ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ «Формирование предпосылок УУД и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, средствами нетрадиционных техник» (бумажное моделирование)
презентация к занятию по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
В материале представлен материал, как развивать УУД у старших дошкольников через кружковую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stazherka_2013.doc | 69 КБ |
stazherka_uud.rar | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Ярмарка педагогических идей
«Формирование предпосылок УУД и творческих способностей детей дошкольного возраста, средствами нетрадиционных техник
(бумажное моделирование)
Воспитатель: Быкова С.Е.
2013
Переход современного общества от индустриальной эпохи к эпохе информации привел к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня очевидно ускорение темпов развития цивилизации, что обусловливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни.
Общая стратегия современного российского образования.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
На сегодняшний день ФГТ определено, что ребенок в результате освоения Программы может приобрести такое интегративное качество, как
СЛАЙД
(Универсальные предпосылки учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции).
Универсальные учебные действия подразделяются на 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия включают
СЛАЙД
Самоопределение
(процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления )
Смыслообразование
(установление связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется)
Нравственно – этическое оценивание
(нравственно – эстетическая ориентация)
Регулятивные универсальные учебные действия включают
СЛАЙД
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)
Планирование (составление плана и последовательности действий)
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик)
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона )
Коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата)
Оценка (оценка результатов работы)
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий)
Предпосылки формирования регулятивных УУД
-действовать по образцу и заданному правилу;
- сохранять цель;
- видеть указанную ошибку и исправлять ее;
- контролировать свою деятельности;
- понимает оценку взрослого и сверстника.
Познавательные универсальные учебные действия включают
СЛАЙД
Общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера)
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют
Знаково-символические действия(моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)
Логические (анализ объектов с целью выделения признаков; синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений )
Действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
Коммуникативные универсальные учебные действия
СЛАЙД
Постановка вопросов
(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Разрешение конфликтов
(выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация)
Управление поведением партнёра
(контроль, коррекция, оценка его действий)
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Сформированность предпосылок УУД выступает необходимым условием обеспечения преемственности перехода ребенка от предшкольного к начальному образованию и успешности обучения его в начальной школе.
Способы формирования УУД
опираться на ведущий вид деятельности дошкольников:
-СЛАЙД (игры с правилами и сюжетно-ролевые игры)
- включать дошкольников в активные виды деятельности:
СЛАЙД (конструирование, сюжетное и схематическое рисование, моделирование, экспериментирование, восприятие сказки, бытовой труд)
- максимально использовать метод поощрения:
СЛАЙД (поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный)
- включать дошкольников в процесс оценивания учебных достижений:
СЛАЙД (развернуто описывать то, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки)
Для повышения познавательного интереса и инициативы
взрослый сам должен с интересом быть погружен в какую-либо деятельность
СЛАЙД (стимулировать любознательность детей, передавать инициативу от взрослого к детям).
Ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления;
СЛАЙД (акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника, поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство).
Для того, чтобы сформировать у старших дошкольников интегративное качество как универсальные предпосылки учебной деятельности, была мной выбрана такая форма, как кружковая работа. Кружок «Бумажные фантазии».
СЛАЙД
Кружок «Бумажные фантазии»
Занятия художественно- продуктивной деятельностью решают задачи художественного воспитания, развивают предпосылки УУД, развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
СЛАЙД «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.»
Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации
Целью кружка «Бумажные фантазии» является создание условий для самореализации ребенка в творчестве, развивать творческую направленность у старших дошкольников в процессе работы с бумагой, развивать регулятивные, личностные, коммуникативные, познавательные действия.
Программа кружка, является долгосрочным проектом, рассчитанная на 3 года и разделена на 3 части
СЛАЙД
1 часть программы
« Бумагопластика как средство развития мелкой моторики»
( 4-5 лет)
СЛАЙД
2 часть программы
« Развитие творческой направленности у детей 5-6 лет средствами бумагопластики»
СЛАЙД
3 часть программы
« Развитие предпосылок УУД у детей 6-7 лет средствами бумажного моделирования»
Рассмотрим более подробно 3 часть программы, в данной части поставлены следующие задачи: обучающие, развивающие, воспитательные
СЛАЙД
Обучающие:
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
-учить самостоятельно, создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- учить видеть указанную ошибку и исправлять ее;
СЛАЙД
Развивающие
- развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- развивать умения контролировать свою деятельность;
-развивать умения анализировать объекты с целью выделения признаков; развивать образное мышление, воображение и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
- развивать познавательный интерес;
- развивать умение работать в коллективе;
Воспитательные
- воспитывать аккуратность в работе;
- воспитывать бережное отношение к продукту труда;
- воспитывать трудолюбие и старание;
- воспитывать нравственно – эстетическую ориентацию;
СЛАЙД (фото)
Бумажное моделирование — это создание бумажных моделей (уменьшенных копий с сохранением пропорций) реальных объектов.
Сегодня бумажное моделирование делится на несколько направлений —
это 2D , 3 D
СЛАЙД
(2D моделирование — это изготовление моделей в двухмерной плоскости. Обычно это вид моделируемого объекта с боку )
СЛАЙД
(3D моделирование — это изготовление объемных моделей в трехмерной плоскости)
Это, наверное, самый распространенный вид моделирования на сегодняшний день. Чтобы придать изначально плоской бумаге объем, прибегают к методу ее сгибания в конусы и цилиндры.
СЛАЙД (фото)
На занятиях по бумажному моделированию у дошкольников формируются важные качества: умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.
Дети во время моделирования, пользуются схемами, шаблонами, учатся сгибать, сворачивать, преобразовывать формы, дополнять элементами и проявлять свои творческие способности.
Важным моментом в формировании учебной деятельности является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения. Это явление играет решающую роль в развитии осознания ребенком своих действий и их результатов. Предметом основного внимания детей становятся сам процесс и способы выполнения задания. Они начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.
Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение контролировать свою деятельность с учетом поставленной задачи, т. е. появляется самоконтроль. Это исключает механическое выполнение работы однажды заученным способом, простое подражание товарищу. Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.
Подписи к слайдам:
Универсальные предпосылки учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
Личностные Самоопределение (процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления ) Смыслообразование(установление связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется) Нравственно – этическое оценивание(нравственно – эстетическая ориентация)
Регулятивные Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) Планирование (составление плана и последовательности действий) Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик) Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона )Коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата) Оценка (оценка результатов работы) Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий)
ПознавательныеОбщеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера) Знаково-символические действия(моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) Логические (анализ объектов с целью выделения признаков;синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений )Действия постановки и решения проблем(формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)
Коммуникативные Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация) Управление поведением партнёра(контроль, коррекция, оценка его действий) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Игры с правилами и сюжетно-ролевые игры.
Конструирование, сюжетное и схематическое рисование, моделирование, экспериментирование, восприятие сказки, бытовой труд .
Поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный .
Развернуто описывать то, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки
Стимулировать любознательность детей, передавать инициативу от взрослого к детям
Акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника, поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
1 часть программы « Бумагопластика как средство развития мелкой моторики» ( 4-5 лет)
2 часть программы « Развитие творческой направленности у детей 5-6 лет средствами бумагопластики»
3 часть программы «Развитие творческих способностей и формирование предпосылок УУД у детей 6-7 лет средствами бумажного моделирования»
Обучающие:знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования;совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;учить самостоятельно, создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;учить видеть указанную ошибку и исправлять ее;
Развивающие развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; развивать умения контролировать свою деятельность;развивать умения анализировать объекты с целью выделения признаков; развивать образное мышление, воображение и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм; развивать познавательный интерес; развивать умение работать в коллективе.
Воспитательныевоспитывать аккуратность в работе;воспитывать бережное отношение к продукту труда;воспитывать трудолюбие и старание;воспитывать нравственно – эстетическую ориентацию.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по ознакомлению детей с бумажным моделированием
"Организация работы по ознакомлению детей с бумажным моделированием"...
Презентация Ярмарка педагогических идей"Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников нетрадиционными средствами (бумажное моделирование)
На фото видны используемые приемы работы с детьми по развитию универсальных учебных действий...
Мастер класс в технике бумажное моделирование и конструирование "Умелые ручки"
Мастер класс в технике бумажное моделирование и конструирование "Умелые ручки"...
Программа дополнительного образования в ДОУ по бумажному моделированию Возраст детей 4 – 7 лет
Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в своей работе особое внимание уделила художественному труду. Раскрытие личности ребёнка, его индивидуал...
Консультация для родителей "Бумажное моделирование".
Конструирование и моделирование из бумаги является одним из эффективных средств активизации творчества дошкольников, поскольку они способствуют формированию множества конструктивно-плас...
Возможности бумажного конструирования и 3D моделирования в процессе всестороннего развития дошкольников.
Одним из видов детской деятельности и развивающего обучения, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является моделирование и конструирование. Для того чтобы возникла совмес...
Диагностика уровня развития детей 6-7 лет при реализации программы по полигональному моделированию «Грани бумажных возможностей» (2022-2023 уч.год)
Диагностика уровня развития элементарных конструкторских умений, образного и логического мышления, творческих способностей детей 6-7 лет при реализации программы по полигональному моделиро...