Формирование творческих способностей детей 5-7 лет средствами кукольного театра.
статья (старшая, подготовительная группа)
Аннотация: в статье раскрывается роль кукольного театра в формировании творческого потенциала у детей дошкольного возраста, влияющего на всестороннее развитие личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование творческих способностей детей 5-7 лет средствами кукольного театра. | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование творческих способностей
детей 5-7 лет средствами кукольного театра
Сычугова Светлана Вячеславовна,
воспитатель ГБОУ Школа N 329 (дошкольное отделение) г. Москвы.
Аннотация: в статье раскрывается роль кукольного театра в
формировании творческого потенциала у детей дошкольного
возраста, влияющего на всестороннее развитие личности ребенка.
Ключевые слова: творческие способности; кукольный театр, дети 5-7 лет.
Проблема формирования творческого потенциала у детей дошкольного возраста приобрела свою актуальность среди ученых еще в XIX веке. Предпосылки научной изысканий данной проблемы были сформированы в трудах педагогов и психологов. Н.Ф. Бунакова , В.И. Водовозова, К.Д. Ушинского, Б.М.Теплов и др., которые возложили большую значимость на творчество в жизни людей и указывали на необходимость формирования творческих способностей уже с раннего детского возраста.
Такие выдающиеся педагоги и психологи как Л.А. Венгер. Л.С. Выготский, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др. утверждают, что основой художественно-творческих навыков детей являются общие способности. Они оказывают влияние на развитие личности ребенка в целом. По утверждению исследователей данного вопроса существует определенная взаимосвязь ежду обучением и способностями способности адаптируют личность ребенка к наилучшему усвоению знаний и наоборот, овладение знаниями содействует развитию способностей. Из этого следует, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих навыков и на оборот [1].
Значимая роль в становлении и формировании личности детей принадлежит искусству. Искусство дает ребенку возможность для самореализации и самосовершенствования, что является важной частью воспитания, влияющей на нравственность ребенка, а также искусство формирует его мышление, воображение, эмоции и чувства. Такие ученые как Л.C. Выготский, В.Н. Луначарский, Е.А. Флерина, Т.Я. Шпикалова и др. также подчеркивают, что искусство является одним из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие личности ребенка. Они в своих работах отмечали, что приобщение ребенка к искусству, "погружение его в мир единства чувств и мыслей, преобразующих обогащает его, раскрывает творческий потенциал. А.В. Луначарский в своей работе: «Искусство как вид человеческого общения» отмечал, что наиболее таинственным и ярко выступающим феноменом искусства является «художественность» непонятное и завораживающе, и потрясающее его воздействие влияние театрального искусства на формирование духовной культуры личность [З].
Л.С. Выготский, Е.Б. Вахтанова, А.В.Луначарского, В.И.Немировича Данченко. Станиславского, Г.А.Товстоногова, а также в трудах основоположников кукольного театра в нашей стране.
Е.С. Деммени, С.В.Образцова, и музыкального театра для детей Н.И.Сац.
По мнению ученых, синтез искусств способствует раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала.
По мнению педагогов -психологов, как О.М. Дьяченко, и. Ю. Кулагиной, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, Д.Б.Эльконина старший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью обучению, а игра является основным видом деятельности. Игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка. В игре дети учат полноценному общению друг с другом. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольному поведению ребенка. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение [l ,2,6 . Игра-драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно ролевой, режиссерской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.
Кукольный театр как разновидность сюжетно-ролевой игры, представляет богатые возможности для обсуждения и решения насущных проблем современной психологии и педагогики.
Театрализованная деятельность - это уникальная возможность развития творческих навыков детей. Ребенок учится замечать интересующие его темы в окружающей среде, реализовывать их и создавать свой вымышленный образ персонажа, у него развивается воображение, абстрактное мышление, умение замечать необычные моменты в жизни. На занятиях кукольным театром не только разыгрывают театрализованную постановку, но и, занимаются творческой деятельностью рисованием, лепкой ,аппликацией, моделированием, конструированием, сочинением сказок и др . В кукольном театре огромный запас форм и методов, на всестороннее развитие личности ребенка [4].
Значение кукольного театра изучалось в исследованиях Л.А. Артёмовой, Т.Н. Караманенко, У. А. Карамзиной, О.К. Крамаренко, Г 1,4). Сорокиной. А Исследованиях таких педагогов-психологов, как Л. С. Выготский, М. С. Зацепина, Н.С. Карпинская, Д,В. Менджерицкая, КМ. Теплов и др. подтверждают, что театральное искусство создает условия для воспитания целостной творческой личности. Несмотря на то, что кукольный театр обладает огромными возможностями в развитии творческих способностей детей, он мало используется в детских образовательных организациях,
где редко присутствуют театральные студии, нет специального оборудования, инвентаря, кукол, не проводятся занятия с детьми по правильному обучению кукла вождению, не разыгрываются кукольные спектакли [5].
Противоречие между потенциальными возможностями кукольного театра и недостаточной востребованность этого вида деятельности для детей в детских садах и учреждениях дополнительного образования определило выбор темы настоящего исследования: («Формирование творческих способностей детей5-7 лет, средствами кукольного театра»,Таким образом, актуальной является проблема использования возможностей средств кукольного театра для совершенствования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Исследование было посвящено изучению особенностей и условий развития творческих способностей детей 5-7 лет в процессе занятии кукольным театром.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что: творческие способности это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода; существует характерная зависимость между способностями и обучением, занимаясь развитием творческих способностей мы на прямую воздействуем на развитие интеллекта ребенка;
-творческое воображение и творческое мышление являются обязательными компонентами творческих способностей; развитие творческих способностей зависит от разнообразия и богатства жизненного опыта. Чем больше ребенок видел, слышал и пережевал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов, действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее, и продуктивнее будет деятельность его воображения; старший дошкольный возраст (дети 5-7 лет) является наиболее благоприятным периодом для развития творческого воображения и даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству; воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение
конечной цели развитие творческих способностей;
Необходимо создавать благоприятные психолого- педагогические условия для того, чтобы развитие творческих
Способностей детей было наиболее эффективным. К этим
условиям относятся: организация целенаправленной досуговой деятельности
старших дошкольников в дошкольном учреждении и в семье;
комплексное и системное использование педагогом методов и приемов; использование интегрированного подхода к организации
занятий кукольным театром создание и обновление художественно эстетической среды.
- учет индивидуальных особенностей ребенка важно учитывать и темперамент, и характер и особенности некоторых психических функций.
-создания атмосферы творчества благоприятствующей появлению идей и мнений.
- взаимодействие с родителями по организации
ванной деятельности детей с целью развития их творческих
способностей.
Для проверки гипотезы было проведено экспериментальное
исследование, включавшее констатирующий, формирующий и
контрольный эксперименты.
В ходе практического исследования выявили, что:
1. Анализ результатов экспериментальной группы до и
после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует
об эффективности разработанного нами комплекса занятий
“ Театр волшебства по развитию творческих способностей
детей.
2. Интеграция приемов и методов развития творческих
способностей детей в системе занятий даёт ощутимый результат.
З. Сравнительный анализ результатов диагностики на
начало и конец эксперимента позволяет увидеть, что уровень
творческих способностей в группе повысился на 3()% средний
коэффициент оригинальности на начало эксперимента был
равен -3,7, а на конец эксперимента стал = 6,6.
На всех этапах формирующего эксперимента наблюдалась
положительная динамика в развитии творческих способностей
детей. Экспериментальное исследование показало широкие
возможности занятий кукольным театром в развитии творческих способностей дошкольников. А используемый в нашей работе комплекс занятий «Театр волшебства» мы можем рекомендовать для работая с детьми в других детских образовательных организациях с целью развития творческих способностей детей.
1. Веракса .Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольника .Учебное пособие. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
2.Казакова Т. Т. Развитие творчества у дошкольников.
Просвещение 201 1.
3.Луначарский В.Н. Диалог об искусстве. -М.: ВЦРПС, 1918. [Элек-
тронный источник): режим доступа: URL= http://nsportal.ru/gekker-
clcna-vladimirovna (дата обр. 12.10.2019)]
4.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие
для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 201 l.
5.Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализ. Итры
для детей от 3 до 5 лег (в семье и дет.саду): [метод. Изд.]/ Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. -М.: Обруч, 2012.-240 с.
6.Фурмина Я.С. Возможности творческих проявлений старших до-
школьников в театральных играх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...
ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ «Формирование предпосылок УУД и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, средствами нетрадиционных техник» (бумажное моделирование)
В материале представлен материал, как развивать УУД у старших дошкольников через кружковую работу....
Педагогический проект «Формирование творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».
Данный проект направлен на формирование творческих способностей детей, развитие воображения, мышления, совершенствование навыков работы с различными материалами.За основу проекта взят принцип художест...
Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности
Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности...
«Применение нетрадиционных техник художественно – творческой деятельности как средство формирования творческих способностей детей дошкольников с ОНР».
Перспективный план работы по самообразованию на 2020 - 2021 г.г.Воспитатель Кондовая Юлия Сергеевна_группы № 4_МБДОУ «Детский сад № 68__Тема: «Применение нетрадиционных техник художественн...
ПРОЕКТ «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через кукольный театр»
ПРОЕКТ «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через кукольный театр» Выполнила: Воспитатель старшей группы Наталья Михайловна Шунина Содержание 1. Пасп...
Проект на тему: Формирование творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей II младшей группы посредством использования нетрадиционной техники рисования....