкой моторики,
- библиотека красочных книг.
-атрибуты к театру на палочке, на ладошке
- лэпбук с дидактическими играми, с приемами ТРИЗ по развитию речи, творческого воображения,
дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Угадай сказку по тени» и др.
Большое внимание уделяла составлению и отгадыванию загадок по схеме. Что особенно понравилось детям, которые с удовольствием придумывали логические загадки.
Для определения уровня развития речи детей провела мониторинг руководствуясь методикой определения уровня речевого развития дошкольников от 3 до 7 лет О. Ушаковой
С родителями:
-Папка-передвижка «Дети и театр», «Воспитание сказкой», «Речевые игры для детей 5-6 лет»
Консультации:
«Театрализованная деятельность дошкольников»,
«Развитие речи у детей через театрализованную деятельность», «Использование Триз технологии для развития связной речи детей»
«Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
«Использование загадок как средство формирования выразительности речи».
«Раскрытие творческих способностей детей»
Буклет «Домашний театр»
-Памятки для родителей по обучению связной речи.
-Рекомендации для родителей «Обучение дошкольников пересказу»
С педагогами ДОУ:
- отчет в форме доклада, выставки на педагогическом совете.
- буклет мастер-класса «Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников».
Заключительная часть
В результате изучения темы я пополнила свои теоретические знания по данной теме, глубже познакомилась с методами, приёмами и способами работы которые способствуют развитию речи детей.
В следующем году работа по данной теме будет продолжена.
В этом учебном году я внедрила в практику своей работы образовательные проекты:
Для развитие артистических способностей детей реализовала проект по театрализованной деятельности «Театр и мы»
В группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей:
* Оформлен уголок театрализованной деятельности.
Изготовлены:
* маски и атрибуты.
* театр на палочках
* конусный театр для обыгрывания сказок.
* теневой театр.
* пальчиковый театр.
*дидактические игры и пособия
* картотеки «Театр», «Театральные профессии», «Виды театра».
* Пополнен уголок ряженья в группе.
2. Для развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников через русскую народную сказку и воспитание у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства был реализован проект по речевому развитию «По дорогам сказок».
В результате совместной деятельности дети приобщились к художественной литературе, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать.
Продукты проектной деятельности: пополнились картотеки пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
Созданы дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Угадай сказку по тени » и др.
3. Для формирования экологической культуры детей разработала исследовательский проект" Могут ли улитки Ахатина стать домашним питомцем ".
Продукты проектной деятельности:
• участие воспитанника в районном конкурсе исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Юные исследователи Алтая» с получением грамоты за 2 место.
4. Для воспитание у детей культуры безопасного поведения в различных ситуациях был реализован проект по основам безопасного поведения старших дошкольников «Пространство безопасности»
Продукты совместной с детьми и родителями деятельности:
• создание макетов «Не играй с огнем!»,
• выставки детских рисунков и поделок,
• подборка конспектов занятий и тематических бесед,
• подборка загадок, пословиц и поговорок,
• изготовление настольно-печатных игр по ОБЖ,
• картотека игр по ПДД и ОБЖ,
• мультимедийные презентации,
• участие воспитанника в районном конкурсе «Пожарная ярмарка» с получением грамоты за 1место. И в конкурс « Безопастность на воде» - 1 место
5.Во время тематической недели «Космос» дети группы работали над краткосрочным, познавательным проектом «Этот загадочный космос», который был направлен на воспитание формирование у детей старшего представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Наше недельное путешествие по «космосу» прошло удачно. Дети с большим удовольствием, интересом и вниманием рассматривали иллюстрации о Вселенной, фотографии космонавтов, разгадывали загадки о небесных телах, слушали рассказы из энциклопедии для детей, рисовали, клеили, конструировали, лепили.
Продукты проектной деятельности:
-Лепбук «Космос», в котором собраны дидактические игры.
-участие воспитанника в районном конкурсе «Сохраним биосферу» подноминация "Природа и судьбы людей. Близкий и Далекий космос", в котором со сказкой о планетах занял 3 место.
6. Для развития речи детей применила проект «Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников». ТРИЗ технология позволяет не просто развить фантазию детей, а научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера.
На НОД Описание картины «Сказочный лес»
-игра с «подзорной трубой»;
- игра «Данетка»;
- игра «Системные цепочки»,
- игра «Угадай по описанию»;
- составление загадок;
- составление синквейна
- игра «Сказочный паровозик времени»;
- игра «Теремок»
Сочинение сказки
- игры с кругами Луллия
-«Салат из сказок»
Продукты проектной деятельности:
-картотека игр и тренингов для детей старшего дошкольного возраста
-Лепбук « ТРИЗ», в котором собрано множество дидактические игры по данной технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/22/picture-1073157-1540239359.jpg)
Презентация: " Развитие связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Театрализованные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-1039172-1570977754.jpg)
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-1039172-1570977754.jpg)
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1174996-1571741372.jpg)
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Ахметзяновой Н.Х.
План по самообразованию«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/29/picture-1071838-1567076513.png)
Отчет по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" в старшей группе детского сада
Отчет по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/27/picture-871317-1653669274.jpg)
План по самообразованию воспитателя по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/17/picture-1408002-1671269153.jpg)
Отчет по самообразованию Развитие связной речи детей дошкольного возраста 2017-18гг
Развитие связной речи детей дошкольного возраста...