Формирование творческих способностей детей 5-7 лет средствами кукольного театра.
статья (старшая, подготовительная группа)

Сычугова Светлана Вячеславовна

Аннотация: в статье раскрывается роль кукольного театра в формировании творческого потенциала у детей дошкольного возраста, влияющего на всестороннее развитие личности ребенка.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование творческих способностей
детей 5-7 лет средствами кукольного театра

Сычугова Светлана Вячеславовна,
воспитатель ГБОУ Школа N 329 (дошкольное отделение) г. Москвы.  

Аннотация: в статье раскрывается роль кукольного театра в
формировании творческого потенциала у детей дошкольного
возраста, влияющего на всестороннее развитие личности ребенка.
Ключевые слова: творческие способности; кукольный театр, дети 5-7 лет.

        Проблема формирования творческого потенциала у детей дошкольного возраста приобрела свою актуальность среди ученых еще в XIX веке. Предпосылки научной изысканий данной проблемы были сформированы в трудах педагогов и психологов. Н.Ф. Бунакова , В.И. Водовозова,  К.Д. Ушинского, Б.М.Теплов и др., которые возложили  большую значимость на творчество в жизни людей и указывали на необходимость формирования творческих способностей уже с раннего детского возраста.
         Такие выдающиеся педагоги и психологи как Л.А. Венгер. Л.С. Выготский, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др. утверждают, что основой художественно-творческих навыков детей являются общие способности. Они оказывают влияние на развитие личности ребенка в целом. По утверждению исследователей данного вопроса существует определенная взаимосвязь ежду обучением и способностями способности адаптируют личность ребенка к наилучшему усвоению знаний и наоборот, овладение знаниями содействует развитию способностей. Из этого следует, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих навыков и на оборот [1].
    Значимая роль в становлении и формировании личности детей принадлежит искусству. Искусство дает ребенку возможность для самореализации и самосовершенствования, что является важной частью воспитания, влияющей на нравственность ребенка, а также искусство формирует его мышление, воображение, эмоции и чувства. Такие ученые как Л.C. Выготский, В.Н. Луначарский, Е.А. Флерина, Т.Я. Шпикалова  и др. также подчеркивают, что искусство является одним из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие личности ребенка. Они в своих работах отмечали, что приобщение ребенка к искусству, "погружение его в мир  единства чувств и мыслей, преобразующих обогащает его, раскрывает творческий потенциал. А.В. Луначарский в своей работе: «Искусство как вид человеческого общения» отмечал, что наиболее таинственным и ярко выступающим феноменом искусства является «художественность» непонятное и завораживающе, и потрясающее его воздействие влияние театрального искусства на формирование духовной культуры  личность [З].
Л.С. Выготский, Е.Б. Вахтанова,  А.В.Луначарского, В.И.Немировича Данченко. Станиславского, Г.А.Товстоногова, а также в трудах основоположников кукольного театра в нашей стране.
Е.С. Деммени, С.В.Образцова, и музыкального театра для детей  Н.И.Сац.

     По мнению ученых, синтез искусств способствует раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала.
По мнению педагогов -психологов, как О.М. Дьяченко, и. Ю. Кулагиной, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Р.С. Немова,  Д.Б.Эльконина старший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью обучению, а игра является основным видом деятельности. Игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка. В игре дети учат полноценному общению друг с другом. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольному поведению ребенка. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение [l ,2,6 . Игра-драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно ролевой, режиссерской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.

    Кукольный театр как разновидность сюжетно-ролевой игры, представляет богатые  возможности для обсуждения и решения насущных проблем современной психологии и педагогики.
Театрализованная деятельность - это уникальная возможность развития творческих навыков детей. Ребенок учится замечать интересующие его темы в окружающей среде, реализовывать их и создавать свой  вымышленный образ персонажа, у него развивается воображение, абстрактное  мышление, умение замечать необычные моменты в жизни. На занятиях кукольным театром не только разыгрывают театрализованную постановку, но и, занимаются творческой деятельностью  рисованием, лепкой ,аппликацией, моделированием, конструированием, сочинением сказок и др . В кукольном театре огромный запас форм  и методов, на всестороннее развитие личности ребенка [4].
   Значение  кукольного театра  изучалось в исследованиях Л.А. Артёмовой, Т.Н. Караманенко,  У. А. Карамзиной,  О.К. Крамаренко, Г 1,4). Сорокиной. А Исследованиях таких педагогов-психологов, как Л. С. Выготский, М. С. Зацепина, Н.С. Карпинская, Д,В. Менджерицкая,  КМ. Теплов и др. подтверждают, что театральное искусство создает условия для воспитания целостной творческой личности. Несмотря на то, что кукольный театр обладает огромными возможностями в развитии творческих способностей детей, он мало используется в детских образовательных организациях,
где редко присутствуют театральные студии, нет специального оборудования, инвентаря, кукол, не проводятся занятия с детьми по правильному обучению кукла вождению, не разыгрываются кукольные спектакли [5].
       Противоречие между потенциальными возможностями кукольного театра и недостаточной востребованность этого вида деятельности для детей в детских садах и учреждениях дополнительного образования определило выбор темы настоящего исследования: («Формирование творческих способностей детей5-7 лет, средствами кукольного театра»,Таким образом, актуальной является проблема использования возможностей средств кукольного театра для совершенствования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Исследование было посвящено изучению особенностей и условий развития творческих способностей детей 5-7 лет в процессе занятии кукольным театром.

       Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что: творческие способности это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода; существует характерная зависимость между способностями и обучением, занимаясь развитием творческих способностей мы на прямую воздействуем на развитие интеллекта ребенка;
-творческое воображение и творческое мышление являются обязательными компонентами творческих способностей; развитие творческих способностей зависит от разнообразия и богатства жизненного опыта. Чем больше ребенок видел, слышал и пережевал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов,  действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее, и продуктивнее будет деятельность его воображения; старший дошкольный возраст (дети 5-7 лет) является наиболее благоприятным периодом для развития творческого воображения и даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству; воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение
конечной цели  развитие творческих способностей;
Необходимо создавать благоприятные психолого- педагогические условия для того, чтобы развитие творческих
Способностей детей было наиболее эффективным. К этим
условиям относятся: организация целенаправленной досуговой  деятельности
старших дошкольников в дошкольном учреждении и в семье;
комплексное и системное использование педагогом методов и приемов; использование интегрированного подхода к организации
занятий кукольным театром создание и обновление художественно эстетической среды.

- учет индивидуальных особенностей ребенка важно учитывать и темперамент, и характер и особенности некоторых психических функций.

-создания атмосферы творчества благоприятствующей появлению идей и мнений.
- взаимодействие с родителями по организации
ванной деятельности детей с целью развития их творческих
способностей.
Для проверки гипотезы было проведено экспериментальное
исследование, включавшее констатирующий, формирующий и
контрольный эксперименты.
В ходе практического исследования выявили, что:
1. Анализ результатов экспериментальной группы до и
после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует
об эффективности разработанного нами комплекса занятий
“ Театр волшебства по развитию творческих способностей
детей.
2. Интеграция приемов и методов развития творческих
способностей детей в системе занятий даёт ощутимый   результат.
З. Сравнительный анализ результатов диагностики на
начало и конец эксперимента позволяет увидеть, что уровень
творческих способностей в группе повысился на 3()% средний
коэффициент оригинальности на начало эксперимента был
равен -3,7, а на конец эксперимента стал = 6,6.
На всех этапах формирующего эксперимента наблюдалась
положительная динамика в развитии творческих способностей
детей. Экспериментальное исследование показало широкие
возможности занятий кукольным театром в развитии творческих способностей  дошкольников. А используемый в нашей работе комплекс занятий «Театр волшебства» мы можем рекомендовать для работая с детьми в других детских образовательных организациях с целью  развития творческих способностей детей.
 
1. Веракса .Н.Е.,  Веракса  А.Н. Познавательное  развитие в дошкольника .Учебное пособие. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

2.Казакова Т. Т. Развитие творчества у дошкольников.
Просвещение 201 1.
3.Луначарский В.Н. Диалог об искусстве. -М.: ВЦРПС, 1918. [Элек-
тронный источник): режим доступа: URL= http://nsportal.ru/gekker-
clcna-vladimirovna (дата обр. 12.10.2019)]
4.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие
для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 201 l.
5.Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализ. Итры
для детей от 3 до 5 лег (в семье и дет.саду): [метод. Изд.]/ Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. -М.: Обруч, 2012.-240 с.
6.Фурмина Я.С. Возможности творческих проявлений старших до-
школьников в театральных играх.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Педагогический проект «Формирование творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».

Данный проект направлен на формирование творческих способностей детей, развитие воображения, мышления, совершенствование навыков работы с различными материалами.За основу проекта взят принцип художест...

Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности

Система работы по формированию творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности...

«Применение нетрадиционных техник художественно – творческой деятельности как средство формирования творческих способностей детей дошкольников с ОНР».

Перспективный план работы по самообразованию на 2020 - 2021 г.г.Воспитатель Кондовая Юлия Сергеевна_группы № 4_МБДОУ «Детский сад № 68__Тема: «Применение нетрадиционных техник художественн...

ПРОЕКТ «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через кукольный театр»

ПРОЕКТ «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через кукольный театр» Выполнила: Воспитатель старшей группы Наталья Михайловна Шунина Содержание 1. Пасп...

Проект на тему: Формирование творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей II младшей группы посредством использования нетрадиционной техники рисования....