Занятие в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие на самолете в музей Севера»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Занятие проводилось в подготовительной группе по плану, представленному в технологии «Музейная педагогика», в 2012-2013 учебном году.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие на самолете в музей Севера»
Цель:
Стимулировать интерес детей разнообразием и подлинностью музейных (частная коллекция) экспонатов.
Совершить заочную экскурсию в музей Севера.
Способствовать получению детьми дополнительных знаний о жизни людей, живущих на севере.
Формировать познавательный интерес к коренному населению севера через экспонаты мини-музея.
Используемый материал:
- «самолет»
- частная коллекция экспозиций по теме (картины, изделия из кожи меха, из моржовой кости, видеокассеты)
- фотоальбом, аудиозапись с шумом самолета
- лист (полоса их ватмана) нанесенным карандашом сюжетом, гуашевые краски, кисти.
Предварительная работа.
Рассказы о северном крае, рассматривание иллюстраций, фотоальбома. Чтение книг о севере (Г. Снегирев «Песцовая земля», «Про пингвинов»)
Сюжетно-ролевая игра «Самолет»
Литература
В. К. Корепанов «Солнце над тундрой» Издательство «Советская Россия» Москва, 1979 г.
Ход занятия
- Дети сидят в «самолете»
Воспитатель:
- Ребята, какое время года подходит к концу в нашей местности?
- А как вы думаете, на севере нашей Родины, какой сезонный период?
- А почему? (ответы детей)
Воспитатель:
- Да, действительно, там уже зима... Солнце в это время года у нас низко расположено над землей, а в северном крае еще ниже.
Поэтому мало солнечного тепла и света. Отсюда и длительность времен года разная. Север - это место, где я провела много лет со своей семьей. Мне захотелось вам преподнести маленький сюрприз
- путешествие в музей севера. Отправимся туда на самолете.
(Перед детьми появляется «стюардесса»).
Стюардесса:
- Уважаемые пассажиры, я приветствую вас на борту автолайнера ТУ-154. Мы совершаем рейс по маршруту: «Москва - Нарьян- Мар», «Нарьян-Мар - Магадан». Полет будет проходить на высоте 10.000 м. Температура за бортом -53 °. В полете вам будут предложены прохладительные напитки, газеты и журналы. А сейчас прошу пристегнуть ремни безопасности.
Экипаж во главе с Прокофьевым Романом Сергеевичем желает всем приятного полета!
Звучит аудиозапись с шумом мотора самолета. Полет через некоторое время прекращается. Дети заходят в мини-музей.
Экскурсовод:
- Ребята, вот мы и прибыли на место.
- Посмотрите на эмблему правил поведения.
Воспитатель:
- Вспомним, что обозначает каждый знак (дети отвечают)
- Дети, я предлагаю внимательно, не спеша пройти к столам, где расположены экспонаты, рассмотреть их, обговорить друг с другом о назначении вещей, исследовать из чего сделаны и приготовиться к нашей экскурсии в роли экскурсоводов. (5 минут) звучит тихо мелодия.
- Вопросы к беседе (на вопрос звучат несколько ответов).
- Назовите предметы на 1 столе. Что это? (дают названия)
- Из чего они сделаны?
- Как можно использовать их в жизни?
- А если бы мастерили «этот» предмет, как бы украсили?
- Что можно узнать о жизни людей Крайнего севера глядя на эти изделия? (картина с аппликацией)
- Дети, а могли бы мы носить такую одежду? (нет). Почему, объясните?
- А почему коренное население не носит нашу..?
- Кто же кормит, одевает, служит транспортом для жителей севера? (Олень)
Воспитатель:
- Вы неплохо исследовали экспонаты 1 -го стола. А теперь послушайте мой рассказ и попытайтесь из него узнать что-нибудь новое для себя.
- Широкой длинной полосой тянется северный край земли с одной стороны до другой (с запада на восток). Земля эта зовется тундрой. Живут на ней такие народы как ненцы, коми, эвенки, чукчи и другие. Там не растут высокие деревья.
- Почему?
Да, верно, из-за холодов растительность низкая - карликовая. На глубине 1 м - лед, вечная мерзлота. Я видела карликовую березку, она доставала мне до коленей. У этого дерева мелкие листики.
- А для чего природа так придумала? (необходимо мало питания листику, ветра сломают березку)
- Основное занятие коренного населения - оленеводство. Каждая семья имеет стадо оленей, с которыми кочует по тундре. Питаются олени травой - ягелем.
- А по какой причине кочуют? (из-за корма)
Домом служит (кто помнит название?) чум (иллюстрация). Там разводят очаг (огонь), готовят пищу, дым от огня поднимается и выходит через отверстие в чуме сверху. Чум сооружают из каркаса
- палок, после покрывают оленьей шкурой. Маленькие дети находятся около родителей, а старшие ребята учатся в школе- интернате в г. Нарьян-Маре, где я и жила.
- А чем еще может заниматься местное население кроме оленеводства? (рыбалка, охота, собирают грибы, ягоды)
- На севере открыты месторождения нефти и газа. На картине изображена буровая вышка
- Для чего нам необходимы газ и нефть? (ответы детей) Воспитатель:
- Все, что вы видите на этом столе народное декоративно-прикладное искусство той части севера, где я жила. Для украшения выбраны простые, но яркие шерстяные полоски и на одежде-малице можно заметить знакомый элемент. На что он похож? (на рога)
- Почему этот элемент? (олень - главное животное в жизни северян)
- Что нового узнали?
- А теперь подойдите ко 2-му столу.
Воспитатель: Здесь экспонаты Чукотской земли.
- Какие изделия вам сразу очень понравились? (моржовые кости)
- Из чего они (посмотрите на картинку, догадайтесь). Из бивней животных (моржей)
- Зачем их сделали?
- Какой из этих экспонатов можно использовать в жизни? (нож)
- А почему они не железным пользовались?
- А вот изделия из меха. Чем они отличаются? (украшение с бисером) и другой мех - нерпы.
- Какое еще можно в жизни использовать? (подушка, кошелек и т.д.)
Дети, на Чукотке есть косторезная мастерская, там и делают изделия из кости. А на них, с помощью тонкого сверла, рисуют оленей, упряжки с собаками, моржей и т.д. Затем растирают грифель из цветного карандаша и втирают в рисунок.
- Что вам запомнилось после нашей встречи?
- Давайте пройдем к следующему столу и попробуем оставить свой след в изобразительном искусстве народов севера, (дети рисуют: заранее нанесен сюжет)
- Завершение полета.
В следующие дни показывается видеофильм о севере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему "Путешествие в волшебный лес" (с использованием техники изонити.)
Интегрированное занятие по ручному труду....
Интегрированное физкультурно-речевое занятие в подготовительной к школе группе по теме: "Путешествие в Олимпийский Сочи".
Данное занятие является итогом работы над проектом "Олимпиада 2014". Материал занятия может быть использован на занятии по обучению грамоте с целью развития звуко-буквенного анализа, по закреплению зи...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Графоград»
Программное содержание: Активизировать мыслительную деятельность. Закреплять представления о числах до 10. Упражнять детей в вычислительной деятельности в пределах 10, присчитывании и отсчитыван...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Путешествие в страну Знаний»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Путешествие в страну Знаний»...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в осенний лес»
Конспект занятия...
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группы на тему "Путешествие в Математическое Королевство"
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи...
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности образовательной области познавательное развитие в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в мини музей Городца"
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...