Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы»
учебно-методический материал по развитию речи

Ульянова Татьяна Владимировна

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.

Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx181.21 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61 – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

ОТЧЕТ

по самообразованию

«Развитие связной речи детей подготовительной

к школе группы»

Подготовила воспитатель

                                                                                  Ульянова Т.В.


В 2018-2019 учебный год года я работала над темой самообразования «Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы.

Цель: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Задачи:

  •  изучение и использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей,
  •  создание предметно-развивающей среды по формированию и развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы;
  •  разработка системы работы с родителями по развитию связной речи детей;
  •  обобщение опыта работы по данной теме.

Актуальность

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.

Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Работу я начала по следующим направлениям:

  • изучение литературы,
  • работа над созданием развивающей среды,
  • занятия с детьми,
  • взаимодействие с родителями.

Изучила соответствующую литературу по данной теме:

  • Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  • Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах /Под ред. М.Е. Верховкиной. – СПб: КАРО, 2014.
  • Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43.
  • Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.
  • Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
  • Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009. – 96 с.
  • Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет. Посетила открытые занятия коллег, выступила на педагогическом совете. Разработала перспективный план по развитию речи.

Оформила центр речевого развития детей.

Изготовила и внесла:

  • дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?», «Буква моего имени», «Назови слова», «Употребление предлогов»
  • дидактические пособия («Пересказ», «Фонетическая зарядка», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»);
  • сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»);
  • книги: В. Сутеев «Мешок яблок», «Война грибов», «Вершки и корешки»;
  • картотеки пословиц, поговорок.

Велась работа с родителями:

Консультации для родителей по обучению связной речи.

  • «Каждый ребенок - индивидуальность!»
  • «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье ребенка».
  • «Охрана зрения и слуха».
  • «Детские игры – дело серьезное».

Папка передвижка:

  • «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».
  • «Как избежать школьных неудач».

Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые способствуют развитию речи детей

  • Пальчиковая гимнастика. (развитие речи через мелкую моторику)
  • Дыхательная артикуляционная гимнастика.
  • Словесные дидактические игры.
  • Картотека логических загадок.

Также театрализация использовалась мною в интересах речевого развития ребенка.

В рамках реализации проекта «Три кита» под руководством музыкального руководителя проводила совместно с детьми театрализованные праздники и спектакли. Тем самым формировала правильное произношение звуков в речевом развитии.

Большое внимание уделяла работе над звукопроизношением детей.

Проводила фонетические зарядки. В центр речевого развития внесла картинки на звуки «б», «ч», «л», «ф», «в», «г», «к»

Русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком также является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. В течение года пересказывали, сочиняли сказки, используя мнемосхемы,

Анализируя свою работу в этом году увидела, что некоторым детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы я изучаю нужную литературу, сотрудничаю со специалистами детского сада.

  Поскольку вышеуказанные методы принесли положительный результат в развитии связной речи старших дошкольников, то планирую и в следующем учебном году продолжать работу в этой области, которая относится к приоритетному направлению нашего детского сада, а именно – познавательно – речевое развитие.

карт разв речдидак матер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы: «Моя Родина - Россия»

Конспект НОД по развитию связной речи детей с ОНР подготовительной к школе группы "Моя Родина - Россия (составлениеи рассказа о России с использованием картинно-графического плана)...

Программа саморазвития "Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы через использование метода мнемотехники"

quot;Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он долго будет напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету",- К.Д. Ушинский....

План самообразования «Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей моей группы «Непоседы» показало ряд сложностей в развитии связно...

«Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»

План по самообразованию на тему: «Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»К плану прилагаются консультации для родителей и...