Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы»
учебно-методический материал по развитию речи
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 181.21 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61 – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
ОТЧЕТ
по самообразованию
«Развитие связной речи детей подготовительной
к школе группы»
Подготовила воспитатель
Ульянова Т.В.
В 2018-2019 учебный год года я работала над темой самообразования «Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы.
Цель: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- изучение и использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей,
- создание предметно-развивающей среды по формированию и развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы;
- разработка системы работы с родителями по развитию связной речи детей;
- обобщение опыта работы по данной теме.
Актуальность
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Работу я начала по следующим направлениям:
- изучение литературы,
- работа над созданием развивающей среды,
- занятия с детьми,
- взаимодействие с родителями.
Изучила соответствующую литературу по данной теме:
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах /Под ред. М.Е. Верховкиной. – СПб: КАРО, 2014.
- Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43.
- Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.
- Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
- Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009. – 96 с.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет. Посетила открытые занятия коллег, выступила на педагогическом совете. Разработала перспективный план по развитию речи.
Оформила центр речевого развития детей.
Изготовила и внесла:
- дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?», «Буква моего имени», «Назови слова», «Употребление предлогов»
- дидактические пособия («Пересказ», «Фонетическая зарядка», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»);
- сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»);
- книги: В. Сутеев «Мешок яблок», «Война грибов», «Вершки и корешки»;
- картотеки пословиц, поговорок.
Велась работа с родителями:
Консультации для родителей по обучению связной речи.
- «Каждый ребенок - индивидуальность!»
- «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье ребенка».
- «Охрана зрения и слуха».
- «Детские игры – дело серьезное».
Папка передвижка:
- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».
- «Как избежать школьных неудач».
Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые способствуют развитию речи детей
- Пальчиковая гимнастика. (развитие речи через мелкую моторику)
- Дыхательная артикуляционная гимнастика.
- Словесные дидактические игры.
- Картотека логических загадок.
Также театрализация использовалась мною в интересах речевого развития ребенка.
В рамках реализации проекта «Три кита» под руководством музыкального руководителя проводила совместно с детьми театрализованные праздники и спектакли. Тем самым формировала правильное произношение звуков в речевом развитии.
Большое внимание уделяла работе над звукопроизношением детей.
Проводила фонетические зарядки. В центр речевого развития внесла картинки на звуки «б», «ч», «л», «ф», «в», «г», «к»
Русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком также является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. В течение года пересказывали, сочиняли сказки, используя мнемосхемы,
Анализируя свою работу в этом году увидела, что некоторым детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы я изучаю нужную литературу, сотрудничаю со специалистами детского сада.
Поскольку вышеуказанные методы принесли положительный результат в развитии связной речи старших дошкольников, то планирую и в следующем учебном году продолжать работу в этой области, которая относится к приоритетному направлению нашего детского сада, а именно – познавательно – речевое развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей подготовительной к школе группе с использованием схем- моделей.
тема самообразования...
Статья для родителей . " Развитие связной речи детей подготовительной к школе группе " .
Советы для родителей ....
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы "Дорогою добра"
Занятие по развитию связной речи....
Конспект НОД по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы: «Моя Родина - Россия»
Конспект НОД по развитию связной речи детей с ОНР подготовительной к школе группы "Моя Родина - Россия (составлениеи рассказа о России с использованием картинно-графического плана)...
Программа саморазвития "Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы через использование метода мнемотехники"
quot;Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он долго будет напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету",- К.Д. Ушинский....
План самообразования «Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей моей группы «Непоседы» показало ряд сложностей в развитии связно...
«Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»
План по самообразованию на тему: «Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»К плану прилагаются консультации для родителей и...