ПРОЕКТ
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через кукольный театр»
Выполнила:
Воспитатель старшей группы
Наталья Михайловна Шунина
Содержание
1. Паспорт проекта…. …3
2. Актуальность….4
3. Цель, задачи…. 6
4. Используемые в проекте виды детской деятельности…. 6
5. Предполагаемый результат ….…6
6. Этапы работы над проектом ….…. 8
7. Осуществление деятельности по реализации проекта….…. 10
8. Результаты работы ….12
9. Вывод…. …13
10. Список использованной литературы …. …14
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
(В. А. Сухомлинский).
Актуальность. Дошкольный возраст – является важным и неповторимым периодом в жизни каждого человека. В современном мире, интересы детей изменились. С моей точки зрения, дети все меньше и меньше восхищаются прекрасным,их внимание приковано к: компьютерам, гаджетам и игровым приставкам. Современные интересы детей в большинстве своем, к сожалению, не приносят определенной пользы для детей, и именно сейчас так актуально стоит вопрос развития творческих способностей.
Дети не рождаются творческими личностями: артистами театра и кино, художниками, писателями и драматургами, музыкантами, они могут иметь задатки, которые нужно выявить и начинать развивать как можно раньше. Дошкольный возраст – это фундамент для выявления и развития творческих способностей. На сегодняшний день в учреждениях дошкольного образования уделяется большое внимание творчеству, создаются проекты в различных видах творчества: музыка, живопись, театр. Каждый вид творчества прекрасен по-своему, но из всего выше перечисленного, хочется выделить театральное творчество.
Актуальность проекта заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Театрализованная деятельность позволяет решить многие проблемы педагогики и психологии,связанные с:
-художественным образованием и воспитанием детей;
-формированием эстетического вкуса;
-нравственным воспитанием;
-развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
-развитием коммуникативных качеств;
-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
Очень важно заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Своеобразие и новизна проекта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка.Поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах:
- постоянная обратная связь,
- диалогизация образовательного процесса,
- оптимизация развития (активная стимуляция)
- эмоциональный подъем,
- добровольное участие (свобода выбора,
- погружение в проблему,
- свободное пространство, гармонизация развития.
Проблемная ситуация:
Тема исследовательского проектавозникла после вопроса: «Ребята, а вы были когда-нибудь в кукольном театре?». Как оказалось, большенство детей никогда не посещали кукольный театр, и соответственно не видили кукольные спектакли. Но, и те дети которые посещали кукольный теарт, практически ничего не знали о нем. Кукольный театр, на первый взгляд самый распространненый вид театральной деятельности, который раскрывает творческий потонцеал ребенка и дает ему возможность адаптироватся в социальной среде, оказался неизвестным нашей детской аудитории.В связи с этим мы решили узнать: что такое кукольный театр? И легло ли воплотить в жизнь сказку своими руками?
Гипотеза исследования: через самый демократичный и доступный вид театральной деятельности – кукольный театр, мы сможем выявлять одаренных детей и развивать их творческие способности в данном виде искусства.
Цель: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование в образовательном процессе эффективных технологий развития театрализованной деятельности – кукольный театр.
Задачи:
• Задачи для детей:
Образовательные:
1. Познакомить с кукольным театром.
2. Совершенствовать представления детей о многообразии форм театрального искусства.
3. Систематизировать знания основ театральной культуры.
Развивающие:
1. Развивать память, мышление, воображение, внимание.
2. Обогатить речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.
Воспитательные:
1. Прививать интерес к театральной деятельности.
•Задачи для родителей:
1. Привлечь родителей к проблеме творческого развития ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок и другие формы работы.
2. Стимулировать творческую активность родителей через участие в творческой деятельности.
3. Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах творческого воспитания детей.
Используемы в проектевиды детской деятельности:
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательная;
- продуктивная;
- музыкально-художественная.
Предполагаемый результат:
Результат работы по формированию творческих способностей ребенка в процессе театральной деятельности будет способствовать развитию ребёнка в целом, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Дети:
-проявление интереса к художественной литературе, театру, музыке, как видам искусства.
- понимание сюжета сказки и характера персонажа;
- умение работать с перчаточной куклой;
- умение строить диалог с партнером, сказочным героем на заданную тему;
- умение действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- владение комплексом артикуляционной гимнастики;
- свободное ориентирование в пространстве;
-умение создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Родители:
- становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
- приобретение родителями знаний и практических навыков по изготовлению театральных атрибутов;
- активное участие родителей в совместных с детьми праздниках.
Тип проекта: информационно-творческий, познавательно-игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 месяц (с 15.09.2020 по 15.10.2020).
Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №28 комбинированного вида», воспитатель, родители воспитанников.
Формы реализации проекта:
НОД; чтение художественной литературы;
Дидактические игры; сюжетно-ролевые игры;
Беседы о театре, театральных студиях, кукольном театре и его видах; просмотр кукольных спектаклей (и использованием верховых кукол (перчаточных, низовых кукол (кукол-марионеток, ростовых кукол, кукол театра теней;
Игровые упражнения;
Подвижные игры с элементами драматизации;
Дыхательная гимнастика;
Театрализованные игры;
Организация развивающих и творческих игровых занятий;
Организация театрального вечера с показом кукольного спектакля;
Совместная деятельность детей и их родителей; совместная деятельность родителей и воспитателя.
Этапы работы над проектом
1. Погружение в проект.
Цель:подготовка детей к проектной деятельности
Задачи:
1. Мотивировать детей для деятельности на занятиях.
2. Подобрать методическую и художественную литературу, а так же иллюстрированный материал.
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для театральной деятельности.
4. Разработка модели творческой активности ребенка и взрослых в театрализованной деятельности.
5. Информирование родителей о предстоящей деятельности.
Предварительная работа:
• Подбор наглядного материала и художественной литературы.
• Составление рекомендаций для родителей «Что рассказать ребенку о кукольном театре».
• Чтение с детьми сказок.
• Просмотр мультфильмов.
•Домашнее задание: нарисовать любую иллюстрацию к сказке «Теремок»
2 Планирование деятельности.
Постановка.
Этапы работы.
Кукольный спектакль «Теремок» Деятельность
Художественно-речевая Музыкальная Театрально-игровая Творческая
1 этап Чтение сказки «Теремок». Обратить внимание на характер персонажей. Беседа Слушание детской музыкальной сказки «Теремок» Разыгрывание отдельных диалогов главных персонажей из сказки. Игры-превращения.Пластические игры: ритмическая гимнастика. Учить детей самостоятельно подбирать движения для передачи образа.
2 этап Упражнение для развития памяти, воображения. Обучение пересказу отдельных фрагментов сказки, точно следуя тексту. просмотр мультфильма «Теремок» Разучивание песен к сказке. Учить детей петь, чисто интонируя, в соответствии с образом. Обучение детей пересказу сказки по ролям (отдельные этюды, в соответствии с событиями и переживаниями героев, изменение интонации, выражение лица (хорошее настроение) Подготовить детей к умению рисовать по творческому замыслу, отображая свои впечатления от сказки. Организация выставки рисунков.
3 этап Развитие речевого слуха, речевого дыхания. Упражнение в четком, правильном произношении звуков, во фразовой речи. Развитие интонационной выразительности. Игра «Подскажи словечко» Е.Антипиной Музыкальные игры: «Музыкальный диалог», игра «Где ты?». Работа над выразительным исполнением песен. Развитие творческого содружества в детском коллективе. Этюды на общение «День Рождения» М. Чистяковой. Упражнение на развитие воображения, фантазии.Пластические игры: «Ритмическая гимнастика», «Сказочные этюды» Е. Антипиной.
4 этап Закрепление знания детьми стихотворного текста сказки. Артикуляционная гимнастика, скороговорки на развитие дикции. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку «Тарантелла», В. Гаврилина, «Полька» И. Штрауса, «Шутка» И. Баха Разыгрывание стихотворных диалогов. Упражнение на развитие мимики, жестов,различных чувств: «Удивление», «Дружная семья» М. Чистяковой Изготовление атрибутов, элементов декораций совместно с детьми, воспитателями, родителями.
5 этап Пересказ детьми сюжета по ролям. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую речь текста сказки. Развитие интонационной выразительности. Скороговорки на развитие дикции: «Карамель», «Виноград» Е. Антипиной Музыкальные этюды вопросно-ответного характера, разучивание песен, танцев, музыкальных игр к спектаклю. Разыгрывание детьми отдельных диалогов, сцен. Игры на развитие творческого воображения, выразительной мимики.Пластические игры: «Повтори», «Жили-были» Е. Антипиной Показ для детей II мл. группы кукольного спектакля.
6 этап Пересказ детьми сюжета по ролям. Учить выразительнос эмоциями передавать диалогическую речь текста сказки. Развитие интонационной выразительности. Творческие задания на развитие воображения и речи: «Поздравляем» Е. Антипиной Игры на импровизацию диалогов. Закрепление разученных песен, танцев, музыкальных игр к спектаклю. «Сказочные этюды». Разыгрывание детьми отдельных диалогов и сцен. Показ для родителей.
3. Осуществление деятельности по реализации проекта.
Работу начали с изучения и анализа литературы по этому вопросу.
Помогли книги следующих авторов: Е. А. Антипиной «Театральная деятельность в детском саду» 2003г., Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших дошкольников» 2004г., Греф А. «Техника театра кукол», 2003г. и другие. В этих книгах предложены различные упражнения на развитие мимики, пластики, элементы логоритмики, артикуляционной гимнастики, а также сценарии театральных игр, кукольных спектаклей, игр - драматизаций для детей старшнго дошкольного возраста.
Прежде чем приступить к практическим занятиям наблюдали за детьми, за игрой друг друга, за тем как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна их речь, как они могут двигаться под музыку, как могут развивать сюжет в играх с игрушками.
Создали соответствующую предметно-развивающую среду.При ее оформлении опиралась на следующие принципы:
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности.
• Принцип активности, стимулирующего разнообразную деятельность ребенка фактора. В данном случае стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели, способа действия.
• Принцип новизны, позволяющей преодолевать стереотипность и однообразие среды.
Работу начали с 15 сентября 2020 года. На первых этапах знакомили детей с театральными куклами, учили следить за развитием действий в кукольном спектакле. Осуществили просмотр кукольных спеклаклей «Колобок», «Репка», «Кошкин дом», просмотрели различные постановки спеклакля «Теремок». Провели мастер класс по работе с перчаточной куклой.
Прежде чем начать активную работу с перчаточной куклой, я просто предлагала детям поиграть с игрушками (мягкими, резиновыми) обращая внимание как можно с ними действовать, например, потанцевать, спеть колыбельную песню. Для этого часто использовала музыку разного характера, учила детей двигаться под нее.
После использовали игровые упражнения на выработку мимики,жестов: «Кислый лимон», «Обиделись», «Здравствуйте», «Маленький комар», «Толстый бегемот» и упражнения на развитие пантомимы: «Идет медведь по лесу», «Скачут лошадки», «Расцвели цветы на лугу», «Жук упал на спинку» и др. Благодаря этим упражнениям, дети становились более уверенными в своих движениях, выразительнее становились мимика, жесты. Использовали упражнения, направленные на развитие речи. Дети легко усваивают речевой материал, в котором много глаголов. При помощи этих слов детям легче показать разнообразные движения персонажей, например, «Гномы», «Самолеты загудели», «Помогите», «Сенокос», выполнять эти игровые упражнения детям легко и интересно.
Далее задача усложнилась: дети учились вести диалог друг с другом.Такие этюдные тренинги как: «Что ты ищешь лисичка?», «Киска», «Мышка, мышка, что не спишь?», «Щенок и кот» помогали добиваться синхронности речи и движения. Детям с более развитой речью предлагали придумать свои небольшие диалоги. Старались поддержать в детях желание импровизировать, придумывать что-то новое, свое. Ведь разыгрывание сочиненных диалогов, а далее сценок, сказок духовно раскрепощают ребенка, дают ему возможность поверить в свои силы.
Привлекли родителей к созданию театральных атрибутов для будущей постановки.
В конце проекта на театральных занятиях дети уже научились работать с перчаточной куклой. На дальнейших занятиях уже больше уделяли внимание дикции детей, каждое занятие начинали с несложной артикуляционной гимнастики, проговаривали чистоговорки, скороговорки.
Дети с удовольствием участвовали в театральных играх. При выборе игр руководствовались индивидуальными особенностями детей, их возможностями. Особое внимание уделяли анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах и явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев.
Завершающим мероприятием стал кукольный спектакль «Теремок». Таким образом, можно отметить, что проведенная работа подтвердила целесообразность выбора театрализованной деятельности.
4.Результаты работы:
Для детей:
1. У детей появился интерес к художественной литературе, кукольному театру, музыке - как видам искусства.
2. Занятия развили детскую фантазию, воображение.
3. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движения).
4. Речь детей стала более связанной, выразительной, расширился их словарный запас.
5. Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других и сопереживать.
6. Дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, застенчивость.
Для родителей:
1. Папки-раскладки, информационные стенды о театре.
2. Выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной деятельности с родителями.
3. Кукольный музыкальный спектакль «Теремок».
Вывод
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что кукольный театр способствуют развитию интереса к театральному искусству и раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание в условиях своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данном проекте я попыталась определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога, создание им условий для воспитания у дошкольников эмоциональных, интеллектуальных, коммуникативных способностей средствами театральной деятельности. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки и театра, он постепенно тоже признает эти ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На мой взгляд, необходимо совершенствовать театрально-музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать посредством создания новых программ, методик, и умело сочетать с уже существующим материалом, использовать на занятиях все виды детской театрально-музыкальной деятельности. И тогда, в проценне работы, нам - педагогам, воспитателям, будет проще выявлять одаренных, талантливых детей, направить их способности в нужное русло, раскрыть их творческий патанцелал и дать им возможность сделать первый шаг в большой мир искусства.
Список использованной литературы
1. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред. К. В. Тарасовой - М.: 1998
2. Баринова М. Н. О развитии творческих способностей - Л:1961;
3. Бекина С. И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984
4. Березина В. Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
5. Богат В., Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.
6. Ветлугина Н. А., Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981
7. Выготский Л. Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.
8. Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ.- Пенза: Уникон-ТРИЗ.
9. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.
10. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.
11. Кудрявцев В., Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
12. Левин В. А., Воспитание творчества.- Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
13. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н. А. Ветлугиной. - М, 1982
14. Нестеренко А. А., Страна сказок.Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 1993. 32 стр.
15. Никитин Б., Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.
16. Паскаль., Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу «Развитие творчества»