Музыкально - творческий проект: "Гармошечка - говорушечка"
проект (подготовительная группа)

Дошкольное учреждение,являясь одним из компонентов системы образования, не может быть вне процессов обновления.

 В рамках национальной образовательной политики главным результатом образования" должно статьего соответствие целям его опережающего развития." Это означает,что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые  пригодятся им в будущем. Основной целью образования становится не столько передача детям знаний и социального опыта, сколько развитие личности ребёнка...

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО  -  ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

                          «ГАРМОШЕЧКА  -  ГОВОРУШЕЧКА».

Дошкольное учреждение, являясь одним из компонентов системы образования, не может быть вне процессов обновления.

   В рамках национальной образовательной политики главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития». Это  означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Основной целью образования становится не столько передача детям знаний и социального опыта,сколько развитие личности ребёнка.

   В связи с введением ФГОС  ДО на смену традиционным методам обучения и воспитания приходят инновационные технологии,направленные на совершенствование всей системы образования. Одной из таких инновационных технологий, позволяющих объединить всех  участников образовательного процесса в ДОУ – педагогов,родителей,детей , -  является метод проектирования.

     В последнее время проектный метод активно внедряется в педагогику. Новый виток интереса к проекту, как кспособу организации воспитательно -   образовательного процесса объясняется его интегративностью,соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе.

       Исходя из  всего вышесказанного, хочу рассказать, как я применяю метод проектов в музыкальном воспитании детей  старшего дошкольного возраста в своём детском саду на примере проекта «Гармошечка – говорушечка».

    Актуальность проекта.  Потенциал детей дошкольного возраста уникален. Именно в  этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство восхищения народной культурой, обычаями и традициями русского  народа.

          Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Яркие,поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому,уважением к труду, русские народные песни и игры помогут посеять в детской душе такие зёрна, которые в  дальнейшем прорастут стремлением создавать, а не разрушать, украшать,а не делать безобразной жизнь на земле. Но сегодня наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок и поп – музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, слышат и наши дети.

                                                 -   2   -

Её ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость « попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребёнка, разрушая его душу, интеллект, личность. Педагоги и родители должны сделать всё возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, русскую народную музыку, познакомить их с русскими народными инструментами.

         Проанализировав знания воспитанников, педагогов и родителей /из бесед/ о русских народных инструментах, в частности, о гармони, я выявила следующую проблему: старшие дошкольники практически ничего не знают об этих инструментах; в детском саду отсутствуют активные формы и методы ознакомления детей с русскими народными муз. инструментами; развивающая среда в группах ограничена / в муз. уголках групп детского сада представлено мало русских народных инструментов/; у педагогов и родителей отсутствуют знания по теме.

       Исходя из данной проблемы я пришла к выводу о необходимости  ознакомления дошкольников с русскими народными инструментами. Решила начать работу со знакомства детей с гармонью, что и привело меня к проекту «Гармошечка  -  говорушечка».

      Гипотеза проекта. Более подробные сведения о русских народных инструментах, в частности, о гармони, расширят кругозор детей, привлекут их внимание к русскому народному исполнительскому творчеству, позволят нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

   Тип проекта

   По методу: познавательно – исследовательский, творческий.

   По содержанию: «Ребенок, общество и его культурные ценности».

   По времени реализации: среднесрочный

  Время реализации проекта: октябрь  -  ноябрь

  Автор проекта: музыкальный руководитель Митрошина Т.И.

  Участники проекта: воспитатель С.П.Кирейченкова, воспитанники подготовительной к школе группы и их родители.

  Ожидаемый результат. Мы предположили, что в ходе проекта у детей

                                                -  3  -

Появится стойкий интерес к русскому народному искусству, к народному инструменту гармони, и даже возникнет желание научиться играть на ней, повысится педагогическое мастерство воспитателей, активизируются и обогатятся воспитательно – образовательные умения родителей, возникнет общность интересов детей, педагогов и родителей в процессе организации инновационной деятельности.

  Перспектива проекта: Обогащение музыкальной предметной среды в группах. Формирование компетентностных взаимоотношений с родителями. Распространение опыта по теме на муниципальном и федеральном уровне.

  Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через знакомство с русским народным инструментом гармонью.

  Задачи проекта.

  Образовательные: познакомить с историей возникновения инструмента: дать представление о строении гармонии и способах звукоизвлечения.

  Развивающие: развивать чувство эстетического наслаждения от исполнения произведений на гармони; развивать желание научиться играть на гармони или любом другом народном инструменте; формировать умение выделять звучание гармони среди других инструментов.

  Воспитательные: воспитывать чувство гордости за русскую гармонь, умельцев игры на этом инструменте; привлекать родителей к активному участию в проекте; поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и  творческой деятельности.

  Интеграция образовательных областей

  Социально – коммуникативное развитие

  Патриотическое воспитание

  Задачи:  познакомить с череповецкой гармошкой; рассказать о том, что в нашем регионе /районе и селе/ тоже есть мастера игры на гармони.

  Познавательное развитие

  Развитие познавательно – исследовательской деятельности

  Задачи: развивать проектную деятельность; содействовать творческой деятельности группового характера.

                                    -  4  -

  Речевое развитие

  Развитие речи

  Задачи: совершенствовать речь как средство общения; обогащать словарь детей; побуждать интересоваться смыслом нового слова; совершенствовать умение составлять рассказ о гармошке

  Приобщение к художественной литературе

  Задачи: пополнять литературный багаж детей стихами ,загадками,   частушкми о гармошке, формировать умение сочинять небольшие рассказы, сказки, где упоминается гармонь.

 Художественно  -  эстетическое развитие

  Изобразительная деятельность

  Задачи: совершенствовать умение изображать предмет с натуры; закреплять умение складывать бумагу «гармошкой».

  Музыкальная деятельность

  Задачи: знакомить со звучанием гармони; совершенствовать певческий слух и вокально – слуховую координацию; закреплять умение ритмически двигаться в соответствии с характером музыки; учить импровизировать под задорную игру на гармошке; закреплять умение слаженно играть в оркестре.

   Работа с родителями. Придумывание частушек о гармошке и гармонисте. Помощь детям в сочинении рассказов, сказок, потешек о гармошке. Участие в конкурсе по изготовлению гармошек из разных материалов. Встреча с местным гармонистом – самоучкой /дедушкой из одного воспитанников группы/.

  Ход проекта

  Я показала детям новый детский муз. инструмент – гармошку. В ходе беседы выяснила, что у некоторых детей есть в доме гармошка, у некоторых есть гармошка у дедушки в деревне, у большинства детей  в доме гармошки нет, но они знают, что это гармошка: видели по телевизору, как на ней играли взрослые и крокодил Гена  из мультфильма про Чебурашку. Дети вспомнили песню из этого мультфильма, исполнили её вместе со взрослыми. Но когда я  поинтересовалась, а как можно изготовить гармонь, откуда она к нам пришла и как на ней играют /т.е. благодаря чему получается звук/, дети

                                                   -  5   -

задумались и сказали, что об этом им ничего не известно. На все эти вопросы дети хотели бы найти ответы. Первый постановочный этап проекта начался. И тут  я прибегла к методу трёх вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как мы это узнаем?» Эти вопросы и ответы я зафиксировала в таблице.

      Что мы знаем?

   Что хотим узнать?  

    Как  узнаем?

Это музыкальный инструмент гармонь.                            Гармонь мы видели по телевизору.                      Мы слышали игру на гармони.

Как гармонь устроена.  Откуда появилась гармонь.                            К какой группе инструментов гармонь относится.                        Как при игре на гармони появляется звук.              Есть ли у нас знакомые мастера игры на гармони.

Прочитаем в книгах.        Спросим у взрослых /воспитателей и родителей/.                       Посмотрим в Интернете  Найдём в энциклопедии. Рассмотрим инструмент.                       Послушаем игру на гармони.

 Вся работа по проекту прошла почти по всем образовательным областям.

Социально – коммуникативное развитие. Беседа: «Череповецкая гармонь». Встреча с дедушкой – гармонистом одного из воспитанников.

Познавательное развитие. Беседы: «Поговорим о гармони,»История возникновения гармони», «Приёмы звукоизвлечения в игре на гармони».

Речевое развитие. Разучивание стихов. Составление описательного рассказа о гармони. Сочинение сказок о гармошке.

Художественно – эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

Рисование с натуры «Гармошка наша русская». Аппликация : «Я играю на гармошке».

Музыкальная деятельность

Разучивание музыкально – игрового материала: песен «Гармошка – говорушка» из репертуара  Воронежского детского хора «Лебёдушка», «Гармонист Тимошка» Т.Морозовой, «Сударушка» /рус. Нар. мел./, частушек о гармошке и гармонистах, игр «Гармонь по кругу», «Кто скорей возьмёт гармонь» и др.

                                              -    6

Презентация проекта: выставка самодельных гармоней из подручного материала, развлечение «Эх,  гармошечка -  душа до чего ж ты хороша!»

 

   

                                   

                                              

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт "Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"

Творческий отчёт " Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"...

Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для   музыкально- творчески -  способных детей....

Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»   Здравствуй...

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...

Приложение №1 к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год

Приложение №1  к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Ка...