Занятие в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие на самолете в музей Севера»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Комисарчук Ольга Филипповна

Занятие проводилось в подготовительной группе по плану, представленному в технологии «Музейная педагогика», в 2012-2013 учебном году.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной к школе группе

Тема: «Путешествие на самолете в музей Севера»

Цель:

Стимулировать интерес детей разнообразием и подлинностью музейных (частная коллекция) экспонатов.

Совершить заочную экскурсию в музей Севера.

Способствовать получению детьми дополнительных знаний о жизни людей, живущих на севере.

Формировать познавательный интерес к коренному населению севера через экспонаты мини-музея.

Используемый материал:

  •  «самолет»
  •  частная коллекция экспозиций по теме (картины, изделия из кожи меха, из моржовой кости, видеокассеты)
  •  фотоальбом, аудиозапись с шумом самолета
  •  лист (полоса их ватмана) нанесенным карандашом сюжетом, гуашевые краски, кисти.

Предварительная работа.

Рассказы о северном крае, рассматривание иллюстраций, фотоальбома. Чтение книг о севере (Г. Снегирев «Песцовая земля», «Про пингвинов»)

Сюжетно-ролевая игра «Самолет»

Литература

В. К. Корепанов «Солнце над тундрой» Издательство «Советская Россия» Москва, 1979 г.

Ход занятия

  1. Дети сидят в «самолете»

Воспитатель:

  •  Ребята, какое время года подходит к концу в нашей местности?
  •  А как вы думаете, на севере нашей Родины, какой сезонный период?
  •  А почему? (ответы детей)

Воспитатель:

  •  Да, действительно, там уже зима... Солнце в это время года у нас низко расположено над землей, а в северном крае еще ниже.

Поэтому мало солнечного тепла и света. Отсюда и длительность времен года разная. Север - это место, где я провела много лет со своей семьей. Мне захотелось вам преподнести маленький сюрприз

  •  путешествие в музей севера. Отправимся туда на самолете.

(Перед детьми появляется «стюардесса»).

Стюардесса:

  •  Уважаемые пассажиры, я приветствую вас на борту автолайнера ТУ-154. Мы совершаем рейс по маршруту: «Москва - Нарьян- Мар», «Нарьян-Мар - Магадан». Полет будет проходить на высоте 10.000 м. Температура за бортом -53 °. В полете вам будут предложены прохладительные напитки, газеты и журналы. А сейчас прошу пристегнуть ремни безопасности.

Экипаж во главе с Прокофьевым Романом Сергеевичем желает всем приятного полета!

Звучит аудиозапись с шумом мотора самолета. Полет через некоторое время прекращается. Дети заходят в мини-музей.

II.

Экскурсовод:

  •  Ребята, вот мы и прибыли на место.
  •  Посмотрите на эмблему правил поведения.

Воспитатель:

  •  Вспомним, что обозначает каждый знак (дети отвечают)
  •  Дети, я предлагаю внимательно, не спеша пройти к столам, где расположены экспонаты, рассмотреть их, обговорить друг с другом о назначении вещей, исследовать из чего сделаны и приготовиться к нашей экскурсии в роли экскурсоводов. (5 минут) звучит тихо мелодия.
  1.  Вопросы к беседе (на вопрос звучат несколько ответов).
  •  Назовите предметы на 1 столе. Что это? (дают названия)
  •  Из чего они сделаны?
  •  Как можно использовать их в жизни?
  •  А если бы мастерили «этот» предмет, как бы украсили?
  •  Что можно узнать о жизни людей Крайнего севера глядя на эти изделия? (картина с аппликацией)
  •  Дети, а могли бы мы носить такую одежду? (нет). Почему, объясните?
  •  А почему коренное население не носит нашу..?
  •  Кто же кормит, одевает, служит транспортом для жителей севера? (Олень)

IV.

Воспитатель:

  •  Вы неплохо исследовали экспонаты 1 -го стола. А теперь послушайте мой рассказ и попытайтесь из него узнать что-нибудь новое для себя.
  •  Широкой длинной полосой тянется северный край земли с одной стороны до другой (с запада на восток). Земля эта зовется тундрой. Живут на ней такие народы как ненцы, коми, эвенки, чукчи и другие. Там не растут высокие деревья.
  •  Почему?

Да, верно, из-за холодов растительность низкая - карликовая. На глубине 1 м - лед, вечная мерзлота. Я видела карликовую березку, она доставала мне до коленей. У этого дерева мелкие листики.

  •  А для чего природа так придумала? (необходимо мало питания листику, ветра сломают березку)
  •  Основное занятие коренного населения - оленеводство. Каждая семья имеет стадо оленей, с которыми кочует по тундре. Питаются олени травой - ягелем.
  •  А по какой причине кочуют? (из-за корма)

Домом служит (кто помнит название?) чум (иллюстрация). Там разводят очаг (огонь), готовят пищу, дым от огня поднимается и выходит через отверстие в чуме сверху. Чум сооружают из каркаса

  •  палок, после покрывают оленьей шкурой. Маленькие дети находятся около родителей, а старшие ребята учатся в школе- интернате в г. Нарьян-Маре, где я и жила.
  •  А чем еще может заниматься местное население кроме оленеводства? (рыбалка, охота, собирают грибы, ягоды)
  •  На севере открыты месторождения нефти и газа. На картине изображена буровая вышка
  •  Для чего нам необходимы газ и нефть? (ответы детей) Воспитатель:
  •  Все, что вы видите на этом столе народное декоративно-прикладное искусство той части севера, где я жила. Для украшения выбраны простые, но яркие шерстяные полоски и на одежде-малице можно заметить знакомый элемент. На что он похож? (на рога)
  •  Почему этот элемент? (олень - главное животное в жизни северян)
  •  Что нового узнали?
  1.  А теперь подойдите ко 2-му столу.

Воспитатель: Здесь экспонаты Чукотской земли.

  •  Какие изделия вам сразу очень понравились? (моржовые кости)
  •  Из чего они (посмотрите на картинку, догадайтесь). Из бивней животных (моржей)
  •  Зачем их сделали?
  •  Какой из этих экспонатов можно использовать в жизни? (нож)
  •  А почему они не железным пользовались?
  •  А вот изделия из меха. Чем они отличаются? (украшение с бисером) и другой мех - нерпы.
  •  Какое еще можно в жизни использовать? (подушка, кошелек и т.д.)

Дети, на Чукотке есть косторезная мастерская, там и делают изделия из кости. А на них, с помощью тонкого сверла, рисуют оленей, упряжки с собаками, моржей и т.д. Затем растирают грифель из цветного карандаша и втирают в рисунок.

  •  Что вам запомнилось после нашей встречи?
  1.  Давайте пройдем к следующему столу и попробуем оставить свой след в изобразительном искусстве народов севера, (дети рисуют: заранее нанесен сюжет)
  2.  Завершение полета.

В следующие дни показывается видеофильм о севере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное физкультурно-речевое занятие в подготовительной к школе группе по теме: "Путешествие в Олимпийский Сочи".

Данное занятие является итогом работы над проектом "Олимпиада 2014". Материал занятия может быть использован на занятии по обучению грамоте с целью развития звуко-буквенного анализа, по закреплению зи...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Графоград»

Программное содержание: Активизировать мыслительную деятельность. Закреплять  представления о числах до 10. Упражнять детей в вычислительной деятельности в пределах 10, присчитывании и отсчитыван...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Путешествие в страну Знаний»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Путешествие в страну Знаний»...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности образовательной области познавательное развитие в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в мини музей Городца"

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...