«Путешествие на самолете»
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Название: Путешествие на самолете.
Цель: Развивать умение детей в процессе игры учитывать интересы других ребят, проявлять доброжелательность к сверстникам, воспитывать культуру поведения у детей, активно социализироваться в обществе. Создание условий для активной творческой игровой деятельности.
Задачи:
- Образовательные: Закрепить знания о работе аэропорта, о профессиях воздушного транспорта; Закрепить знания детей об уже известных профессиях (кассир, продавец, буфетчица), развивать представление о новых профессиях (стюардесса, диспетчер, контролер, летчик, механик);Продолжать формировать у детей умение действовать в соответствии с ролью (летчики, стюардесса, контролер, пассажиры, механик, кассир, продавец);
- Развивающие: Обогащать словарный запас: пилоты (летчики), стюардесса, техники, бензозаправщики; Активизировать словарь детей: кассир, буфетчица, продавцы аптечного и газетного киосков, полет, высота, самолет, аэропорт, пассажиры;Развивать диалогическую речь; Развивать память, внимание, любознательность.
- Воспитательные: Воспитывать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры; Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Ожидаемый результат: умение детей играть небольшими группами, подчиняясь сюжету игры, по предложению воспитателя выполнять знакомые роли. отражать в играх взаимоотношения между людьми, реальные знания о профессиях взрослых. Согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия. Выполняют этические нормы поведения во время игры.
Предварительная работа: Просмотр видеосюжета об аэропорте, Чтение стихотворений: из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Аэропорт») из книги И. Винокурова «Самолет летит» («На аэродроме», «Кто водит самолеты») стихи «Я сегодня самолет» Ростислав Медведь загадки. Рассматривание иллюстративного материала, изображающего летящий самолет, самолет на аэродроме, самолет с сидящим летчиком, беседа с детьми по содержанию рассмотренных картинок. Просмотр: видеосюжета об аэропорте, эпизодов фильма «Экипаж»; Беседа о профессии летчик, о качествах личности присущих людям этой профессии Дидактические и словесные игры :«Кто лишний», «Да или нет», «Третий лишний», «Похож – не похож», «Найди пару». Подвижная игра «Самолеты» Лепка «Самолет». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей: составление расписания, меню, оформление бейджиков, пропеллер из картона и крылья для самолета, шлем, очки, билеты, бутылка с горючим, спасательные жилеты, кнопки для летчика, штурвал, наушники, еда и т.д.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде: необходимо приготовить оборудование для игры «Путешествие на самолете»: игровые модули для постройки самолета стульчики в зале ожидания , бензовозы (игрушечные машины - каталки), касса, билеты, паспорта, чемоданы сумки; кошельки; фуражки для летчиков, пилотка для стюардессы, штурвал, пропеллеры, крылья самолета, резиновые трубки-шланги для заправки самолетов бензином, «деньги», прилавки для «газетного киоска».
Приёмы прямого руководства:
Непосредственное включение педагога в игру, принятия на себя роли второстепенной. Участие в сговоре детей. Помощь р решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре. Наблюдение за игрой детей. Направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос) Коллективное обсуждение ролевого поведения детей после игры.
Приемы косвенного руководства:
без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры) Обогащение социального опыта детей через наблюдения, просмотра телепередач. Беседы. Привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игрового поля. Пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Условия для развития творческой сюжетно-ролевой игры: ценностное отношение педагога к игровой деятельности, включение достаточного количества времени в режиме дня для проведения сюжетно - ролевых игр; включение в педагогический процесс проблемных игровых ситуаций (простых и сложных) и словесных инструкций; принятие на себя партнерского поведения в ходе игр, обогащение игрового опыта у детей; участвовать вместе с детьми в предварительном периоде их самостоятельной игры, предлагая каждому участнику высказать свои предложения по поводу возможного развития сюжета на принятую всеми тему; получив несколько предложений, предоставить детям возможность самим распределять роли и играть, используя в качестве основы намеченные вместе события, т.е. играть по сюжету с «открытым концом»; при необходимости изменить сложившиеся между детьми неблагополучные отношения, действовать как равноправный партнер, внося нормативные способы распределение ролей (жребий, считалка); использовать свою привлекательность как интересного партнера, чтобы соединить с детьми в игре отвергаемого группой ребенка.
Роли: первый и второй пилоты (летчики), стюардесса, техники, бензозаправщики, пассажиры — мамы, папы, дети, бабушки, дедушки, кассир, продавец газетного киоска.
Структура игры:
- Вводная часть –мотивационная
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Воспитатель вносит в группу носовую часть самолета, сделанную из картона. Интересуется у детей как они думаете, во что мы сейчас будем играть? Сообщает что они не просто полетят на самолете, а отправятся в Москву на экскурсию. Предлагает для начала сделать самолет. Воспитатель использует прием напоминание и говорит: «Сегодня вы пришли в группу с сумочками и чемоданчиками, они понадобятся вам, чтобы совершить воздушное путешествие, а в путешествие всегда с собой берут багаж. Итак, давайте отправимся с вами в новый аэропорт и совершим увлекательное воздушное путешествие». | Дети соглашаются отправиться в путешествие, выставляют стулья позади носовой части самолета. |
- Содержание игры определение ролей
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Педагог использует прием уточнения и обращается к детям: «Посоветуйтесь друг с другом, и определите, какие роли нам необходимы для игры?» Для распределения ролей воспитатель предлагает детям выбрать один из приемов: «Вы можете самостоятельно распределить роли между собой или с помощью считалки». Для поддержания интереса у детей и развития игры вносятся дополнительные атрибуты: газетный киоск и буфет. Воспитатель делает объявление: «В зале ожидания нашего аэропорта работает газетный киоск, в котором вы можете приобрести интересные газеты и журналы. | Дети распределяют между собой роли: пилота, стюардессы, кассира, пассажиров , таможенника, продавец киоска, заправщики, механики. |
3.Игровые действия
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Воспитатель предлагает сотрудникам занять свои рабочие места, открыть аэропорт и пригласить всех детей совершить увлекательное путешествие на самолете Воспитатель берет на себя роль экскурсовода организует игровое пространство. напоминает действия других ролей .включает запись шума взлетающего самолета . тихую спокойную музыку во время полета . При приземлении в Москве проводит экскурсию по Красной площади ( используя слайд-шоу ) Для тех, кто никогда не был в столице, экскурсия на Красную площадь будет полна удивительных открытий. Но даже коренным жителям Москвы не надоест вновь и вновь приходить сюда. Красная площадь – сама по себе достопримечательность. Но уникальна она тем, что в своем ансамбле содержит ряд других известных объектов. Достопримечательности Красной площади Со всех четырех сторон света главная площадь России окружена знаковыми объектами. На севере расположились Казанский собор и Исторический музей. Государственный исторический музей был основан еще в 1872 году указом Александра II. Посетить его – это значит прикоснуться к многовековой национальной истории и культуре России, которая воплощена в огромном количестве уникальных экспонатов, собранном в нем. Восточную сторону площади заняли ГУМ и Средние торговые ряды. ГУМ – Государственный универсальный магазин – занимает целый квартал Китай-города. Средние торговые ряды составляют один ансамбль вместе с Верхними, или ГУМом. Здание является памятником архитектуры и также занимает целый квартал. На юге Красной площади расположен Храм Василия Блаженного, или знаменитый Покровский собор. Кроме религиозного значения он также является памятником русской архитектуры. При виде здания понимаешь, почему. На западе находится Московский Кремль – пожалуй, самое знаменитое архитектурное сооружение России. Кроме того, Красная площадь известна Мавзолеем и Некрополем, где захоронены государственные деятели советского периода. Побывав здесь с экскурсией, вы будете удивлены количеством интересной информации, которой вы не знали об этом уникальном месте Москвы. Интересные факты о Красной площади Красная площадь вымощена брусчаткой из крымского долерита, который имеет характерный темно-серый или зеленовато-черный цвет. на площади запрещено автомобильное движение. Таким образом, она является пешеходной зоной. Но по ней нельзя ездить не только на автомобилях. Движение на мопедах и даже велосипедах также запрещено. С Красной площади выходят улицы, которые ветвятся и переходят в магистрали, ведущие во все концы России. Это делает ее настоящим центром страны. Можно смело сказать, что все дороги ведут к ней.В настоящее время на ней проходят военные парады в честь Дня победы, проводятся народные гулянья, концерты, а зимой устраиваются грандиозные катки, на которых одновременно могут кататься сотни людей. Лучше один раз увидетьКаждый камень, каждое здание здесь буквально дышит историей. Прекрасно сохранившиеся образцы русской архитектуры поведают вам многое. Красная площадь – одна из тех достопримечательностей, о которой можно сказать: если вы не видели ее, вы еще не видели России. Обзорная экскурсия по Красной площади позволит вам заглянуть в историю целой страны на столетия назад, прочувствовать ее основные ценности и сердцебиение, узнать много нового и увлекательного. | Продавец газетного киоска Выслушивает посетителей, отпускать (продавать) газеты, журналы и др. Давать рекомендации по выбору товара Пассажиры Обращаются за помощью в покупке билета на рейс самолета к кассиру. Обращаются за помощью в выборе газеты или журнала к продавцу газетного киоска. Покупают продукты в буфете аэропорта. Общаются со стюардессой в выборе меню в самолете. Кассир (1 человек) Отвечает на звонки, ведет регистрацию пассажиров, выдавать билеты, ставит печать на билетах. Ведет контроль во время посадки пассажиров в самолет. Техники (2 человека) Осматривают самолет, подкручивают гайки, простукивают корпус. Вставляют трубки – шланги в топливный бак, заправляют самолет. Таможенники (2 человека) Принимают у пассажиров багаж, досматривают его на безопасность, перевозят на самолет, приглашают на посадку. Пилоты (2 человека) Приветствуют пассажиров на борту самолета. Проверяют исправность всех бортовых приборов. Следят за температурой за бортом и высотой полета Стюардесса (1 человек) Приветствует пассажиров на борту самолета. Объясняет где что лежит. Объясняет, как вести себя во время взлета и посадки самолета. Приносит напитки и еду. Оказывает пассажирам внимание и помощь. предлагает журналы. |
- Завершение игры: логическое подведение итогов и переход в другую деятельность.
Деятельность педагога | Деятельность детей |
По окончанию игры педагог подводит краткий итог работы детей в ролях. Закрепляет последовательность игровых: «Наш полет окончен. Все, и работники, и пассажиры отправляются домой к своим семьям. Время работы закончилось. Продолжим играть завтра. Аэропорт открывается в семь утра. Вы все прекрасно справились с выбранными вами ролями. Хотелось бы вам поиграть в эту игру дома со своей семьей? Какую бы роль вы тогда выбрали?». Педагог обращает внимание на взаимоотношения детей во время проведения игры: положительно оценивает желание детей договариваться, уступать друг другу, самостоятельно или с помощью взрослого разрешать конфликты. Так же, оценивает игру, задавая вопросы участникам: «Вы можете оценить качество работы нашего Аэропорта? Вам понравилось обслуживание? Экипаж самолета был достаточно вежлив? Понравилось ли вам обслуживание? Захотите ли вы в следующий раз воспользоваться услугами нашего «Аэропорта?». помогает навести порядок в игровой зоне. раздает детям раскраски с изображением самолета и благодарит за участие в игре. | Дети делают выводы .Наводят порядок в игровой зоне.Переходят к другой деятельности. |
- Дальнейшее продолжение игры: развитие сюжета.
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Пополнение предметно –игровой среды. Смена сюжета ,ролей. Объявить детям что открыто новое туристическое агентство в котором предлагаются новые туры за границу и приобрести сувениры на память о путешествии. | Дети меняются ролями. помогают изготовить новые атрибуты: путевки , рекламы . подключают к игре магазин сувениров .изготавливают сувениры. возможно привлечение родителей. Дети самостоятельно организовывают сюжетно- ролевую игру |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие на самолете в музей Севера»
Занятие проводилось в подготовительной группе по плану, представленному в технологии «Музейная педагогика», в 2012-2013 учебном году....
Строительная игра "Путешествие на самолете"
Строительная игра...
Путешествие на самолете № 97
Сценариий выпускного бала в детском саду...
Выпускной утренник в детском саду "Путешествие на самолете "Выпускник - 2017"
Цель: Доставить детям и их родителям эмоциональную радость в последний праздник в детском саду. Показать уровень подготовки детей к школьной жизни, их творческие, музыкальные и хореографические ...
"Путешествие на самолете"
Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познание" по формированию здорового образа жизни....
конспект сюжетно-ролевой игры "Путешествие на самолете"
Сюжетно-ролевая игра дошкольника – способ познания мира, где происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с прин...
Тематический день по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие на самолете».
Цель: систематизировать знания детей о пассажирском воздушном транспорте, развивать наблюдательность, внимание, мышление. Задачи:Образовательные:обобщить знания и представления детей об особеннос...