Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» старшая группа
статья (старшая группа)

Пахомова Лариса Борисовна

Отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ

по теме самообразования

«Развитие связной речи

 детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

                                Воспитатель:  Пахомова Л.Б

2020-21 гг.

В 2020-21 учебном году я продолжила изучать тему по самообразованию: «Развитие связной речи детей  старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель:  повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития речи у  детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1.  Изучать  и использовать  инновационные технологии в работе по формированию речи у детей;
  2. Создать предметно-развивающую среду по формированию и развитию  речи у детей дошкольного возраста;
  3.  Обобщение опыта работы по данной теме.

Актуальность: 

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. 

Работу осуществляла по следующим направлениям:

  1. изучение литературы,
  2. анализ уровня развития связной речи у воспитанников на начало и конец учебного года.
  3. Работа над созданием развивающей среды, взаимодействие с детьми,
  4.  взаимодействие с родителями,
  5.  взаимодействие с педагогами.

 В течение года изучала соответствующую литературу по данной теме:

  1. Косинова Е.М. «Гимнастика для развития речи» – М.: ООО «Эксмо», 2003.
  2.  Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» – АСТ, 2011. – 64с.
  3. Бойко Е.А. «Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников» – Рипол Классик, 2011. – 256 с.
  4. Гербова В.В. «Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание» - 2016. - N 9. - с. 28-34.
  5. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада» - М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
  6. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»  - Детство-Пресс, 2010.
  7. Маханева М. В. «Театрализованные занятия  в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» – М.:ТЦ «Сфера», 2016.
  8. Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
  9. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.
  10. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.
  11. Мурашковска И.Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". -Рига 1994 г.

           

Данные авторы предлагают методические пособия  для средней, старшей и подготовительной групп. В них представлены перспективное планирование,  подробные конспекты занятий по развитию речи. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который помогает в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические  и словесные игры и упражнения. Также авторы предлагают критерии диагностики уровня развития речи детей.

   

 В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания, интернет – ресурсы:

- Научный учебно-педагогический центр НУМИ-nttp/www.numi.ru.

- Интернет сообщество «Педсовет.орг»- nttp/www.pedsovet.org.

  Пополняя знания  по данной теме,  приняла участие:

 Семинары

1."Игровые технологии в дошкольном образовании"

2."Развитие профессиональной компетенции педагога в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО" 3."Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии ФГОС дошкольного образования!

4."Особенности  образовательной организации  в условиях сложной зпидемиологической ситуации"

 Конкурсы

- Окружной Фестиваль инновационных практик по теме:                     «Использование инновационной  технологии ТРИЗ в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО» - Диплом  1место

-всероссийский конкурс педагогического мастерства для педагогов дошкольного образования «Нестандартное занятие в детском саду»

-всероссийский дистанционный конкурс для работников образования на лучшую статью «Современные технологии в работе педагога»

-междунароном конкурсе Интернет-ресурсов педагога "Моя педагогическая копилка-онлайн" - Диплом 1 степени  

 Создала и опубликовала авторский материал 

на Всероссийском педагогическом информационном портале урок.рф:

-Кроссенс для среднего и старшего дошкольного возраста по теме: «Русские народные сказки»

-Интерактивные пазлы  по русским  народным  сказкам: «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», "Бычок – смоляной бочок" и др. 

-Кроссворд по мотивам русской народной сказки «Гуси-Лебеди» для детей старшего дошкольного возраста. 

Творческое сотрудничество по теме самообразования:

        С детьми: 

1.Создание развивающей среды - оформила центр речевого развития детей:

 - настольные кукольный театр по сказкам, теневой и платковый

-картонный пальчиковый театр,

-маски героев для обыгрывания сказок, потешек, стишков;

-логокуб (универсальное пособие, которое может использоваться на различных занятиях, в зависимости от подобранного материала)

- атрибуты для игровых позиций: ширма для театра би-ба-бо, настольного театра, костюмы в уголке «ряженных»;

-картотека игр и тренингов на формирование развития речи и системного мышления, дидактические игры на развитие мелкой моторики,

- библиотека красочных книг.

-атрибуты к театру на палочке, на ладошке

- лэпбук с дидактическими  играми,  с  приемами  ТРИЗ по развитию  речи, творческого воображения,

дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Угадай сказку по тени» и др. 

Большое внимание уделяла составлению и отгадыванию загадок по схеме. Что особенно понравилось детям, которые с удовольствием придумывали логические загадки. 

Для определения уровня развития речи детей провела мониторинг руководствуясь методикой определения уровня речевого развития дошкольников от 3 до 7 лет О. Ушаковой

        С родителями:

-Папка-передвижка «Дети и театр», «Воспитание сказкой», «Речевые игры для детей 5-6 лет»

Консультации:

 «Театрализованная деятельность дошкольников»,

«Развитие  речи  у  детей через  театрализованную деятельность», «Использование  Триз технологии для развития связной речи детей»

«Роль сказки в развитии детской эмоциональности».

 «Использование загадок как средство формирования выразительности речи».

«Раскрытие творческих способностей детей»

 Буклет «Домашний театр»

-Памятки для родителей по обучению связной речи.

-Рекомендации для родителей «Обучение дошкольников пересказу» 

  С педагогами ДОУ:

- отчет в форме  доклада, выставки на педагогическом совете.

- буклет  мастер-класса «Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников».  

Заключительная часть

В результате изучения темы я пополнила  свои теоретические знания по данной теме, глубже познакомилась с методами, приёмами и способами работы которые способствуют развитию речи детей.

В следующем году работа по данной теме будет продолжена.

В этом учебном году я внедрила в практику своей работы  образовательные проекты:

  Для развитие  артистических способностей детей реализовала проект по театрализованной деятельности «Театр и мы»

 В группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей:

* Оформлен уголок театрализованной деятельности.

Изготовлены:

* маски и атрибуты.

* театр на палочках

* конусный театр для обыгрывания сказок.

* теневой театр.

* пальчиковый театр.

*дидактические игры и пособия

* картотеки «Театр», «Театральные профессии», «Виды театра».

* Пополнен  уголок ряженья в группе.

2. Для развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников через русскую народную сказку и воспитание у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства был реализован проект по речевому развитию  «По дорогам сказок».

В результате совместной деятельности дети приобщились к художественной литературе, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать.

Продукты  проектной  деятельности:  пополнились картотеки пальчиковой и артикуляционной  гимнастики.

Созданы дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Угадай сказку по тени » и др.

3. Для формирования экологической культуры детей разработала  исследовательский проект" Могут ли улитки Ахатина стать домашним питомцем ".

Продукты  проектной  деятельности:

• участие  воспитанника в  районном конкурсе исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Юные исследователи Алтая» с получением грамоты за 2 место.

4.  Для воспитание у детей  культуры безопасного поведения в различных ситуациях был реализован проект по основам безопасного поведения старших дошкольников  «Пространство безопасности»

Продукты совместной с детьми и родителями деятельности:

• создание макетов «Не играй с огнем!»,

 • выставки детских рисунков и поделок,

• подборка конспектов занятий и тематических бесед,

• подборка загадок, пословиц и поговорок,

• изготовление настольно-печатных игр по ОБЖ,

• картотека игр по ПДД и ОБЖ,

• мультимедийные презентации,

• участие  воспитанника в  районном конкурсе «Пожарная ярмарка» с получением грамоты за 1место. И в конкурс « Безопастность на воде» - 1 место

5.Во время тематической недели «Космос» дети группы работали над краткосрочным, познавательным проектом «Этот загадочный космос», который был направлен на воспитание формирование  у  детей старшего представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Наше недельное путешествие по «космосу» прошло удачно. Дети с большим удовольствием, интересом и вниманием рассматривали иллюстрации о Вселенной, фотографии космонавтов, разгадывали загадки о небесных телах, слушали рассказы из энциклопедии для детей, рисовали, клеили, конструировали, лепили. 

Продукты  проектной  деятельности:

 -Лепбук «Космос», в котором собраны дидактические игры.

-участие  воспитанника в  районном конкурсе «Сохраним биосферу» подноминация "Природа и судьбы людей. Близкий и  Далекий космос", в котором со сказкой о планетах занял 3 место.                                              

6.  Для развития речи  детей применила проект «Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников».  ТРИЗ технология позволяет не просто развить фантазию детей, а научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера.

 На НОД Описание картины «Сказочный лес»

-игра с «подзорной трубой»;

- игра «Данетка»;

- игра «Системные цепочки»,

- игра «Угадай по описанию»;

- составление загадок;

- составление синквейна

- игра «Сказочный паровозик времени»;

-  игра «Теремок»

Сочинение сказки

- игры с кругами Луллия

-«Салат из сказок»

Продукты  проектной  деятельности:

-картотека игр и тренингов для детей старшего дошкольного возраста

-Лепбук « ТРИЗ», в котором собрано множество дидактические игры  по  данной технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: " Развитие связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Театрализованные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи....

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

План по самообразованию   «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год

План по самообразованию    «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»    2019-2020 учебный год...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Ахметзяновой Н.Х.

План по самообразованию«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

План по самообразованию воспитателя по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи....