Музыкально - творческий проект: "Гармошечка - говорушечка"
проект (подготовительная группа)
Дошкольное учреждение,являясь одним из компонентов системы образования, не может быть вне процессов обновления.
В рамках национальной образовательной политики главным результатом образования" должно статьего соответствие целям его опережающего развития." Это означает,что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Основной целью образования становится не столько передача детям знаний и социального опыта, сколько развитие личности ребёнка...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
музыкально - творческий проект "Гармршечка - говорушечка". | 21.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ГАРМОШЕЧКА - ГОВОРУШЕЧКА».
Дошкольное учреждение, являясь одним из компонентов системы образования, не может быть вне процессов обновления.
В рамках национальной образовательной политики главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития». Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Основной целью образования становится не столько передача детям знаний и социального опыта,сколько развитие личности ребёнка.
В связи с введением ФГОС ДО на смену традиционным методам обучения и воспитания приходят инновационные технологии,направленные на совершенствование всей системы образования. Одной из таких инновационных технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса в ДОУ – педагогов,родителей,детей , - является метод проектирования.
В последнее время проектный метод активно внедряется в педагогику. Новый виток интереса к проекту, как кспособу организации воспитательно - образовательного процесса объясняется его интегративностью,соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе.
Исходя из всего вышесказанного, хочу рассказать, как я применяю метод проектов в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста в своём детском саду на примере проекта «Гармошечка – говорушечка».
Актуальность проекта. Потенциал детей дошкольного возраста уникален. Именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство восхищения народной культурой, обычаями и традициями русского народа.
Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Яркие,поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому,уважением к труду, русские народные песни и игры помогут посеять в детской душе такие зёрна, которые в дальнейшем прорастут стремлением создавать, а не разрушать, украшать,а не делать безобразной жизнь на земле. Но сегодня наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок и поп – музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, слышат и наши дети.
- 2 -
Её ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость « попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребёнка, разрушая его душу, интеллект, личность. Педагоги и родители должны сделать всё возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, русскую народную музыку, познакомить их с русскими народными инструментами.
Проанализировав знания воспитанников, педагогов и родителей /из бесед/ о русских народных инструментах, в частности, о гармони, я выявила следующую проблему: старшие дошкольники практически ничего не знают об этих инструментах; в детском саду отсутствуют активные формы и методы ознакомления детей с русскими народными муз. инструментами; развивающая среда в группах ограничена / в муз. уголках групп детского сада представлено мало русских народных инструментов/; у педагогов и родителей отсутствуют знания по теме.
Исходя из данной проблемы я пришла к выводу о необходимости ознакомления дошкольников с русскими народными инструментами. Решила начать работу со знакомства детей с гармонью, что и привело меня к проекту «Гармошечка - говорушечка».
Гипотеза проекта. Более подробные сведения о русских народных инструментах, в частности, о гармони, расширят кругозор детей, привлекут их внимание к русскому народному исполнительскому творчеству, позволят нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Тип проекта
По методу: познавательно – исследовательский, творческий.
По содержанию: «Ребенок, общество и его культурные ценности».
По времени реализации: среднесрочный
Время реализации проекта: октябрь - ноябрь
Автор проекта: музыкальный руководитель Митрошина Т.И.
Участники проекта: воспитатель С.П.Кирейченкова, воспитанники подготовительной к школе группы и их родители.
Ожидаемый результат. Мы предположили, что в ходе проекта у детей
- 3 -
Появится стойкий интерес к русскому народному искусству, к народному инструменту гармони, и даже возникнет желание научиться играть на ней, повысится педагогическое мастерство воспитателей, активизируются и обогатятся воспитательно – образовательные умения родителей, возникнет общность интересов детей, педагогов и родителей в процессе организации инновационной деятельности.
Перспектива проекта: Обогащение музыкальной предметной среды в группах. Формирование компетентностных взаимоотношений с родителями. Распространение опыта по теме на муниципальном и федеральном уровне.
Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через знакомство с русским народным инструментом гармонью.
Задачи проекта.
Образовательные: познакомить с историей возникновения инструмента: дать представление о строении гармонии и способах звукоизвлечения.
Развивающие: развивать чувство эстетического наслаждения от исполнения произведений на гармони; развивать желание научиться играть на гармони или любом другом народном инструменте; формировать умение выделять звучание гармони среди других инструментов.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за русскую гармонь, умельцев игры на этом инструменте; привлекать родителей к активному участию в проекте; поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
Интеграция образовательных областей
Социально – коммуникативное развитие
Патриотическое воспитание
Задачи: познакомить с череповецкой гармошкой; рассказать о том, что в нашем регионе /районе и селе/ тоже есть мастера игры на гармони.
Познавательное развитие
Развитие познавательно – исследовательской деятельности
Задачи: развивать проектную деятельность; содействовать творческой деятельности группового характера.
- 4 -
Речевое развитие
Развитие речи
Задачи: совершенствовать речь как средство общения; обогащать словарь детей; побуждать интересоваться смыслом нового слова; совершенствовать умение составлять рассказ о гармошке
Приобщение к художественной литературе
Задачи: пополнять литературный багаж детей стихами ,загадками, частушкми о гармошке, формировать умение сочинять небольшие рассказы, сказки, где упоминается гармонь.
Художественно - эстетическое развитие
Изобразительная деятельность
Задачи: совершенствовать умение изображать предмет с натуры; закреплять умение складывать бумагу «гармошкой».
Музыкальная деятельность
Задачи: знакомить со звучанием гармони; совершенствовать певческий слух и вокально – слуховую координацию; закреплять умение ритмически двигаться в соответствии с характером музыки; учить импровизировать под задорную игру на гармошке; закреплять умение слаженно играть в оркестре.
Работа с родителями. Придумывание частушек о гармошке и гармонисте. Помощь детям в сочинении рассказов, сказок, потешек о гармошке. Участие в конкурсе по изготовлению гармошек из разных материалов. Встреча с местным гармонистом – самоучкой /дедушкой из одного воспитанников группы/.
Ход проекта
Я показала детям новый детский муз. инструмент – гармошку. В ходе беседы выяснила, что у некоторых детей есть в доме гармошка, у некоторых есть гармошка у дедушки в деревне, у большинства детей в доме гармошки нет, но они знают, что это гармошка: видели по телевизору, как на ней играли взрослые и крокодил Гена из мультфильма про Чебурашку. Дети вспомнили песню из этого мультфильма, исполнили её вместе со взрослыми. Но когда я поинтересовалась, а как можно изготовить гармонь, откуда она к нам пришла и как на ней играют /т.е. благодаря чему получается звук/, дети
- 5 -
задумались и сказали, что об этом им ничего не известно. На все эти вопросы дети хотели бы найти ответы. Первый постановочный этап проекта начался. И тут я прибегла к методу трёх вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как мы это узнаем?» Эти вопросы и ответы я зафиксировала в таблице.
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Как узнаем? |
Это музыкальный инструмент гармонь. Гармонь мы видели по телевизору. Мы слышали игру на гармони. | Как гармонь устроена. Откуда появилась гармонь. К какой группе инструментов гармонь относится. Как при игре на гармони появляется звук. Есть ли у нас знакомые мастера игры на гармони. | Прочитаем в книгах. Спросим у взрослых /воспитателей и родителей/. Посмотрим в Интернете Найдём в энциклопедии. Рассмотрим инструмент. Послушаем игру на гармони. |
Вся работа по проекту прошла почти по всем образовательным областям.
Социально – коммуникативное развитие. Беседа: «Череповецкая гармонь». Встреча с дедушкой – гармонистом одного из воспитанников.
Познавательное развитие. Беседы: «Поговорим о гармони,»История возникновения гармони», «Приёмы звукоизвлечения в игре на гармони».
Речевое развитие. Разучивание стихов. Составление описательного рассказа о гармони. Сочинение сказок о гармошке.
Художественно – эстетическое развитие
Изобразительная деятельность
Рисование с натуры «Гармошка наша русская». Аппликация : «Я играю на гармошке».
Музыкальная деятельность
Разучивание музыкально – игрового материала: песен «Гармошка – говорушка» из репертуара Воронежского детского хора «Лебёдушка», «Гармонист Тимошка» Т.Морозовой, «Сударушка» /рус. Нар. мел./, частушек о гармошке и гармонистах, игр «Гармонь по кругу», «Кто скорей возьмёт гармонь» и др.
- 6
Презентация проекта: выставка самодельных гармоней из подручного материала, развлечение «Эх, гармошечка - душа до чего ж ты хороша!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора"
Творческий проект....
Творческий отчёт "Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"
Творческий отчёт " Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"...
Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»
Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для музыкально- творчески - способных детей....
Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»
Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру» Здравствуй...
Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год
Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...
Приложение №1 к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год
Приложение №1 к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Ка...